Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Многопартийность в ссср. История формирования многопартийности в россии

Многопартийность в ссср. История формирования многопартийности в россии

Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века.

В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

На законодательном уровне ситуация стала меняться во второй половине 1986 года. На фоне призывов реформаторов к раскрепощению творческой энергии людей, к активной жизненной позиции Положение 1932 года выглядело явным анахронизмом и даже стало подвергаться робкой критике в печати. С учетом этого Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». По сравнению с Положением 1932 года в новом документе был значительно облегчен процесс образования самодеятельных объединений. Контроль и общее руководство за деятельностью подобных объединений возлагались на организации-учредители, в качестве которых могли выступать учреждения культуры, спорта, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации и т.п., а на министерства и ведомства ложился лишь общий контроль, что значительно сужало вмешательство властных структур в деятельность любительских объединений. Именно с этого времени на базе объединения легализующихся кружков стали возникать первые общественно-политические объединения.

Бурному росту политической активности способствовало и то, что с конца 1986 году практически прекратились аресты по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и ст. 190, п. 1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный общественный строй) УК РСФСР. Начался процесс освобождения политических заключенных.

Ст. 70 и 190 были главным правовым инструментом для наказания инакомыслящих. В ходе реформирования политической системы соответствующие статьи УК РСФСР стали входить в явное противоречие с реалиями дня. В связи с этим Президиум ВС СССР 8 апреля 1989 года принял Указ «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

Вызывала вопросы ст. 11, которая предусматривала наказание за публичное оскорбление или дискредитацию высших органов государственной власти и управления СССР, иных государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов или Верховным Советом СССР, либо должностных лиц, назначаемых, утверждаемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, а равно общественных организаций и их общественных органов, созданных в установленном законом порядке и действующих в соответствии с Конституцией СССР. Обе статьи могли толковаться довольно широко. Появился новый термин «дискредитация», а четкого определения его не существовало. Непонятно было и то, как отличать понятие «дискредитация» от правомерной критики.

Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Демократические новации в правовую систему и общественное сознание входили непросто. В качестве примера остановимся более подробно на вышеприведенном Указе.

Указ устанавливал не уведомительный, а разрешительный порядок осуществления конституционных свобод. Граждане должны обращаться за разрешением в исполком Совета народных депутатов. А исполком уже принимал решение: разрешить или запретить митинг, демонстрацию либо другое мероприятие (п. 3). Причем Указ предоставлял исполкомам широкие возможности для собственного усмотрения: они могли запретить мероприятие, если цель его проведения противоречила Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик либо угрожала общественному порядку и безопасности граждан (п. 6). Столь широкая формулировка позволяла исполкомам - органам сугубо правоприменительным - по своему усмотрению толковать не только цели митингов и демонстраций, но и сами конституционные нормы (путем сравнения тех и других) - прерогатива, которую еще только предполагалось предоставить будущему Комитету конституционного надзора в ходе реформы государственной системы.

Вместе с тем, несмотря на недостатки Указа, нельзя не отметить, что в тех исторических условиях принятие даже такого ограниченного положения являлось еще одним шагом вперед на пути к становлению демократического общества. Конституция СССР согласно ст. 50 давала право на собрания, митинги, демонстрации, но не существовало процедуры получения разрешения и правил проведения этих мероприятий. С принятием Указа от 28 июля 1988 года данная статья Конституции СССР заработала

Принципиальное значение имел отказ от законодательного закрепления монопольного положения КПСС в политической жизни.

Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР (март 1990 года) внес в гл. 1 Конституции СССР, посвященную политической системе, ряд принципиальных изменений. Прежде всего ст. 6 в ее новой редакции закрепляла право КПСС, других политических партий, а также профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций и массовых движений участвовать в управлении государственными и общественными делами преимущественно через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. По существу, данная формулировка не только закладывала основы формирования многопартийности как системы, но и ориентировала политические партии на работу с избирателями и парламентскую деятельность.

С 1 января 1991 года вступил в действие Закон СССР «Об общественных объединениях». В его преамбуле говорилось о том, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина. В статье 1 говорилось и о том, что общественными объединениями признаются и политические партии, а в ст. 16 впервые давалось определение партии. Не допускались создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий насильственное изменение конституционного строя. Таким образом, допускалась деятельность организаций, призывающих к мирному, парламентскому способу изменения существующего строя, что свидетельствовало о воплощении в жизнь реального политического плюрализма.

Согласно ст. 11 и 12 устав объединения регистрировался Министерством юстиции СССР. Отказ в регистрации устава мог быть обжалован в суд и рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Закон позволил Министерству юстиции СССР приступить к юридической регистрации политических партий, многие из которых де-факто к этому времени уже существовали. 11 апреля 1991 года в Минюсте СССР регистрируется КПСС, а на следующий день - ЛДПСС. 12 апреля можно считать официальной датой возрождения многопартийной системы в стране.

15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях».

35. Многопартийность в России. (90е)

Многопартийная система - политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Причиной появления многопартийности послужило что за долгие годы существования однопартийной системы советского государства с ней произошло множество изменений. В любом государстве многопартийность основана на политической конкуренции между правящими партиями и оппозицией. Появление организованной политической оппозиции в СССР было вызвано противостоянием проводимому курсу реформ как в высших эшелонах власти, так и в отдельных слоях общества.

Главными вопросами политической борьбы были изъяны существующей общественно-политической системы, монополия КПСС и её реорганизация, а также проблемы обновления федеративного государственного устройства. Всё это планировалось реализовать в перестройке, но в жёстко контролируемой сверху форме, новых институтов создавать не планировалось, а предполагалось перестроить старые.

И 15 марта 1990 года внеочередной III Съезд народных депутатов провозгласил многопартийность в СССР. В том же месяце из КПСС выделилась Марксистская платформа в КПСС. Данная платформа послужила основой для создания таких политических партий

Активной оппозиционной силой стала Демократическая партия России (Н. Травкин). Программа партии содержала положения о восстановлении прежних советских порядков. В лагере оппозиции были так же созданы такие партии, как ЛДПР, которая получила большую популярность в обществе прежде всего благодаря её лидеру В. В. Жириновскому и опиралась на маргинальные слои общества. Так же были созданы Христианско-демократический союз России (1989 г.), Демократическая партия (ноябрь 1989), Крестьянская партия России (сентябрь 1990 г.), Партия свободного труда (декабрь 1990 г.) и другие.

Все эти партии объединяло стремление создать в России демократическое общество, основанное на рыночной экономике, многопартийности и либеральных ценностях Запада.

С распадом СССР, перед российской многопартийностью встали новые задачи и приоритеты, которые касались, в основном, выбора дальнейшего пути развития Российского государства. Среди оппозиции выделились несколько блоков. Первый, правоцентристский блок, «Гражданский союз», программу которого составляли положения о приоритете прав человека, идеях социального партнерства и рыночной экономики. Второй назывался «Российское народное собрание». Существовал также левоцентристский блок – «Содружество левых демократических сил», который придерживался социалистических ценностей. Итак, в начале 1990 – х гг. завершается процесс формирования многопартийности в России, и наступает процесс её непосредственного функционирования

Российская многопартийность

Понятие «многопартийность» относится к двум периодам отечественной истории. Первая многопартийность появилась в России как завоевание Первой русской революции 1905 - 1907 гг. 17 октября 1905 г., в момент высшего подъёма Всероссийской политической стачки, издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (разработан при участии графа С. Ю. Витте) - законодательный акт, провозглашавший гражданские и некоторые политические свободы. В том числе свободу создания легальных политических партий. В 1905 г. были легализованы партии, созданные до Манифеста, и появились новые.

Российские партии начала XX в.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована 8-9 марта 1898 г. в г. Минске.

Партия социалистов-революционеров (эсеров). Образована в январе 1902 г.

Конституционно-демократическая партия (кадеты), «партия народной свободы». Образована в октябре 1905 г.

Союз 17 октября (октябристы) Образована в октябре 1905 г.

Союз русского народа. Образован в ноябре 1905 г.

Русская монархическая партия. Возникла весной 1905 г.

Особенность первой русской многопартийности.

Первые политические партии в России появились до начала революции 1905 - 1907 гг. Причём это были революционные партии (РСДРП и ПСР).

- Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.

- Различные расколы, размежевания, дробления и слияния не миновали почти ни одну организацию.

Формирование партий шло не «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные её члены для отстаивания общих интересов, а, наоборот, «сверху», когда представители фактически одного социального слоя - интеллигенции - поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским.

Вторая российская многопартийность появилась в ходе «перестройки». По мере утраты политической инициативы КПСС в Советском Союзе усилился процесс формирования новых политических партий. Создание многопартийности свидетельствовало о появлении ростков гражданского общества, росте политического сознания населения, осознавших себя гражданами, от которых зависит будущее страны.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя в мае 1988 г. Демократический союз. Лидер - В. Новодворская. Первоначально программные задачи ДС формулировались как «ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной демократии на всех уровнях… радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и др.»»

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Лидер - В. Жириновский. Образована в 1989 г. Первоначально партия выдвинула пять основных принципов: правовое государство, многопартийная система, многоукладная экономика, президентская форма правления, деидеологизация всех общественных институтов.

Крестьянская партия России (КПР). Председатель партии Ю. Черниченко. Партия образовалась в сентябре 1990 г. Основная цель партии - «возрождение крестьянина - хозяина, крестьянина - собственника и защита его политических, экономических и социальных интересов». Партия выступала за ликвидацию «ликвидацию колхозно-совхозной монополии», за «многообразие форм собственности на землю с приоритетом частного владения землёй и правом купли-продажи её».

Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Учредительный съезд партии состоялся в ноябре 1990 г. Основу её членов составили представители «Демократической платформы в КПСС», вышедшие из её рядов на XXVIII съезде. Сопредседателями партии были В. Лысенко, В. Шостаковский и В. Сулакшин. Новая партия выдвинула в качестве главных «старые, но нереализованные лозунги большевиков: «Землю — крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», «Мир - народам».

Демократическая партия России (ДР). Учредительная съезд данного движения (выросшего из соответствующего из избирательного блока) проходил в Москве в октябре 1990 г. В состав движения первоначально вошли 30 политических партий и непартийных организаций либерально-демократического направления, из которых наиболее активную роль в учреждении ДР сыграли представители ДПР, РПРФ, РХДД, СДПР, КДП (ПНС), ПСТ, КПР, обществ «Апрель», «Мемориал», «Щит» и др. На съезде были выработаны основные принципы деятельности ДР: «гарант общественного согласия и опора будущему президенту», «идеологическая опора альтернатива КПСС», «ненасильственное решение национальных, социальных проблем и других вопросов». В течении первого года деятельности ДР была самым массовым и популярным демократическим движением в стране. С её помощью на президентских выборах был выдвинут и победил единый кандидат демократических сил - Б. Ельцин, а также мэры Москвы и Ленинграда Г. Попов и А.Собчак. В дни августовского политического кризиса ДР стала основным политическим организатором сопротивления ГКЧП. Однако после августа 1991 г. в деятельности ДР наступил перемол. Главная цель демократов - свержение монополии КПСС - была достигнута, и разъединение единых ранее политических сил стало неизбежным. Начался распад ДР на радикал-демократов и умеренных демократов, завершившийся организационным размежеванием.

Особенности второй многопартийности

В силу неразвитости гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы.

Малая численность большинства партий (количество членов вновь образующихся партий часто ограничивается руководством в центре и на местах).

- Нередко партии проявляют активность лишь в период предвыборных кампаний.

- Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программ партии.

- Партии часто организуются на основе личностных симпатий, а не единства убеждений.

Тенденции увеличения числа политических партий, политического веса ряда из них в жизни общества, а в дальнейшем сокращения политических, возможно, создание двух политических объединений сменяющих друг друга у власти.

- Отсутствие центристских партий

Черты сходства первой и второй многопартийности

1) Значительное число партий даже в рамках одного направления.

Например, в 90-е годы XX века возникли: Российская партия коммунистов (РКП), Союз коммунистов (СК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ).

2) Создание партий «сверху».

3) Неразвитость гражданского общества обусловила создание партий представителями одной социальной группой - интеллигенцией.

4) Многочисленные размежевания и дробления.

5) Незначительное влияние политических партий на политическую жизнь страны.

6) При всём многообразии партий и движений в центре политической борьбы в 90-е годы, как и в 1917 г. оказались два направления - коммунистическое и либеральное .

Многопартийность - это плохо или хорошо? Политологи разных стран не могут однозначно ответить на данный вопрос. С одной стороны, она дает возможность выразить мнение самых разнообразных слоев общества и отстоять его у власти. С другой - возникает неразбериха в политической жизни любой страны.

Партийные системы

Под партией понимают организованную, наиболее активную часть общества, которая, основываясь на своих интересах, сформулировала программу и стремится ее реализовать путем участия во власти или в ее захвате. Существование разнообразных политических организаций и их взаимодействие определяет партийную систему государства. Выделяют три вида таких систем. Многопартийность - это первая из них. Она определяется наличием более чем двух политических организаций, имеющих шансы реально прийти к власти. Однопартийная система формируется при господстве одной партии в стране и государственном запрете на действие оппозиционных политических союзов. В Великобритании, Соединенных Штатах Америки существуют двухпартийные системы. Хотя в этих странах нет запрета на создание и функционирование других организаций, но реальные шансы прийти к власти у них мизерны, что определяет смену большинства в парламенте представителями то одной, то другой господствующей политической силы. Наблюдается своеобразный маятник: власть передается от либералов к консерваторам и обратно.

Зарождение партий в России

В начале 20 века происходит становление многопартийности в России. Этот процесс характеризовался рядом существенных особенностей. Во-первых, самыми первыми, еще нелегально, начали оформляться политические организации революционного, радикального толка. Так, социал-демократы провели свой первый съезд еще в 1898 году. Легальное оформление партий произошло в ходе первой русской революции, после известного Манифеста 17 октября 1905 года, который ввел гражданские и политические свободы для жителей Российской империи. Следующей особенностью является факт ведущей роли интеллигенции в широком спектре образовавшихся союзов, многие из которых были достаточно мелкими, при этом постоянно происходил процесс организации одних и роспуска других. Так, многопартийность - это истинная характеристика политической жизни России в начале двадцатого века.

Левые, правые и центристы

Как уже отмечалось, в начале 20 века в России возникло несколько десятков партий, изучение которых довольно затруднительно. Чтобы лучше усвоить, что представляла собой российская многопартийность, все политические организации делят на три группы. К первой относят радикальные, революционные объединения, которые еще называют левыми. Правый сектор - консервативные, реакционные союзы, выступающие против всяких нововведений и преобразований. К центристам причисляют политические организации с умеренными программами, стоящие за либеральные, постепенные преобразования общества.

Революционные партии России

К началу прошлого века российское общество было опутано рядом серьезных противоречий, возникающих в связи с развитием капитализма. В отечественной историографии они получили название «основных вопросов». К таковым относят аграрный, или крестьянский вопрос, рабочий, вопрос о власти и национальный. Так или иначе, все политические силы должны были указать основные пути решения этих проблем. Наиболее радикально в этом смысле выступали большевики - РСДРП (б), призывая к социалистической революции, национализации земли и предприятий, ликвидации частной собственности и переходу к социализму как таковому. Идейным лидером и организатором являлся всем известный Владимир Ульянов (Ленин). Менее радикальны были меньшевики - РСДРП (м), которые полагали, что российская история еще не измолола той муки, из которой надо испечь пирог социализма. Их лидер Юлий Мартов выступал за буржуазно-демократическую революцию и постепенное решение основных вопросов. Особое место в левом блоке занимали социалисты-революционеры (эсеры), которые позиционировали себя как защитники крестьянства, продолжатели традиций народничества. Они выступали за то есть передачу ее общинам. Возглавлял эсеров Виктор Чернов. Наряду с этими существовали и другие революционные партии России, такие как энесы, эсеры-максималисты, трудовики и широкий спектр национальных революционных групп (Бунд, революционная украинская партия и другие).

Либеральные партии

Как таковая многопартийность в России сложилась с легальным оформлением либеральных центристских партий. В Первой и наибольшее количество, но не подавляющее большинство, занимали кадеты, которых называют левыми центристами. Они требовали частичного отчуждения помещичьих земель в пользу крестьянства и ограничения монархии парламентом и конституцией, дальнейшего проведения реформ. Общепризнанным лидером кадетов был историк Основной политической силой периода Третьей и Четвертой дум являлась партия октябристов, представители которой признавали огромное значение для истории России манифеста 17 октября. Александр Гучков, возглавлявший движение, защищал интересы крупной буржуазии, которая рассчитывала на успокоение страны и дальнейший экономический рост. Октябристов поэтому называют консервативными либералами.

Правый блок

Очень большим по составу, но мало организованным в начале прошлого века был правый политический сектор. Монархисты, черносотенцы, консерваторы - это все о них. Российский император Николай II состоял почетным членом сразу нескольких партий, хоть и различающихся по названию, но имевших единую Ее суть сводилась к возвращению неограниченного самодержавия, защите православия и единства России. Не признавая консервативно настроенные части общества не организовывались и не участвовали в выборах. Но дальнейшие события показали, что нельзя совсем выбывать из политической легальной борьбы в парламенте. Представители «Союза Михаила Архангела», «Союза русского народа» и других движений полностью поддерживали политику Николая II. А против своих оппонентов применяли насильственные методы, например погромы.

Ликвидация многопартийности

После прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года многопартийность в России постепенно разрушается. Сначала сошли с политической арены монархистские объединения, октябристы, в ноябре вне закона были объявлены кадеты. Еще несколько лет продолжали существовать революционные партии, среди которых основными соперниками большевиков были эсеры, занявшие большинство мест на всеобщих выборах в Учредительное Собрание. Но выступление против Ленина и его сторонников в годы Гражданской войны и сразу после ее окончания привели к нещадной борьбе большевиков против политических противников. В 1921-1923 годах в Советской России был проведен ряд судебных заседаний против лидеров меньшевиков и эсеров, после которых принадлежность к этим партиям расценивалась как оскорбление и ругательство. В результате многопартийность в СССР отсутствовала. Утвердилось идеологическое и политическое господство одной партии - коммунистической.

Формирование многопартийности в современной России

Развал советской политической системы пришелся на период перестройки, проводимой М. С. Горбачевым. Одним из важных шагов в формировании многопартийности в современной России стало решение об принятой в 1977 году. Она закрепляла особую, руководящую роль коммунистической идеологии в государстве, и, по большому счету, означала монополию одной партии на власть. После путча ГКЧП в августе 1990 года, президент РФ вообще запретил действие КПСС на ее территории. К этому времени оформилась новая многопартийность в России. С первой её объединяло наличие огромного числа политических организаций, существенно не отличавшихся друг от друга своими взглядами в рамках одного направления. Многие исследователи отмечают достаточно узкую социальную базу большинства, поэтому называют их «протопартиями». Получили широкое распространение национальные движения в республиках, известные как «народные фронты».

Основные политические силы

В 90-х годах среди множества политических организаций выделилось несколько основных, которые стали вести между собой борьбу за мандаты в Думе. На выборах в 1995 году определилась четверка лидеров, которая смогла преодолеть барьер в пять процентов. Эти же политические силы характеризуют и нынешнюю многопартийность в России. Во-первых, во главе с бессменным лидером, не раз выступавшим в роли кандидата в президенты, - Геннадием Зюгановым. Во-вторых - ЛДПР, с таким же постоянным и ярким главой - Владимиром Жириновским. Правительственный блок, несколько раз менявший название в течение последних десятилетий («Наш дом Россия», «Единая Россия»). Ну и четвертое, почетное место, занимала партия «Яблоко» во главе с Григорием Явлинским. Правда, с 2003 года она не смогла преодолеть положенного барьера на выборах и с тех пор не входит в состав представительного законодательного органа власти. Большая часть партий в России относится к центристскому направлению, они имеют схожие требования и программы. Левыми и правыми их называют лишь по традиции.

Некоторые выводы

Большинство политологов сходятся во мнении, что многопартийность - это не лучший вариант страны. Государства с двухпартийной системой более предсказуемы в своем развитии, имеют больше шансов избежать крайностей, сохранить приемственность. Многопартийность - понятие, имеющее как юридический, так и практический смысл. В первом случае формально существуют множество союзов, но реальные шансы прийти к власти есть только у одного или двух. Реальная многопартийность свидетельствует о том, что ни одна политическая сила не может получить парламентского большинства. В таком случае организовываются коалиции, временные и постоянные.

В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.

В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.

В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.

В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.

Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.

Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.

Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).

Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.

В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.

В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).