Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Право международных организаций. История выхода венесуэлы из организации американских государств Генеральная Ассамблея ООН

Право международных организаций. История выхода венесуэлы из организации американских государств Генеральная Ассамблея ООН

    Современная энциклопедия

    - (ОАГ) создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Большой Энциклопедический словарь

    ОАГ создана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. 35 членов латиноамериканских государств, США и Канады (1994). Высший орган ОАГ Генеральная ассамблея министров иностранных дел, исполнительный орган Постоянный совет ОАГ (в… … Политология. Словарь.

    - (ОАГ; Organizacion de los estados americanos, Organization of American States), основана в 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе. В составе ОАГ 35 членов: латиноамериканского государства, США и Канада (1994). Основные цели поддержание… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (ОАГ; исп. Organización de los estados americanos, англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, порт. Organização dos Estados Americanos), создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции в Боготе… … Википедия

    Организация американских государств - (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    - (ОАГ; Organización de los estados americanos) создана 30 апреля 1948 на 9 й Межамериканской конференции (См. Межамериканские конференции) в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза (См. Панамериканский союз), существовавшего с… … Большая советская энциклопедия

    - (ОАГ). Созд. 30 апр. 1948 на 9 й Межамер. конференции в Боготе (Колумбия). Чл. ОАГ являются (1966) США и 19 латиноамер. гос в (все, кроме Кубы, Барбадоса, Гвианы, Ямайки и Тринидада и Тобаго). США используют ОАГ как орудие для борьбы против нац.… … Советская историческая энциклопедия

    - (ОАГ) региональная межправительственная организация, созданная в 1948 г. и включающая большинство стран Западного полушария. ОАГ действует на основе устава в редакции 1970 г., а т.ж. Межамериканского договора о взаимной обороне 1947 г. Членами… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Организация американских государств - (ОАГ) (Organization of Amercan States, OAS)Organization of Amercan StatesOAS, региональная организация 35 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Первоначально основанная в 1890г. в значительной степени с целью развития экономических и… … Страны мира. Словарь

Книги

  • Современное международное право о защите окружающей среды и экологических правах человека , А. М. Солнцев. В монографии исследуется возникновение и развитие системы экологических прав человека, выявляются отдельные виды экологических прав человека, анализируются международно-правовые и…

Организация американских государств

Организа́ция америка́нских госуда́рств (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе существовавшего с 1890 Панамериканского союза. В состав ОАГ входят (1979): Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Содружество Доминики, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. До 1962 в работе ОАГ в качестве её члена участвовала Куба. В 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали Бельгия, Гайана, Израиль, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швеция, Япония. Местопребывание основных органов ОАГ — Вашингтон.

Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте; мирное урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран — участниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ определялись уставом 1948, в основу которого был положен Межамериканский договор о взаимной помощи (Рио-де-Жанейро пакт 1947). В соответствии с этим уставом основными органами ОАГ являлись: Межамериканская конференция (высший орган; созывалась 1 раз в 5 лет). Консультативное совещание министров иностранных дел, Совет ОАГ (постоянный исполнительный и административный орган во главе с председателем, избиравшийся ежегодно), Панамериканский союз — Генеральный секретариат (постоянный орган ОАГ во главе с секретарём, избирался на 10 лет) и др.

На 3-й чрезвычайной Межамериканской конференции (Буэнос-Айрес, февраль 1967) был подписан протокол реформы устава ОАГ (Протокол Буэнос-Айреса 1967), который внёс изменения в структуру ОАГ. В соответствии с протоколом (вступил в силу 27 февраля 1970) органами ОАГ являются:

Генеральная ассамблея (ГА), высший орган ОАГ, определяет общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах — участницах ОАГ поочерёдно. ГА компетентна рассматривать любой вопрос, касающийся отношений между американскими государствами. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 / 3 голосов.

Консультативное совещание министров иностранных дел, созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует Консультативный комитет обороны, состоящий из высших военных представителей государств — членов ОАГ.

Постоянный совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. Уполномочен содействовать мирному разрешению споров между государствами, входящими в ОАГ, посредством своего спец. органа — Межамериканского комитета по урегулированию споров мирными средствами. Постоянный совет может временно действовать как консультативный орган. Руководит деятельностью Генерального секретариата ОАГ.

Межамериканский экономический и социальный совет, координирует проведение мероприятий экономического и социального характера. Собирается ежегодно. В период между сессиями действует Постоянная исполнительная комиссия.

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Межамериканский юридический комитет, координирует деятельность по разработке и кодификации норм международного права, изучению юридических проблем интеграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации их законодательства. Межамериканская комиссия по правам человека.

Генеральный секретариат, постоянный центральный орган ОАГ, осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания министров иностранных дел и советов ОАГ. Возглавляется генеральным секретарём, избираемым ГА сроком на 5 лет.

Специализированные конференции, созываются для обсуждения определённых аспектов межамериканского сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, транспорта и др.

Специализированные учреждения, создаются на основе многосторонних межправительственных соглашений. В их числе: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканская комиссия женщин, Межамериканский институт защиты детей, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский индеанистский институт.

Специализированные агентства, комиссии: Межамериканский совет обороны (вырабатывает рекомендации по совместной обороне и борьбе с так называемой подрывной деятельностью; попытки США превратить совет в постоянный орган с широкими полномочиями наталкиваются на противодействие латиноамериканских стран), Межамериканский статистический институт, Межамериканская комиссия по атомной энергии. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (свыше 60% бюджета покрывают США).

США постоянно использовали ОАГ в качестве орудия экономической, политической и идеологической экспансии в ЛА. Выдвинутая правящими кругами США «доктрина первоочередного разбирательства в ОАГ» пыталась сделать разрешение спорных вопросов, возникающих между государствами — членами ОАГ, сферой компетенции исключительно ОАГ, изъяв их из рассмотрения Совета Безопасности ООН. Под нажимом США ОАГ осуществила ряд акций по подавлению освободительного движения на континенте, попустительствовала агрессии США в Гватемале (1954) и Панаме (1964), участвовала в интервенции США в Доминиканской Республике (1965), во время которой под эгидой ОАГ были созданы (на временной основе) так называемые «межамериканские вооружённые силы» , приняла ряд антикоммунистических резолюций. После победы Кубинской революции (1959), в обстановке роста антиимпериалистических настроений в Латинской Америке, правящие круги США активизировали свою деятельность внутри ОАГ, с тем чтобы сохранить её под своим влиянием, придать своей политике видимость «общеамериканской» и под флагом ОАГ подавить антиимпериалистическое движение на континенте. На основании так называемой доктрины несовместимости, согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, «не может принимать участия в работе ОАГ и её органов», 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) под нажимом США приняло 30 января 1962 незаконное решение об исключении из ОАГ «нынешнего правительства» Кубы. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами — членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранившая свои отношения с Кубой. В дальнейшем всё большее число латиноамериканских стран высказывалось за отмену антикубинских санкций. США стремились использовать ОАГ для пропаганды реакционных теорий «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), «географического детерминизма», «экономическая взаимозависимости» и др., направленных на идеологическое разоружение латиноамериканских народов и оправдание экспансионистской политики американского империализма.

Со второй половины 60-х гг. усилилось стремление ряда латиноамериканских стран к проведению независимого внешнеполитического курса, обострились противоречия между латиноамериканскими странами и монополистическими кругами США. В этой обстановке США начали выступать с планами расширения военно-политических функций ОАГ. Латиноамериканские страны, напротив, стремились к усилению эффективности ОАГ в решении социально-экономических проблем и превращению её в орган равноправного межамериканского сотрудничества. Отражением этих противоречий явился, в частности, Протокол Буэнос-Айреса 1967. Помимо организационных изменений в структуре ОАГ протокол по инициативе латиноамериканских стран зафиксировал ряд положений, отвечающих их интересам (детализация процедуры мирного разрешения споров между государствами-членами, осуждение агрессии, юридическое закрепление принципа суверенного равенства государств, расширение круга решаемых ОАГ экономических проблем и др.). В то же время протокол оставлял в силе многие положения устава 1948, направленные на защиту интересов монополий США. Стремясь к усилению своего влияния в ОАГ, монополистические круги США создали в январе 1970 Ассоциацию содействия ОАГ, в которую вошли представители крупных корпораций и банков США, имеющих интересы в странах Латинской Америки. Ассоциация призвана усилить финансовую поддержку ОАГ и содействовать реализации частных американских инвестиций через экономические органы ОАГ.

Углубление противоречий между латиноамериканскими странами и США проявлялось на ежегодных сессиях ГА ОАГ. На 1-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Сан-Хосе, Коста-Рика, апрель 1971) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе, не применять протекционистских мер, устранить таможенные барьеры (за резолюцию голосовали делегаты всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался).

На 2-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1972) генеральный секретарь ОАГ Г. Пласа Ласо подчеркнул, что латиноамериканская политика США в 60—70-е гг., в частности дискриминационные меры, направленные на то, чтобы выйти из экономического кризиса за счёт других стран, «неблагоприятно повлияла на состояние межамериканских отношений». Делегаты Чили, Перу, Венесуэлы, Эквадора и др. осудили выступление государственного секретаря США У. Роджерса, в котором содержалась угроза применения экономии, санкций в отношении стран, национализирующих собственность американских монополий. Была принята резолюция «Об укреплении принципов невмешательства и самоопределения народов и мерах по обеспечению соблюдения этих принципов». Отражением новой расстановки сил в ОАГ явились выступления ряда делегатов за расширение связей с СССР и другими социалистическими странами, в частности за аннулирование санкций против Кубы.

На 3-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1973) представители Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Перу, Чили, Уругвая потребовали радикальной реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на принципах «идеологического плюрализма», означающего признание за странами региона права избирать по своему усмотрению экономический, социальный, политический строй. Они настаивали на пересмотре устава ОАГ, её политических и юридических принципов, перенесении штаб-квартиры организации в столицу одной из латиноамериканских стран. Представитель Колумбии призвал к пересмотру Межамериканского договора о взаимной помощи 1947. Сессия одобрила декларацию об «идеологическом плюрализме», резолюцию о создании специальной комиссии по перестройке межамериканской системы. Решительному осуждению большинства делегатов на этой и последующих сессиях подверглась позиция США в вопросе о Панамском канале. По инициативе Панамы, Перу, Чили, Эквадора была принята резолюция, предусматривающая разработку системы мер «с целью недопущения вмешательства многонациональных компаний во внутренние дела государств».

Совместные выступления стран Латинской Америки в ОАГ и рост антиимпериалистических настроений на континенте вынудили правительство США наряду с дифференцированным подходом к отдельным государствам региона выдвинуть осенью 1973 лозунг «нового диалога» со странами Латинской Америки. Встречи представителей США и стран Латинской Америки и предшествовавшие им совещания латиноамериканских стран в рамках «нового диалога» происходили вне ОАГ, что свидетельствовало об углубляющемся кризисе этой организации.

«Новый диалог» не устранил острых противоречий между латиноамериканскими странами и США. На 4-й сессии ГА ОАГ (Атланта, США, апрель 1974) генеральный секретарь ОАГ Плата Ласо констатировал, что кризис межамериканской системы является символом кризиса в отношениях между США и Латинской Америкой.

Новой акцией США, направленной против интересов стран Латинской Америки, стал принятый конгрессом США закон 1974 о торговле, нанёсший тяжёлый удар по экспорту латиноамериканских товаров в США. Резолюция чрезвычайного заседания Постоянного совета ОАГ в Вашингтоне (январь 1975) квалифицировала закон как дискриминационный в отношении стран Латинской Америки и противоречащий основным принципам ОАГ. Резолюция, требующая от правительства США изменить закон в соответствии с принципами устава ОАГ, была принята также на 5-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, май 1975). На сессии была создана комиссия в составе представителей Коста-Рики, Мексики, США и Уругвая для подготовки плана новой реформы ОАГ.

На специальном Совещании стран — членов ОАГ (Сан-Хосе, июль 1975) был принят так называемый пакт Сан-Хосе о пересмотре некоторых положений пакта Рио-де-Жанейро 1947. В документе закреплён принцип невмешательства и право каждого государства региона самостоятельно избирать свою политическую, экономическую и социальную систему. Одна из статей предусматривает необходимость коллективной гарантии экономической безопасности стран — членов ОАГ как условия поддержания мира и безопасности на континенте. В то же время сохранено положение об организации «взаимной обороны» в случае так называемого внеконтинентального вторжения, что даёт империалистическим кругам США возможность использовать ОАГ в своих интересах. Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Сан-Хосе 20 июля приняло резолюцию, предоставившую странам — членам ОАГ право самостоятельно решать вопрос об их отношениях с Кубой, что означало фактическую отмену антикубинских санкций. В докладе комиссии по правам человека были документально засвидетельствованы и осуждены грубейшие нарушения прав человека в Чили после военного переворота 1973.

Несмотря на протесты ряда латиноамериканских стран, 6-я ежегодная сессия ГА ОАГ (июнь 1976) была проведена в Сантьяго (Чили). Большинство делегатов сессии выступило с осуждением подавления гражданских и конституционных свобод в Чили. В результате позиции, занятой представителем США, сессия приняла резолюцию, в которой проблема прав человека ставилась применительно к Западному полушарию в целом и обходилось молчанием положение в Чили. В специальной резолюции, принятой на сессии, содержался призыв к конгрессу США отменить дискриминационные статьи закона о торговле.

7-я сессия ГА ОАГ (Сент-Джорджес, Гренада, июнь 1977) приняла резолюцию, призывающую отказаться от практики нарушения прав человека и осуждающую эту практику; при этом был отвергнут доклад о мнимом нарушении прав человека на Кубе. На сессии не получили реализации предложения ряда делегаций об изменении устава ОАГ с целью включить в него положения о необходимости установления нового международного экономического порядка и др.

На 8-й сессии ГА ОАГ (Вашингтон, июнь 1978) был принят ряд резолюций, отражавших недовольство латиноамериканских стран дискриминационной политикой США в области торговли, их протекционизмом и игнорированием консультативных органов ОАГ. В специальной резолюции о транснациональных корпорациях содержалось требование о невмешательстве корпораций во внутренние дела стран, на территории которых они действуют. Участники сессии осудили нарушения прав человека в Чили, Уругвае, Парагвае.

Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ (Вашингтон, июнь 1979) приняло резолюцию, осуждающую диктаторский режим в Никарагуа и требующую отставки диктатора А. Сомосы. В то же время сессия отклонила предложение США о создании так называемых вооруженных сил по поддержанию мира (режим Сомосы в Никарагуа пал под ударами демократических сил страны в июле 1979).

9-я сессия ГА ОАГ (Ла-Пас, Боливия, октябрь 1979) отразила озабоченность народов Латинской Америки наращиванием военного присутствия США в Карибском бассейне. На сессии была принята «Декларация Ла-Паса», проект которой представлен странами Андской группы. Декларация призывает к строгому соблюдению принципа невмешательства государств — членов ОАГ во внутренние дела друг друга и призывает воздерживаться от действий, способных нанести ущерб торговле с развивающимися странами. Эти положения декларации свидетельствуют о намерении латиноамериканских стран более решительно, чем в прошлом, противостоять экономическому диктату США.

10-я сессия ГА ОАГ (Вашингтон, ноябрь 1980) характеризовалась выступлениями представителей латиноамериканских стран против гегемонистской политики США, за развитие отношений между США и странами Латинской Америки на принципах «идеологического и политического плюрализма» и равноправного партнёрства. Негативную реакцию участников сессии вызвало навязанное делегацией США обсуждение вопроса о правах человека в том направлении, как его трактовала американская администрация. Представители многих латиноамериканских стран высказывались за рассмотрение этой проблемы в более широком плане, с учётом её социально-экономических и политических аспектов.

Несмотря на постоянные попытки США сохранить и усилить своё влияние в ОАГ, в деятельности этой организации всё более даёт себя знать стремление латиноамериканских стран к защите своих национальных интересов и независимому развитию, к продолжению процесса разрядки международной напряжённости, что ведёт к повышению их роли в системе современных международных отношений. Показателем растущего стремления латиноамериканских стран к единству действий, к координации дипломатических акций в целях содействия осуществлению экономических, социальных и других мероприятий вне рамок ОАГ явилось создание ряда латиноамериканских организаций без участия США, в частности Специальной латиноамериканской координационной комиссии, Андского пакта, Амазонского пакта, Латиноамериканской экономической системы и др.

В политических и деловых кругах латиноамериканских стран — членов ОАГ растёт заинтересованность в развитии связей со всеми странами мира. Усиливаются тенденции к расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами.

Литература:

Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;

его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;

его же, Латинская Америка в современных международных отношениях, М., 1974;

Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;

Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;

Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;

США и Латинская Америка, М., 1978;

Manger W., Pan-America in crisis. The future of the OAS, Wash., 1961;

Dreier J., The Organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y.—Evanston, 1962;

Stoetzer О. С., The Organization of American States, N. Y.—Wash.—L., 1965;

El sistema interamericano. Estudio sobre su desarrollo у fortalecimiento, Madrid, 1966;

Informe del Secretario General de la Organización de los Estados Americanos, Unión Pan-americana, Wash., 1958—70;

Las relaciones interamericanas. Una antología de documentos, Car., 1975;

Plaza G., 1968—1975, seven years of change, Wash., 1975.

Организация американских государств (ОАГ)

Первую попытку объединить государства региона в конфедерацию или межправительственный союз предпринял Симон Боливар, инициировавший проведение Панамского конгресса 1826 г., который принял Договор о вечном союзе, лиге и конфедерации. Начало второму этапу объединения американских государств положили США, сформулировавшие доктрину панамериканизма, практическая реализация которой началась с проведения I Панамериканской конференции (1889–1890 гг.). Конференция учредила Международный союз американских республик, а при Союзе – постоянное Коммерческое бюро американских республик, впоследствии переименованное в Панамериканский союз (ПАС). Целью ПАС провозглашалось укрепление политической и экономической координации с государствами Латинской Америки . Третьим этапом процесса интеграции стала IX Панамериканская конференция (г. Богота, Колумбия, 1948 г.), на которой был принят Устав ОАГ и Американский договор о мирном урегулировании споров ("Пакт Боготы").

Согласно ст. 1 Устава ОАГ американские государства учредили "международную организацию в целях достижения мира и справедливости, укрепления их солидарности и сотрудничества, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости". Задачи ОАГ конкретизированы в ст. 2 Устава ОАГ, а принципы, которых придерживаются в своих отношениях американские государства, – в ст. 3 Устава ОАГ. Главу IV Устава ОАГ (ст. 10–22) отличает ряд перечисленных в ней общепризнанных принципов международного права. Членами ОАГ являются американские государства, ратифицировавшие Устав ОАГ. В состав ОАГ входит 35 государств. Статус постоянного наблюдателя предоставлен 62 государствам, в том числе России и Украине, а также ЕС.

Согласно ст. 5 Устава к ОАГ может присоединиться любое новое политическое объединение – союз нескольких государств-членов ОАГ, – которое ратифицирует Устав ОАГ. Вступление в ОАГ такого объединения будет означать для каждого из его участников потерю членства в ОАГ.

Особое внимание в Уставе ОАГ уделяется мирному урегулированию региональных споров (гл. V), поддержанию региональной коллективной безопасности (гл. VI, дополняемая "Пактом Рио" ) и комплексному развитию (гл. VII), которое включает в себя экономическую, социальную сферы, а также образование, культуру, науку и технологии (ст. 30). Устав ОАГ заключен на неопределенный срок и зарегистрирован в Секретариате ООН. Согласно Уставу, ОАГ – региональный орган ООН.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой государства представлены делегациями, каждая из которых имеет один голос. Согласно ст. 57 Устава ОАГ сессии Генеральной ассамблеи проводятся ежегодно. Генеральная ассамблея определяет общую политику и направления деятельности ОАГ; выносит решения по координации взаимодействия между органами, учреждениями и подразделениями ОАГ; определяет структуру и функции органов ОАГ; рассматривает любые вопросы, касающиеся отношений между американскими государствами, а также вопросы, приоритетные для членов ОАГ; координирует сотрудничество ОАГ с ООН и др.

Консультативное совещание министров иностранных дел (гл. X Устава ОАГ) рассматривает проблемы неотложного характера, представляющие общий интерес для американских государств. Консультативное совещание созывается по инициативе любого члена ОАГ, а в случае вооруженного нападения на территорию члена ОАГ или в пределах зоны безопасности, границы которой определяются действующими договорами, – председателя Постоянного совета ОАГ. Консультативное совещание, созванное для рассмотрения вопросов коллективной безопасности, выступает как орган для проведения консультаций между государствами-участниками "Пакта Рио". Окончательное решение о созыве Консультативного совещания принимает Постоянный совет абсолютным большинством голосов.

Постоянный совет – консультативный орган ОАГ (ст. 83 Устава ОАГ), который занимается вопросами, переданными ему на рассмотрение Генеральной ассамблеей ОАГ и Консультативным совещанием министров иностранных дел. Приоритетная сфера деятельности Постоянного совета – мониторинг поддержания дружественных отношений между государствами-членами ОАГ и оказание им помощи в мирном урегулировании споров. Функции Постоянного совета детализированы в ст. 91 Устава ОАГ. Каждое государство- член ОАГ представлено в Постоянном совете одним делегатом.

Межамериканский совет по комплексному развитию (МСКР) принимает решения по вопросам сотрудничества между государствами-членами ОАГ для содействия их всестороннему развитию. МСКР работает в формате очередных, специальных, специализированных или секторальных совещаний. В рамках МСКР действуют Исполнительный секретариат по комплексному развитию, Постоянный исполнительный комитет, межамериканские комитеты, Межамериканское агентство по сотрудничеству и развитию, непостоянные специализированные комитеты и другие вспомогательные структуры.

Межамериканский юридический комитет (МЮК) выступает в качестве консультативного органа ОАГ по вопросам права, содействует прогрессивному развитию международного права и занимается изучением юридических проблем, касающихся интеграции развивающихся стран континента и возможности, а также целесообразности унификации их законодательства (ст. 99 Устава ОАГ). В состав МЮК входят 11 юристов – граждан государств-членов ОАГ, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ сроком на четыре года.

Межамериканская комиссия по правам человека (МКПЧ) является одновременно и одним из основных органов ОАГ, и органом межамериканской системы поощрения и защиты прав человека. МКПЧ занимается вопросами правозащитной направленности.

Генеральный секретариат – центральный орган ОАГ, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается Генеральной ассамблеей сроком на пять лет с правом однократного переизбрания. Генеральный секретарь информирует Генеральную ассамблею или Постоянный совет обо всем, что, по его мнению, может угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Генеральный секретарь способствует развитию сотрудничества между государствами-членами ОАГ в экономической, социальной, правовой сферах, в области просвещения, науки и культуры. Генеральный секретариат выполняет многочисленные функции административно-технического характера (ст. 112 Устава).

ОАГ – первая континентальная организация мира, которая начала складываться почти сразу после обретения независимости латиноамериканскими странами. У ее истоков стояли лидеры Латиноамериканской революции во главе с Симоном Боливаром. Еще в 1826 г. в Панаме состоялся первый конгресс представителей Латинской Америки с целью достижения единства народов континента путем создания федерации латиноамериканских республик. Но тогда эта идея не получила поддержки у большинства участников конгресса.

Несколько иначе представляли себе единство континента Соединенные Штаты. Президент Джеймс Монро еще в период борьбы народов Латинской Америки за независимость провозгласил доктрину, согласно которой доминирующей силой на Западном полушарии должны были стать США. Поэтому лидеры молодых латиноамериканских государств не очень доверяли своему северному соседу. «Я думаю, что Америке лучше принять Коран, нежели форму правления Соединенных Штатов », – говорил С. Боливар. Действительно, истинные намерения США на континенте проявились очень скоро на примере соседней им Мексики, от которой они, путем провокаций и интервенций, отторгли треть территории.

Прошли десятилетия, выросли новые поколения людей, родились идеи континентальной солидарности, основанной на близости экономических интересов и культур народов. Во имя их реализации с октября 1889 по апрель 1890 г. в Вашингтоне заседает первый международный конгресс американских государств, который учреждает (14 апреля 1890 г.) Международный Союз Американских Государств и его секретариат – Коммерческое бюро американских республик. В 1910 г. эта организация была переименована вПанамериканский Союз.

Первая и Вторая мировые войны способствовали возрастанию роли стоявших далеко в стороне от фронтов войны латиноамериканских государств в международной жизни. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так называемый «Межамериканский пакт » или« Межамериканский договор о взаимной п омощи ». А 30 апреля 1948 г. 20 государств континента подписали в столице Колумбии Боготе УставОрганизации Американских Государств (ОАГ).

Согласно Уставу, Организация создается для достижения мира и законности, укрепления солидарности, усиления сотрудничества, защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости американских государств. Главными целями ОАГ, согласно Статье 2. ее Устава, являются:

a) укрепление мира и безопасности на континенте;

b) продвижение и укрепление представительной демократии с должным уважением к принципу невмешательства;

c) предупреждение возможных причин трудностей и обеспечение мирного урегулирования разногласий, которые могут возникнуть между государствами-членами ОАГ;

d) организация совместных действий в случае агрессии;

e) содействие поиску решений политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между странами континента;

f) содействие, путем совместных действий, их экономическому, социальному и культурному развитию;

g) преодоление крайней бедности, являющейся преградой на пути демократического развития народов континента;

h) достижение эффективного ограничения обычного оружия, что позволит направить больше средств на экономическое и социальное развитие государств-членов.

Отношения между членами ОАГ должны строиться на принципах уважения прав человека, суверенитета государств, строгого выполнения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права, доброй воли и солидарности в эффективной реализации представительной демократии. Устав признает, что каждое государство имеет право выбирать, без вмешательства извне, политическую, экономическую, и социальную систему и избрать наиболее подходящий для себя путь развития, воздерживаться от вмешательства в дела других государств.

Американские государства обязуются всесторонне сотрудничать между собой, независимо от характера их политических, экономических и социальных систем. Агрессия осуждается; признается, что победа не дает никаких прав. Духовное единство континента должно основываться на уважении к культурным ценностям стран Америки и поэтому требует тесного сотрудничества. Статья 9 Устава ОАГ предусматривает, что право члена организации на участие в деятельности ОАГ и ее руководящих органах может быть приостановлено, если его демократически избранное правительство будет свергнуто силой.

Устав ОАГ запрещает вмешательство государств в дела друг друга. «Никакое государство или группа государств, – гласит его 19 Статья, – ни под каким предлогом не имеет права на прямое или косвенное вмешательство во внутренние или внешние дела любого государства. Вышеуказанный принцип запрещает не только вооруженное вмешательство, но и любую другую форму вмешательства, имеющую целью посягательство на само государство или его политические, экономические и культурные органы ». Следующая статья запрещает использование принудительных мер экономического или политического характера с целью повлиять на суверенную волю другого государства и извлечения из этого какой-либо выгоды.

Территория государств-членов ОАГ объявляется неприкосновенной и не может быть занята кем-либо даже временно. Территориальные приобретения либо преимущества, полученные силой или другими средствами принуждения, не могут быть признаны. Все споры между членами ОАГ должны регулироваться такими мирными средствами как: прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, изучение и примирение, судебное урегулирование, арбитраж и другими, с которыми стороны могут согласиться в любое время.

ОАГ создавалась для совместного обеспечения коллективной безопасности. «Агрессия против одного Американского Государства является агрессией против всех других », – говорится в Статье 3 Устава (п. h). В 28 Статье эта мысль еще более усилена: «Каждый акт агрессии против территориальной целостности или неприкосновенности территории, против суверенитета или политической независимости любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против других американских государств ». При всех условиях, когда неприкосновенность или целостность территории, суверенитета или политической независимости любого американского государства оказывается под угрозой в результате вооруженного нападения или другого акта агрессии извне, американские государства должны предпринять немедленные действия в соответствии с принципами континентальной солидарности и коллективной самообороны. То же самое делается в случаях конфликтов между двумя или более американскими государствами, а также при любых иных ситуациях, подвергающих опасности мир на континенте.

Принципами межамериканской солидарности и сотрудничества должно быть пронизано и сотрудничество стран-членов ОАГ в области экономического, социального, образовательного, культурного, научного и технологического развития. Они обязываются воздерживаться от политики и действий, способных нанести вред развитию других стран. Многонациональные предприятия в странах континента должны подчиняться законодательству стран, на территории которых они расположены, и международным соглашениям, участниками которых эти государства являются.

Устав провозглашает (Ст. 45), что человек может реализовать свои стремления только при экономически развитом и основанном на истинном мире социальном порядке. Исходя из этого, государства-члены обязуются руководствоваться в своей повседневной деятельности следующими принципами:

a) все люди, без различия расы, пола, национальности, веры или социального происхождения, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, равенства возможностей и экономической защиты;

b) труд – право и общественный долг, он должен осуществляться в условиях, включающих в себя систему справедливой оплаты, гарантирующей жизнь, здоровье и приличный уровень жизни для рабочего и его семьи как в период работы, так и при наступлении старости или когда по тем или иным причинам он лишается возможности работать;

c) служащие и рабочие как в селе, так и в городе имеют право на свободные ассоциации для защиты своих интересов, включая право на коллективные договора, забастовки, признание за ассоциациями права юридических лиц с защитой их свободы и независимости в соответствии с законом;

f) вовлечение и увеличивающееся участие маргинальных слоев населения в экономическую, социальную, гражданскую, культурную и политическую жизнь страны в целях достижения полной интеграции общества, ускорения процесса социальной подвижности и консолидации демократической системы.

Первостепенное значение в планах своего развития государства-члены ОАГ должны придать поддержке образования, науки, технологии и культуры. Особое внимание государства-члены ОАГ обязались уделять искоренению неграмотности, для чего возможность получения начального образования за государственный счет будет предоставлена не только детям школьного возраста, но и взрослым. Предусматривается расширение системы среднего и высшего образования.

Руководящие органы ОАГ .

Согласно Статье 53 Устава ОАГ, ее цели будут достигаться работой следующих органов:

a) Генеральной Ассамблеи;

b) Консультативной встречи министров иностранных дел;

c) Советов;

d) Межамериканского Юридического Комитета;

e) Межамериканской Комиссии по правам человека;

f) Генерального Секретариата;

g) Специализированных Конференций и

h) Специализированных Организаций.

Дополнительно могут быть учреждены и вспомогательные органы, агентства и другие подразделения, если в этом появится необходимость.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации американских государств. Ее полномочия определены 54 Статьей Устава. Ими являются:

a) определение общей политики и действий организации, структуры и функций ее органов, рассмотрение любого вопроса, касающегося дружественных отношений между американскими государствами;

b) определение мер для координирования деятельности органов, агентств и отделов организации;

c) усиление и координация сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными агентствами;

d) укрепление сотрудничества с другими, близкими по целям, международными организациями в экономической, социальной и культурной областях;

e) утверждение бюджета ОАГ;

f) изучение материалов Консультативной встречи министров иностранных дел, наблюдений и рекомендаций Постоянного Совета относительно докладов, представляемых ему другими органами в соответствии с Уставом;

g) принятие общих стандартов управления деятельностью Генерального Секретариата, собственных правил процедур и повестки дня сессий.

Каждое государство-член ОАГ имеет один голос. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно в срок, определенный правилами процедуры, и в месте, выбранном в соответствии с принципом очередности. На каждой регулярной сессии определяется дата и место следующей сессии. Если по той или иной причине Генеральная Ассамблея не может быть проведена в выбранном месте, сессия может быть проведена в стране, которая предложит свои услуги. А если и такого предложения не будет, то место определяется Генеральным секретариатом с согласия Постоянного Совета ОАГ. В особых случаях с согласия двух третей государств–членов могут быть созваны специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Сессии готовятся Подготовительным комитетом, в которого участвуют представители всех государств-членов. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются абсолютным большинством голосов, за исключением случаев, требующих две трети голосов.

Консультативные встречи министров иностранных дел проводятся по решению абсолютного большинства государств-членов для рассмотрения проблем срочного характера, затрагивающих интересы всех государств. Повестка дня подобных встреч составляется Постоянным Советом ОАГ. В случаях, когда министр иностранных дел не может присутствовать на встрече, он должен быть представлен специальным делегатом. В случае вооруженного нападения на какое-либо американское государство или конфликта на континенте, председатель Постоянного Совета без промедления созывает заседание Совета для рассмотрения конфликта с позиций устава ОАГ.

Для консультаций по проблемам военного сотрудничества существуетКонсультативный комитет защиты , состоящий из самых высших военных властей американских государств. Комитет собирается на свои заседания по тем же правилам, что и Консультативная встреча министров иностранных дел, а также тогда, когда Генеральная Ассамблея или Консультативная встреча министров иностранных дел двумя третями голосов примут такое решение.

Постоянный Совет ОАГ (ПС) – один из органов, посредством которых ОАГ осуществляет свои цели. Он непосредственно ответственен перед Генеральной Ассамблеей и состоит из представителей всех государств-членов, назначаемых соответствующими правительствами в ранге посла. В ведении Постоянного Совета находятся любые вопросы, поручаемые ему Генеральной Ассамблеей или Консультативной встречей министров иностранных дел. В соответствии с условиями межамериканского соглашения о взаимной помощи, Постоянный Совет служит временно и как орган консультаций для участников соглашения. Председательствуют в Совете все его члены поочередно в алфавитном порядке сроком не более 6 месяцев. В помощь Председателю таким же образом избираются Вице-председатели, но начиная с конца алфавита. Постоянный Совет призван содействовать сохранению дружественных отношений между государствами-членами, помогать им в мирном урегулировании споров, оказывая при этом добрые услуги (Ст. 85). Исполняя свои уставные функции и с согласия сторон споров, ПС может учреждать постоянные комитеты, изучать спорные проблемы на местах.

В случаях, когда одна из сторон спора не принимает рекомендаций ПС или постоянного комитета, Постоянный Совет должен информировать об этом Генеральную Ассамблею и продолжать поиск путей примирения. Решения ПС принимаются большинством в две трети голосов без участия сторон конфликта, за исключением процедурных, по которым достаточно простого большинства.

Постоянный Совет должен выполнять и такие решения Генеральной Ассамблеи или Консультативной встречи министров иностранных дел, выполнение которых не было поручено другому органу, обеспечивать соблюдение норм Устава в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Он выполняет функции Подготовительного комитета для подготовки сессий ГА, разрабатывает проекты договоров и соглашений между государствами-членами ОАГ, между ОАГ и ООН и другими международными институтами, рассматривает доклады Межамериканского Совета для интегрального развития, Межамериканского юридического комитета, Межамериканской Комиссии по правам человека, Генерального секретариата, специализированных учреждений и конференций, других органов и агентств. Постоянный Совет находится там же, где и Генеральный секретариат (в Вашингтоне).

Межамериканский Совет интегрального развития (МАСИР ) – орган Организации американских государств, учрежденный Протоколом Манагуа, который вступил в силу 29 января 1996 г. Будучи ответственным перед Генеральной Ассамблеей, он состоит из представителей всех государств-членов ОАГ министерского ранга, назначаемых соответствующими правительствами, и обладает полномочиями принимать решения по вопросам, связанным с партнерством во имя развития. Этот Совет может создавать вспомогательные органы, какие сочтет необходимыми, для должного исполнения своих функций. Его цель состоит в налаживании сотрудничества между американскими государствами во имя интегрального развития, устранения бедности, решения других задач в экономической, социальной, образовательной, культурной, научно-технической областях. МАСИР проводит ежегодные встречи на министерском уровне. На них вырабатываются рекомендации Генеральной Ассамблее по стратегическим планам формирования политики, разработке программ и согласованию курсов сотрудничества в интересах интегрального развития, а также по подготовке бюджета программ технического сотрудничества. Здесь же происходит назначения ответственных за выполнение принятых программ и проектов развития, подводятся итоги проделанной работы. Каждый Совет, в случае острой необходимости, может созвать, после консультаций с государствами-членами, специальные конференции по вопросам своей компетенции и оказывать правительствам необходимые услуги по их просьбе.

Межамериканский юридический комитет (МАЮК) является консультативным органом ОАГ по юридическим вопросам, призванным продвигать прогрессивное развитие, кодифицировать международное право, изучать юридические проблемы, связанные с интеграцией развивающихся стран континента и, по мере возможности, добиваться однородности в соответствующем законодательстве. МАЮК состоит из одиннадцати юристов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на четыре года из числа кандидатов, представляемых государствами-членами. В составе Комитета не может быть более одного человека из одной страны. МАЮК организует исследование вопросов, переданных ему Генеральной Ассамблеей и другими руководящими органами ОАГ, устанавливает отношения сотрудничества с университетами и другими центрами обучения, а также с национальными и международными комитетами, занимающимися изучением юридических проблем международного характера и обучением. Комитет работает по собственному статуту, одобренному ГА. Его штаб-квартира находится в Рио-де-Жанейро, но в особых случаях он может заседать и в других, согласованных с государствами-членами местах.

Важным органом ОАГ является Межамериканская Комиссия по правам человека , основная функция которой состоит в содействии соблюдению и защите прав человека. Комиссия выступает в качестве главного консультативного органа ОАГ в этих вопросах. Структура, компетенция и процедуры работы этой Комиссии и ее отделов определены Межамериканской конвенцией по правам человека.

Центральным и постоянно действующим административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат . Он призван исполнять функции, возлагаемые на него Уставом ОАГ и другими межамериканскими договорами и соглашениями, а также Генеральной Ассамблеей, Консультативной встречей министров иностранных дел и Советами ОАГ. Генеральный секретарь , направляющий деятельность Секретариата, и его помощник избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и ответственны перед ней. Генеральный секретарь может быть переизбран только однажды или заменен гражданином того же государства. Когда должность Генерального секретаря становится вакантной, помощник Генерального секретаря (по Уставу он является секретарем Постоянного Совета) исполняет его обязанности до тех пор, пока Генеральная Ассамблея не изберет нового Генерального секретаря. Генеральный секретарь и его помощник не должны быть гражданами одной и той же страны.

Генеральный секретарь или его представитель может принимать участие во всех встречах ОАГ «с голосом, но без права голосования» (Ст. 110). Он может обращать внимание Генеральной Ассамблеи и Постоянного Совета на любой вопрос, который, по его мнению, способен угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Место нахождения Генерального секретариата – город Вашингтон.

ОАГ имеет свою сеть специализированных организаций. Межамериканские специализированные организации – это межправительственные структуры, учрежденные в соответствии с многосторонними соглашениями для решения общих для американских государств вопросов. Они пользуются в своей деятельности самой широкой автономией, но обязаны руководствоваться рекомендациями Генеральной Ассамблеи и Советов ОАГ. В настоящее время существуют шесть специализированных организаций ОАГ.

Панамериканская организация здравоохранения учреждена в 1902 г. второй международной конференцией американских государств (Мексика) и функционирует как региональное отделение Всемирной организация здравоохранения (для Западного полушария). Ее миссия – налаживание сотрудничества с государствами-членами ОАГ в целях борьбы с болезнями и сохранения здоровой среды обитания, содействие жизнеспособному развитию. Штаб-квартира Организации находится в Вашингтоне.

Межамериканский детский институт создан в 1924 –1927 гг. и призван определять общественную политику в области защиты детей, ясно формулировать отношения между государственным и гражданским обществом и развивать критическое понимание проблем детства. Расположен в Монтевидео (Уругвай).

Межамериканская комиссия женщин учреждена на международной конференции американских государств (Гавана, 1929 г.) как консультативный орган по проблемам положения и условий жизни женщин на континенте. Находится в Вашингтоне.

Панамериканский институт географии и истории образован решением шестой международной конференции американских государств в 1928 г. и призван налаживать сотрудничество государств в областях картографии, географии, истории и геофизики. Он размещен в г. Мехико.

Межамериканский индийский институт организован в соответствии с соглашением 1940 года для налаживания сотрудничества и координации политики государств–членов, оказания помощи в организации исследований развития местных общин и в их обучении. Институт находится в Мехико.

Межамериканский институт сотрудничества в сельском хозяйстве основан в 1942 г. как Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, призванный стимулировать, продвигать и поддерживать усилия государств континента в развитии сельского хозяйства и повышении благосостояния сельского населения. Штаб-квартира института находится в Сан-Хосе (Коста-Рика).

Специализированные организации должны устанавливать отношения сотрудничества с другими международными институтами той же компетенции в целях координации их действий, сохраняя при этом свою автономию как институтов ОАГ. В соответствии со Статьями 90 и 130 Устава они представляют Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о своей деятельности и финансовых расходах.

Срок действия Устава ОАГ не ограничен, но государства-члены, желающие выйти из организации, должны за два года письменно уведомлять о своем желании Генеральный секретариат, который доведет эту информацию до сведения всех членов.

Устав ОАГ вступил в силу в декабре 1951 г. С тех пор в него вносились поправки в соответствии с протоколами:

    Буэнос-Айреса (подписан в 1967 г. и вступил в силу в феврале 1970 г.);

    Картахена-де-Индиас (подписан в 1985 г. и вступил в силу в ноябре 1988 г.);

    Вашингтона (подписан в 1992 г. и вступит в силу после ратификации его двумя третями государств–членов);

Протокол Буэнос-Айреса изменил структуру Организации американских государств и включил в Устав новые условия сотрудничества в экономической, социальной, образовательной, научной и культурной областях. Протокол Картахена-де-Индиас предусматрел дополнительные меры по консолидации представительной демократии на принципах невмешательства, обозначил усиление полномочий Постоянного Совета и Генерального секретаря ОАГ. Протокол Вашингтона предусматривает, что государство-член ОАГ, демократически избранное правительство которого было свергнуто силой, приостанавливает свое право участвовать в советах Организации. Протокол провозглашает уничтожение бедности одной из основных целей ОАГ. Протокол Манагуа создал Межамериканский Совет для интегрального развития, цель которого состоит в том, чтобы продвигать сотрудничество американских государств для устранения крайней бедности.

В настоящее время членами ОАГ являются 35 государств континента. Еще 39 государств мира и Европейский Союз имеют статус постоянных наблюдателей. Россия является постоянным наблюдателем с апреля 1992 г. Постоянные наблюдатели имеют право участвовать во всех публичных обсуждениях проблем ОАГ, а по приглашению – и в частных, доверительных обсуждениях, получают все официальные документы и материалы сессий, конференций, заседаний и встреч. Они могут внести и свой вклад (материальный и иной) в реализацию программ ОАГ. Государства Западного полушария могут изменить свой статус в ОАГ. Так, Канада, Белиз и Гайана вначале являлись наблюдателями ОАГ, а с января 1991 г. стали ее полноправными членами.

Вопросы торговли и экономических отношений всегда оставались в центре внимания ОАГ. Еще при создании Организации намечалось образование в возможно короткий срок Латиноамериканского общего рынка, призванного содействовать экономической интеграции стран континента. В 1993 г. был учрежден Специальный комитет по торговле. Ее целью является либерализация торговли между странами полушария.

В программном документе «Декларация принципов и План действий», принятом лидерами тридцать четырех стран континента (Майами 7–8 декабря 1996 г.) было объявлено об установлении Американской зоны свободной торговли. Государства заявили о своем желании устранить постепенно существующие торговые и инвестиционные барьеры. Согласно Плану действий, ОАГ должна играть первостепенную роль в реализации решений встреч на высшем уровне, способствовать укреплению демократии, продвижению и защите прав человека, устранению угрозы национального и международного терроризма. Она должна стремиться к укреплению взаимного доверия, свободной торговли на Западном полушарии, способствовать развитию телевидения и других информационных инфраструктур, борьбе с оборотом наркотиков и связанных с этим преступлениями, сотрудничеству в областях науки и техники.

Надо сказать, что подобные цели провозглашаются ОАГ не впервые. Они объявлялись главными и в Декларации Пунта-дель-Эсте (Уругвай) 1961 года. Их практической реализации должны были содействовать провозглашенные в документе «Союз ради прогресса» задачи, нацеленные на укрепление представительской демократии, достижение быстрого экономического развития и большей социальной справедливости.

В 1959 г. в Сантьяго (Чили) была учреждена Межамериканская комиссия по правам человека , призванная контролировать ход реализации прав человека, провозглашенных в Уставе ОАГ, в Американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.) и в Американской конвенции о правах человека (подписана в 1969 г. и вступила в силу в 1978 г.). После вступления этой Конвенции в силу, в Сан-Хосе (Коста-Рика) был учрежден Межамериканский Суд по правам человека .

Перед лицом возрастающей угрозы наркоторговли, Генеральная Ассамблея ОАГ учредила в 1986 г. Межамериканскую комиссию контроля над злоупотреблениями наркотиками . Она уполномочена продвигать и облегчать сотрудничество государств–членов в борьбе с незаконным производством, использованием и торговлей наркотическими препаратами.

В последние десятилетия ХХ в. заметное место в деятельности ОАГ занимало наблюдение за ходом формирования представительных органов власти в странах континента. В июне 1991 г. Генеральная Ассамблея в Сантьяго приняла «Обязательство к демократии и обновлению межамериканской системы », в котором государства-члены ОАГ обязываются всячески поддерживать демократию как систему правления. Тогда же была одобрена резолюция под названием «Представительная демократия », устанавливающая процедуры защиты демократии там, где ее осуществление было прервано. Данные процедуры были с те пор применены в Гаити (1991 г.), Перу (1992 г.) и в Гватемале (1993 г.). Специальная сессия ГА ОАГ, проходившая в Перу, приняла 11 сентября 2001 г.«Межамериканскую демократическую хартию» . В ее 28 статьях изложено современное понимание демократии в духе ВДПЧ и «Декларации о демократии» МПС, а также закреплены обязательства государств-членов Организации строго следовать нормам Хартии.

В отчете Генерального секретаря ОАГ за 2002 -2003 гг. функции ОАГ определены как таковые «технического секретариата и институциональной памяти» Встреч глав государств и правительств континента. Подобные встречи в рамках всей ОАГ происходят достаточно редко. Они имели место в 1956 г. в Панаме, в 1967 г. – в Пунта-дель-Эсте, в 1994 г. – в Майами, в 1996 г. – в Санта-Крус-дел-Сьерра. На первой из этих встреч участники договорились приступить к разработке совместных программ развития и учредить Межамериканский банк развития. На встрече в верхах в 1967 г. обсуждался вопрос о разработке и реализации региональных образовательных, научных, технологических и культурных программ развития. Главы государств и правительств стран континента объявили региональную интеграцию одной из важнейших целей межамериканской системы. Встреча на высшем уровне в Майами в декабре 1994 г. заявила, что «…укрепление, эффективное осуществление и консолидация демократии составляет центральный политический приоритет» континента, а ОАГ является «основным институтом защиты демократических учреждений ». Встреча в верхах в 1998 г. была посвящена проблемам устойчивого развития континента. Довольно часто происходят встречи глав государств отдельных регионов континента (за 50 лет существования ОАГ состоялись 10 встреч в верхах стран группы РИО и 6 встреч иберо-американских стран).

Реальные отношения между странами американского континента принципиально отличаются от тех, которые предписаны Уставом ОАГ. Интервенции США на Кубу, в Панаму, на Гренаду и в другие страны, являвшиеся членами ОАГ, не имеют ничего общего с взаимным доверием, солидарностью и невмешательством в дела друг друга. «Агрессия против одного из американских государств является агрессией против всех остальных » , – гласит один из пунктов Статьи 5 Устава. А во время конфликта между членом ОАГ Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов США не только откровенно заняли антиаргентинские позиции, но и предоставили свои аэродромы в распоряжение врага своей «союзницы» по ОАГ. Однако большинство государств континента поддерживали и поддерживают Аргентину в ее стремлении восстановить свой суверенитет над этими островами. XXXIIсессия Генеральной ассамблеи ОАГ (июнь 2002 г.) приняла специальную «Декларацию по вопросу о Мальвинах», в которой заявлено о поддержке желания Аргентины решить вопрос об островах мирным путем.

«Экономическое сотрудничество является основой всеобщего благополучия и процветания народов континента », – гласит другой пункт той же 5-й Статьи Устава. Экономический бойкот и экономическая блокада, продолжающаяся, вопреки воле многих стран-членов ОАГ, уже более 40 лет в отношении Кубы – реальность того же американского континента. Фактический бойкот был объявлен и Чили после избрания президентом этой страны социалиста Сальвадора Альенде.

США неоднократно предпринимали попытки исключить из устава ОАГ некоторые из приводившихся выше положений, но большинство членов ОАГ воспротивилось этим попыткам. США отказываются сотрудничать с ОАГ в вопросах совместной реализации Межамериканской конвенции о правах человека, отказываются считаться с решениями Межамериканской Комиссии и Межамериканского Суда по правам человека. Это к ним относятся приводившиеся в первой главе слова сенатора Хельмса о том, что в Америке есть только одно право и один Суд – Конституция и Верховный Суд США. Болезни ООН являются, таким образом, болезнями и ряда других международных институтов.

На американском континенте существуют еще почти 1,5 десятка региональных институтов разной компетенции. Наиболее активными из них являются:

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР);

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ);

Карибская ассоциация свободной торговли (Кариком), преобразованная позже в Карибский общий рынок;

Андская группа;

Аргентино-бразильский общий рынок;

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Как видно, степень интеграции стран Западного полушария не одинакова. Государства Северной Америки интегрированы лучше, чем страны Южной Америки. Надо полагать, что социально-экономический и политический прогресс на континенте непременно приведет к жизни новые институты сотрудничества проживающих там народов.