Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Консультация юриста. Законно ли запрещать курить на работе

Консультация юриста. Законно ли запрещать курить на работе

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Курящие люди курят и на работе, и в свободное от нее время. Однако законодательство устанавливают правила и нормы, контролирующие курение на рабочем месте. Предусмотрена и ответственность за их несоблюдение.

Право на курение на рабочем месте.

Федеральный закон №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» определяет правовые нормы по ограничению курения.

Запрещается курение в городском, пригородном и воздушном транспорте, в помещениях и на территории образовательных учреждений, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях здравоохранения, культуры, в помещениях органов власти. Запрещено и курение на рабочем месте, за исключением специальных мест для курения.

Организация мест для курения - обязанность работодателя, обязанность работников - курить только в таких местах. Спорным остается вопрос о полном запрете курения на рабочем месте. Время для курения на работе может устанавливать руководитель в виде специальных перерывов, или сам сотрудник может использовать для курения время, определенное для отдыха. Специальные перерывы для курения на работе Трудовым кодексом не устанавливаются.

Специализированные места для курения организуются в соответствии с требованиями по пожарной безопасности и Санитарно-эпидемиологических правил. На каждом объекте должны быть размещены инструкции по мерам пожарной безопасности. Каждая компания, независимо от форм собственности, должна устанавливать противопожарный режим.

Места для курения на рабочем месте должны быть спланированы так, чтобы исключить контакт некурящих сотрудников с табачным дымом. В таких помещениях должна быть обязательно спланирована вентиляция.

Система вентилирования должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб/ч и кратность воздухообмена - не менее 10 раз в час. Площадь помещений для курения на работе должна быть не менее 0,02 м2 на одного человека. Места для курения должны быть оборудованы специальным знаком «Курить здесь».

Что касается мер ответственности, здесь тоже существуют спорные вопросы.

Федеральный закон №87-ФЗ в целях борьбы с курением на работе предусматривает ответственность за нарушение запрета на курение на рабочем месте. В то же время Кодекс об административных нарушениях не предусматривает специальных мер ответственности.

В случае нарушения правил для привлечения к ответственности может применяться ст. 5.27 КоАП «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Статьей предусмотрены следующие штрафы:

1-5 тыс. рублей - для должностных лиц, ИП, или приостановка деятельности до 90 дней;
30-50 тыс. рублей - для юридических лиц, или приостановка деятельности на период до 90 дней.

Работнику за нарушение правил грозит дисциплинарная ответственность (статья 192 ТК России) с наложением дисциплинарного взыскания - замечания, выговора, увольнения.

В целом можно сделать следующие выводы о методах борьбы с курением на работе - работодатель должен обязан оборудовать места для курения, курение на рабочем месте запрещено законом, нарушение норм и правил влечет за собой определенную ответственность как работника, так и работодателя.

С размерами штрафов за определенные виды нарушений можно ознакомиться на интернет-ресурсах, введя в поле поисковой строки фразу «Курение на рабочем месте: права и обязанности ».

На вопросы читателей отвечает адвокат Чунского филиала Иркутской областной коллегии адвокатов (ИОКА) Анатолий Павлович ШЕВЧЕНКО.

Я работаю в государственном учреждении и в течение дня несколько раз выхожу из здания на перекур. С недавних пор начальник стал предъявлять мне претензии по поводу моего отсутствия на рабочем месте, связанном с перекурами. Скажите, разве я не имею права распоряжаться временем отдыха по своему усмотрению? Могут ли мне запретить курить на работе?

Несомненно, курение — очень вредная привычка, широко распространенная в наше время, ведь люди курят как на работе, так и вне работы. Закон «Об ограничении курения табака» дает понятие курению табака — это вдыхание дыма тлеющих табачных изделий, к которым относятся сигареты с фильтром и без, сигариллы, папиросы, табак курительный и трубочный, махорка и так далее. Вышеуказанный закон запрещает курение в городском, пригородном, воздушном транспорте, на территориях и в помещениях образовательных учреждений, органов государственной власти, в закрытых спортивных сооружениях, учреждениях культуры и здравоохранения, а также на рабочих местах, за исключением специальных мест, отведенных для этого.

Трудовой Кодекс (ТК РФ) определяет, что рабочее место – это место, где должен находиться сотрудник, куда ему следует прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно контролируется работодателем (статья 209 ТК РФ). Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов. Также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха. Под рабочим временем (статья 91 ТК РФ) понимается время, в которое сотрудник должен выполнять свои трудовые обязанности, а также другие периоды, которые по законодательству относятся к рабочему времени. Время отдыха – это время, когда сотрудник свободен от выполнения обязанностей и может использовать его по своему усмотрению (перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные, нерабочие и праздничные дни, отпуска (статья 107 ТК РФ). Но обратите внимание, что Трудовым кодексом специальные перерывы для курения не установлены.

С 01.06.2013 года вступил в силу Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах. Однако работника, допускающего нарушение положений данного закона, уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений сотрудников, то есть правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя должен быть прописан запрет на курение вне отведённых специальных мест для курения (пункт 3 части 1 статьи 10 закона, пункт 14 правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 N390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (статься 107 ТК РФ).

К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам статьи 193 ТК РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить его премии (полностью или частично) за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании, либо уволить по части 5 статьи 81 ТК РФ. Также знайте, что в случае вашего очередного перекура на рабочем месте в неположенное для этого время, руководитель может запросто обвинить вас в отсутствии на рабочем месте. За это вы можете легко получить замечание или выговор.

Конечно, курильщикам начальник может официально разрешить курение в специально отведённых местах. Но для работодателя этот вариант наименее приемлем, поскольку разрешение курения означает, что каждый час сотрудники будут использовать эту возможность, что приведет к сокращению рабочего времени на полтора — два часа. Вы же не будете отрицать, что для того чтобы вам покурить, придётся одеться, выйти из здания, подойти к курилке, покурить, поговорить о жизни с курящими коллегами и вернуться на рабочее место. Вот уже и рабочий день на 15-20 минут стал короче, а таких перекуров за день набирается от четырех до шести, а то и больше.

Вот и посмотрите на себя со стороны начальства, да и глазами некурящих коллег, которые во время ваших перекуров работают. Не стоит забывать и еще об одной стороне этого вопроса. А именно об общении работников с клиентами, ведь представители многих профессий ориентированы именно на работу с посетителями. И согласитесь, что довольно неприятно общаться с консультантом или администратором, от которого разит табаком, не говоря уже о парикмахерах, массажистах, косметологах, врачах или медсестрах. Одним словом тех, кто во время работы находится в непосредственной близости от лица клиента.

Конечно же, в наше время курильщиков притесняют: печатают на сигаретных пачках ужасные фотографии, спрятали в магазинах за шторками табачные изделия, идёт пропаганда здорового образа жизни, но курильщики активно сопротивляются. При этом некурящие приводят свои доводы, а курящие отстаивают свои права. Кроме того, руководители учреждений вводят штрафы за курение в рабочее время и дарят подарки тем, кто не курит. Но если человек курит и не хочет отказаться от этого пристрастия, его никакие разумные доводы не убедят, он всё равно будет дымить.

Как же начальству поступать с работниками, которые не могут отказаться от этой вредной привычки, и при этом не ограничивать права некурящих работников. Время для курения может определяться руководителем в виде специальных перерывов, которые будут закреплены в локальных нормативных актах на предприятии. Также сотрудник может использовать время в любых других перерывах для отдыха.

Обладатели этой вредной привычки по закону не имеют права требовать у работодателя ни разрешения курить на рабочем месте, ни выделения им специальных перерывов, а вот вежливо поговорить с начальством об установлении таких перерывов и устройстве курилки в помещении можно. А если ещё и сам начальник курящий, тогда возможно ваше предложение найдёт понимание. Если же не договоритесь, остаётся искать укромное место на улице, а ещё лучше бросить курить совсем! Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Учёные обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше, вот поэтому борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными как для работодателя, так и для вас, уважаемые курильщики.

Борьба с курение на работе и рабочем месте - это серьезная инициатива как для государства, так и для работодателей. Проблема табакокурения в России довольно велика, и поэтому правительство борется с ней всеми возможными средствами. Одним из крупнейших орудий в руках власти является законодательство.

Какой закон регулирует курение на рабочем месте?

В 2013 году в России вышел так называемый «антитабачный закон» - или законопроект о защите граждан от воздействия табачного дыма. Этот законопроект внес огромные поправки в жизнь курильщиков, сделав ее куда менее легкой и удобной, чем раньше.

Федеральный продиктовал такие нормы социальной жизни курильщиков, как разрешенные для курения места, стоимость табачных товаров, штрафы за несоблюдение правил. Ниже приведены основные положения законопроекта, с которыми в обязательном порядке должен ознакомиться каждый курящий гражданин России:

  1. Отныне существуют определенные общественные места, которые являются свободными от курения. За нарушение запрета следует штраф от 500 до 3000 рублей - все зависит от того, где именно вы закурили. В список запрещенных мест относят школы, детсады и близлежащие территории, детские площадки, университеты и другие ВУЗы. Запрещено , на остановках общественного транспорта, в метрополитенах, у входов в общественные центры и здания, в самолетах, поездах, аэропортах, суднах (морские и речные), а также на рабочих местах и в офисных зданиях. За курение на рабочем месте штраф также полагается.
  2. За вовлечение несовершеннолетних в табакокурение теперь полагается штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Наибольший штраф получат родственники подростка-курильщика. Под вовлечением подразумевается угощение подростка сигаретой, пропаганда курения, реклама среди несовершеннолетних, описывание положительных качеств продукции или табакокурения как такового, помощь в покупке сигарет.
  3. Торговля табачными изделиями теперь также строго регламентирована. Во-первых, стоимость сигарет определяет государство - оно выставляет верхнюю и нижнюю границу ценника, и продавцы вынуждены следовать указанным нормам. Во-вторых, реклама табачных изделий в любом виде полностью запрещена - будь то баннеры, плакаты, рекламные акции и скидки. В-третьих, продавать сигареты запрещено в радиусе 100 метров от школ, гимназий, лицеев.
  4. Закон предписывает возможность организации курилки. Курилку могут организовать либо владельцы помещения (если речь идет о частном предприятии или владении), либо совет жильцов многоквартирного дома (если речь идет о курилке в подъезде).

На кого распространяется запрет на курение на рабочем месте?

Вышеописанные пункты утверждают, что рабочее место по умолчанию является зоной, свободной от курения. Однако в законе есть два важных уточнения:

  1. Владелец помещения вправе организовать курилку на рабочем месте, если она будет соответствовать санитарно-пожарным нормам.
  2. Запрет не касается рабочих мест, которые расположены на открытом воздухе.

Из второго уточнения можно сделать вывод, что строители, подрядчики и другие работники, которые занимаются трудом на открытом воздухе, имеют право курить на своем рабочем месте при условии, что работодатель не выдал другого приказа. Запрет на курение на открытом воздухе должен быть проведен в частном порядке, а все работники должны быть об этом осведомлены. В противном случае его можно обжаловать.

На первом уточнении следует остановиться более подробно.

Курилка на рабочем месте

Закон о курении на рабочем месте четко гласит - рабочая среда является местом, закрытым для табакокурения до тех пор, пока работодатель не издаст приказ о местах курения на предприятии. Казалось бы, все довольно просто - работодатель решает, курить его работникам или не курить. И если человек адекватный, то с ним вполне можно договориться. Но на самом деле все не так просто.

Окончательное решение о разрешении или запрете курения принимает не работодатель, а владелец помещения. Иногда это действительно одно и то же лицо, и тогда организация курилки на рабочем месте становится значительно проще. Однако зачастую работодатель является арендатором помещения - офиса, этажа офисного здания, производственного завода, фабрики и так далее. В этом случае решение об организации курилки должно пройти как минимум две «инстанции» - директора компании и владельца помещения.

Как это грамотно организовать? Если вы являетесь наемным работником, и ваш работодатель не спешит с организацией курилки, то следует подать ему заявление о том, что часть коллектива нуждается в ней. В идеале следует собрать всех (или многих) курящих сотрудников, написать заявление в свободной форме («Мы, сотрудники такой-то фирмы, просим вас, ФИО, организовать курилку для работников.»). Заявление должно подписать как можно больше людей. Бумагу направляют директору. Скорее всего, он с первого раза услышит просьбу и согласится с необходимостью организации специального места для табакокурения. Тогда директору необходимо обратиться к владельцу помещения. Совместно они выбирают место для курилки, которое будет соответствовать пожарно-санитарным нормам. После утверждения места директор создает приказ о курении на предприятии по образцу.

Требования к курилке

Как уже упоминалось выше, курилка на рабочем месте (как и в других общественных местах: подъезде, пляже, санатории, аэропорте и так далее) должна соответствовать определенным пожарно-санитарным нормам. Это необходимо не только для безопасности самих курящих, но и для защиты некурящих сотрудников от запаха табака, табачного дыма.

Организованная курилка должна иметь следующие детали:

  1. Плотно закрывающуюся дверь. Это требование естественно и понятно, ведь оно защищает некурящий персонал от дыма.
  2. Пепельницу. Разумеется, сложно себе представить цивилизованную и чистую курилку без пепельницы. Следует обратить особое внимание на ее размер - в производственных условиях, когда курилкой пользуется как минимум человек 7, пепельница стандартного размера не подойдет - уже после одного перекура она будет полной.
  3. Вытяжку. Вытяжка необходима для того, чтобы дым не скапливался в комнате и не выталкивался вместе с выходящими сотрудниками.

Все эти требования позволяют сделать условия курилки комфортными как для курящих, так и для некурящих сотрудников компании.

Наказание за курение на рабочем месте

Поскольку положение о запрете курения на предприятии включено в федеральный закон о защите граждан от воздействия табака, по умолчанию наказание за нарушение запрета следует такое же, как и за курение в общественном месте - от 500 до 1500 рублей.

Тем не менее работодатель практически никогда не прибегает к помощи защитников правопорядка, ограничиваясь определенными наказаниями внутри предприятия. Ответственность за нарушение может быть двух типов:

  1. Дисциплинарное наказание. Работнику будет сделан выговор, замечание. За дисциплинарный проступок в виде курения в неположенном месте уволить не могут.
  2. Административная ответственность. Собственно, выплата штрафа. Однако большинство начальников предпочитают обходиться внутренними штрафами и наказаниями - лишением премии, срезом зарплаты, дисциплинарным наказанием.

Следует обратить особое внимание на увольнение за курение. Фактически, курение по умолчанию считается дисциплинарным нарушением, за которое уволить человека не могут - оно не является показателем способности гражданина выполнять трудовые обязанности.

Однако работодатель вправе прописать в инструкции или требованиях к работнику, что курение является запрещенным или ограниченным (например, определенным временем не перекур), а за нарушением может последовать увольнение. В этом случае работника могут уволить за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.

Организовать удобные для всех и компромиссные правила курения на рабочем месте под силу любому предприятию. Нужно лишь получить полноценное мнение как от курящей, так и от некурящей стороны персонала и договориться с начальством.

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа