Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Урок литературного чтения "В гостях у А.Л. Барто"

Урок литературного чтения "В гостях у А.Л. Барто"

План – конспект

урока чтения в 3-а классе

на тему «А. БАРТО. УЕХАЛИ» .

Цель урока:

познакомить учащихся со стихотворением А. Барто «Уехали».

Задачи урока:

1) учить детей интонационно, выразительно передавать эмоциональный смысл читаемого стихотворения А. Барто «Уехали»

2) корригировать и развивать эмоциональные психические процессы детей через анализ собственных ощущений, чувств и эмоций при чтении стихотворения А. Барто «Уехали»

3) воспитывать ответственность по отношению к животным, которых мы приручили, побуждать брать пример с героев стихотворения А. Барто «Уехали»

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями и умениями

Оборудование:

Колонки

Проектор

2) Средства наглядности:

Напечатанный текст «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

Подборка иллюстраций «настроение собаки» (печальный, довольный, злой, радостный);

Презентация «Эмоции»;

* портрет;

* карточки для индивидуальной работы;

Учебник: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители, (стр. 69 - 71).

I . Организационный момент .

Приветствие гостей.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· успеха (указательными);

· большого (средними);

· во всем (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите.

Какой скоро наступит праздник? Расскажите стихи.

Какое время года было до зимы? Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите.

Кто помнит стихи про осень? Расскажите.

Какое время года наступит после зимы? Сколько весенних месяцев? Назовите.

Какое сегодня число, день недели?

Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Как оно называется? («Удивительная верёвка»)

Кто герои этого произведения? О ком это произведение? (котёнок, мальчик, люди)

Что произошло с котёнком? (котёнок оказался в канале с водой)

Как окружающие люди отнеслись к этому происшествию? Было ли им жалко котёнка? Переживали ли они за его судьбу? (…)

Как начали действовать люди? Пытались ли они помочь котёнку? (…)

Найдите в тексте отрывок, где описывается то, как люди спасали котёнка.

Какова была дальнейшая судьба котёнка? Что с ним произошло в конце рассказа? (паренёк забрал котёнка домой)

Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это

(Дети читают найденные отрывки текста)

Как вы думаете, почему мальчик так поступил? Почему забрал котёнка домой? (…)

Один из героев романа Антуана де Сент – Экзюпери ответил бы на этот вопрос такой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили ».

(На доску выносится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Что значит, ребята «приручили»? (сделать ручным; создав в ком-нибудь чувство привязанности)

Должны ли мы быть в ответе за тех, кого приручили? И что это означает? (…)

III . Сообщение темы урока.

Постановка учебно – познавательной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, после прочтения которого, мы попытаемся согласиться или не согласиться с предложенной фразой писателя.

(Учитель вновь актуализирует внимание детей на фразе, зафиксированной на доске)

Но сначала давайте послушаем песню, которая подскажет нам, о ком новое произведение. (Учащиеся просматривают отрывок и слушают песню о собаке из к/ф «Приключения Электроника»)

Кто такой Электроник? (робот)

Кто его создал? (Профессор Громов)

О ком поют дети? (о собаке)

Откройте учебник на стр. 69

(Дети открывают книги)

Это стихотворение написала детская поэтесса Агния Барто. Прочитайте его название (…)

Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? (…)

IV . Изучение нового материала.

1. Творчество

Детская поэтесса Агния Барто

и характерные черты ее стиля

Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Для стиля Агнии Барто очень характерно называть своих персонажей по имени. Известные стихотворения Агнии Барто – «Мы с Тамарой», «Наша Таня горько плачет» и «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение». Мало кто знает, что Агния Барто – это псевдоним поэтессы: её настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Барто – фамилия первого мужа поэтессы поэта Павла Барто. Именем Агнии Барто была названа одна из малых планет, расположенная между орбитами Юпитера и Марса, а также один из кратеров на Венере.

Просмотр презентации на тему «Творчество ».

Чтение воспитанниками наизусть стихотворений для маленьких.

2. Первичное эмоциональное восприятие произведения

Как вы думаете, ребята, стихотворение с названием «Уехали» - грустное, печальное или весёлое, радостное? (…)

Отложите книги в сторону и послушайте всё произведение в целом. Подумайте, почувствуйте, какие эмоции вы испытываете во время прослушивания стихотворения, какое у вас настроение…

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения)

Понравилось стихотворение? (…)

О ком это стихотворение? Кто его главный герой? (щенок)

3. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами представим друг друга щенками. Встаньте возле своих парт.

Вы все видели, как маленькие щенята играют со своими хвостами – бегают за ними по кругу. Попробуйте изобразить это (Дети встают возле парт)

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел

(Дети кружатся вокруг себя. Учитель начинает читать считалку.)

(Дети рассаживаются по местам)

3. Словарная работа. Первичное чтение .

Откройте начало стихотворения. Сейчас наша задача поработать над смысловым значением стихотворения, незнакомыми словами и выражениями. Я буду читать стихотворение по частям – вы следить, после меня читаете вы.

Учитель читает первое четверостишие (настроение жизнерадостное, голос громкий)

Щенка корми молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

Ему пощупать нос.

О чём это четверостишие? (…)

Можно ли сказать, что здесь описывается то, как заботились о щенке? (…)

Каким образом заботились о щенке? Какие слова говорят о том, что о щенке заботились? Найдите эти слова в тексте (кормили, вставали ночью, бежали, пощупать нос)

Что значит бежали босиком, когда ночью бегают босиком? (когда часто и ненадолго встают, устают и не одевают обувь)

Зачем щупают нос щенку? (проверяют, не заболел ли)

Кто ещё такую заботу проявляет в жизни? Заботились ли о вас так когда – нибудь? (мама так заботится о малыше)

Как вы думаете, что щенок чувствовал в этот момент? Был ли он доволен, рад? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (довольная собака, злая собака)

Какая из этих картинок верно передаёт настроение щенка? Почему? (…)

Верная иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

С каким настроением прочитаем этот отрывок? (радость, забота)

________________________

Учитель читает второе четверостишие (настроение немного задумчивое, голос громкий)

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Чему мальчики учили щенка? Чему учат собак? (дрессируют, учат командам)

Какое настроение у щенка в этом четверостишии? Найдите эти слова в тексте (расстроенный слегка)

Почему щенок был расстроенный? (наверное, ему трудно было учиться)

Что значит слегка расстроенный? Почему так сказано? Нравилось ли щенку проводить время с ребятами? (немного расстроенный, потому что ему было трудно, но он хотел учиться, ему нравилось всё же поводить время с детьми)

Что значит «шагал на поводу»? Что такое «повод»? (поводок для собаки)

У всех ли собак есть поводки? (только у тех, у которых есть хозяева)

Можем ли мы предположить, что щенок был горд за то, что у него есть хозяева, есть поводок, что он кому то нужен? (…)

Попробуйте при чтении передать слегка расстроенное настроение щенка

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает третье четверостишие (настроение бодрое, в конце четверостишия пауза, настроение задумчивое, неясное, голос стихает)

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пёс,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увёз.

Привязался ли щенок к ребятам? Стал ли он их считать своими хозяевами? Где об этом сказано в четверостишие? (на чужих ворчать привык)

Значит, щенок стал различать «своих» и «чужих»? Как собаки относятся к «чужим»? Как относятся к «своим»? (…)

- Если щенок воспринимал ребят, как «своих», защищал их, можно ли сказать, что ребята приручили щенка? (…)

Учитель акцентирует внимание детей на ключевой записи на доске

Как заканчивается это четверостишие? Какими словами, прочитайте (…)

Что мог бы, по вашему мнению, почувствовать щенок, когда все ребята уехали? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, грустная собака)

Как вы думаете, какая из картинок лучше показывает настроение щенка теперь? Почему? (…)

Прочитайте этот отрывок

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает четвёртое четверостишие (настроение беспокойное, темп речи быстрый)

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костёр?

Привык он к яркому костру.

К тому, что рано поутру

Труба зовёт на сбор.

В этом четверостишии становится понятным, где проходило действие. Костёр, труба зовёт на сбор, то есть собирает всех – это происходит в летнем пионерском лагере. Скажите, почему ребята уехали? (у них закончилась смена, закончилось время отдыха, они поехали по домам)

Попробуйте во время чтения передать настроение беспокойства

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает пятое двустишие (настроение беспокойное, быстрый темп речи стихает)

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Что значит «лаять до хрипоты»? (…)

Почему так щенок вёл себя? (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает шестое четверостишие (грустное, голос тихий)

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом

И даже есть не мог.

Что мог чувствовать щенок в этот момент? (ему было грустно, одиноко)

Найдите и прочитайте слова в тексте, подтверждающие это (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает окончание стихотворения (настроение радостное, голос громкий, темп речи ускоряется)

Ребята вспомнили о нём –

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Как встретил щенок вернувшихся ребят? (он обрадовался)

Найдите слова в этом четверостишии, описывающие радость щенка (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, злая собака)

Какая из картинок теперь отражает настроение щенка? (…)

Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

Во время чтения передайте радость, восторг

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

4. Физкультминутка .

Посмотрите, ребята, сколько в одном стихотворении заложено чувств и эмоций. Поэтому мы с вами сразу не смогли сказать, грустное оно или весёлое.

Сей час мы с вами отдохнём – сделаем зарядку. Но зарядка эта необычная. Эта зарядка для лица.

Самомассаж лица (биологически активных зон)

Где ты, носик, носик, носик?

Где ты, лобик, лобик, лобик?

Где вы, щечки, щечки, щечки?

Я водичкою умоюсь.

Стану чистеньким я очень.

Мышцы лица мы подготовили. Теперь попробуем поупражняться в выражении эмоций. Я вам приготовила весёлых человечков, которые изображают различные эмоциональные настроения. Ваша задача – угадать, что показывает человечек и попытаться повторить это.

Презентация «Эмоции»

V . Игра «Не зевай!»

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написано слово. До определенного момента оно закрыто полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает слово. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и читает слово, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет слово, которое прочитал. Следующему ученику предъявляется новое слово.

VI . Первичное закрепление.

Самостоятельное чтение учащихся

Коррекционная работа со слабыми воспитанниками (Аскеровой С. и Мирзоевой Ш.): найти и подчеркнуть все буквы Бб в предложенных словах; чтение страницы букваря .

Возвращаемся к работе над произведением.

Активизация внимания детей.

Чтение по четверостишиям 2 -3 раза с комментариями учителя.

VII . Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения.

VIII . Подведение итогов урока.

Итак, подведём итоги. Закрыли учебники. Посмотрели на меня, на доску.

Дети организуют порядок на рабочем месте

С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто запомнил автора стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Что с ним произошло?

Как вы относитесь к происходящим в произведении событиям? Какие чувства вы испытывали во время прочтения стихотворения?

Чем закончилось стихотворение? Как вы думаете, что дальше произошло с щенком?

Какая картинка подойдёт к тому, чтобы передать эмоции щенка в будущем?

Активизируется внимание детей к иллюстрациям на доске.

Подходящая картинка остаётся, остальные снимаются.

А что, по вашему мнению, могло бы произойти, если бы дети не вернулись за щенком? (Он мог бы грустить, заболел бы, мог бы погибнуть…).

На доску выносится иллюстрация «злая собака»

Мог бы щенок в дальнейшем стать таким, если бы дети его бросили?

Активизируется внимание детей на доске к ключевой записи

Попробуйте теперь ответить на вопрос, который мы задали в начале урока: всегда ли мы должны быть ответе за тех, кого приручили? Почему?

Что может произойти с теми, кого мы бросаем?

IX . Информация о домашнем задании.

Дома необходимо потренироваться в чтении этого стихотворения с выражением. Стр. 69 – 71 читать.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ (2 класс)

Содержание урока раскрывает силу слова и воспитательного смысла творчества А.Л. Барто, которые совершенствуют характер читателей, поднимают их нравственный и интеллектуальный уровень, незаметно и без «нажима» прививают добрые чувства, учат дружить, формируют будущего гражданина. Всё это происходит благодаря педагогическому такту Мастера, юмору и доброй иронии, человеческим качествам Агнии Львовны, образ которой и биография рассматривается на протяжении всего урока.

Тема урока : « Пускай моё сердце останется чистым» (Творчество Агнии Львовны Барто)

Цель урока : ознакомление детей с творчеством А. Л. Барто, широким кругом произведений писателя, доступных для самостоятельного чтения; обучение осознанно выбирать книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развитие желания и умения учиться, развивать речь, мышление.

Задачи :

    учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, эмоционально окрашенного чтения.

    Развивать умение слушать и понимать речь других; грамотно оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре и группах; определять и формулировать цель деятельности на уроке и следовать ей с помощью учителя; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Воспитывать нравственное чувство этического сознания и готовности совершать хорошие поступки; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

В процессе обучения формируются следующие УУД:

Личностные: учебно-познавательный интнрес к урокам литературного чтения, самоанализ и самоконтроль результата;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение);

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, учитывая позицию собеседника, огранизовывать и осуществлять сотрудничество с учителем, формировать умение выступать;

Регулятивные: начинать и заканчивать действие в нужный момент, запоминать и удерживать информацию во времени, корректировать, оценивать.

Оборудование:

    литературный ряд : текст стихотворения А. Л. Барто «В школу», выставка книг автора ;

    изобразительный ряд: презентация, оформление доски, игрушки;

    музыкальный ряд: аудиозапись поэмы А. Барто

Ход урока

I . Организация начала урока.

II . Введение в тему.

    Эмоциональный настрой.

Звучит тихая мелодия. На её фоне читаю стихотворение «Дарю тебе сердце…». В руках- белый лист с нарисованным сердцем.

Дарю тебе сердце

На листике белом,

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй что захочешь,

Сердиться не буду.

Но лучше на нём

Рисовать не учись ты,

Пускай моё сердце

Останется чистым.

Даю детям несколько минут на чувствование, осознание услышанного, понимание глубокого смысла выражения «чистое сердце»

Проверка восприятия :

Что почувствовали?

Какое выражение является ключевым в стихотворении? («чистое сердце»)

Как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся)

2 ) Сообщение темы.

Тема нашего урока внеклассного чтения – « Пускай моё сердце останется чистым».

Открываю (частично) запись на доске

А знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? Агнии Львовне Барто!

Открываю оставшуюся запись на доске

Сегодня мы будем говорить об этом замечательном человеке и писателе, о героях его произведений, их поступках. Постараемся понять, какие качества человека Агния Львовна считает ценными.

III . Работа над произведениями А. Л. Барто, предназначенных для дошкольников и о ребятах-сверстниках.

    Сообщение учителя о жизни и творчестве А. Барто.

Слайд : портрет

В 2016 году отмечается знаменательная дата – 110 лет со Дня рождения Агнии Львовны Барто.

Родилась она 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Он с ранних лет прививал дочери любовь к литературе, к великим поэтам и писателям, к родному слову, к его огромным, чудесным, как казалось будущей поэтессе, возможностям. Потому не удивительно, что писать стихи Агния начала уже в начальных классах гимназии…

Всмотритесь в доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: «Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!». Её стихи знает каждый ребёнок, есть книжки, которые любят все ребята. «Спросите у любого пятилетнего человека, ещё и книгу-то не умеющего держать: «Почитать тебе Барто?» - и он кивнёт головой. Барто – это для него значит – понятные, весёлые и интересные стихи. Это значит – он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всём рассказывать, и может весело пошутить». (С. Михалков)

2 ) Слушание, чтение и обсуждение стихотворений.

Вспомните себя совсем маленькими и те детские стихи Барто, которые слышали и знали. Расскажите их.

Слайд : цикл миниатюр «Игрушки»

В классе - игрушки: мишка, зайчик, машинка, слон, лошадка. Дети выбирают любую из них, «играют» с нею и читают соответствующее стихотворение…

Сейчас вы – ученики второго класса. А помните ли вы свой первый школьный день? О чём вы думали? Что вас тревожило? Какие чувства испытывали?

Давайте познакомимся с героем стихотворения Барто – Петей. Мне думается, что он чем-то похож на вас.

Ученики самостоятельно, затем вслух читают стихотворение «В школу »

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали.

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Узнали себя в этом мальчике?

А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чём мечтают, что любят делать и что не любят. Читая её стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

Послушайте ещё одно стихотворение. Выскажите своё мнение о его герое.

Стихотворение «Любочка » читают заранее подготовленные дети

Слайд

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Охарактеризуйте героиню этого стихотворения. Дайте оценку её поступкам.

Что бы вы ей посоветовали?

IV . Работа над поэмой «На заставе».

    Беседа, подготавливающая к восприятию нового произведения .

Всем своим творчеством А. Барто воспитывает у читателей – маленьких и взрослых – уважение к детям. Юные герои её стихов завоевывают наше расположение уже с самых первых своих шагов.

Как вы думаете, ребята, за какие поступки можно уважать ребёнка? Есть ли у вас друзья, знакомые, достойные уважения? Расскажите о них.

Какой праздник отмечается в нашей стране в феврале?

Кого мы поздравляем в этот день?

Что значит быть защитником Отечества?

( Важно услышать ответ о том, что быть защитником – значит охранять границы нашей страны)

Как вы думаете, может ли быть защитником Родины ребёнок?

2) Слушание, обсуждение содержания произведения.

Сейчас вы познакомитесь с поэмой «На заставе».

Слайд

Словарная работа : застава заградительный, сторожевой пункт на границах города, области, государства.

Установка на слушание :

Ваша задача: послушать историю, рассказанную А. Барто, выяснить, кто является её героями, дать им характеристику.

Звучит аудиозапись: поэму читают актёры

Кто является героями? Какие они? Достойны ли уважения, почему?

V . Факты из биографии А. Л. Барто.

В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт, выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации в городе Свердловске (ныне Екатеринбург) работала на заводе в токарном цехе.

Позже, после войны, она в течение 9-ти лет вела на радио передачу «Найти человека», где потерянные в Великую Отечественную дети и взрослые рассказывали о себе, о том, что они помнят. Благодаря такому важному, великому делу Агнии Львовне удалось воссоединить почти тысячу семей! Сейчас у нас есть передача «Жди меня» на телевидении. Благодаря многим, не равнодушным к чужой беде людям, таким же, какой была Барто, многие семьи находят друг друга.

- Итак, ребята, посмотрите, о каком многогранном, талантливом человеке мы сегодня говорим: Барто – поэт, писатель, ведущая на радио. Но и это ещё не всё! Агния Львовна создавала поэмы, киносценарии, пьесы, выступала как публицист и теоретик детской литературы. На её стихи написаны песни (Любитель рыболов»)…

Слайд

В 1976 году Агния Барто получила международную премию имени Г.Х. Андерсена, которую называют малая Нобелевская премия. Её присуждают один раз в два года лучшему детскому поэту или писателю.

Агния Барто получила множество премий за свои заслуги: Сталинскую премию второй степени (1950), Ленинскую премию (1972), медаль Льва Толстого «За заслуги в деле создания произведений для детей и юношества».

Много почетных наград у Барто, но главная из них – читательская любовь. Книги А. Л. Барто переведены на 76 языков, и их вышло столько, что ими можно было бы уставить полки самого большого книжного магазина.

Слайд

VI . Итог урока. Рефлексия.

1) Беседа по материалам урока.

Каким человеком вы увидели Агнию Львовну Барто? Какими качествами она обладала? Что оставила нам в дар талантливая писательница?

Герои произведений А. Барто – какие они? Расскажите.

Чему учит нас Агния Львовна?

2) Работа учащихся в группах.

Тема нашего сегодняшнего урока – « Пускай моё сердце останется чистым ». А какое оно – чистое сердце? Обсудите. Представьте результаты своей работы.

Дети работают в группах с карточками. Результатом их деятельности должен быть

выбор необходимых высказываний

3) Представление результатов работы.

Карточки с выбранными ответами размещаются на доске

4) Заключительное слово учителя .

Имя Агнии Барто присвоено одной из малых планет (2279 Barto), расположенной между орбитами Марса и Юпитера, и ещё одному из кратеров на Венере!

Творите добро, сохраняйте всю жизнь чистыми свои сердца и, может быть, когда-то на небосклоне засияет звезда вашего имени. ( Здесь можно включить фрагмент песни «Дорогою добра» и говорить на её фоне)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто "Помощница", "Игра в слова»

Цели урока:

  • Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением “Помощница”; воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе толкового словаря; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.
  • Развивать умение школьников анализировать средства выразительности, высказывать суждения о тех или иных нравственных качествах, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать у детей уважение к членам семьи, умение отвечать за свои поступки.

Оборудование:

  • Портрет А.Л. Барто.
  • Карточки с заданиями.
  • Мультимедийный проектор – презентация.
  • Таблицы для оформления доски.
  1. Включение в учебную деятельность.

Учитель. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Дети. Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие , и довольно необычное.

Что вы узнаете нового, как называется страна, в которой мы побываем, вы скажете в конце путешествия.

Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)

Учитель. Итак, отправляемся в путешествие . (На доске появляется автобус и самолёт) Дети имитируют средство передвижения. Слайд 1

  1. Постановка целей и определение темы урока.

1 остановка. Слайд 2 (слово библиотека и слова все мы знаем…)
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, как называется первая остановка:

Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай! (библиотека)

Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем.

В библиотеке выставка книг с произведениями А. Л. Барто. Дети рассматривают книги, рассказывают, кто какие читал, находят книги А. Л. Барто на книжных полках.

Учитель. Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?

Дети. А. Л. Барто писала стихи для детей. Слайд 3 (обложки книг Барто )

Кто догадался, какая тема урока?

4 Слайд с надписью Стихи Агнии Львовны Барто. И портрет

Стихи А. Л. Барто знают не только ваши мамы и папы, но даже бабушки и дедушки. Потому, наверное, что в них есть маленький секрет – они запоминаются сразу и на всю жизнь.

Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели:

  • познакомиться с творчеством А. Л. Барто;
  • учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

3. Работа по теме урока.

2 остановка. «Детский сад»

Учитель. Всего несколько месяцев назад вы дошкольниками были и ходили… (дети дополняют) в детский сад. В стране, по которой мы путешествуем, тоже есть детский сад.

(Учитель прикрепляет к доске табличку с надписью «Детский сад»)

Учитель. Чем занимаются дети в детском саду?
5 Слайд игра «Продолжи стихотворение»

а)Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко, ...

б) Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу….

В) Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик…
г) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

д) Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка…..
- О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

Как понимаете выражение “весь до ниточки промок”?

Почему зайка остался на скамейке один?

Как относится девочка к своей игрушке?

Можно ли её назвать хозяйкой?

С каким чувством вы слушали это стихотворение?

Чему учат эти стихи?
(Беречь свои игрушки.)

Физкультминутка.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

3 остановка. «Школа». Слайд 6 со словом школа, рисунки детей-школьников)
Стоит дом,
Кто в него войдет -
Тот ум приобретет.

Дети отгадывают загадку.

(На доске появляется надпись «Школа».)

Учитель. Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение)

В школу.

Учитель. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики.

Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в таблице. Расшифруйте слово с помощью ключа.Слайд7

Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идёт о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Физминутка. Слайд 8 со словом физминутка

Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

г) Работа над стихотворениями “Помощница”, “Игра в слова”.

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано в “Азбуке” (стр.104)

Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Чтение стихотворения “Помощница” детьми. Анализ стихотворения.

Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

Чем вы можете это доказать? (выборочное чтение)

Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом? Слайд 9 с заголовком помощница и со словами ела конфеты, чай пила,пролила клей, мяукала с кошкой, посидела с мамой, пошла к бабушке)

(Таня пролила столярный клей, а убирала его, наверное, мама.

Таня не стала раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.)

Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

(при ответе используются подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске: одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)

Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Подготовленные ученики читают наизусть стихотворение «Любочка» (Слайд10 с заголовком Любочка и девочка со скакалкой)

Любочка

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись! - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.

Что высмеивает поэтесса?

Что посоветуете этой девочке?

Чтение стихотворения «Игра в слова»
- Что вы слышали нового?

а) чтение по строфам

б) выборочное чтение к иллюстрациям.

в) многозначность слова «ключ» Слайд 11 с заголовком Ключ и картинками дверной ключ, скрипичный ключ,родник

Чему учат эти стихи?

Вывод: учат понимать и любить свой родной язык, родную природу

Г)творческая работа Слайд 12(соедините слова 1 столбика со словами 2 столбика, поиграйте словами)

Журчат ручьи, Красу несёт!

Весна идёт, Спешат грачи.

4. Рефлексия. Слайд 13

Выберите и продолжите любое предложение.

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

Подписи к слайдам:

Урок обучения грамоте в 1-м классе «Стихи А.Л. Барто “ Помощница ", "Игра в слова» Материал подготовила: Сиднева Людмила Алексеевна Учитель начальных классов

Первая остановка Все мы знаем- Чтение- лучшее учение. На уроке почитаем, Много нового узнаем БИБЛИОТЕКА

Стихи Агнии Львовны Барто

Вторая остановка «Детский сад»

Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…. Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко,…. .......

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик… Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка……

Третья остановка «Школа»

А Н М О И Ц О П Щ 9 6 3 2 7 8 4 1 5

Помощница Ела конфеты Чай пила Пролила клей Мяукала с кошкой Посидела с мамой Пошла к бабушке

Красу несет! Спешат грачи. Журчат ручьи, Весна идет,

На сегодняшнем уроке я узнал…. На этом уроке я похвалил бы себя за……. Сегодня я сумел……

Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!


Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто; развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения; формировать умение запоминать стихи.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Определять эмоциональных характер текста. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств.

Коммуникативные УУД:

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Оборудование: выставка книг А.Л. Барто; портрет поэтессы.

Ход урока

I. Организационный момент

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Мой щенок»

III. Постановка цели урока

Сегодня я расскажу вам о жизни Агнии Львовны Барто, мы познакомимся со стихотворением «Веревочка». Научимся читать его выразительно, подумаем вместе, какие приемы лучше использовать для заучивания наизусть.

1. Рассказ учителя об А.Л. Барто.

Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Цикл стихотворений «Игрушки» появились в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, пи­сала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто - в мае 1945 года погиб ее сын.

Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о де­тях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время вой­ны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.

Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. Книжка «Вовка - добрая душа» как раз о таких детях.

2. Чтение статьи в учебнике учителем, с. 38.

На предыдущих уроках мы читали стихотворения С. Ми­халкова, а сейчас послушайте отрывок из его статьи об Агнии Львовне Барто.

3. Чтение стихотворений наизусть («Игрушки» и т. п.).

4. Первичное чтение стихотворения «Веревочка». Сначала «жужжащим» чтением, затем вслух.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Почему стихотворение названо «Веревочка»? Какую ве­
ревочку имела в виду автор? (Прыгалки или скакалка.)

Какие приметы весны подметила А. Барто на улицах Мо­сквы?

Прочитайте каждый по одной примете.

Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющейся об ас­фальт?

Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Выполнение заданий № 5, 6 в учебнике.

3. Выразительное чтение.

4. Обсуждение приемов запоминания.

Если надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, то
как вы будете его учить? (Ответы детей.)

Для начала, нужно прочитать стихотворение и выяснить знат чение всех непонятных слов. Потом громко прочитать стихотво­рение и попытаться уловить его ритм, мелодию, представить себе картину или события. В третий раз прочитать надо выразитель­но. Минуты через 2-3 попробовать повторить по памяти, при необходимости - заглядывая в текст. Повторить стихотворение через 3 часа. Еще раз - перед сном. Утром - прочитать, а потом рассказать перед зеркалом.

Детям раздаются памятки.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, про­иллюстрировать его.

Урок 78. А. Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу»

Цели урока: ознакомить обучающихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить фор­мировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в группе книг; формировать доброе отношение к природе.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль

Оборудование: Выставка книг А.Л. Барто.

I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть (или выразительно) стихотворений А.Л. Барто.

2. Игра «Узнай «Веревочку».

На доске - строки из разных стихотворений. Дети должны определить, какие строки из стихотворения А. Барто (учебники при этом закрыты).

Галдят грачи на дереве*

Гремят грузовики...

Не любила нас она,

Била, била нас она... (Федорино горе.)

Как птицы заливаются Трамвайные звонки...

· Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Веревочка»

III. Постановка цели урока

IV. Изучение нового материала

1. Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

2. Чтение стихотворения «Мы не заметили жука».

Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?

Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?

Какая главная мысль в этом стихотворении?

Какое стихотворение Сергея Михалкова написано на эту же тему? (Зяблик.)

Кто помнит это стихотворение? Напомните, пожалуйста, всему классу. (Ученик читает наизусть или по книге.)

Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, пере­давая интонацией чувства девочки.

3. Повторное выразительное чтение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения новой темы

1. Беседа.

Помните ли вы свой первый день в школе?

Что было самым удивительным? (Рассказы детей.)

А самым страшным?

А вот какое стихотворение написала А.Л. Барто про мальчи­ка Петю, про то, как волновался он накануне 1 сентября?

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

3. Первичная проверка понимания.

Понравилось ли вам стихотворение?

Похоже ли волнение Пети на ваше состояние перед первым учебным днем?

В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался?..» Можно ли сказать, что Петя трус?

Прочтите это стихотворение выразительно.

VII. Итог урока

О чем читали стихи? Чему они нас учат?

Домашнее задание

Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению одного из двух стихотворений.

Урок 79. А.Л. Барто. «Вовка - добрая душа»

Цели урока: ознакомить учащихся с новым стихотворением А. Барто; развивать навык выразительного чтения, учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное от­ношение к окружающим людям.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД: Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворения.

Закрепление изученного материала

1) Определение темы, главной мысли, героев произведения «Мой щенок» С.Михалкова

2) Выпиши из текста стихотворения, какие проказы совершил щенок на прогулке

3) Определите характер щенка

4) Составьте рассказ о пропаже щенка

5) Придумайте объявление о пропавшем щенке

III. Речевая разминка

Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка

IV. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением
Агнии Львовны Барто «Вовка - добрая душа»

Тема: А.Л. Барто. В школу.

Цели:

  1. Образовательная: познакомить с новым стихотворением А. Барто;

формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.

  1. Развивающая: развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.

Развитие бережного отношения к своему здоровью.

  1. Воспитательная: воспитание уважения и к творчеству А.Л. Барто;

воспитание чувства ответственности у учащихся, умения ценить время и рационально его использовать.

План урока:

Ход урока .

Организационный момент – положительный настрой к уроку.

Мы глазами миг-миг,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы плечами чик-чик,
Мы ногами топ-топ.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя,
Раз присели, два привстали,
Руки к верху приподняли
Раз, два, три
Заниматься нам пора!

Начнём урок. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.

Посмотрите на экран. Постарайтесь вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте стихотворение


Подписи к слайдам:

Узнай стишок! Бычок, качается, Вздыхает, упаду. Громко, уронила, тише, не утонет.

Бросила, под дождём, промок Уронили, оторвали, не брошу.

Объясни слова новичок, отложной воротничок, вдогонку, электричество Иванина В.В. МОУ"СОШ№25"г.Балаково

А.Л. Барто. «В школу»

Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок, У него на новой куртке Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной, Было только три часа. Он ужасно испугался, Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал, Папа бросился вдогонку, У дверей его догнал.

За стеной соседи встали, Электричество зажгли, За стеной соседи встали, А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру, До утра заснуть не мог. Даже бабушке приснилось, Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс.

Пора в школу!

Выбери, с каким человечком ты сегодня дружишь! Спасибо!