Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Применение с 300 по наземным целям. Смотреть что такое "С300" в других словарях

Применение с 300 по наземным целям. Смотреть что такое "С300" в других словарях

С-300 – это советский (российский) зенитно-ракетный комплекс большого радиуса действия, предназначенный для противовоздушной и противоракетной обороны важнейших военных и гражданских объектов: крупных городов и промышленных структур, военных баз и пунктов и управления. С-300 был разработан в середине 70-х годов конструкторами знаменитого научно-производственного объединения «Алмаз». В настоящее время ЗРК С-300 – это целое семейство зенитно-ракетных комплексов, которые надежно защищают российское небо от любого агрессора.

Ракета комплекса С-300 способна поразить воздушную цель на дистанциях от пяти до двухсот километров, она может эффективно «работать» как против баллистических, так и против аэродинамических целей.

Эксплуатация ЗРК С-300 началась в 1975 года, на вооружение этот комплекс был принят в 1978 году. С тех пор на основе базовой модели было разработано большое количество модификаций, которые отличаются своими характеристиками, специализацией, параметрами работы РЛС, зенитными ракетами и другими особенностями.

Зенитно-ракетные системы (ЗРС) семейства С-300 – одно из самых известных средств ПВО в мире. Поэтому нет ничего удивительного в том, что это оружие пользуется большим спросом за рубежом. Сегодня различные модификации ЗРК С-300 стоят на вооружении бывших советских республик (Украина, Беларусь, Армения, Казахстан). Кроме того, комплекс используется вооружёнными силами Алжира, Болгарии, Ирана, Китая, Кипра, Сирии, Азербайджана и других стран.

С-300 никогда не принимал участия в реальных боевых действиях, но несмотря на это, большинство отечественных и зарубежных экспертов оценивают потенциал комплекса очень высоко. Настолько, что проблемы с поставками этого оружия иногда приводят к международным скандалам, как это было в случае иранского контракта.

Дальнейшим развитием семейства ЗРК С-300 являются (принят на вооружение в 2007 году) и перспективный С-500 «Прометей», который планируют принять в эксплуатацию в 2020 году. В 2011 году было принято решение о завершении серийного производства ранних модификаций комплекса – С-300ПС и С-300ПМ.

Многие годы западные специалисты мечтали «поближе познакомиться» с ЗРК С-300. Такая возможность у них появилась только после распада СССР. В 1996 году израильтяне смогли оценить эффективность работы комплекса С-300ПМУ1, который ранее был продан Россией Кипру. После совместных учений с Грецией представители Израиля заявили, что нашли слабые места этого зенитного комплекса.

Также существует информация (подтвержденная из разных источников), что в 90-е годы американцам удалось купить интересующие их элементы комплекса в бывших советских республиках.

7 марта 2019 года ряд западных СМИ (в частности, французская Le Figaro) опубликовали информацию об уничтожении новейшими израильскими самолетами F-35 батареи сирийских С-300 в районе Дамаска.

История создания ЗРК С-300

История создания зенитно-ракетного комплекса С-300 началась еще в середине 50-х годов, когда в СССР плотно занялись созданием системы противоракетной обороны. Были проведены научно-исследовательские работы в рамках проектов «Шар» и «Защита», в ходе которых была экспериментально доказана возможность создания ЗРК, способных нести и противовоздушную, и противоракетную оборону.

Советские военные стратеги четко понимали, что СССР вряд ли сможет соперничать со странами Запада по количеству боевых самолетов, поэтому развитию войск ПВО уделялось огромное внимание.

К концу 60-х годов советский военно-промышленный комплекс накопил значительный опыт разработок и эксплуатации зенитно-ракетных комплексов, в том числе и в условиях боевых действий. Вьетнам и Ближний Восток предоставил советским конструкторам огромный фактический материал для изучения, показал сильные и слабые стороны ЗРК.

В результате стало ясным, что наибольшие шансы поразить противника и избежать ответного удара имеют мобильные зенитно-ракетные комплексы, способные максимально быстро переходить из походного положения в боевое и обратно.

В конце 60-х годов с подачи командования войск ПВО СССР и руководства КБ-1 Министерства радиопромышленности возникла идея создания единого унифицированного противосамолетного зенитного комплекса, который бы мог поражать воздушные цели на дистанциях до 100 км и подходил для использования как в сухопутных войсках, так и в ПВО страны, и в Военно-морском флоте. После обсуждения, в котором принимали участие военные и представители ВПК, стало понятно, что подобная зенитная система может оправдать затраты на изготовление только в том случае, если она сможет также выполнять задачи противоракетной и противоспутниковой обороны.

Создание подобного комплекса является амбициозной задачей и в наши дни. Официально работы над С-300 начались в 1969 году, после появления соответствующего постановления Совмина СССР.

В конце концов было принято решение о разработке трех ЗРС: для ПВО страны, для ПВО Сухопутных войск и для ПВО ВМФ. Они получили следующие обозначения: С-300П («ПВО страны»), С-300Ф («Флотская») и С-300В («Войсковая»).

Забегая наперед, следует отметить, что добиться полной унификации всех модификаций комплекса С-300 так и не удалось. Дело в том, что элементы модификаций (кроме РЛС кругового обзора и ЗУР) изготавливались на различных предприятиях СССР с использованием собственных технологических требований, комплектующих и технологий.

В целом же в этом проекте были задействованы десятки предприятий и научных организаций со всего Советского Союза. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО «Алмаз», ракеты комплекса С-300 создавались в МКБ «Факел».

Чем дальше продвигались работы, тем больше становилось проблем, связанных с унификацией зенитного комплекса. Основной их причиной были особенности использования подобных систем в разных видах войск. Если ЗРК ПВО и ВМФ обычно применяются вместе с весьма мощными системами радиолокационной разведки, то комплексы войсковой ПВО обычно имеют высокую степень автономности. Поэтому решено было передать работу над С-300В НИИ-20 (в будущем НПО «Антей»), которая к тому времени имела значительный опыт разработок армейских средств ПВО.

Специфические условия применения зенитно-ракетных комплексов на море (отражение от сигнала поверхности воды, повышенная влажность, брызги, качка) вынудили назначить головным разработчиком С-300Ф ВНИИ РЭ.

Модификация ЗРК С-300В

Хотя ЗРК С-300В изначально создавался в рамках единой программы с другими модификациями комплекса, позже он был передан другому головному разработчику – НИИ-20 (позже НИЭМИ) и по сути стал отдельным проектом. Разработкой ЗУР для С-300В занималось Свердловское машиностроительное КБ (СМКБ) «Новатор». Пусковые установки и заряжающие машины для комплекса были созданы в ОКБ «Старт», а РЛС «Обзор-3» конструировали в НИИ-208. С-300В получила собственное название «Антей-300В» и до сих пор находится на вооружении российской армии.

В состав зенитного дивизиона комплекса С-300В входят следующие компоненты:

  • командный пункт (9С457) для управления боевой работой ЗРС;
  • РЛС кругового обзора «Обзор-3»;
  • РЛС секторного обзора «Имбирь»;
  • четыре зенитные батареи для поражения воздушных целей.

В состав каждой батареи входили два типа пусковых установок с разными ЗУР, а также две пуско-заряжающие машины для каждой из них.

Изначально С-300В планировалась как фронтовой зенитно-ракетный комплекс, способный бороться с SRAM, крылатыми ракетами (КР), баллистическими ракетами (типа «Ланс» или «Першинг»), самолетами и вертолетами противника при условии массированного их применения и активного радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРК «Атлант-300В» проходило в два этапа. На первом из них комплекс «научился» уверенно противодействовать крылатым ракетам, баллистическим и аэродинамическими целям.

В 1980-1981 гг. на полигоне Эмба были проведены испытания ЗРК, которые прошли успешно. В 1983 году «промежуточная» С-300В1 была принята на вооружение.

Целью второго этапа разработки было расширение возможностей комплекса, ставилась задача приспособить ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами типа «Першинг», аэробаллистическими ракетами SRAM и самолетами-постановщиками помех на дистанциях до 100 км. Для этого в состав комплекса был введен РЛС «Имбирь», новые зенитные ракеты 9М82, пусковые установки и заряжающие машины для них. Испытания улучшенного комплекса С-300В проводились в 1985-1986 гг. и завершились успешно. В 1989 году С-300В была принята на вооружение.

В настоящее время ЗРК С-300В находится на вооружении российской армии (более 200 единиц), а также вооруженных сил Украины, Белоруссии и Венесуэлы.

На базе ЗРС С-300В разработаны модификации С-300ВМ («Антей-2500») и С-300В4.

С-300ВМ – это экспортная модификация комплекса, которая поставлялась в Венесуэлу. Система имеет один тип ракет в двух вариантах, дальность ее стрельбы достигает 200 км, С-300ВМ может одновременно поражать 16 баллистических или 24 воздушных целей. Максимальная высота поражения – 30 км, время развертывания составляет шесть минут. Скорость ЗУР составляет 7,85 Маха.

С-300В4. Самая современная модификация комплекса, она может поражать баллистические ракеты и аэродинамические цели на дистанциях в 400 км. В настоящее время все комплексы С-300В, стоящие на вооружении ВС России, модернизированы до уровня С-300В4.

Модификация С-300П

ЗРС С-300П – это зенитная система, предназначенная для обороны важнейших гражданских и военных объектов от любых видов воздушного нападения: баллистических и крылатых ракет, самолетов, беспилотных летательных аппаратов, в условиях массированного применения при активном радиоэлектронном противодействии противника.

Серийное производство зенитно-ракетной системы С-300ПТ началось в 1975 году, через три года она была принята на вооружение и стала поступать в строевые части. Литера «Т» в наименовании комплекса означает «транспортируемый». Головным разработчиком комплекса являлось НПО «Алмаз», ракету конструировали в КБ «Факел», а изготавливалась она на «Северном заводе» в Ленинграде. Пусковыми установками занималось ленинградское КБСМ.

Эта система ПВО должна была заменить уже устаревшие на тот момент ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125.

ЗРС С-300ПТ состояла из командного пункта, в состав которого входил РЛС обнаружения 5Н64 и пункта управления 5К56, и шесть ЗРК 5Ж15. Первоначально система использовала ЗУР В-500К с максимальной дальностью поражения 47 км, позже они были заменены ракетами В-500Р с дальностью поражения целей до 75 км и бортовым радиопеленгатором.

В состав ЗРК 5Ж15 входил РЛС обнаружения целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, система управления с РЛС подсвета наведения 5Н63 и ПУ 5П85-1. ЗРК вполне мог функционировать и без РЛС 5Н66. Пусковые установки были расположены на полуприцепах.

На основе зенитно-ракетной системы С-300ПТ было разработано несколько модификаций, которые эксплуатировались в СССР и отправлялись на экспорт. ЗРС С-300ПТ снята с производства.

Одной из наиболее массовых модификаций зенитного комплекса стала С-300ПС («С» означает «самоходный»), которая была принята на вооружение в 1982 году. К ее созданию советских конструкторов сподвиг опыт использования средств ПВО на Ближнем Востоке и во Вьетнаме. Он ясно показал, что выжить и эффективно выполнить боевую работу по силам только высокомобильным средствам ПВО с минимальным временем развертывания. С-300ПС разворачивалась из походного положения в боевое (и обратно) всего лишь за пять минут.

В состав ЗРС С-300ПС входит КП 5Н83С и до 6 ЗРК 5Ж15С. При этом каждый отдельный комплекс имеет высокую степень автономности и может вести бой самостоятельно.

В состав КП входит РЛС обнаружения 5Н64С, выполненный на шасси МАЗ-7410 и пункт управления 5К56С на базе МАЗ-543. ЗРК 5Ж15С состоит из РЛС подсвета и наведения 5Н63С и нескольких пусковых комплексов (до четырех). На каждой ПУ находится четыре ракеты. Они также выполнены на шасси МАЗ-543. Кроме того, в состав комплекса может входить система обнаружения и уничтожения маловысотных целей 5Н66М. Комплекс оснащен системой автономного энергоснабжения.

Дополнительно каждый дивизион С-300ПС мог быть оснащен всевысотной трёхкоординатной РЛС 36Д6 или 16Ж6 и топопривязчиком 1Т12-2М. Кроме того, зенитно-ракетный комплекс мог оснащаться модулем обеспечения дежурства (на базе МАЗ-543), в котором оборудовались столовая, караульное помещение с пулеметом, жилые помещения.

В середине 80-х годов на базе С-300ПС была разработана модификация С-300ПМУ, основным отличием которой было увеличение боекомплекта до 28 ЗУР. В 1989 году появилась экспортная модификация комплекса С-300ПМУ.

В середине 80-х годов началась разработка еще одной модификации С-300ПС – С-300ПМ. Внешне (и по составу) эта система мало чем отличалась от предыдущих комплексов этой серии, но данная модификация была выполнена на новой элементарной базе, что позволило вывести ее характеристики на новый уровень: значительно повысить помехозащищенность и почти в два раза увеличить дальность поражения целей. В 1989 году С-300ПМ была принята на вооружение войск ПВО СССР. На ее базе была создана усовершенствованная модификация С-300ПМУ1, которая впервые была продемонстрирована широкой общественности в 1993 году на авиасалоне в Жуковском.

Основным отличием С-300ПМУ1 была новая ЗУР 48Н6, имевшая меньшую боевую часть и более усовершенствованную аппаратную составляющую. Благодаря этому новая ЗРС получила возможность бороться с воздушными целями, летящими на скорости 6450 км/ч и уверенно поражать самолеты противника на дистанциях в 150 км. В состав С-300ПМУ1 вошли более совершенные радиолокационные станции.

В 1999 году были продемонстрированы новые зенитные ракеты для комплекса С-300ПМУ1. Они имели меньшую боевую часть, но большую точность поражения цели за счет новой системы маневрирования, которая работала не за счет оперения, а используя газодинамическую систему.

До 2014 года все ЗРС-300ПМ, стоящие на вооружении ВС России, были модернизированы до уровня С-300ПМУ1.

В настоящее время проходит второй этап модернизации, который заключается в замене устаревших вычислительных средств комплекса на современные образцы, а также в замене оборудования рабочих мест зенитчиков. Новые комплексы будут оборудованы современными средствами связи, топопривязки и навигации.

В 1997 году общественности была представлена новая модификация комплекса - С-300ПМ2 «Фаворит». Тогда же она была принята на вооружение. Данный вариант имеет увеличенную дальность поражения целей (до 195 км), а также возможность противостоять новейшим летательным аппаратам, изготовленными с использованием технологий «стелс» (ЭПР цели – 0,02 кв. м).

«Фаворит» получил усовершенствованные ракеты 48Н6Е2, способные уничтожать баллистические цели малой и средней дальности. В войсках ЗРС С-300ПМ2 начали появляться в 2013 году, ранее выпущенные модификации С-300ПМ и С-300ПМУ1 могут быть модернизированы до их уровня.

Модификация С-300Ф

С-300Ф – это зенитно-ракетная система, разработанная для военно-морского флота на базе ЗРС С-300П. Головным разработчиком комплекса выступало ВНИИ РЭ МСП (позже НПО «Альтаир»), ракетой занимался МКБ «Факел», а РЛС – НИИП. Изначально новой системой ПВО планировали вооружить ракетные крейсера проектов 1164 и 1144, а также корабли проекта 1165, который так и не был реализован.

ЗРС С-300Ф предназначалась для поражения воздушных целей на дистанциях до 75 км, летящих со скоростью 1300 м/c в диапазоне высот от 25 м до 25 км.

Опытный образец С-300Ф впервые был установлен на БПК «Азов» в 1977 году, официально на вооружение комплекс был принят в 1984 году. Государственные испытания флотского варианта С-300 проходили на ракетном крейсере «Киров» (проект 1144).

Опытный образец ЗРК состоял из двух пусковых установок барабанного типа, которые вмещали 48 ЗУР, а также системы управления «Форт».

ЗРК С-300Ф «Форт» выпускались в двух модификациях с шестью и восемью барабанами, каждый из которых вмещал по 8 вертикальных пусковых контейнеров. Один из них всегда находился под пусковым люком, маршевый двигатель ракеты запускался после выхода ее с направляющих. После пуска ракеты барабан поворачивался и выводил под люк новый контейнер с ЗУР. Интервал стрельбы С-300Ф – 3 секунды.

ЗРС С-300Ф имеют систему самонаведения с полуактивным радаром ракеты. Комплекс имеет СУО 3Р41 с РЛС с фазированной антенной решеткой.

ЗУР 5В55РМ, которая использовалась на комплексе С-300 «Форт», - это твердотопливная ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме. Отклонение ракеты в полете происходило за счет газодинамической системы. Взрыватель – радиолокационный, боевая часть осколочно-фугасная, массой 130 кг.

В 1990 году была продемонстрирована модифицированная версия комплекса – С-300ФМ «Форт-М». Основным ее отличием от базовой модели являлась новая ЗУР 48Н6. Масса ее боевой части была увеличена до 150 кг, а радиус поражения – до 150 км. Новая ракета могла уничтожать объекты, летящие со скоростью до 1800 м/с. Экспортная модификация С-300ФМ имеет наименование «Риф-М», в настоящее время ею вооружены эсминцы ВМФ Китая типа 051С.

Последней модернизацией комплекса С-300Ф «Форт» является разработка зенитных управляемых ракет 48Н6Е2, которые имеют дальность стрельбы 200 км. В настоящее время подобными ЗУР вооружен флагман Северного флота крейсер «Петр Великий».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Состоящие на вооружении белорусской армии зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300 в случае необходимости могут быть применены для поражения особо важных наземных объектов на территории эвентуального противника.

Как Александр Лукашенко 7 октября на пресс-конференции для российских журналистов, белорусские военные многому научились «в деле обороны рубежей Союзного государства». В частности, приспособили С-300 для уничтожения наземных целей за десятки километров от огневых позиций. Причем сделали это впервые.

Отмечу, что в этой информации содержится некоторая неточность. Возможность поражения неподвижных наземных целей изначально была заложена разработчиками в конструкцию принятого на вооружение в 1979 году ЗРК С-300, а также всех последующих его модификаций.

По данным экспертов, использованная в зенитной управляемой ракете (ЗУР) этого комплекса система наведения (полуактивная, с радиокоррекцией) в принципе обеспечивает такую возможность. Особенно эффективным может оказаться применение С-300 против излучающих объектов (типа радиолокаторов), когда бортовой пеленгатор ракеты прочно захватывает цель.

Боевая часть ЗУР комплекса общим весом до 140 кг содержит огромное количество готовых осколков (до 19 000) и приводится в действие неконтактным радиовзрывателем. Тяжелые осколки и высокая кинетическая энергия взрыва фокусируются в ограниченном телесном угле, что значительно повышает плотность потока энергии осколков и гарантирует полное разрушение цели независимо от угла встречи ракеты с целью.

Дальность поражения наземных объектов может достигать 120 км. Ограничителем здесь выступает система наведения. Между тем энерговооруженность ракеты позволяет ей покрывать гораздо большие расстояния. Известно, что в ходе работы над комплексом С-400 в восьмидесятые годы был произведен успешный экспериментальный пуск ракеты комплекса С-300 на 400 км по траектории, близкой к баллистической, с максимальной высотой 70 км.

Тем не менее, в советские времена из-за дороговизны ракет (и наличия на вооружении большого количества оперативно-тактических ракетных комплексов - ОТРК) стрельба зенитными ракетами по наземным целям не практиковалась. Ныне ситуация изменилась, и такие учения уже проводятся. Во-первых, берутся во внимание особо важные цели, ради поражения которых не жалко дорогих ракет (например, радары ПРО или штабы бандформирований), во-вторых, резко сократилось количество ОТРК.

В мае «Российская газета» сообщила, что на полигоне «Телемба» состоялись учения трех зенитных ракетных полков из объединения ВВС и ПВО Восточного военного округа вооруженных сил России. В ходе маневров пять ЗУР комплекса С-300 были выпущены по «неизвестному вооруженному формированию», которое было полностью уничтожено.

Возможность поражения наземных целей сохранена и в ЗРК С-400, который, по сути, является глубокой модернизаций С-300. Управление новыми ракетами комплекса - комбинированное. На большей части траектории полета к цели они управляются с помощью бортовой инерциальной системы с использованием информации наземного радиолокатора о координатах цели, вводимой в бортовую аппаратуру наземными средствами ЗРК перед стартом и корректируемой в процессе полета по радиолинии коррекции. На конечном участке полета ракета управляется по данным, вырабатываемым активной радиолокационной головкой самонаведения.

Подобное наращивание боевых свойств С-400, похоже, тревожит польских военных. Если верить публикации в издании Ekran, один из офицеров военной разведки CWW заявил относительно ЗРК С-400: «Официально это ракеты «земля - воздух», но что летает, то может и падать».

Отметим, что эти комплексы установлены в Калининграде, в самой западной части России, непосредственно граничащей с Польшей. В поле их контроля попадают Варшава, Гданьск, Эльблонг, Быдгощ, Лодзь.

Возможности С-300, которыми обладает Беларусь, в этом плане, конечно, скромнее, но поразить наземную цель за сотню километров они вполне способны. А лет через пять-семь, ко времени вероятного появления в Польше объектов американской ПРО, Беларусь может получить от России и С-400.

История создания

Опыт второй мировой показал, что стоит одному пилоту засечь местоположение зенитных установок, и при следующем налёте их уничтожат. Именно поэтому в 1950-х годах было принято решение сделать московскую систему ПВО мобильной.

К концу 1960-х годов опыт использования ЗРК в боевых действий во и на Ближнем Востоке выявил необходимость создания мобильного комплекса с малым временем перевода из походного и дежурного положения в боевое (и обратно). Это было вызвано необходимостью ухода с огневой позиции после стрельбы до подлёта ударной авиационной группы. Так, например, нормативное время свёртывания комплекса С-125 [уточнить ] - 45 минут, было доведено до 20-25 минут. Такое сокращение норматива достигалось усовершенствованиями конструкции ЗРК, тренировками, слаженностью боевых расчётов, однако ускоренное сворачивание приводило к потерям кабельного хозяйства, на свёртывание которого времени не оставалось.

Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году по постановлению Совета министров СССР . Было предусмотрено создание для ПВО сухопутных войск , ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В («Войсковая»), С-300Ф («Флотская») и С-300П («ПВО страны»).

Главный разработчик систем - ЦКБ «Алмаз» , имевшее к середине 1960-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО , в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой .

Все требования, выдвинутые к варианту ЗРК Сухопутных Войск в ходе проведения проектных работ, не смогли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа ОКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск эта работа в полном объёме была поручена КБ завода им. М. И. Калинина .

В свою очередь ЦКБ «Алмаз» встретилось со значительными сложностями по обеспечению создания комплексов по единой структуре. В отличие от комплексов ПВО и ВМФ, которые должны были применяться с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания, комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств. Становилась очевидной целесообразность разработки сухопутного варианта комплекса (будущего С-300В) другой организацией и без существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ. Работа по созданию комплекса была передана НИИ-20 (НПО «Антей») , которое к тому времени имело опыт создания армейских ЗРК.

В то же время, такие особые морские условия как: специфика отражения радиолокационного сигнала от поверхности моря, качка, наличие водяных брызг, а также необходимость обеспечения связи и совместимости с общекорабельными комплексами и системами привело к тому, что головной организацией по корабельному комплексу (С-300Ф) был определён ВНИИ РЭ (бывший НИИ-10).

В итоге унифицированными оказались только радиолокаторы обнаружения (РЛО) комплексов С-300П и С-300В, а также ракеты комплексов Войск ПВО и флота.

Модификации

Система С-300 имеет большое количество модификаций, отличающихся различными ракетами, радарами, возможностью защиты от средств радиоэлектронной борьбы , большей дальностью и возможностью бороться с баллистическими ракетами малой дальности или целями, летящими на малой высоте. Но всего можно выделить следующие основные модификации.

Модификации системы С-300
Наименование С-300П (ПВО страны ) С-300В (Войсковая ) С-300Ф (Флотская )
С-300ПТ
С-300ПТ-1
С-300ПТ-1А
(Транспортируемый )
С-300ПС
С-300ПМУ
(Самоходный )
С-300ПМ
С-300ПМУ1
С-300ПМУ2 «Фаворит» С-300В Антей-300 С-300Ф «Форт» С-300ФМ «Форт-М»
Обозначение
НАТО
SA-10a/b/c SA-10d SA-20a SA-20b SA-12 SA-N-6 SA-N-6
Grumble a/b/c Grumble d/e Gargoyle a Gargoyle b Gladiator/Giant
Год 1978 1982 1993 1997 1983 1990
Ракеты В-500К
В-500Р
В-500К
В-500Р
5В55КД
48Н6
9М96Е1
9М96Е2
48Н6
48Н6Е2
9М96Е1
9М96Е2
9М83
9М82
5В55РМ 48Н6
Средство передвижения Полуприцеп Колёсное Колёсное Колёсное Гусеничное Корабельное Корабельное

С-300П (SA-10 Grumble)

С-300ПТ (буква Т в названии обозначает «транспортируемый», она же "изделие 5Ж15"), испытания которой были завершены в 1978 году , предназначалась для войск ПВО страны. Она заменила более старые ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125 . Система представляла собой буксируемую пусковую установку с вертикальным стартом, которая прицеплялась к транспортной машине. В системе использовались ракеты В-500К с дальность поражения аэродинамических целей до 47 км, позже были заменены на более дальние ракеты В-500Р с дальность поражения целей до 75 км.

Система С-300ПТ состоит из радиолокатора обзора 35Д6 (англ. TIN SHIELD по классификации НАТО), системы управления с радиолокатором подсвета наведения 30Н6 (англ. FLAP LID по классификации НАТО) и пусковых установок 5П85-1. Пусковые установки располагаются на полуприцепе. Обычно низковысотный обнаружитель 76Н6 (англ. CLAM SHELL по классификации НАТО) также включается в систему, хотя и не является обязательным для её функционирования.

В ракетах изначально планировалось использовать систему наведения по команде с РЛС подсвета/наведения с использованием информации с пассивного радара ракеты. Но из-за проблем с наведением на цели ниже 500 м, разработчиками было принято решение, что возможность обстреливания низковысотных целей важнее, и изначально было реализовано только наведение по команде с наземной РЛС. Позднее была разработана ракета с собственной системой наведения, что позволило достичь минимальной высоты цели в 25 м.

На основе улучшений в системе С-300ПТ было создано несколько важных модификаций для внутреннего и экспортного рынка. С-300ПТ-1 и С-300ПТ-1А (англ. SA-10b/c по классификации НАТО) являются прямыми усовершенствованиями оригинальной С-300ПТ. С ними появилась ракета 5В55КД с возможностью холодного запуска. Время готовности было сокращено до 30 минут, оптимизация траектории ракеты 5В55КД позволила достигнуть дальности 75 км.

Зенитно-ракетная система С-300ПС (буква С в названии обозначает «самоходный», обозначение SA-10d по классификации НАТО) начала поступать на вооружение в 1982 году . Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность. Новый комплекс имел рекордно короткое время развёртывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В эту модификацию были добавлены новые пусковые установки (5П85С/Д), мобильный радар с командным пунктом (5Н63С) базирующиеся на шасси МАЗ-7910 8х8. Также появились ракеты 5В55Р которые увеличили максимальную дальность до 90 км и был добавлен режим наведения пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешней РЛС. Различие модификаций ПС и ПТ состоит в платформе пусковых установок: прицепная платформа (С-300ПТ) и самодвижущаяся (С-300ПС). Прицепная платформа обозначается 5П85Т. Мобильные пусковые установки 5П85С/Д. 5П85Д подключаются и управляются с 5П85С. 5П85С можно отличить по большому контейнеру сзади кабины, в установках 5П85Д свободное место используется для кабеля или запасных колёс. Экспортный вариант системы С-300ПС отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ .

В стандартный состав ЗРС С-300ПС входят следующие компоненты:
индекс ГРАУ Назначение Количество
40В6М(МД) универсальная вышка 25(38) метров для размещения антенного поста Ф1С или Ф5М 2
5П85С пусковая установка 4
5П85Д пусковая установка 8
5Н63С командный пункт 1
30Н6 радиолокатор подсвета и наведения (РПН) 1

С-300ПМУ-1/2 (SA-20 Gargoyle)

Подвижной состав С-300ПМУ-2. Слева направо: РЛО 64Н6Е2, командный пункт (пункт боевого управления) 54К6Е2 и пусковая установка 5П85

Зенитно-ракетная система С-300ПМ (буква М в названии обозначает «модернизированный», экспортный вариант С-300ПМУ-1, обозначение по классификации НАТО SA-20a Gargoyle) является дальнейшим развитием ЗРС С-300ПС. Основным усовершенствованием С-300ПМ является новая ракета 48Н6, которая взяла большое число улучшений от ракет корабельного варианта С-300ФМ, но с немного меньшей боеголовкой, чем во флотском варианте: 143 кг. Ракета имеет усовершенствованную аппаратную часть и способна поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 6450 км/ч, дальность поражения самолётов противника - 150 км. Также были модернизированы РЛС, в систему были включены РЛС обнаружения 64Н6 (англ. BIG BIRD по классификации НАТО) и радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е1. Разработка системы С-300ПМ началась в 1985 году и в 1993 году она была принята на вооружение.

  • СССР / : Используются все модификации С-300, а также ЗРК С-400 .
  • Китай : Приобрели С-300ПМУ-1 и лицензию на производство под названием Hongqi-10 (HQ-10). Китай также первый покупатель С-300ПМУ-2 и вероятно может использовать С-300В под названием Hongqi HQ-18 . Они также создали модернизированную версию HQ-10, назвав её HQ-15 с максимальной дальностью, увеличенной со 150 км до 200 км. Есть неподтверждённые сообщения, что эта версия является произведённым в Китае С-300ПМУ-2. Всего с по 2008 год поставлено 4 дивизиона С-300ПМУ, 8 дивизионов С-300ПМУ-1 и 8 дивизионов С-300ПМУ-2 (итого 20 дивизионов С-300, в каждом дивизионе - 4 пусковые установки).
  • приобрела шесть батарей С-300 в августе 1995 за $1 млрд. Наиболее вероятно они используются в защите от Пакистанских баллистических ракет малой дальности М-11.
  • / : Кипр подписал соглашение о покупке С-300(2 дивизиона+ КП-РЛО) в . В конце концов приобрёл С-300ПМУ-1 вариант, но из-за политических разногласий между Кипром и Турцией и интенсивного англо-американского давления, С-300 была перемещена на греческий остров Крит . Позднее, Кипр приобрёл комплекс Тор-М1 .
  • : наличие в стране С-300 остаётся спорным. Вероятно, было приобретено некоторое число С-300 в 1993 году.
  • приобрёл две батареи С-300ПМУ-1 (12 пусковых установок) на сумму порядка 300 млн .
  • : получила С-300 в счёт уплаты Россией долга в 800 млн долл.
  • проявила интерес к покупке С-300П в 1991 году и в настоящее время видимо располагает им.
  • приобрёл 8 С-300ПМУ2 в 2006 году.
  • располагает одной бригадой С-300В и одной бригадой С-300П
  • располагает двумя С-300
  • ГДР располагала С-300, которая была вывезена обратно в Россию согласно договору. Однако специалисты НАТО смогли ознакомиться с системой.
  • располагает небольшим количеством С-300, которые сконцентрированы вокруг Астаны. Помимо этого, на территории страны располагаются опытно-серийные образцы на полигоне озера Балхаш (Сары-Шаган).
  • 2 дивизиона (С-300В)
  • США располагают разукомплектованными 1 РПН и ПУ 5П85, закупленными у Белоруссии, попытка закупки 2-х РПН и ЗИП-ов к ним через Казахстан у России закончилась неудачей. Официально приобрели С-300В, без РПН.
  • : разрабатывается упрощённая версия С-300, называемая Cheolmae-2 . Система будет состоять из многофункционального радара (по классификации НАТО I-диапазона), разработанного в КБ Алмаз , командного пункта и нескольких пусковых установок для корейской версии ракет 9М96. Главным заказчиком является Samsung Thales - объединённая компания между корейской Samsung Electronics и французской Thales .

Боевое применение

Хотя С-300 никогда не принимала участия в реальных боевых действиях, но считается очень боеспособной системой ПВО . В апреле 2005, НАТО провели учения во Франции и Германии под названием Trial Hammer 05 , целью которых являлась отработка приёмов подавления ПВО противника. Участвующие страны были довольны, что Словацкие Воздушные силы предоставили С-300ПМУ, что дало НАТО уникальную возможность ознакомиться с системой.

Израиль, обеспокоенный возможностью поставки комплексов С-300 в Иран и Сирию, направил значительные усилия на создание систем радиоэлектронного противодействия конкретно этой ракетной системе.

Макеты

Для маскировки компонентов системы С-300 применяются демаскирующие полномасштабные надувные макеты , оборудованные дополнительными устройствами имитации электромагнитного излучения в инфракрасном и радио диапазонах.

Характеристики

Ракеты наводятся РПН 30Н6 или морским радаром 3Р41 «Волна» с использованием пассивного радара ракеты. Ранние версии 30Н6 могут наводить до 4 ракет, и сопровождать до 24 целей одновременно. 30Н6Е может наводить до 2 ракет на цель и сопровождать до 6 целей одновременно. Могут быть успешно обстреляны цели, летящие со скоростью до 2,5 скоростей звука, а также до 8,5 скоростей звука для поздних модификаций. Минимальный интервал между запусками ракет составляет 3 секунды. Командный пункт дивизиона способен управлять до 12 пусковыми установками одновременно.

Оригинальная боеголовка весит 100 кг, в более поздних модификациях - до 133 кг, в последних - до 143 кг. Взрыватель может срабатывать либо от близости, либо от контакта с целью. Боевая часть начинена металлическими кубиками. В зависимости от типа, ракета до запуска весит от 1450 кг до 1800 кг. Пуск ракеты производится по «миномётному » непосредственно из транспортно-пускового контейнера : крышка контейнера из затвердевшей пены выбивается избыточным давлением в ТПК (создаваемым размещённым внутри газогенератором) - вопреки распространённому заблуждению ракета не пробивает крышку, что могло бы повредить обтекатель головки наведения. После сброса и разрушения крышки контейнера ракета подбрасывается вертикально вверх, а уже в воздухе запускается ракетный двигатель и производится наклон в сторону цели, тем самым устраняя необходимость поворота пусковой установки.

Системы

Параметры систем
Система и используемые ракеты Год Зона поражения самолётов, по дальности, км Зона поражения самолётов, по высоте, км Вероятность поражения самолётов Максимальная скорость целей, м/с Боезапас, ЗУР Темп стрельбы, с Время свёртывания и развёртывания, мин
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55К 1978 5-47 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 5 90
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55Р 1981 5-75 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 5 90
С-300ПС, С-300ПМУ с ЗУР 5В55Р 1983 5-75 0,025-27 до 0,9 до 1300 96-288 3-5 5
С-300ПМУ1 с ЗУР 48Н6Е 1993 5-150 0,01-27 до 0,9 до 2800 96-288 3 5

Радары

РПН 30Н6 (радиолокатор подсвета наведения, англ. FLAP LID A по классификации НАТО) устанавливается на грузовик. РЛО 64Н6 (радиолокатор обзора, англ. BIG BIRD по классификации НАТО) устанавливается на большой автоприцеп вдоль генератора и обычно прицепляется к 8 колёсному МАЗу. НВО 76Н6 (Низковысотный обнаружитель, англ. CLAM SHELL по классификации НАТО) устанавливается на большой автоприцеп с вышкой, которая может подниматься от 24 до 39 м.

Оригинальная С-300П использует комбинацию НВО 76Н6 доплеровской РЛС для обнаружения целей и РПН 30Н6 с фазированной антенной решёткой для сопровождения и наведения на цель. Также имеется командный пункт на отдельном грузовике и 12 пусковых установок на автоприцепах по 4 ракеты на каждой. С-300ПС/ПМ близка по элементам, но использует модернизированный 30Н6 совмещённый с командным пунктом и пусковые установки на грузовиках.

Если система используется для уничтожения баллистических или крылатых ракет, используется РЛО 64Н6. Он способен обнаруживать баллистические ракеты на расстоянии до 1000 км и движущихся со скоростью до 10000 км/ч, а также крылатые ракеты на расстоянии до 300 км.

36Д6 может также использоваться для предоставления комплексу данных раннего обнаружения целей. Он может засекать цели типа ракета, летящей на высоте 60 м на расстоянии как минимум 20 км, на высоте 100 м на расстоянии 30 км, и на большой высоте на расстоянии до 175 км. В дополнение к нему может использоваться 64Н6 который может засекать цель на расстоянии до 300 км.

Обзорные РЛС
Индекс ГРАУ Обозначение НАТО Назначение Дальность обнаружения, км Впервые использован Примечание
36Д6 Tin Shield 200 > 100 E/F С-300П
СТ-68УМ Tin Shield B обнаружение, опознавание и сопровождение воздушных целей 175 E/F С-300ПМУ интенсивность сигнала от 350 кВт до 1,23 МВт
5Н66М Clam Shell Низковысотный обнаружитель I С-300П
76Н6 Clam Shell Низковысотный обнаружитель 120 15 I С-300ПМУ 2,4 кВт частотная модуляция монохроматическая волна
64Н6 Big Bird - 300 C С-300ПМУ-1
96Л6Е Всевысотный обнаружитель 300 300 C С-300ПМУ-1
9С15 Bill Board - 250 200 С-300В
9С19 High Screen Обзор сектора 16 С-300В
МР-75 Top Steer Морской 300 D/E С-300Ф
МР-800 Восход Top Pair Морской 200 C/D/E/F С-300Ф
Станции сопровождения и подсвета цели
Индекс ГРАУ Обозначение НАТО Частотный диапазон по классификации НАТО Дальность обнаружения, км Одновременно сопровождаемых целей Одновременно обстреливаемых целей Впервые использован Примечание
30НГ Flap Lid A I/J ? 4 4 С-300П
30Н6Е(1) Flap Lid B I/J 200 12 6 С-300ПМУ-1 ФАР
30Н6Е2 Flap Lid B I/J 200 100 36 С-300ПМУ-2
9С32-1 Grill Pan многочастотная 140-150 12 6 С-300В
3Р41 Волна Top Dome I/J 100 С-300Ф

Ракеты

Ракеты 48Н6Е2 сверху и 9М96Е2 внизу


Параметры ракет
индекс ГРАУ Год Дальность, км Максимальная скорость, м/c Длина, м Диаметр, мм Масса, кг Масса боевой части, кг Управление Впервые использован с
5В55К/КД 1978 47 до 2000 7,25 508 1480-1500 133 Наведение по команде с РЛС подсвета/наведения С-300П
5В55Р/РМ 1984 75-90 до 2000 7,25 508 1664-1665 130-133 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром С-300ПТ
5В55С 1992 47 1700 7 450 неизвестно неизвестно То же, что и 5В55Р, но со «специальной» (ядерной) боевой частью С-300ПТ
5В55У 1992 150 2000 7 450 1470 133 То же, что и 5В55Р, но с «увеличенной зоной покрытия» С-300ПТ
48Н6E 1992 150 до 2100 7,5 519 1800-1900 143-145 С-300ПМ
48Н6E2 1992 200 до 2100 7,5 519 1800-1900 150 Наведение по команде с РЛС подсвета/наведения но с использованием информации с пассивного радара ракеты С-300ПМУ2
9М82 1984 140 2500 10,5 915 5800 150 С-300В
9М83 1984 100 1800 8 1215 3600 150 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром расположенным на пусковой установке С-300В
9М83МЕ 1990 200 Наведение пассивным радаром ракеты на цель подсвечиваемой внешним радаром расположенным на пусковой установке С-300ВМ
9М96Е1 1999 40 330 24 С-300ПМУ-1
9М96Е2 1999 120 2100 240 420 24 Самонаведение активным радаром С-300ПМУ-2

Сравнение с другими системами

Наименование С-300П С-300ПМУ-2
«Фаворит»
Patriot PAC-2 Patriot PAC-3
Радиус
захвата,
км
аэродинамической
цели
100 40-200 70-160 15
баллистической
цели
40 40-150 20 15-45
Высота
захвата,
км
аэродинамической
цели
0,025-30 0,01-30 0,06-24,4 15
баллистической
цели
1-25 0,01-30 3-12 н. д.
Максимальная
скорость цели, км/ч
3000 10000 2200 н. д.
Число одновременно
наводимых зенитных
ракет
до 12 до 12 до 24 н. д.
Число одновременно
обстреливаемых целей
до 6 до 6 до 8 до 8
Масса ракеты, кг 1400-1600 330-1900 900 312
Масса боевой части, кг 150 24-150 91 74
Максимальное число
запусков в секунду
1-2 1-2 3-4 н. д.
Время подготовки
к запуску и время
свёртывания пускового
комплекса, мин
5 5 15/30 15/30
Средство передвижения Колёсное Колёсное Полуприцеп Полуприцеп

Примечания

  1. Almaz/Antei Concern of Air Defence S-300P (NATO SA-10 "Grumble") family of low to high-altitude surface-to-air missile systems (англ.) . Jane"s Information Group (16 января 2008). Проверено 4 августа 2008.
  2. Из истории создания С-300П . Rusarms.com. Проверено 29 апреля 2009.
  3. С-300ПС . - Страница о системе ПВО С-300ПС. Проверено 12 августа 2008.
  4. С-300ПМ . - Страница о системе ПВО С-300ПМ. Проверено 12 августа 2008.
  5. Корабельный ЗРК С-300Ф «Форт» . - Страница о системе ПВО С-300Ф. Проверено 12 августа 2008.
  6. The Russian S-300PMU-1 TMD System (англ.) . Center for Nonproliferation Studies. Проверено 25 июня 2006.
  7. Hongqi-10 (HQ-10) (англ.) . MissileThreat. Проверено 25 июня 2006.

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-ЗООПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble . Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО "Алмаз", главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ "Факел" (г. Москва) и выпускаемые на ПО "Северный завод" (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-ЗООПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-ЗООПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble )).

Дальнейшим развитием ЗРС "C-300ПС" ("C-300ПМУ") является система С-ЗООПМУ-1 с повышенными тактико-техническими характеристиками, принятая на вооружение в 1993 году.

Состав

В состав зенитно-ракетной ситемы С-ЗООПС (С-300ПМУ) входят:

  1. зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  2. зенитный ракетный комплекс 90Ж6 , имеющий в составе:
    • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6 ;
    • до четырех пусковых комплексов 5П85СД , каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д ,
    • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания - РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  3. средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е .

Пусковой комплекс 5П85СД

В состав комплекса 5П85СД входят:

    основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,

    до двух "дополнительных " ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13.11 м, ширина - 3.15 м, высота - 3.8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно "с колес" после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ "Сосна") - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 "Январец" или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса "Пионер" - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО "Завод им. Январского восстания" (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы - 3.5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

Зенитная управляемая ракета 5В55Р

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть, твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты (см. фото1 , фото2 ). Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После выхода ракеты из ТПК воздушные рули-элероны под действием торсионов раскрываются в рабочее положение, запускается двигатель. После запуска двигателя ракета склоняется в требуемом направлении в зависимости от положения цели.

Для обеспечения склонения на ракете установлены газовые рули-элероны, которые выводят ее на необходимый угол наклона траектории в первые секунды после старта, когда скорость ракеты еще мала и воздушные рули-элероны не эффективны. В дальнейшем газовые рули-элероны с помощью пиропатронов отсоединяются от механизма управления рулями-элеронами и для обеспечения управляемого полета используются воздушные рули-элероны.

Высокая маневренность ракеты и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Ракета не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет.

Низковысотный обнаружитель 5Н66М

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО "Утес" (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М (см. фото ) поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) - дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2.4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

Технические средства, придаваемые дивизиону С300ПС

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД) .

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД ("Эксплуатационная Документация" - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобильКрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно- штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка "Утес" - крупнокалиберный пулемет НСВ (12.7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А - 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5.5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей "Урал-375", ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

Тактико-технические характеристики

Границы зоны поражения, км
- дальняя (аэродинам. цель) 75
- дальняя (БРМД) 25
- ближняя 5
Высота поражения цели, км
- минимальная (аэродинам. цель) 0,025
- максимальная (аэродинам. цель) 27
Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
Число сопровождаемых целей до 12
Число обстреливаемых целей до 6
Число одновременно наводимых ракет до 12
Темп стрельбы, с 3-5
Время развертывания/свертывания, мин 5/5
Количество ракет в комплексе до 48