Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Это интересно.

Это интересно.

С первых дней оккупации немецко-фашистскими захватчиками территории нашей республики для борьбы с врагом в белорусские леса и чащи отправлялись целыми деревнями и семьями – со стариками, женщинами и детьми. Безусловно, всех желающих партизанские отряды принять не могли, так как вели преимущественно кочевую жизнь и имели небольшое хозяйство на базах, ограниченное количество продовольствия. Однако вскоре выход был найден в создании так называемых семейных лагерей. Они оборудовались самим населением под руководством и при непосредственном участии народных мстителей, как правило, в глубине лесных массивов и болот, между озерами, по краям которых обычно располагались партизанские отряды. Для охраны этих лагерей выделялись небольшие группы партизан.

Дети дошкольного и школьного возраста, находящиеся в семейных лагерях, наравне со взрослыми переносили трудности и лишения нелегких партизанских будней. На глазах малышей и подростков происходили многие запоминающиеся на всю жизнь события: и проводы партизан (среди которых были близкие родственники детей) на опасные боевые задания, и горькие сцены прощания с погибшими, и страдания раненых в неравных боях с оккупантами. Особенно тяжело было детворе в зимние месяцы, когда ко всем тяготам лесной жизни добавлялись морозы, снежные метели, сказывалось также отсутствие надлежащей теплой одежды и обуви, вынужденные перемещения с обжитого места на другую базу ввиду немецких облав и преследований.

В годы войны во многих семейных лагерях Беларуси действовали уникальные по масштабу и характеру деятельности лесные партизанские школы. Как вспоминал видный организатор партизанского движения в Беларуси Кирилл Трофимович Мазуров в книге «Незабываемое», «несмотря на трудности, создание школ в лесах шло полным ходом. Первыми подхватили призыв о создании школ для обучения детей в партизанских зонах (в деревнях и лесных лагерях для населения) комсомольцы Полесской области. Почин позже распространился в Минской, Пинской и других областях. Создание в тылу врага советских школ… служило не только объединению и воспитанию детей, но и вселяло веру людей в неизбежное изгнание гитлеровцев».

Только в Брестской области на 1 мая 1944 года в таких школах обучалось 490 детей. Все лесные школы были начальными, только с первыми четырьмя классами обучения. Они, как правило, размещались в землянках, различных сооружениях, построенных из лозы и других подручных материалов. В их организации принимал участие партизанский актив, учителя, родители, сами дети. Работа лесных школ протекала в невероятно трудных условиях – не было учебников, тетрадей, писчей бумаги, наглядных пособий, нормальных приспособленных помещений для занятий. Однако выручала, как всегда, народная смекалка и мудрость партизан. Так, при изготовлении письменных принадлежностей партизаны из коры дуба вырезали для первоклассников буквы для азбуки, из веточек делали классные счеты, для письма готовили кусочки березовой коры. Народные умельцы нашли способ изготовления чернил: делали отвар из дубовых желудей, бросали туда ржавый гвоздь или кусок железа. Некоторое время эта смесь отстаивалась и получались чернила. Часто учебные пособия доставались у местного населения, а также через связных и разведчиков в населенных пунктах.

Классных досок не было, вместо этого учащиеся писали выстроганными палочками на земле и песке. Нередко для счета использовали гильзы патронов. Ввиду отсутствия учебников и тетрадей, ручек и карандашей дети писали на полях газет и упаковочной бумаге, обратной стороне немецких листовок, а то и просто палочками на бересте или на песке. Алфавитом служили буквы, вырезанные из березовой коры, а счетным материалом – шишки и желуди. Партизаны оборудовали детям приспособленные помещения для занятий, делали парты и классные доски, обеспечивали школы тетрадями и ручками. Из-за отсутствия учебников и программ педагоги-партизаны обучали детей по имевшейся в отрядах политической литературе. Часто учителя использовали в работе с детьми приказы Верховного Главнокомандующего, тексты из газет, брошюр или листовок-сводок Совинформбюро.

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны как одна из самых ценных реликвий военной поры хранится письмо от 22 ноября 1942 года секретаря ЦК ЛКСМБ К.Т.Мазурова первому секретарю Центрального Комитета комсомола Беларуси М.В.Зимянину о работе лесных школ. Вот выдержки из него. Ввиду отсутствия письменных принадлежностей и учеников «комсомольцы отряда Николая Розова ходили по этим вопросам в разные деревни и собрали 150 карандашей, несколько учебников, несколько десятков тетрадей. В Октябрьском районе 14.09 провели конференцию учителей, 15.09 – родительское собрание. 16 сентября школы начали работу. Количество обучающихся в них – 271 человек. Карпиловская школа – 47 детей, Рудобельская – 10, Рудницкая – 20, Старо-Дубровская – 26, Ново-Дубровская – 52».

В некоторых бригадах даже существовали пионерские организации. Из воспоминаний бывшей ученицы школы №2 при партизанском отряде имени М.И.Калинина бригады имени Ф.Э.Дзержинского Т.К. Кот, которая после войны стала работать учительницей в школах Брестской области. «Командование отряда, – вспоминала она, – разрешило нам сшить из парашютного полотна пионерские формы. Мы сделали себе также пионерские галстуки. Особенно кропотливо и внимательно вышивали всем коллективом пионерское знамя. Вскоре в торжественной обстановке были приняты в пионеры еще 28 детей. После этого избрали штаб пионерской дружины.

В Белгосмузее хранятся стенные газеты «Наша учеба» и «Пионер» пионерских организаций партизанских бригад Брестской области. В них – жизнь юных пионеров, учеба и общественная работа.

Помимо обучения детей письму, чтению и счету учителя проводили с ними большую политико-воспитательную работу, прививали им трудовые навыки. В свободное время маскировали лагеря, проводили работу по их благоустройству, заготовляли ягоды, грибы, дрова.

По сохранившимся воспоминания бывших учеников и учителей занятия часто начинались со сводок Совинформбюро, которые принимали партизанские радисты. По сводкам дети писали диктанты, изучали географию.

В стихотворении «Занятия под сосною», написанные в январе 1944 года М.В.Шляхтенко, есть такие незамысловатые строки:

Только солнце встает над землею
И рассеется серый туман,
Под кудрявой зеленой
сосною
Учатся дети семей
партизан.

Наибольшее распространение лесные школы получили в Брестской и Барановичской областях. Здесь при партизанских отрядах и соединениях работало около двадцати партизанских школ. Достоверно известно, что первая лесная школа на Брестчине была организована осенью 1943 года при отряде имени М.И.Калинина, где в трех классах обучалось 50 детей младших классов. При семейном лагере отряда имени А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова начальным обучением было охвачено 38 детей.

Одним из отрядов в брестских лесах командовал лейтенант Евгений Георгиевич Макаревич – инициатор создания лесной школы, где обучалось 98 детей. После гибели Е.Г.Макаревича в июне 1943 года отряд бригады им. Я.М.Свердлова был назван именем командира. В Белгосмузее хранится отчет о воспитательной работе среди детей школьного возраста 4-го семейного лагеря этого отряда за июнь 1944 года. В отчете указывается, что «в семейном лагере школу посещают 46 детей, из них – 1-го класса – 24, 2-го – 13, 3-го – 9 человек. На уроках изучаются следующие предметы: русский язык, арифметика, пение. Ребята выучили наизусть стихотворения «Взвилась ракета боевая», «Ведут народы бой», «Наша славная земля». Во внеурочное время проведены беседы «О действиях партизан», «О помощи населения партизанам», «О героических действиях партизанки Тани». По физкультуре во 2-м и 3-м классах изучены темы «Построение в шеренгу и колонну», «Повороты на месте и в движении», «Выход из строя».

Кроме того, с детьми проведены занятия по бегу на короткие дистанции, прыжкам в длину, подтягиванию на турнике, отработаны упражнения по гранатометанию, изучению устройства винтовки, тренировки с макетами стрелкового оружия.

С гордостью организатор воспитательной работы сообщает в отчете, что в лесной школе систематически работал кружок художественной самодеятельности, кружок детских работ (мальчики вырезали из дерева и коры игрушки для дошколят, макеты оружия, девочки учились вязать и шить). Ребята ухаживали за школьным огородом, занимались сбором лекарственных трав: за сезон собрали цветов ландыша – 0,5 кг, листьев папоротника – 6 кг, цветов ромашки – 1 кг, корней валерианы – 4 кг, липового цвету – 1,5 кг.

В школьной тетради, размещенной в «Партизанском лагере» нашего музея, подробно изложен отчет учительницы Полины Ясновской об учебно-воспитательной работе лесной школы отряда им. А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова с 12 мая по 12 июля 1944 года. Отряд действовал в Дрогичинском районе Брестской области. Здесь обучением было охвачено 58 детей – 23 мальчика и 35 девочек младшего школьного возраста. Как видно из отчета, учебный день здесь был установлен в 4 урока по 45 минут каждый. Перемены между уроками следующие: малые перемены по 10 минут, большая перемена 30 минут. Занятия проводились в школе в 2 смены. Был составлен учебный план, твердое школьное расписание. Кстати, здесь помимо упомянутых уже ранее предметов, были предметы природоведение, рукоделие.

С интересом читаем сегодня о заботе учителей об изготовлении наглядных пособий. С помощью партизан-умельцев, учителей и самих детей изготовлены: картонная разрезная азбука, таблица умножения, пособия по развитию устной и письменной речи, по разделам орфографии, истории, географии.

Успевали учащиеся хорошо. В конце учебного года были проведены итоговые занятия и экзамены в присутствии командира партизанского отряда, комиссара, секретаря комсомольской организации и учительницы из другого отряда. По окончании школы учащимся выдавались специальные свидетельства. Одно такое хранится в Белгосмузее. Оно выдано по итогам 1943/44 учебного года Данилкович Елене, учащейся 3-го класса лесной школы отряда им. М.И.Калинина (в музее хранится и фото ученицы лесной школы). Свидетельство подписано командиром Ф.Беляевым и завучем школы учительницей П. Ивановской.

Занятия в лесных школах вели учителя, жившие в местах дислокации народных мстителей или приглашенные ими из других населенных пунктов, порой к работе с детьми привлекали бывших студентов старшеклассников из числа партизан. Это были самоотверженные люди, безгранично любящие свое дело, которых объединяло одно – воспитать достойную смену, настоящих граждан родного Отечества, владеющих знаниями, а также навыками партизанской жизни и умением защищать Родину. Это такие педагоги, как М.С.Мартинович – учитель 123-й партизанской бригады Полесской области, секретарь Октябрьского подпольного РК ЛКСМБ, Я.А.Чернявская и В.Г.Осипова – учителя семейного лагеря отряда им. А.А.Жданова бригады им. Я.М.Свердлова и другие. Нередко учителя с оружием в руках отставали свои лагеря вместе с мужьями, старшими братьями-партизанами. В июле 1944 года наставники М.В.Шляхтенко и Л.А.Грицова – партизанки отряда им. С.М.Кирова Брестской области – геройски погибли в неравном бою с немецкими оккупантами.

Лесные партизанские школы воспитывали детей в духе ненависти к врагу, любви и преданности к своей Родине. В этом их неоспоримая ценность и их посильный вклад в общую Великую Победу.

Николай ШЕВЧЕНКО, помощник руководителя Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны

По истории про авиапассажиров из Чехии мелькнувшей недавно, у которых
фамилии были созвучны животным из мира фауны. Рассказала дочь. Её бывшая
однокласница по фамилии Чайка выйшла замуж за парня, по фамилии,
Журавель, а их дочь сейчас встречается с парнем по фамилии Заец

друг из Турции прилетел.

xxx: с приездом, как отдохнули?

yyy: здарова! спасибо, отдых в прицнипе удался. Не считая только почти каждого второго пьяного мудака, который орет " Тааааагииииииииииил!"

Тель-Авив. 2030 год. Встречаются два бывших киевлянина.
- Слышал новость? Правительство Украины приняло решение начать выплату
пенсий гражданам Украины, проживающим за рубежом.
- Не может быть!
- Вот газета.
- Очки с собой не взял.
- Я тебе расскажу без очков. С 1 января будущего года начнут выплату
тем, чьи фамилии начинаюся с буквы "А", через год - тем, чьи фамилии
начинаются с буквы "Б", и т. д
- Так это в каком же году до меня очередь дойдёт?
- А как твоя фамилия?
- Янукович.

«Санта-Барбара» - мыльная опера, снимавшаяся в США с 30 июля 1984 года по 15 января 1993 года. Всего снято 2137 серий.
В СОКРАЩЕННОМ варианте, который показывался в Германии, 2123 серии.
©Wikipedia
Нихрена себе они сократили)))

По поводу фамилий.

Были у нас знакомые (жили в Нальчике). Муж и жена.
Но фамилии у них были разные - Сук и Береза.
Дети (сын и дочь) у них тоже имели разные фамилии: сын - фамилию отца, а
дочь - матери...

Только что, с Новостей Яндекса.
Заканчивается 1 января. 23.45, если быть точным. Открываю сей
замечательный портал и... бросается в глаза НОВОСТЬ под номером 5:
"Новый год наступил для жителей Забайкалья"...
Ну наконец-то! А то бедняги ждут и ждут, уже первое января на дворе, а
Нового года все нет и нет... Или не заметили??
В общем, если учесть, что Новости Яндекса формируются автоматически, то
видимо робот ухитрился как-то напиться!

ТОлько что сходил на сайт МТС, очень понравилась акция тарифа
Новогодний.

Подключение к тарифу "Новогодний" продлено до конца января!
16 января 2006
Вы не разговариваете по 2 цента за минуту?! У Вас есть шанс исправить
ситуацию. Прислушайтесь к рекомендациям Лучших Дедов Морозов и продлите
себе Новый Год!

МТС сообщает о продлении срока подключения и перехода на тарифный план
"Новогодний" в Москве и Московской области до 31 января 2006 года.

Все бы ничего, но есть одно НО... За переход берут деньги.. Скажите что
же здесь такого?
А вот что:

Обратите внимание: тарифный план "Новогодний" действует до 1 февраля
2006 года. С 1 февраля 2006 года все абоненты тарифного плана
"Новогодний" будут обслуживаться на тарифном плане "Базовый".

Т. е. потратье денюшку, поговорите пару дней и.... тратье денюшку еще
раз.

начала 90х, Западная Группа Войск (наши военные, которые были введены в
восточную Германию для поддержания коммунистического строя), Гамбург.
Аптека. Заходят 2 мужика и покупают коробку(!!) презервативов.
Продавщице пришлось долго объяснять, что это все не используется за один
вечер, а перешлется в Советский союз, потому что там это в дефиците:)

♏ Скорпион

26 лунный день

Восход 04:53

Закат 12:21

Убывающая Луна

Видимость: 19%

Широта: 55.75, Долгота: 37.62 Часовой пояс: Europe/Moscow (UTC+03:00) Расчет фазы Луны на 1.01.1935 (12:00) Чтобы рассчитать фазу Луны для Вашего города зарегистрируйтесь или войдите .

Характеристики Луны на 1 января 1935 года

На дату 01.01.1935 в 12:00 Луна находится в фазе «Убывающая Луна» . Это 26 лунный день в лунном календаре. Луна в знаке зодиака Скорпион ♏ . Процент освещенности Луны составляет 19%. Восход Луны в 04:53, а закат в 12:21.

Хронология лунных дней

  • 25 лунный день c 03:27 31.12.1934 по 04:53 01.01.1935
  • 26 лунный день c 04:53 01.01.1935 и до следующего дня

Влияние Луны на дела 1 января 1935

Луна в знаке зодиака Скорпион (+ )

Луна в знаке Скорпион . необходимо заниматься творческой, интеллектуальной работой, требующей энтузиазма и много энергии. Период хорош для испытания новой техники, работы связанной с огнем и металлом.

В эти дни есть возможность решить долго не поддававшуюся задачу, взяться за проблемы, к которым нет прямого доступа. Благоприятное время на раскрытия тайн, нахождения потерянных вещей. Можно начать ремонт, связанный с разрушением ненужного и устаревшего, но нужно соблюдать осторожность при работе с инструментами.

Этот период подойдет для налоговой инспекции, милиции, тайных могущественных структур, для углубленных исследований, объединения с другими фирмами.

26 лунный день (− )

1 января 1935 года в 12:00 - 26 лунный день . довольно опасный день. Людей так и тянет поругаться. Этого надо избегать. В этот день делайте обычные повседневные дела, какую - нибудь рутинную работу, где не требуется много думать и принимать решений.

В этот день может возникнуть желание похвастаться, преувеличить свои достижения. Остановитесь и вовремя замолчите, если почувствуете что-то подобное. Контакт в этот день по возможности - ограничьте. Общаться лишь по необходимости и с самыми надежными людьми. Избегайте суеты, бестолковой беготни по магазинам, сплетен.

Деньги лучше экономить- есть опасность их растратить в пустую или потерять. Очень хорошо встретиться с каким-нибудь мудрым человеком, который поможет трезво оценить действительность и наставить на путь истинный.

Убывающая Луна (− )

Луна находится в фазе Убывающая Луна . жизнеспособность человеческого организма снижается. Он быстрее устаёт, его реакции замедляются. Человек теряет энергию и становится менее активным.

В этот период эмоционального и физического спада целесообразнее заниматься налаженными делами, которые не требуют особенных усилий.

Влияние дня недели (+ )

День недели - вторник , этот день сможет оградить Вас от неожиданностей, защитить от неприятностей и даже поможет получить помощь.

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов - лётчик-космонавт СССР, кандидат технических наук (1965). Дважды Герой Советского Союза (1970, 1975). Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого - четвёртого (1993-2007) созывов. Член фракции КПРФ.

Биография

Родился 8 июля 1935 года в городе Красноуральске Свердловской области. В 1945 году семья Севастьяновых переехала в Сочи. В 1953 году, по окончании с золотой медалью сочинской средней школы № 9 имени Николая Островского, Виталий поступает в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. В сентябре 1958 года, ещё будучи студентом, он начал работать по совместительству техником 9-го отдела ОКБ-1. По окончании МАИ имени С. Орджоникидзе, с апреля 1959 года работал инженером (с января 1964 года - старшим инженером) 9-го отдела ОКБ-1. С 1960 по 1963 годы Виталий Иванович читал курс лекций по механике космического полёта космонавтам Центра подготовки космонавтов. В июле 1964 года назначен на должность исполняющего обязанности начальника группы, а ноябре 1964 года был утверждён в должности начальника группы 90-го отдела. В том же году В. Севастьянов окончил аспирантуру 102 кафедры МАИ, а в апреле 1965 года защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата технических наук. В августе 1966 года Виталия Ивановича назначили на должность начальника сектора 731 отдела (отдел лётных испытаний) ЦКБЭМ, в том же году он окончил один курс вечернего отделения Университета марксизма-ленинизма при Московском горкоме КПСС.

В январе 1967 года Виталий Иванович был зачислен в группу гражданских специалистов № 3 испытателем (кандидатом в космонавты-испытатели), а в мае 1968 года - в отряд космонавтов.

В 1967-1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Севастьянов входил в состав одного из трёх сформированных экипажей. Но полёт (как и последующие) был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21-27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США - «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

Севастьянов также входил в один экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа (Севастьянов должен был оставаться на окололунной орбите) по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

С февраля по октябрь 1969 года Севастьянов проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Союз» по программе группового полёта трёх кораблей со стыковкой в качестве бортинженера основного экипажа (вместе с А. Николаевым). С 13 по 18 октября 1969 года, во время полёта космического корабля «Союз-8», был дублёром А. Елисеева. С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа космического корабля «Союз» по программе автономного длительного полёта (вместе с Андрияном Николаевым).

После первого полёта («Союз-9»), который был отмечен очень тяжёлой реадаптацией космонавтов, инструктор-космонавт-испытатель (с июля 1970 года) В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов. С сентября 1970 по март 1971 года он проходил подготовку в качестве бортинженера четвёртого (резервного), а с мая 1971 по июнь 1971 года третьего (резервного) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют» (вместе с А. Вороновым и Г. Добровольским, с февраля 1971 с А. Губаревым). С 6 по 30 июня 1971 года он вместе с А. Губаревым и А. Вороновым проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа корабля «Союз-11» по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют», был дублёром В. Волкова. В августе 1971 года экипаж расформировали по причине прекращения эксплуатации станции «Салют» после гибели экипажа корабля «Союз-11».

С октября 1971 по июль 1972 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на ДОС-2 в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком), однако станция не вышла на орбиту из-за аварии ракеты-носителя. С октября 1972 по апрель 1973 года проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Космос-557» в качестве бортинженера четвёртого (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком), однако и эта станция была потеряна из-за отказа в системе управления.

С декабря 1973 по май 1974 года В.И. Севастьянов проходил подготовку к полёту на орбитальную станцию «Салют-4» в качестве бортинженера третьего (резервного) экипажа (вместе с П. Климуком). В связи с задержкой запуска станции в июле - декабре 1974 года проходил подготовку по той же программе в режиме поддержания тренированности. С января по март 1975 года проходил подготовку в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа для полёта на орбитальную станцию «Салют-4» (вместе с П. Климуком). 5 апреля 1975 года во время полёта космического корабля «Союз-18-1» был дублёром О. Макарова. С апреля по май 1975 года Виталий Иванович проходил тренировки в качестве бортинженера основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальную станцию «Салют-4».

После второго полёта («Союз-18») В. И. Севастьянов продолжил тренировки в отряде космонавтов. С января 1977 по февраль 1979 года он был командиром отряда космонавтов-испытателей НПО «Энергия», оставаясь одновременно инструктором-испытателем-космонавтом. Включался в составы экипажей, проходивших подготовку к полётам на орбитальную станцию «Салют-6». С 1983 по февраль 1984 года Виталий Иванович проходил подготовку в качестве бортинженера резервного экипажа по программе экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» (вместе с А. Викторенко и, до ноября 1983 года, Р. Станкявичюсом).

С апреля 1985 года В.И. Севастьянов работал заместителем начальника отдела НПО «Энергия». В 1988 году Виталий Иванович начал подготовку в составе группы космонавтов по программе длительного полёта на орбитальный комплекс «Мир». С февраля по сентябрь 1989 года - в качестве бортинженера резервного экипажа (вместе с В. Афанасьевым и Р. Станкявичюсом), с сентября 1989 по февраль 1990 года - в качестве бортинженера резервного экипажа космического корабля «Союз ТМ-9» по программе шестой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым).

С марта 1990 года В.И. Севастьянов проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа космического корабля «Союз ТМ-10» по программе седьмой основной экспедиции на орбитальный комплекс «Мир» (вместе с В. Афанасьевым), однако в июне 1990 года по заключению врачей на Виталия Ивановича было наложено ограничение по длительности полёта. Так как кратковременных полётов на орбитальный комплекс «Мир» в то время не было, В. Севастьянов от подготовки к полёту был отстранён.

30 декабря 1993 года Виталий Иванович уволился из НПО «Энергия» и отряда космонавтов в связи с переходом на работу в Государственную Думу Российской Федерации (от КПРФ).

Много лет подряд В.И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.

Скончался 5 апреля 2010 года на 75-м году жизни в Москве после тяжёлой продолжительной болезни. 8 апреля похоронен на Останкинском кладбище рядом с могилой жены.

Отец - Севастьянов Иван Григорьевич (1910-1988), шофёр.
Мать - Севастьянова (Вагина) Татьяна Георгиевна (1914 г.р.), швея, домохозяйка.
Жена - Севастьянова (Бутузова) Алевтина Ивановна (1936-2007), зав.отделом редакции издательства «Художественная литература».
Дочь - Кузнецова (Севастьянова) Наталия Витальевна (1962 г.р.), кандидат экономических наук.

Почётные звания и награды

Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1970 и 27 июля 1975);
два ордена Ленина (3 июля 1970 и 27 июля 1975);
медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
орден «Ожерелье Нила» (Объединённая Арабская Республика, 1970);
орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ, 2000);
золотая медаль имени К. Э. Циолковского Академии наук СССР;
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина;
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (Чехословакия);
медаль Коперника общества «Человек и Космос» (ФРГ);
высшая награда Международной академии астронавтики - премия имени Д. и Ф. Гуггенхеймов;
почётный диплом имени В. М. Комарова и медаль де Лаво (ФАИ);
Государственная премия СССР (1978) - за цикл работ по медицинскому обоснованию и внедрению комплекса методов и средств профилактики неблагоприятного влияния невесомости на организм человека, обеспечивших возможность осуществления длительных пилотируемых космических полётов;
премия Ленинского комсомола (1978) - за сценарий документального фильма «Обычный космос»;
Государственная премия Эстонской ССР (1979);
лётчик-космонавт СССР (1970);
Заслуженный мастер спорта СССР (1970);
почётный гражданин городов Калуга, Красноуральск, Гагарин, Сочи, Орск, Анадырь (Россия); Ленинабад, Нурек (Таджикистан); Караганда, Аркалык, Байконур (Казахстан); Боржоми (Грузия); Варна (Болгария); Лос-Анджелес, Хьюстон, Сиэтл, Сан-Франциско (США).
медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции»;
благодарность Президента Российской Федерации (2 марта 2000) - за большой вклад в становление и развитие отечественной и мировой космонавтики.

Солнце в Козероге

Честолюбивые замыслы. Цепкость, устремленность, упорство и мастерство. Способны выдерживать большие жизненные карьерные перегрузки. Могут для этого положить семью в гроб, похоронить все удовольствия жизни, но взойти наверх...

Луна в Скорпионе

Глубинная интуиция. Чувствительность к скрытым силам природы. Оккультные способности. Желание во всем докопаться до истины. Тонкие психологи, следователи. Специалисты в области изучения таинственного. Склонность к самоанализу....

Меркурий в Козероге

Острый, резкий, проницательный, тактичный, любопытный, дипломатичный, критичный, несколько подозрительный, капризный, беспокойный. Внимателен, экономен и усерден, особенно в том, что касается совершенствования умственных...

Аспекты планет

Соединение Солнце -Меркурий

Присутствуют творческие силы и активность в сферах Меркурия. Генерирует новые идеи, концентрация на работе, дружбе. Склонность к драматизму. Принимает решения приложив не малую силу воли. Данное положение мешает объективно...

Квадратура Солнце -Марс

Слишком энергетическое и импульсивное поведение, человек сам себе враг. Натолкнувшись на препятствие, выходит из себя, раздражается, а это заставляет во что бы то ни стало достичь желаемого. Других это возмущает, они считают...