Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Серапион (Фадеев). Серапион (фадеев) - человек, служивший богу Келейник митрополита серапиона фадеева кирилл глинский

Серапион (Фадеев). Серапион (фадеев) - человек, служивший богу Келейник митрополита серапиона фадеева кирилл глинский

Митрополит Серапион (в миру Николай Сергеевич Фадеев) родился 27 мая 1933 года в Москве. По окончании средней школы выбирает трудный путь служения Господу, поклонения святым канонам Православия и в 1951 году поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. После службы в армии (1952-55 гг.) его постригает в 1957 г. в монашество с именем Серапион наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1965 году — Святейшим Патриархом Алексием I во иеромонаха.

Аскетизм в быту и личной жизни, строгость к нерадивым исполнителям святых канонов, доброта и любовь к простым людям, прихожанам, вот качества, выработанные Серапионом еще в первые годы его иночества.

В 1966 году иеромонах Серапион оканчивает Московскую Духов­ную Академию со степенью кандидата богословия, полученной за сочи­нения «Православное учение о Воплощении». Учился в аспирантуре.

С 1969 года по 1971 год был референтом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, где приобрел большой опыт дипло­матической деятельности, сопровождая наместника Лавры - в то время архимандрита Платона в поездках во Францию, Бельгию, Голландию. В составе Делегации Р. П. Ц. участвовал в собеседованиях с богосло­вами Малабарской церкви (штат Керала, Индия). С марта по май 1971 г. нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио, Япония.

Более 20 лет состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, с 1971 года являлся помощником ее наместника.

4 марта 1972 года в Белом зале Московской Патриархии Святей­ший Патриарх Пимен совершил наречение архимандрита Серапиона во епископа Подольского. Опыт, полученный «…при непосредственном исполнении послушания у блаженнопочившего Патриарха Алексия», помог молодому епископу и в службе представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока (1972-75 гг.), и в Иркутской епархии. которую он возглавлял в 1975-80 гг., и в Молдавии (1980-88 гг.). Везде, во всех епархиях, епископ, затем архиепископ, и с 1987 года митрополит Серапион неустанно, наряду с обычными архипастырскими делами, являлся инициатором и организатором открытия новых приходов, строительства храмов, возрождения монашества, за что был награжден правом ношения второй панагии.

С 6 июля 1989 года митрополит Серапион возглавляет Тульскую епархию. И с этого времени начинается не имеющий аналогов в ее жизни процесс возрождения. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно тех слоев интеллигенции, пенсионеров, которые и являются постоянными прихожанами, практически во всех храмах Тулы и области идет реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобре­тают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле. Неустанными заботами Владыки воссоздаются Щегловский монас­тырь в Туле и Жабынская пустынь в Белевском районе. Созданы и начали действовать две новые обители: Свято-Казанская в с. Колюпаново Алексинского района и Свято-Успенская в г. Новомосковске. Ведется строительство новых храмов. Уже построены и действу­ют церкви: во имя Донской иконы Божией Матери в Туле, в колонии под Плавском, в пос. Ленинский, г. Щекино, г. Ефремове, г. Новомосковске, с. Колюпаново. Возвращены церкви, отреставрированы и действуют 89 храмов, созданы Православная гимназия и Пастырские курсы. Возрождена газета “Тульские епархиальные ведомости” (теперь журнал). При Владыке Серапионе усилилась борьба в различными видами религиозных культов, с сектами. При епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей для воскресных школ и многое-многое другое.

27 мая 2013 года исполняется 80 лет со дня рождения присно-поминаемого митрополита Серапиона (Фадеева).

Передиреев Р.С. Портрет митрополита Серапиона. 2011 х/м

27 мая 1933 года в г. Москве в семье Фадеевых родился мальчик, которому нарекли имя Николай. По окончании школы он ушел вТроице-Сергиеву лавры. Насельником обители преподобного Сергия, с перерывом на службу в армии, он был более 20 лет. В монашеском постриге получил имя Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В 1966 году будущий Владыка Серапион закончил Московскую духовную академию.За работу «Православное учение о Воплощении Сына Божия» был удостоен кандидатской степенью по догматическому богословию. В 1969 году окончил аспирантуру, а через два года был возведен в сан архимандрита. Владыка Серапион знал 5 языков. [Киреев А. протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах.-М.:2002.- 480с.-С. 186]

Как вспоминает митрополит Тульский Алексий (Кутепов):

«…среди братии Троице-Сергиевой Лавры я увидел очень интересного, очень своеобразного человека, который и стал потом моим духовным наставником, руководителем — это был владыка митрополит Серапион (Фадеев). Здесь, в Тульской епархии, он окончил свое служение. А тогда, в Лавре, это был очень энергичный, такой звонкий, сияющий, светозарный молодой архимандрит. »
[ http://www.eparhia-saratov.ru/pages/56492_bud_veren !]

В своем служении Владыка Серапион исполнял различные послушания: был клириком Патриаршего подворья в Токио, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриаршем Антиохийском и всея Востока. В 1975—1979 годах возглавлял Иркутскуюи Читинскую епархию. В1979 г. Владыка был возведен в сан архиепископа.

С 24 апреля 1980 года по 11 мая 1987 года был архиепископ Владимирский и Суздальский. Владыка Серапион великолепно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Свое пребывание на Владимирской кафедре он подытожил просто: «Был во Владимире семь лет, семь месяцев и семь дней».

В1987—1989годах митрополит Кишиневский и Молдавский. С 1989 года по 1999год - митрополит Тульский и Белёвский.

Согласно своего завещания митрополит Серапион был погребен в с. Пятница Владимирской епархии, на месте подвижнических трудов святого праведного Петра Великодворского. Здесь он часто бывал во время своего нахождения на Владимирской кафедре. Владыка приезжал сюда для молитвы и только к нему выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря.

Во время нахождения Владыки Серапиона наВладимирской кафедре в 1982 г. по Благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование Собора Владимирских святых. На рапорт Архиепископа Серапиона (Фадеева) об установлении празднования Собору Владимирских святых Святейший Патриарх Пимен положил резолюцию «Установить день празднования 23 июня / 6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника». 6 июля 1982г. Владимирский край впервые, торжественно чествовал в день Владимирской иконы Божией Матери святых, в земле Владимирской просиявших. На службе звучали песнопения Владимирским Святителям, Святым благоверным князьям, святым мученикам, святым преподобным отцам и святым преподобным матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским Святым, составленной Архимандритом Алексием (Кутеповым), ныне митрополитом Тульским. [Минин Сергий священник. Очерки по истории Владимирской епархии X - XX вв. Владимир:2004.- 152 с. С. 90-91]

3 марта 1987г. Архиепископу Серапиону после его обращения во Владимиро-Суздальский музей-заповедник были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского «на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора». [ Аксенова А. И. Загробная Одиссея князя // Живая история: Памятники и музеи Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.-М.:2000.-С.175]

В своих воспоминаниях Митрополит Екатеринбургский Кирилл (Наконечный) дает исчерпывающую характеристику масштабу личности Владыки Серапиона:

«Владыка Серапион… Могучая фигура, не в смысле только каких-то размеров. У него была одна жизнь, и вся эта жизнь - Церковь. Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл всей его жизни. Он отдал полностью себя Церкви. Когда мы говорим о непонятой русской душе, то можно представить Владыку Серапиона. Он был настоящим русским. В нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому, как мог, он им помогал.

На свете можно много встретить умных людей, но мудрых встретишь редко. Он был мудрым человеком и очень хорошо знал человека, мог безошибочно говорить о нем, давать характеристики. Владыка Серапион многих вывел в жизнь, очень много людей, которые, соприкоснувшись с ним, состоялись.» [ http://tulamen.ru/publ/2-1-0-89 ]

Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа первый раз встречается с Господом, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила.


Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы духовенства, помнивший службы Патриарха Сергия, последний постриженник Патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон Патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями.


Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – "целую Лавру", потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет жизни в Троице-Сергиевой Лавре.


Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.



С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю.


Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь. Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбываним" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не причащаясь без благодатных слез: Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви – деятельный вертоградарь. Он укрепил Тульскую епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Патриарха Алексия, который отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей".




В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Под его руководством епархиальная жизнь на этой земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано трудами и заботами покойного Владыки митрополита. Он ушел, оставил нам огромное духовное наследство. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью. И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал нам урок смирения. Те, кто близко знали Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. В этом храме, где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.

Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце – одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом тихом и скромном храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Много подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставаясь мягкой, как у живого.


Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КИРИЛЛ:

«Владыка Серапион… Могучая фигура. Все, что он делал, он делал для блага Церкви. В этом заключался весь смысл всей его жизни. Он отдал полностью себя Церкви. Когда мы говорим о непонятой русской душе, то можно представить Владыку Серапиона. Он был настоящим русским. В нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил монашествующих. В его представлении эти люди олицетворяли высшее служение, поэтому, как мог, он им помогал.

На свете можно много встретить умных людей, но мудрых встретишь редко. Он был мудрым человеком и очень хорошо знал человека, мог безошибочно говорить о нем, давать характеристики. Владыка Серапион многих вывел в жизнь, очень много людей, которые, соприкоснувшись с ним, состоялись. Отрадно, что сегодня Тульскую кафедру занимает его воспитанник, его чадо, человек, на которого он возглавлял огромные надежды - нынешний митрополит Тульский и Белевский Алексий (Кутепов)».

Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа " Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий. Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы Господь дарует Владыке Серапиону Царство Небесное.

  • Окончил 7 классов средней школы.
  • В 1951 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру.
  • 1952-1955 гг. – срочная военная служба.
  • 27 июня 1957 года наместником Троице-Сергиевой Лаврыархимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с именем Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского.
  • 18 июляархиепископом Иоанном (Лавриненко) рукоположён во иеродиакона.
  • В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию.
  • 7 апреля 1965 года Патриархом Алексием I был рукоположён во иеромонаха.
  • В 1966 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего учился в аспирантуре при академии.
  • С 1969 года - референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
  • 15 мая 1970 года возведён в сан игумена
  • 25 февраля 1971 года – возведён в сан архимандрита.
  • С марта по май 1971 года нёс послушание клирика патриаршего подворья в Токио.
  • С 15 сентября 1971 года - помощник наместника Троице-Сергиевой Лавры.
  • Постановлением Священного Синода от 2 февраля 1972 года ему определено быть епископом Подольским, викариемМосковской епархии и представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском.
  • 5 марта 1972 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершали патриарх Пимен, митрополиты Ленинградский Никодим и Крутицкий Серафим, архиепископы Волоколамский Питирим, Дмитровский Филарет, Тульский Ювеналий, и епископ Новосибирский Гедеон.
  • 5 августа 1974 года был освобождён от должности представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение.
  • 17 апреля 1975 года назначен епископом Иркутским и Читинским.
  • 7 сентября 1979 года возведен в сан архиепископа.
  • 24 апреля 1980 года назначен архиепископом Владимирским и Суздальским.
  • 12 мая 1984 года назначен временно председателем Хозяйственного Управления Московской Патриархии, от чего был освобожден 18 июня 1985 года.
  • 12 мая 1987 года возведён в сан митрополита.
  • 17 мая 1987 года перемещен на Кишинёвскую и Молдавскую кафедру.
  • В 1988-1889 годах подвергся травле со стороны румынских националистов, сопровождавшейся насильственными действиями, и был вынужден подать прошение о переводе на другую епархию.
  • Определением Священного Синода от 6-7 июля 1989 года назначен митрополитом Тульским и Белёвским . С этого времени начинается не имеющий аналогов история епархии процесс её возрождения. Практически во всех храмах Тулы и шла реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобретают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье,Щ егловский монастырь и Успенский собор в Кремле.
  • Возглавив в 1989 году Тульскую епархию , владыка стал делать все, чтобы возродить в Туле духовную школу. С его приходом начинают действовать пастырские курсы, затем - духовное училище, получившее в 2001 г. статус семинарии. Митрополит Серапион благословил создание Тульской православной классической гимназии. В Туле за время его служения было открыто 14 храмов, а по всей епархии - около 80.
  • Владыка благословлял многие духовные начинания. Очень важным он считал восстановление монашеской жизни. Так, например, им был открыт Свято-Успенский мужской монастырь в Новомосковске.

В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией, сообщает пресс-служба Тульской и Белевской епархии.

Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила.

Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы патриарха Сергия, последний постриженник патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями. Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – "целую Лавру", потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре.

Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю.

Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь. Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбываним" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не причащаясь без благодатных слез: Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви – деятельный вертоградарь. Он укрепил Тульскую епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Патриарха Алексия, который отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей".

В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Под его руководством епархиальная жизнь на этой земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано трудами и заботами покойного Владыки митрополита. Он ушел, оставил нам огромное духовное наследство. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью. И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал нам урок смирения. Еще за 5 лет до кончины он сделал все распоряжения о похоронах и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день свей кончины, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все имущество. За день до кончины он попросил прощения у Патриарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Смерть его была истинно христианской – накануне Владыка пособоровался и причастился Святых Христовых Таин. Те, кто близко знали Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. Еще будучи архиепископом Владимирским, он любил приезжать туда молиться, и к нему – только к нему – выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря. В этом храме где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.

Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце – одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом тихом и скромном храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Много подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставаясь мягкой, как у живого.

Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа " Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий. Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы Господь дарует нашему Владыке Царство Небесное.