Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Д. Роттер и теория социально-когнитивного научения

Д. Роттер и теория социально-когнитивного научения

Теория Джулиана Роттера (1916-1995) базируется на предположении, что когнитивные факторы способствуют формированию реакции человека на воздействие окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевиоризма, согласно которой поведение формируют непосредственные подкрепления из окружающей среды, и считает, что основным фактором, определяющим характер деятельности человека, являются его ожидания относительно будущего.

Главным вкладом Роттера в современную психологию стали формулы, на основании которых возможно прогнозировать человеческое поведение. Роттер утверждал, что ключом к прогнозированию поведения наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предположить, рассматривая взаимоотношения человека с значимым для нее окружением.

Основная формула, разработанная Роттер, позволяет прогнозировать целенаправленное поведение в конкретной ситуации, используя понятия "потенциал поведения", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления":

потенциал поведения = ожидания + ценность подкрепления.

"Потенциал поведения" - это возможности поведения в ситуациях с подкреплением. Каждый человек обладает определенным потенциалом пове-динкових реакций, сформировавшихся в течение жизни. "Ожидание" в теории социального научения - это субъективная вероятность того, что в подобных ситуациях в поведении человека наблюдаться подкрепления. "Ценность подкрепления" Роттер объясняет так: разные люди ценят и предпочитают разные подкреплением: кто больше ценит одобрение, уважение со стороны других, кто-то - материальные ценности или более чувствителен к наказанию и тому подобное. Как и ожидания, ценность подкрепления базируется на опыте личности и может меняться со временем, в зависимости от ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами.

Ключевое понятие теории социального научения: - "локус контроля". Понятие базируется на двух основных положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделены два полярных типа такой локализации - экс-тернальний и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для определенной личности, Надситуативно и универсальный. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как во время неудач, так и в случае достижений.

Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъективного контроля, используется "Шкала интернальности - экстернальности" Роттера. Локус контроля определяет, испытывает личность себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, или пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.

Личность с экстернальным локусом контроля считает, что ее успехи и неудачи регулируются внешними факторами такими как судьба, успех, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личность с интернальным локусом контроля верит в то, что успехи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями. Интерналы не только сопротивляются внешнему воздействию, но также, когда представляется возможность, стремятся контролировать поведение других. Интерналы более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимые от мнения других.

Экстерналы свойственна конформная и зависимое поведение. Они не могут существовать без общения, лучше работают под контролем. Интерналы, в отличие от экстерналов, не желают быть под контролем других и сопротивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить свободы. Интерналы более эффективно работают самостоятельно.

В экстерналов чаще возникают психологические и психосоматические проблемы. им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрации и стрессов, к развитию неврозов. Интерналы проявляют активную позицию в отношении к своему психического и физического здоровья. Установлена связь интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я".

Экстерналы и интерналы различаются также и по способу интерпретации социальных ситуаций, в частности, получением информации и механизмом их каузального объяснения. Интерналы проявляют большую ответственность, осведомленность в проблемах и ситуациях, чем экстерналы, не объясняют поведение эмоциональными и ситуативными факторами (в отличие от экстерналов).

В целом, теория социального научения Дж. Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личности в контексте социальных ситуаций и пытается выявить, как личность учится взаимодействовать с другими.

История современной психологии Шульц Дуан

Джулиан Роттер (1916-)

Джулиан Роттер (1916-)

Джулиан Роттер родился в Бруклине, в Нью - Йорке, и еще в школе начал читать книги Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера по психоанализу. Тогда же он сказал себе, что хочет стать психологом. Но в те времена, в период Великой Депрессии, для психолога не было работы, а потому он решил вместо психологии заниматься химией в Бруклинском колледже. В это время он и познакомился с Адлером (см. главу 14) и в конце концов переключился на психологию - даже несмотря на то, что ясно сознавал непрактичность этого выбора. Он стремился к академической карьере, но широко распространенные антисемитские предрассудки не позволили ему добиться этой цели. «И в Бруклинском колледже, и позднее в аспирантуре, меня открыто предупреждали, что евреям очень не просто получить работу в науке, несмотря на все их дипломы. И это предупреждение полностью оправдалось» (Rotter. 1982. P. 346).

После того как Роттер получил степень доктора философии в университете штата Индиана в 1941 году, он нашел работу только в государственной психиатрической больнице в штате Коннектикут. Во время второй мировой войны он работал психологом в армии CШA, до 1963 года преподавал в университете штата Огайо, а затем перешел в университет штата Коннектикут. В 1988 году Роттер получил награду «За выдающиеся научные достижения» от Американской психологической ассоциации.

Когнитивные процессы

Роттер был первым, кто применил термин «теория социального научения» (Rotter. 1947). Он разработал когнитивный подход в бихевиоризме, в котором так же, как и в подходе Бандуры, подразумевалось существование внутренних субъективных переживаний. Таким образом, его бихевиоризм (как и бихевиоризм Бандуры) является менее радикальным, чем бихевиоризм Скиннера. Роттер критиковал Скиннера за то, что тот изучает индивидуальные субъекты в изоляции, и настаивал на том, что люди исходно обучаются типам поведения на основе социального опыта. Подход Роттера зиждется на жестких, строго контролируемых лабораторных исследованиях, что так характерно для всего бихевиористского движения - причем исследованиям подвергаются только «подопытные» люди в условиях социального взаимодействия.

Система Роттера рассматривает когнитивные процессы более широко, нежели система Бандуры. Роттер полагает, что все мы воспринимаем себя существами, обладающими сознанием, способными влиять на те переживания, которые воздействуют на нашу жизнь. И внешние раздражители, и обеспечиваемое ими подкрепление могут оказывать влияние на человеческое поведение, но сущность и степень этого влияния определяются когнитивными факторами (Rotter. 1982).

При проведении анализа человеческого поведения Роттер отмечает следующие моменты:

1. Мы располагаем субъективными предположениями относительно результата нашего поведения в терминах количества и качества подкрепления, которое может за этим поведением последовать.

2. Мы примерно оцениваем вероятность того, что поведение определенного рода приведет к получению определенного подкрепления, и на основании этих оценок корректируем свое поведение.

3. Мы присваиваем различным подкреплениям различные степени важности и оцениваем их относительную <стоимость> в различных ситуациях.

4. Поскольку мы функционируем в различных психологических средах, которые являются уникальными для нас как для индивидов, то очевидно, что одни и те же подкрепления могут оказывать на разных людей различное воздействие.

Таким образом, согласно Роттеру, наши субъективные переживания и ожидания, которые являются внутренними когнитивными состояниями, и определяют, какое влияние окажут на нас внешние факторы.

Локус контроля

Теория социального научения Роттера также имеет дело с нашими представлениями об источниках подкрепления. Исследования Роттера показали, что некоторые люди верят, что подкрепление зависит от их поведения; про таких людей говорят, что у них имеется внутренний локус контроля . Другие верят, что подкрепление определяется только внешними факторами; эти люди имеют внешний локус контроля (Rotter. 1966). поведения.

Эти два источника контроля приводят к различным воздействиям на поведение. Для людей с внешним локусом контроля их собственные _ способности или действия не имеют особого значения с точки зрения получения подкрепления, а потому они прилагают самые минимальные усилия или вообще не пытаются изменить ситуацию. Люди с внутренним локусом контроля несут ответственность за свою жизнь и действуют в соответствии с этим.

Исследования Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля оказываются более здоровыми физически и душевно, чем люди с внешним. У людей с внутренним локусом контроля в общем случае более низкое артериальное давление, реже случаются сердечно - сосудистые заболевания, ниже уровень тревожности и депрессии. Они получают лучшие оценки при обучении и считают, что в жизни у них имеется более широкий выбор возможностей. Они обладают хорошими социальными навыками, пользуются популярностью и имеют более высокий уровень самооценки, чем люди с внешним локусом контроля. Студенты высших учебных заведений, к примеру, оказываются людьми с ориентацией в большей степени на внутренний локус контроля, чем на внешний.

Кроме того, работы Роттера предполагают, что локус контроля личности закладывается в детстве на основе того, как родители или воспитатели обращаются с ребенком. Оказалось, что родителей людей с внутренним локусом контроля чаще можно назвать помощниками своим детям, щедрыми на похвалу за достижения (что обеспечивает положительное подкрепление), последовательными в своих требованиях к дисциплине и не авторитарными во взаимоотношениях.

Комментарии

Теория социального научения Роттера привлекла в свои ряды многих верных последователей, изначально ориентированных на экспериментальные исследования и разделяющих взгляды Роттера на значение когнитивных переменных в оказании влияния на поведение. Исследования Роттера считаются настолько строгими и четко контролируемыми, что это делает их пригодными для экспериментального подтверждения. Множество научных исследований - в том числе относящиеся к внутреннему или внешнему локусу контроля, служат поддержкой его когнитивного подхода к бихевиоризму. Роттер утверждает, что его концепция локуса контроля стала «одной из самых широко изучаемых концепций в психологии и в других социальных науках» (Rotter. 1990. P. 489).

Из книги Сознание и голоса разума автора Джейнс Джулиан

Джулиан Джейнс СОЗНАНИЕ И ГОЛОСА РАЗУМА Немногие вопросы проделали такой интересный интеллектуальный путь в истории, как вопрос касательно разума (mind) и его места в природе. До 1859 года, когда Дарвин и Уоллес (Darwin, Wallace) независимо предложили в качестве основы эволюции

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Цепочка результата Джулиан Часть, с Которой Предстоит Работать: Раздраженность. Намеченный Результат 1: Полностью самовыразиться. Намеченный Результат 2: Совершенное здоровье и энергичность. Намеченный Результат 3: Золотистый румянец. Сущностное Состояние:

Из книги Введение в психоанализ автора Фрейд Зигмунд

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916-) ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

ЧАСТЬ ВТОРАЯ СНОВИДЕНИЯ (1916 )

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ (1917- г.)

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Глава 8. Социально - когнитивное направление в теории личности: Альберт Бандура и Джулиан Роттер Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения,

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Джулиан Роттер: теория социального научения В то время, конец 1940–х - начало 1950–х годов, когда Джулиан Роттер начал создавать свою теорию, наиболее значимыми направлениями были психоаналитическая и феноменологическая теории личности. По мнению Роттера, оба этих подхода

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник) автора Фрейд Зигмунд

Г. Ю. Айзенк (1916–1997) Ганс Юрген Айзенк - один из крупнейших психологов XX столетия. Он родился в Берлине, в семье, интересы которой были максимально далеки от науки: его мать была киноактрисой, звездой немого кино, снявшейся в 40 фильмах, отец - популярным конферансье.

Из книги автора

Глава 24. Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения Д. ЧернышевТеория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные (cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию

Из книги автора

Часть вторая Сновидения (1916 )

Из книги автора

Часть третья Общая теория (1917 )

Джулиан Роттер (п. 19161

«Доверие в человеческих отношениях - это обобщенные ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления другого человека или группы людей».

Дж. Роттер

Основные положения теории личности Дж. Роттера представлены на рис. 11.


Рис. п

Ключевые понятия

Внешнее подкрепление . События, условия или действия, которые ценятся социальным или культурным окружением человека.

Внутреннее подкрепление . Вклад собственного восприятия человека в позитивную или негативную оценку событий.

Генералтованное (обобщенное) ожидание. Ожидание, выходящее за рамки специфической ситуации, позволяющее использовать прошлый опыт для предсказания возможности дальнейшего получения подкрепления. К генерализованным ожиданиям относятся локус контроля и межличностное доверие.

Доверие в человеческих отношениях. Обобщенные (генерализо- ваные) ожидания человека относительно того, насколько можно положиться на слова, высказанные обещания или письменные заявления другого человека или группы людей.

Локус контроля. Термин, используемый Дж. Роттером для описания обобщенных (генерализованных) ожиданий человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (интернальный локус контроля ), а в какой - контролируются силами извне (экстернальный локус контроля).

Общая формула предсказании. Определение вероятности удовлетворения конкретной потребности. Потенциал потребности является функцией свободы деятельности и ценности потребности. Позволяет прогнозировать поведение в повседневной жизни.

Ожидаемое последствие. Основанное на предыдущем опыте ожидание того, что определенное поведение приведет к специфическому последствию.

Ожидание . Мнение человека о том, получит ли он подкрепление; вероятность, с точки зрения человека, того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате конкретных действий с его стороны в конкретной ситуации.

Основная формула предсказаний. Поведенческий потенциал является функцией ожиданий и ценности подкрепления. Дает возможность прогнозировать целенаправленное поведение человека в конкретной ситуации.

Свобода деятельности . Ожидание, что определенное поведение приведет к подкреплениям, связанным с одной из шести категорий потребностей.

Подкрепление. Любое действие, условие или событие, влияющее на движение личности к цели. Различаются внешние и внутренние

подкрепления. Подкрепления обычно предстают в виде цепочек подкреплений, которые можно рассматривать как группы подкреплений.

Потенциал поведения. Вероятность данного поведения в определенной ситуации в связи с подкреплением.

Потенциал потребности. Вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей.

Потребность. В теории Дж. Роттера - почти синоним цели. Автор рассматривает шесть категорий потребностей: признание / статус, доминирование, независимость, защита / зависимость, любовь / привязанность, физический комфорт. В комплекс потребности входят три компонента: потенциал потребности, свобода деятельности, ценность потребности.

Психологическая ситуация. Субъективное восприятие факторов окружения отдельным человеком.

Свобода деятельности. Переменная величина в общей формуле предсказаний, среднее ожидание относительно достижения положительного удовлетворения в результате реализации действий, направленных на получение подкреплений. Большая свобода деятельности отражает ожидание человеком того, что то или иное поведение приведет к успеху, в то время как малая свобода деятельности отражает ожидания человека, что то или иное поведение будет неуспешным.

Ценность подкрепления. Степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому.

Ценность подкрепления. Предпочтение, оказываемое человеком определенному подкреплению; то, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если вероятность получить каждое равна.

Ценность потребности. Степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой; относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей.

  • 1. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г. Салливан, Дж. Роттср, У. Мишел. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 128 с.
  • 2. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; под ред. В.С. Магуна. - М.: Аспект-Пресс, 2001.-607 с.
  • 3. Фрейджер Р.. ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРО- ЗНАК, 2002. - 864 с.
  • 4. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2006.-607 с.

Теория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные (cognitive)факторы способствуют формированию реакции человека на воздействия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевиоризма, согласно которой поведение формируется непосредственными подкреплениями, безусловно происходящими из окружающей среды, и считает, что основным фактором, определяющим характер деятельности человека, являются его ожидания относительно будущего.

Главным вкладом Роттера в современную психологию, безусловно, стали разработанные им формулы, на основании которых возможно прогнозирование человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматривая взаимоотношения человека со значимой для него окружающей средой.

Теорию Д.Роттера отличает несколько важных особенностей:

Теория как конструкт. Развитие системы понятий, которые бы обладали предсказуемостной полезностью.

Язык описания. Формулировка понятий, которые были бы свободны от неопределенности и двусмысленности.

Использование операциональных определений, которые устанавливают реальные измерительные операции для каждого понятия.

Большая часть человеческого поведения приобретается или выучивается. Это происходит в значимой для человека среде, изобилующей социальными взаимодействиями с другими людьми. Главная особенность этой теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Ее также отличает использование эмпирического закона эффекта. Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели. Теория придает первостепенное значение исполнению, а не приобретению поведения. Согласно Т. с. н., социальное поведение личн. можно исследовать и описать с помощью понятий "поведенческий потенциал", "ожидание", "подкрепление", "ценность подкрепления", "психологическая ситуация", "локус контроля".

Четыре понятия или переменных для предсказания поведения индивидуума:

Поведенческий потенциал

Эта переменная характеризует потенциал любого рассматриваемого поведения, возникающего в конкретной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений. В данном случае поведение определяется широко и включает двигательные акты, когнитивную активность, вербализации, эмоциональные реакции и т. д.

Ожидание Это оценка индивидуумом вероятности того, что определенное подкрепление появится в результате специфического поведения, реализуемого в конкретной ситуации. Ожидания субъективны и не обязательно совпадают с актуарной вероятностью, рассчитываемой объективным способом на основе предыдущего подкрепления. Перцепции индивидуума играют здесь решающую роль.

Ценность подкрепления Она определяется как степень предпочтения, отдаваемого индивидуумом каждому из подкреплений при гипотетически равных возможностях их появления.

Сама психологическая ситуация - важный прогнозирующий фактор

Для точного предсказания поведения в какой-либо ситуации необходимо понять психологическое значение данной ситуации в плане ее влияния как на ценность подкреплений, так и на ожидания

Компонентов: потенциал потребности, ее ценность и свобода деятельности.

В сочетании они составляют основу формулы общего прогноза:

Потенциал потребности представляет собой функцию от свободы деятельности и ценности потребности, что позволяет прогнозировать реальное поведение личн. Человек склонен стремиться к цели, достижение которой будет подкреплено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

Базовое понятие генерализованного ожидания в Т. с. н. – интернально-экстернальный "локус контроля", базирующийся на двух осн. положениях:

1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный.

2. Локус контроля, характерный для опред. личн., над ситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личн. как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается разл. областей социальной жизни и социального поведения.

Для измерения локуса контроля, используется "Шкала интернальности-экстернальности" Роттера.

Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личн. ощущает себя активным субъектом собств. деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств...

Интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, стараются контролировать поведение других, уверены в своей способности решать проблемы, независимы от мнения других. Верит что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы. Обладают положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального "Я". --Следят за своим психическом и физич. здоровьем

Личность с экстернальным локусом контроля полагает: что ее успехи и неудачи регулируются внеш. факторами(судьба, удача, счастливый случай); подвержены социальному воздействию-- Присуще конформное и зависимое поведение.-- Не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем --Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов..

Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы предпочитают большую осведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстерналы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.

В целом в Т. с. н. подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личн. в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич. инструментарий, разработанный в Т. с. н., активно и плодотворно используется в эксперимент. исследованиях личности.

Его теория социального научения - это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения.

В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения

человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать

взаимодействие четырех переменных. Эти переменные включают в себя потенциал поведения,ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Потенциал поведения.

Под этим термином понимается вероятность данного поведения, «встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями». Представим, например, что кто-то оскорбил вас на вечеринке. Как вы отреагируете? С точки зрения Роттера, есть несколько ответных реакций. Вы можете сказать, что это переходит все границы, и потребовать извинения. Вы можете не обратить внимания на оскорбление и перевести разговор на другую тему. Вы можете ударить обидчика по лицу или просто уйти. Каждая из этих реакций имеет свой потенциал поведения. Если вы решаете не обращать внимания на оскорбителя, это означает, что потенциал этой реакции сильнее, чем у любой другой возможной реакции. Очевидно, что потенциал каждой реакции может быть сильным в одной ситуации и слабым в другой. Пронзительные крики и вопли могут иметь высокий потенциал в боксерском матче, но очень слабый - на похоронах (по крайней мере в американской культуре).

Ожидание.

По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное

подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. Например, прежде чем вы решите, идти вам на вечеринку или нет, вы, по всей видимости, попытаетесь вычислить вероятность того, что хорошо проведете время. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100 (от 0% до 100%) и в целом основана на предыдущем опыте такой же или подобной ситуации. Концепция ожидания Роттера ясно говорит о том, что если в прошлом люди за поведение в данной ситуации получали подкрепление, они чаще всего повторяют это поведение. в ситуации, с которой мы столкнулись в первый раз ожидание основывается на нашем опыте в похожей ситуации. Недавний выпускник колледжа, получивший похвалу за то, что в выходные дни работал над семестровой контрольной, вероятно, ждет, что будет поощрен, если в выходные дни закончит доклад для своего начальника. Этот пример показывает, как ожидание может привести к постоянным формам поведения, независимо от времени и ситуаций. Фактически Роттер говорит о том, что стабильное ожидание, генерализованное на основе прошлого опыта, действительно объясняет стабильность и единство личности. Однако следует заметить, что ожидание не всегда соответствует реальности.

Роттер делает различие между теми ожиданиями, которые специфичны для одной ситуации, и теми, которые являются наиболее общими или применимыми к ряду ситуаций. Первые, называемые специфическими ожиданиями, отражают опыт одной конкретной ситуации и неприменимы к прогнозу поведения. Последние, называемые генерализованными ожиданиями, отражают опыт различных ситуаций и очень подходят для изучения личности в роттеровском понимании. Позже в этом разделе мы рассмотрим генерализованное ожидание, называемое интернально-экстернальный локус контроля.

Ценность подкрепления.

Роттер определяет ценность подкрепления как степень, с которой мы при равной

вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов. При возможности выбора для некоторых посмотреть баскетбол по телевидению важнее, чем поиграть с друзьями в бридж.

Как и ожидания, ценность различных подкреплений основана на нашем предыдущем

опыте. Более того, ценность подкрепления определенной деятельности может меняться от

ситуации к ситуации и с течением времени. Например, социальный контакт, вероятно, будет иметь большую ценность, если мы одиноки, и меньшую, если мы не одиноки. Тем не менее, Роттер утверждает, что существуют относительно устойчивые индивидуальные различия в нашем предпочтении одного подкрепления другому. Некоторые люди всегда берут бесплатные билеты в кино, а не на оперный спектакль. Соответственно формы поведения также можно проследить в относительно устойчивых эмоциональных и когнитивных реакциях на то, что составляет основную поощряемую деятельности в жизни.

Следует подчеркнуть, что в теории Роттера ценность подкрепления не зависит от

ожидания. Иначе говоря: то, что человек знает о ценности отдельного подкрепления, ни в коей мере не показывает степень ожидания этого подкрепления. Студент, например, знает, что хорошая успеваемость имеет высокую ценность, и все же ожидание получить высокие оценки может быть низким из-за отсутствия у него инициативы или способностей. По Роттеру, ценность подкрепления соотносится с мотивацией, а ожидание - с познавательными процессами.

Психологическая ситуация.

Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель. Роттер подчеркивает важную роль ситуационного контекста и его влияние на поведение человека. Он строит теорию о том, что совокупность ключевых раздражителей в данной социальной ситуации вызывает у человека ожидание результатов поведения - подкрепления. Так, студентка может ожидать, что она плохо выступит на семинаре по социальной психологии, и в результате преподаватель поставит ей низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ней. Следовательно, мы можем прогнозировать, что она бросит учебу или предпримет какие-то другие действия, направленные на то, чтобы предотвратить ожидаемый неприятный результат.

Тема взаимодействия человека со значимым для него окружением глубоко заложена в

роттеровском видении личности. Как интеракционист, он утверждает, что психологическую ситуацию нужно рассматривать наряду с ожиданиями и ценностью подкрепления, прогнозируя возможность любого альтернативного варианта поведения. Он присоединяется к мнению Бандуры, что личностные факторы и события окружения во взаимодействии лучше всего предсказывают поведение человека.

Основная формула прогноза поведения.

Для того, чтобы предсказать потенциал данного поведения в специфической ситуации, Роттер предлагает следующую формулу:

Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

следует заметить, что основная формула Роттера представляет собой скорее гипотетическое, а не прагматическое средство прогноза поведения. Фактически он предполагает, что четыре переменные, которые мы только что рассмотрели (потенциал поведения, ожидание, подкрепление, психологическая ситуация), применимы только для прогноза поведения в условиях тщательного контроля, например, в психологическом эксперименте.

Общая формула прогноза

Роттер считает, что его основная формула ограничена прогнозом специфического

поведения в контролируемых ситуациях, где подкрепления и ожидания относительно просты. Прогноз поведения в повседневных ситуациях, с его точки зрения, требует более обобщенной формулы. Поэтому Роттер предлагает следующую модель прогноза.

Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Это уравнение показывает, что два отдельных фактора определяют потенциал

выстраивания поведения, направленного на удовлетворение определенных нужд. Первый фактор- свобода деятельности человека или общее ожидание, что данное поведение приведет к удовлетворению потребности. Второй фактор - ценность, которую человек придает потребности, связанной с ожиданием или достижением каких-то целей. Проще говоря, роттеровская общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. По мнению Роттера, при условии, что мы знаем эти факты, возможен точный прогноз в отношении того, как будет вести себя человек.

Общая формула прогноза также подчеркивает влияние генерализованного ожидания, что подкрепление будет иметь место в результате определенного поведения в разных ситуациях. Роттер определил два таких генерализованных ожидания: локус контроля и межличностное доверие. Локус контроля, обсуждаемый далее, это основа интернально-экстернальной шкалы Роттера, один из наиболее широко используемых параметров самоотчета в исследовании личности.

Локус контроля - личностная переменная. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и т.д. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы).

Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть «типы», Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом - «интернальность», убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя экстремумами.

Измерение локуса контроля. Хотя существует несколько способов измерения ориентации контроля, чаще всего используется «Шкала И-Э», созданная Роттером. Исследователи, использующие шкалу И-Э, обычно определяли испытуемых, чьи результаты находились за крайними границами распределения (например, сверх 75 или ниже 25 процентилей). Эти испытуемые классифицировались либо как экстерналы, либо как интерналы, а те, чьи результаты занимали промежуточное положение, исключались из дальнейшего исследования. Затем исследователи продолжали искать различия между двумя крайними группами путем измерения других показателей самоотчета и/или поведенческих реакций.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ (Дж. Роттер)

Т. с. н. - когнитивная теория личн. второй половины XX в., разработанная амер. персонологом Роттером. Согласно Т. с. н., социальное поведение личн. можно исследовать и описать с помощью понятий «поведенческий потенциал», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления», «психологическая си­туация», «локус контроля». Под «поведенческим потенциалом» понимается ве­роятность поведения, встречающегося в ситуациях с подкреплением; подразу­мевается, что каждый человек обладает определ. потенциалом и набором дей­ствий и поведенч. реакций, сформировавшихся в течение жизни. «Ожидание» в Т. с. н. относится к субъект, вероятности того, что определ. подкрепление будет наблюдаться в поведении в сходных ситуациях. Стабильное ожидание, генерали­зованное на основе прошлого опыта, объясняет устойчивость и цельность личн. В Т. с. н. различаются ожидания, специфичные для одной ситуации (специфичес­кие ожидания), и ожидания наиболее общие или применимые к ряду ситуаций (генерализованные ожидания), отражающие опыт разл. ситуаций. «Психологи­ческая ситуация» такова, какой ее воспринимает личн. Особо важным явл. роль ситуационного контекста и его влияние на поведение чел. и на психол. ситуацию.

Роттер определяет «ценность подкрепления» как степень, с к-рой личн. при равной вероятности получения подкрепления предпочитает одно подкрепление другому. На поведение чел. влияет ценность ожидаемого подкрепления. Разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то - материальные ценности или более чув­ствителен к наказанию и др. Существуют относительно устойчивые индивид, раз­личия в личност. предпочтении одного подкрепления другому. Как и ожидания, ценность подкрепления основана на опыте личн. и может меняться с течением времени и от ситуации к ситуации. При этом ценность подкрепления не зависит от ожидания. Она связана с мотивацией, а ожидание - с познавательными про­цессами. Предсказание вероятности поведения личн. в некоей ситуации базиру­ется на двух осн. переменных - ожидании и ценности подкрепления. В Т. с. н. предлагается формула для прогноза поведения личн., базирующаяся на осн. поня­тиях теории:

поведенческий потенциал = ожидание + ценность подкрепления.

Поведенч. потенциал включает пять потенциальных «техник существования»: 1) поведенч. реакции, направленные на достижение успеха и служащие основа­нием социального признания; 2) поведенч. реакции приспособления, адапта­ции, к-рые используются как техники согласования с требованиями др. людей, обществ, норм и т. д.; 3) защитные поведенч. реакции, используемые в ситуациях, требования к-рых превышают возможности чел. в данный момент (напр., такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. д.); 4) техники избегания - поведенч. реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.; 5) агрессивные поведенч. реакции - это может быть и физич. агрессия, и символич. формы агрессии типа иронии, на­смешки, интриг и др.

Роттер полагал, что люди всегда стремятся максимизировать поощрение и мини­мизировать или избежать наказания. Цель определяет направление поведения чел. в поисках удовлетворения осн. потребностей, к-рые обусловливают набор различных типов поведения, включающих, в свою очередь, разл. наборы подкреплений.

В Т. с. н. выделяются шесть видов потребностей, применимых к прогнозу по­ведения: 1) «статус признания», означающий потребность чувствовать себя компетентным и признанным авторитетом в широком спектре деятельностей; 2) «защита-зависимость», определяющая потребность личн. в защите от неприят­ностей и ожидании помощи от других в достижении значимых целей; 3) «домини­рование», включающее потребность влиять на жизнь др. людей, контролировать их и доминировать над ними; 4) «независимость», определяющая потребность принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других; 5) «любовь и привязанность», включающие потребность в принятии и любви дру­гих; 6) «физический комфорт», включающий потребность в физич. безопасности, здоровье и отсутствии боли и страданий. Все др. потребности приобретаются в связи с названными и в соответствии с удовлетворением осн. потребностей личн. в физич. здоровьи, безопасности и удовольствии.

потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности.

Потенциал потребности представляет собой функцию от свободы деятель­ности и ценности потребности, что позволяет прогнозировать реальное поведе­ние личн. Человек склонен стремиться к цели, достижение к-рой будет подкреп­лено, а ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность.

Базовое понятие генерализованного ожидания в Т. с. н. - интернально- экстернальный «локус контроля», базирующийся на двух осн. положениях: 1. Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации - экстернальный и интернальный. 2. Локус контроля, характерный для опред. личн., надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личн. как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается разл. областей социальной жизни и социального поведения.

Для измерения локуса контроля, или, как его иногда называют, уровня субъек­тивного контроля, используется «Шкала интернальности-экстернальности» Роттера. Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личн. ощу­щает себя активным субъектом собств. деятельности и своей жизни, а в какой - пассивным объектом действий др. людей и обстоятельств. Экстернальность- интернальность явл. конструктом, к-рый следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную «экстернальность», а на другом - «ин­тернальность»; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части всередине.

Личн. способна добиться большего в жизни, если она верит, что ее судьба находится в собств. руках. Экстерналы намного сильнее подвержены социально­му воздействию, чем интерналы. Интерналы не только сопротивляются посто­роннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Интерналы в большей степени уверены в сво­ей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других.

Личн. с экстернальным локусом контроля полагает, что ее успехи и неудачи регулируются внеш. факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. Личн. с интернальным локусом контроля верит в то, что удачи и неудачи определяются ее собственными действиями и способностями.

Экстерналам присуще конформное и зависимое поведение. Интерналы в от­личие от экстерналов, не склонны к подчинению и подавлению других, и сопро­тивляются, когда ими манипулируют и пытаются лишить степеней свободы. Эк-стерналы не могут существовать без общения, легче работают под наблюдением и контролем. Интерналы лучше функционируют в одиночестве и при наличии необходимых степеней свободы.

У экстерналов чаще возникают психол. и психосоматич. проблемы, чем у ин­терналов. Им свойственны тревожность и депрессивность, они более склонны к фрустрациям и стрессам, развитию неврозов. Установлена связь высокой интер-нальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». Интерналы обнаруживают более активную, чем у экстерналов, позицию по отношению к своему психич. и физич. здоровью.

Экстерналы и интерналы различаются также и по способам интерпретации социальных ситуаций, в частности, по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы предпочитают большую ос­ведомленность в проблеме и ситуации, большую ответственность, чем экстер­налы, в отличие от экстерналов избегают ситуационных и окрашенных эмоциями объяснений поведения.

В целом в Т. с. н. подчеркивается значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения личн. в контексте социальных ситуаций и делается попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с др. людьми и элементами окружения. Эмпирические выводы и методич. инстру­ментарий, разработанный в Т. с. н., активно и плодотворно используется в экспе­римент, исследованиях личности.

ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъект жизни и деятельности – человек, осознанно и целенаправленно преобразующий окружающий мир и самого себя (инициатор, творец, распорядитель).

Субъектность человека – способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования: - способность управлять своими действиями;

-реально практически преобразовывать

действительность;

- планировать способы действий;

- реализовывать намеченные программы;

- контролировать ход и оценивать результаты

Своих действий.

Становление субъекта жизни и деятельности есть процесс освоения индивидом ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Субъект управленческой деятельности проявляет свою субъектность в целом ряде дименсий (единицы измерения менеджерского поведения по Г.Юклу):

1) внимание к дисциплине;

2) содействие работе;

3) решение проблем;

4) постановка целей;

5) ролевое уяснение;

6) акцентирование эффективности;

7) планирование;

8) координация;

9) делегирование автономии;

10) подготовка;

11) воодушевление;

12) внимание;

13) участие в решении;

14) одобрение;

15) возможность варьирования вознаграждения;

16) содействие общению;

17) представительство;

18) работа с информацией, ее обработка, распространение информации;

Управление конфликтами: преобразование деструктивных конфликтов в конструктивные.

Интернальность-экстернальность (по Дж. Роттеру)

Экстернал или интернал: где находится кнопка управления жизнью?

УСК – уровень субъективного контроля

Локус контроля [от лат. locus - место, местоположение и франц. contrôle - проверка] - личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.

При этом данная индивидуально-психологическая характеристика является достаточно устойчивым, слабо поддающимся изменениям личностным качеством, несмотря на то, что окончательно формируется в процессе социализации. Во многом эта стабильность локус контроля обусловлена тем, что он практически напрямую связан с таким показателем социальной ориентации личности, как экстернальность (экстернальный, или внешний локус контроля) и интернальность (интернальный, или внутренний локус контроля). Принято считать, что само понятие "локус контроля" введено в социальную психологию и психологию личности американским психологом Д. Роттером. Уже впоследствии был разработан методический инструментарий, позволяющий психологу-экспериментатору, с одной стороны, определять характер локус-контроля, свойственный конкретному испытуемому, а с другой - фиксировать те закономерности и зависимости, которые раскрывают связь этой личностной характеристики с другими.

ИНТЕРНАЛ. Человек с внутренним локусом контроля. Он более уверен в себе, последователен, настойчив в достижении поставленных целей, склонен к самоанализу, уравновешен, общителен, доброжелателен и назависим. Организаторские и коммуникативные характеристики интернала хорошо развиты. Высокий уровень самоценности. Достаточно однозначно в целом ряде экспериментальных исследований показано, что индивиды, демонстрирующие свою приверженность к внутреннему локус-контролю, как правило, обладают адекватной самооценкой, у них чаще всего (если это не сугубо ситуативные обстоятельства) не проявляется неоправданные тревога, чувство вины и страха, они склонны к достаточно последовательному решению поставленных задач, умеют постоять за себя, оправданно доброжелательны к окружающим, коммуникабельны и испытывают готовность к взаимодействию на партнерских началах.

ЭСКТЕРНАЛ. Человек, которого характеризует внешний локус контроля; они нередко избыточно тревожны и подвержены неоправданной фрустрации, неуверенны как в своих способностях в целом, так и в отдельных своих возможностях и потому чаще всего не готовы решать стоящие перед ними задачи в логике "сегодня и здесь", а склонны скорее подходить к их решению по схеме "завтра и где-нибудь". У них проявляются такие характеристики как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности минимальны, способность общения с людьми деформирована. Помимо этого они, как правило, не способны на личностное самоопределение в группе, адекватную атрибуцию ответственности в условиях совместной деятельности, демонстрируют отсутствие действенной групповой идентификации. Следует специально отметить, что локус контроля личности нередко предопределяет ее статус в неформальной структуре власти сообщества. Так, в группах высокого уровня социально-психологического развития чаще всего именно внутренний локус контроля оказывается одним из оснований психологически благоприятной позиции индивида, в то время как, например, в корпоративных группировках внешний локус контроля в сочетании с официальной высокой властной позицией, как правило, характеризует именно лидера группировки.

Исследования локуса контроля проводились главным образом с использованием разработанной Дж. Роттером шкалы интернальности - экстернальности. Они позволили не только конкретизировать различия между интерналами и экстерналами относительно приписывания контроля над собственной жизнью внутренним или внешним источникам, но и выявили ряд интересных закономерностей. Так, Б. Стрикланд, К. Вэлстоун и Б. Вэлстоун установили, "...что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья. Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу". Это означает, что вопреки созданному некоторыми писателями образу убежденного фаталиста, которому "море по колено", не расстающегося с рюмкой и трубкой и отличающегося при этом феноменальным здоровьем в действительности внешний локус контроля, помимо всего прочего, существенно повышает риск серьезных заболеваний.

Более того, в случае болезни, интернальный локус контроля способствует выздоровлению, в то время, как экстернальный, порождающий в крайних случаях, так называемый синдром приобретенной беспомощности, напротив, препятствует ему. Как отмечает в данной связи Д. Майерс, "в больницах “хорошие пациенты” не звонят в звонок, не задают вопросов, не контролируют то, что происходит. Такая пассивность может быть хороша для “эффективности” госпиталя, но плоха для людей. Ощущение силы и возможности контролировать свою жизнь способствует здоровью и выживанию".

Также зафиксирована взаимосвязь типа локуса контроля с психическим здоровьем индивида. В частности, "исследования... показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психические проблемы, чем у людей с интернальным локусом контроля. Например, Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность проявления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов. Было даже показано, что уровень самоубийств позитивно коррелирует (r = 0,68) со средним уровнем экстернальности населения".

Кроме того, интернальность и экстернальность отчетливо связаны с проблемой конформизма и нонконформизма. По сообщению Л. Хьелла и Д. Зиглера, "...многочисленные исследования показывают, что экстерналы намного сильнее подвержены социальному воздействию, чем интерналы. Действительно, Фарес обнаружил, что интерналы не только сопротивляются постороннему воздействию, но также, когда представляется возможность, стараются контролировать поведение других. Также интерналам обычно нравятся люди, которыми они могут манипулировать, и не нравятся те, на кого они не могут повлиять. Короче, интерналы, по-видимому, более уверены в своей способности решать проблемы, чем экстерналы, и поэтому независимы от мнения других».

При том, что из всего сказанного напрашивается вывод о предпочтительности внутреннего локус контроля над внешним, было бы глубоко ошибочным воспринимать экстернальность как страшное и необратимое "проклятие", а интернальность, напротив, как "благословение доброй феи".

Прежде всего, интернальность и экстернальность не являются личностными чертами - врожденными и неизменными. В своих работах "...Роттер ясно показывает, что экстерналы и интерналы не есть “типы”, поскольку каждый имеет характеристики не только в своей категории, но и, в небольшой степени, другой. Конструкт следует рассматривать как континуум, имеющий на одном конце выраженную “экстернальность”, а на другом - “интернальность”, убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине". 312 Именно эта, своего рода "спутанность" интернальности и экстернальности, свойственная большинству людей, лежит в основе неоднократно экспериментально зафиксированного феномена, известного в социальной психологии как предрасположение в пользу своего Я.

Суть данного феномена заключается в том, что люди склонны видеть причины своих успехов в собственных способностях, личностных качествах, усилиях, т. е. используют внутренний локус контроля и, наоборот, приписывают неудачи действию внешних причин, прибегая к внешнему локусу контроля. При этом подобное наблюдается даже в тех случаях, когда социальная цена ошибки ничтожно мала. В одном из исследований, студентам четвертого курса, изучающим психологию, было предложено самостоятельно в течение недели выполнить творческое задание средней степени сложности. Им было сказано, что задание является факультативным, т. е. не обязательным и его невыполнение никоим образом не повлияет на успеваемость студента. Как и ожидалось, абсолютное большинство студентов проигнорировало задание. При ответе на вопрос о причинах невыполнения задания менее 10% респондентов указали на внутренние детерминанты такие, как "нежелание", "лень", "отсутствие интереса". Все остальные сослались на внешние обстоятельства - от банальной "нехватки времени", до "скверного характера заведующей университетской библиотекой". Выполнившие же задание, все без исключения обосновывали свои действия внутренними причинами: желанием узнать что-то новое, привычкой доводить все до конца, интересом и т. п.

Таким образом, большинству людей одновременно свойственны в той или иной степени и интернальность и экстернальность, а граница между ними является подвижной - в одних случаях доминирует интернальный, в других экстернальный локус контроля. Кроме того, некоторые современные исследования дают основания утверждать, что преобладание интернальности или экстернальности обусловлено социальным научением. Так, в ходе изучения взаимосвязи локуса контроля и отношения к собственному здоровью, Р. Ло, "...сравнивая экстерналов и интерналов, обнаружил, что последние в большей степени поощрялись родителями, если следили за своим здоровьем - придерживались диеты, хорошо чистили зубы, регулярно показывались стоматологу. В результате этого раннего опыта интерналы больше, чем экстерналы, знают о том, что может послужить причиной заболевания, и в большей мере заботятся о своем здоровье и благополучии". 313 Это означает наличие потенциальной возможности смещения локуса контроля за счет социального переучивания. Не случайно самоэффективность, повышение которой является основной задачей психотерапии, с точки зрения А. Бандуры, в современной социальной психологии напрямую связана с локусом контроля.

Для практического социального психолога крайне важно учитывать тот факт, что такая индивидуально-психологическая характеристика как локус контроля в условиях реального взаимодействия в рамках контактной группы чаще всего связана с готовностью и способностью конкретных членов общества к адекватной атрибуции ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении.

Кто мы – заложники жизненных обстоятельств или хозяева своей судьбы? Происходящее с нами – это результат действия внешних сил или же нашей собственной деятельности (бездеятельности)? Каждый из нас по-разному отвечает на эти вопросы. В зависимости от того, какие ответы мы на них даем, мы делимся на экстерналов и интерналов.

Впервые поделил людей на эти две категории американский психолог Джулиан Роттер в середине прошлого века. Он же ввел понятие «локус контроля», характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним или внешним факторам.