Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Апл пенсильвания. Подводный соперник

Апл пенсильвания. Подводный соперник

Из военного еженедельника Navy News я узнал, что на сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято называть «Jewish Fleet» - «Еврейский флот». Причем, так говорят без тени иронии, а как бы просто констатируя факт. О том, что такое выражение вполне справедливо, немного ниже. Сначала нужно рассказать, что это такое атомный подводный флот Америки.

21 января 1954 года со стапелей Гротона сошла первая в мире субмарина с атомной энергоустановкой. Ее назвали «Наутилусом», видимо, в связи со сходством многих тактико-технических характеристик с подводной лодкой капитана Немо, созданной гением Жюля Верна. Эти характеристики: неограниченная автономность и дальность плавания, возможность действовать без всплытия во много раз дольше, чем дизель-электрические подлодки. Такие качества были подтверждены уже первым походом «Наутилуса», когда он подо льдами Арктики добрался до Северного полюса.

Американские подводные силы состоят из 8 эскадр, куда входят ударные стратегические ракетоносцы, многоцелевые и специальные субмарины.

Шесть многоцелевых эскадр насчитывают 56 единиц, принадлежащих к классам «Лос-Анджелес» и «Сивулф». Они оснащены универсальными торпедными аппаратами, из которых можно выпускать не только торпеды, но и крылатые ракеты, мины с обычными и ядерными боезарядами, а также сверхмалые подводные лодки с диверсантами.

Стратегические подводные ракетоносцы считаются самым мощным, эффективным и живучим компонентом американского ракетно-ядерного потенциала. По оперативному предназначению они входят в состав Объединенного Стратегического командования, которое возглавляет адмирал Ричард Мис, составляя морскую компоненту ядерной «триады» США. Но организационно эти субмарины подчиняются командованию ВМС.

В настоящее время стратегических подводных ракетоносцев 18 - две эскадры. Все они относятся к классу «Огайо», как называлась первая такая субмарина, сошедшая со стапелей в 1981 году. В Атлантической эскадре 10 субмарин, их база - порт Кингс-Бей (штат Джорджия), в Тихоокеанской - 8, база - порт Бангор (штат Вашингтон). Лодки этого класса имеют длину 170 метров и подводное водоизмещение 20 тыс. тонн, не уступая по этим параметрам и надводным крейсерам.

А уж боевая их мощь поистине чудовищна. Каждая стратегическая субмарина оснащена 24 ракетами подводного старта типа «Трайдент-2» с дальностью полета 8400 км. Ракета несет от 8 до 12 боеголовок индивидуального нацеливания мощностью от 100 до 475 килотонн. Одним залпом «Огайо» может обрушить на неприятельскую страну до 300 боеголовок общей мощностью около 80 мегатонн (миллионов тонн) по тротиловому эквиваленту, что соответствует 5 тысячам «хиросимских» бомб. Думается, мало найдется государств, способных восстать из радиоактивного пепла после одного лишь залпа такой подводной лодки.

А все 18 субмарин этого класса в одном залпе запускают 432 ракеты - примерно 4380 боеголовок, что составляет около 65 % ракетно-ядерного потенциала Соединенных Штатов Америки. Вот, коротко говоря, что из себя представляет атомный подводный флот нашей страны.

Конечно же, так его не могли назвать при рождении, потому что он родился в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков, неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года, и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше. Хаим с 4 лет стал учиться в хедере. Его отец, не найдя достойной работы - а был он портным экстракласса, выпускником знаменитой портновской академии в Варшаве, - эмигрирует в 1905 году в Америку. В Нью-Йорке его талант оценили по достоинству, и уже через год он сумел выписать к себе жену Рахиль с двумя детьми. И в 1906 году на нью-йоркский берег ступил будущий «отец американского атомного подводного флота».

Вскоре семья перебралась в Чикаго, где Абрам стал модным портным, а его сын пошел учиться в среднюю школу. Впрочем, с 14 лет он сочетал работу с учебой. Отец хотел, чтобы Хаим учился дальше и стал врачом. Но того уже в те поры влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота.

Там его назвали Хайманом, и под этим именем он прожил всю свою долгую и славную жизнь. Риковер окончил Академию в 1922 году по специальности корабельного инженера. Служил вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного корабля. Был направлен в аспирантуру Аннаполиса, одновременно учился в Колумбийском университете, получил степень магистра.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин. В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона. В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге «Риковер и атомный флот» виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет: «В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода. Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что, случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят».

Но он добился своей цели. После «Наутилуса» Риковер представляет детальную программу развития атомного подводного кораблестроения. По его замыслу флот должен состоять из многоцелевых субмарин и стратегических ракетоносцев. И Риковер не только планировал, но и настойчиво добивался принятия своих разработок. Именно благодаря ему американские кораблестроители сделали мощный рывок, и уже в 1960 году на первое боевое патрулирование вышел атомный подводный крейсер «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами типа «Поларис» на борту. Они имели дальность полета более 2 тысяч км и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении. По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина «Лос-Анджелес». Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты « Томахок», противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств.

Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера, стала подводная лодка «Огайо». И сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Не стоит, однако, думать, что Риковер шел по гладко накатанному пути. Ф. Дункан пишет: « Риковер всю жизнь ощущал противодействие оппозиции и боролся с ней. При том, что противниками его идей были в основном руководители Пентагона, его прямые начальники. Многие поражаются, насколько умело преодолевал Хайман препятствия на пути к цели, в каждом отдельном случае находя причину сопротивления его идее и методику ее преодоления. К примеру, министр обороны Р. Макнамара был категорически против строительства подлодок - носителей крылатых ракет. И тогда Риковер, пренебрегая мнением министра, обратился прямо к Комитету по делам обороны конгресса, что вообще категорически возбраняется. Однако Хайман пошел на это и победил».

Естественно, начальство решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло отправить его в отставку, так сказать, автоматически, как бесперспективного офицера. Вдумайтесь: генератор прогрессивнейших идей и бесперспективный тунеядец?!

Но Риковер был не из тех, кто идет на заклание. Он сумел немедленно довести этот замысел до сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала. Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

В отставку адмирал ушел в 1982 году, прослужив на флоте 64 года, что является рекордом, пожалуй, не только для Америки. Вторым рекордом был его чин - четырехзвездного (полного) адмирала, который до Риковера не присваивался ни одному морскому инженеру.

Ф. Дункан пишет: «Адмирал не стеснялся в своих интервью ссылаться на проявленный по отношению к нему антисемитизм со стороны флотского руководства. И это был, пожалуй, единственный доступный ему эффективный способ борьбы с реальным антисемитизмом, мешавшем его работе. Потому что таким образом Хайман доводил до сведения общественности каждый негативный эпизод. А их было немало. И когда он отыскивал выход из сложившейся ситуации, в Пентагоне находились высокие чины, говорившие с гадкой улыбкой, - «вывернулся-таки Хаим!»

Нелюбимый флотским начальством, он сделал для американского флота больше, чем кто бы то ни было из этих адмиралов».

Хайман Дж. Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он делал это жестко, бескомпромиссно, личным примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты. Так что не зря военные моряки называют его творение «еврейским флотом Америки»!

Один известный пчеловод Альберт Эйнштейн однажды обронил крылатую фразу: «Пока будут живы пчелы, будет жив и род человеческий ». В каком-то смысле, то же можно сказать и об атомных подводных лодках. Эти ракетно-ядерные пчелы день и ночь трудятся, бороздя глубины мирового океана, и именно от них зависит стратегическая выживаемость любой державы. Но что мы знаем о и чьи ядерные «жала» круче.

американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

Длина атомных подводных лодок класса «Огайо » впечатляет — 170 м. Это почти полтора футбольных поля, и они считаются одними из самых бесшумных субмарин в мире. Но уникальными их делает не это, а количество размещенных на борту ядерных ракет — 24. Таким арсеналом не может похвастаться ни одна субмарина на планете.

Впервые атомные подводные лодки вышли в море в начале 80-ых и до сих пор бороздят мировой океан. Первая АПЛ «Огайо » была введена в строй в ноябре 1981 года, а восемнадцатая и последняя по счету АПЛ «Луизиана » — осенью 1997 года.

Несмотря на внушительные размеры обнаружить такие субмарины очень сложно, потому что они практически бесшумны. Американским кораблестроителям удалось добиться этого за счет особой конструкции легкого корпуса подлодки. Легкий корпус это внешняя оболочка атомной подводной лодки, которая полностью закрывает основной корпус и делает подлодку обтекаемой. Пустота между корпусами заполняется водой. Это делает субмарину плавучей и очень маневренной. Именно такая особенность конструкции американских подводных лодок сделала их настолько бесшумными, что гидроакустические станции противника засечь эти подлодки практически не в состоянии.

Во время патрулирования даже рулевые не знают, где находиться атомная подводная лодка, это знают всего лишь несколько человек. Чрезвычайный режим секретности не позволит обнаружить АПЛ. Атомные подводные лодки класса «Огайо » могут находиться под водой почти неограниченное время, единственное, что может ограничить срок похода АПЛ — это запасы провизии. Ядерного топлива атомной подводной лодке хватает на 20 лет.

Но главной гордостью атомных подводных лодок, за что они получили еще одно название своего класса, являются баллистические ракеты системы «Trident». Длина каждой из них составляет 13 м, вес 65 тонн. Они обладают по настоящему разрушительной силой и могут уничтожить противника на дистанции до 10000 км. Ракета «Trident» оснащена десятью независимыми ядерными боеголовками, причем каждой из них можно задать отдельное направление. Таким образом, всего одна атомная подводная лодка может контролировать обширную территорию диаметром 20000 км.

Экипаж субмарины — 172 человека.

атомная подводная лодка с ракетами «Tomahawk»

Однако вскоре американские военные специалисты согласно договору СНВ-2 переоснастят атомные подводные лодки класса «Огайо», заменив ядерные ракеты Trident на ракеты Tomahawk. По мнению экспертов без ядерных ракет останутся самые старые подлодки «USS Ohio» (SSBN726), «USS Michigan» (SSBN 727), «USS Florida» (SSBN 728), «USS Georgia» (SSBN 729). Это не нарушит баланс ядерной мощи США, так как 50 процентов ракетно-ядерного потенциала Америки останется в глубинах мирового океана.

Благодаря новым взглядам на будущее американской морской мощи, вполне современные и очень дорогие класса «Огайо » оставлять без дела, а тем более пускать на слом неразумно. Поэтому без своего главного калибра подлодки превратятся в большие многоцелевые субмарины с атомной энергетической установкой. По мнению военных экспертов АПЛ «Огайо » приспособят для участия в конфликтах в любых регионах планеты. Подмостками их нового театра должны стать районы континентального шельфа и мелкие моря. Мощные атомные подводные лодки «Огайо» будут нести целый арсенал ракет «Томагавк», который превысит 130 единиц. Этот потенциал будет полностью соответствовать новой прибрежной литоральной стратегии США. Американские аналитики уверены, что массированный удар «Tomahawk» не сможет блокировать ни одна страна в мире, тем более в ближайшие годы ожидается появление нового поколения этих крылатых ракет. Их дальность возрастет в два раза, а полетная скорость в 5 раз. Ракеты «Томагавк» XXI века будут сверхзвуковыми и если необходимо могут быть перенацелены еще в полете на другие объекты.

атомные подводные лодки «Акула»

В Российской Федерации с американскими атомными подводными лодками может сравниться подводная лодка третьего поколения «Северсталь » типа «Акула ». Субмарину построили в 1989 году. Это . Она ровно в два раза больше АПЛ класса «Огайо ». Экипаж 150 человек. Внутреннее пространство настолько велико, что на подводной лодке имеется сауна.

На борту подлодок этого типа (классификация НАТО «Typhoon ») размещаются настоящие гиганты — баллистические ракеты «Вариант», вес которых достигает 90 тонн. В каждой из них по 10 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением, причем запустить их можно с интервалом в несколько секунд. А значит, на противника может обрушиться настоящий поток мощи и огня. Но самое главное сила этого удара будет в 1400 раз больше, чем бомбы, сброшенной на Хиросиму. Такую атаку не сможет отразить ни одна противовоздушная оборона в мире. Правда, дальность у этой ракеты 8500 км, но и этого достаточно чтобы уничтожить цель на другом континенте. На атомной подводной лодке «Акула » их 20 единиц. Кроме того российские межконтинентальные ракеты «Вариант» можно запускать с глубины 55 метров. Это лучший показатель в мире. Удачным залпам не может помешать и неблагоприятная погода. Вооружение этой подлодки настолько мощное, что во время холодной войны за атомными подводными лодками этого класса пристально следили надводные корабли НАТО, а также специальные

Доктрина глобальной ядерной войны, которой придерживались ведущие мировые державы в 60-е годы XX века, предусматривала, что после внезапного нападения противника с применением ядерного оружия обязательно последует ответный «удар возмездия». После всестороннего анализа американские военные специалисты пришли к выводу, что наибольшие шансы нанести такой удар имеют атомные ракетные подводные лодки. Однако быстрое развитие противолодочного оружия и систем подводного обнаружения привело к тому, что ПЛАРБ первого и второго поколений стремительно теряли свое главное преимущество — скрытность. И при проектировании нового подводного ракетоносца перед американскими конструкторами была поставлена задача не только кардинально повысить наступательную мощь корабля, но и значительно уменьшить его физические поля, и прежде всего — снизить шумность. Последнее требование во многом определило технические характеристики и архитектуру подводной лодки типа «Огайо».

ПРОЕКТ

Проектирование американской ПЛАРБ третьего поколения началось в 1971 году в соответствии с утвержденной программой создания системы стратегического вооружения ULMS (Undersea Long-range Missile System). Рассматривались разные варианты конструкции будущей субмарины, но в конце концов была выбрана весьма необычная схема: однокорпусная, одновальная, с большим удлинением корпуса и малым числом водонепроницаемых отсеков (всего четыре, включая короткий реакторный). Как и в случае с АПЛ типа «Лос-Анджелес», американцы сознательно пошли на риск, пожертвовав живучестью лодки ради повышения ее скрытности. Заметим, современные ей советские ПЛАРБ по концепции были совершенно иными: двухкорпусными, двухреакторными, с большим числом водонепроницаемых отсеков (обычно десять) и дублированием основных жизненно важных систем. Разумеется, безаварийная эксплуатация американских субмарин могла осуществляться только при высоком уровне квалификации их экипажей.

Следует признать, что принятые американцами рискованные технические решения в целом себя оправдали. За все время эксплуатации ПЛАРБ типа «Огайо» на них не отмечено ни одной серьезной аварии. Зато по сей день они остаются одними из самых малошумных в мире.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Контракт на строительство головной ПЛАРБ SSBN-726 «Огайо» (Ohio) был заключен с фирмой «Дженерал Дайнэмикс» 25 июля 1974 года. Первоначально планировалось построить 10 подводных лодок; позже их число увеличили до 24. Но в связи с окончанием холодной войны Конгресс США в 1991 году сократил программу строительства до 18 единиц.

По водоизмещению лодки типа «Огайо» более чем вдвое превосходили своих предшественников — ПЛАРБ типа «Лафайет». Поэтому верфь в Гротоне, специализировавшуюся на производстве атомных субмарин, пришлось капитально модернизировать: построить крытый эллинг, док, установить новые краны грузоподъемностью до 300 т. Одновременно была разработана передовая технология сборки кораблей из секций, находящихся в высокой степени готовности. Ракетоносцы строились двумя сериями. Первые восемь единиц изначально оснащались ракетами «Трайдент» IС-4 с дальностью стрельбы /400 км, а последующие — ракетами «Трайдент» II D-5, способными поражать цели на дальности около 11 000 км. К настоящему времени ПЛАРБ первой группы модернизированы: четыре в соответствии с международным договором СНВ-2 переоборудованы в носители крылатых ракет, а остальные перевооружены ракетами «Трайдент» II.

Ядерные ракеты

Атомные ракетные подводные лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических ядерных сил США. Эти корабли стали самым разрушительным средством ведения войны за всю историю человеческого общества.

Главный американский козырь морских сил ядерного сдерживания — межконтинентальная баллистическая ракета «Трайдент» (Trident — «Трезубец»). Состоящая на вооружении ВМС США модификация этой ракеты «Трайдент» II имеет дальность полета, в зависимости от типа боевой части, от 9 до 12 тыс. км. Теоретически подводная лодка типа «Огайо» может нанести ракетно-ядерный удар по территории противника прямо из своей базы.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции ПЛАРБ «Огайо» — однокорпусная и одновинтовая. Прочный корпус сварен из специальной маломагнитной стали толщиной 75 мм. Цистерны главного балласта расположены в оконечностях. Лодка имеет характерную для американских субмарин одновинтовую схему с крестообразным кормовым оперением без вертикальных стабилизаторов, с полноповоротной плоскостью. Еще два горизонтальных руля установлены на ограждении рубки.

Внутри прочный корпус разделен на четыре главных отсека. В первом на четырех палубах расположены центральный пост, боевые посты комплексов обнаружения, связи и управления оружием, торпедные аппараты с запасными торпедами, аккумуляторная батарея, жилые помещения, кают-компания, камбуз, лазарет и так далее, вплоть до библиотеки и тренажерного зала. Второй отсек почти полностью занимают 24 вертикальные ракетные шахты. Кроме того, там размещаются спальные места боевого расчета ракетного комплекса. В третьем отсеке находятся реактор, два парогенератора и вспомогательные механизмы. Четвертый отсек — турбинный; в нем установлены две паротурбинные установки, корабельная электростанция, электродвигатель для режима подкрадывания и ряд вспомогательных систем. Конструкция прочного корпуса обеспечивает рабочую глубину погружения до 300 м. Ядерный реактор S8G производства фирмы «Дженерал Электрик» — двухконтурный, водо-водяного типа, с естественной циркуляцией первого контура. Расчетный период работы между перезарядками активной зоны — 20 лет. Увеличенный диаметр прочного корпуса ПЛАРБ типа «Огайо» позволил применить малооборотные турбины, установить высокоэффективные амортизаторы и оснастить ГЭУ надежной биологической защитой. Вместе с применением малошумного гребного винта все это позволило существенно снизить уровень акустического поля.

ВООРУЖЕНИЕ

Основное оружие — трехступенчатые твердотопливные ракеты «Трайдент» II размещаются в 24 вертикальных шахтах. Пуск ракет может осуществляться с глубины до 30 м и при скорости хода субмарины до 5 узлов. Ракеты несут разделяющиеся головные части с боеголовками, имеющими индивидуальное наведение. Теоретически число боеголовок на каждой ракете может достигать 14, но по условиям договора об ограничении наступательных вооружений СНВ-2 их не должно быть больше 8. По официальным заявлениям ВМС США, сегодня ракеты «Трайдент» II оснащены в основном восьмью боеголовками W76 мощностью по 100 килотонн, но несколько ПЛАРБ типа «Огайо» несет ракеты с шестью боеголовками W88 мощностью по 475 кт. Помимо ракет, лодка оснащена четырьмя 533-мм торпедными аппаратами установленными в первом отсеке под углом к диаметральной плоскости (как на АПЛ типа «Лос-Анджелес»). Они предназначаются для самообороны и могут стрелять управляемыми по проводам торпедами Мк.48. Средства обнаружения первоначально были представлены гидроакустическим комплексом AN/BQQ-6, включавшим активно-пассивную ГАС AN/BQS-13 с носовой стационарной антенной диаметром 4,6 м, пассивную станцию AN/BQR-23 со стационарной антенной и AN/BQR-15 с протяженной буксируемой антенной длиной 47,7 м на тросе длиной около 700 м. Кроме того, имелась навигационная ГАС AN/BQR-19, противоминная ГАС AN/BQS-15 и РЛС AN/BPS-15А (или AN/BPS-16). В ходе модернизаций в 2000-е годы ГАК AN/BQQ-6 был значительно усовершенствован и получил новое обозначение AN/BQQ-10. Для оповещения об акустическом облучении используется станция AN/WLR-10. Шумовые помехи создают станция гидроакустического противодействия AN/WLY-1 и восемь пусковых установок Мк.2. Кроме того, ПЛАРБ типа «Огайо» могут брать на борт имитаторы Мк.70. Последние представляют собой ложные цели, которые могут выстреливаться из торпедных аппаратов.

МОДЕРНИЗАЦИИ

Согласно договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-2, США и России разрешалось иметь в боевом составе по 14 подводных стратегических ракетоносцев. Поэтому в 2003-2007 годах четыре первые ПЛАРБ типа «Огайо» были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томахок» (Tomahawk). В 22 ракетных шахтах разместили пусковые установки с боезапасом семь ракет каждая; таким образом, субмарина теперь могла нести 154 «Томагавка». Две шахты были переоборудованы в шлюзовые камеры для высадки боевых пловцов через модули DDS или стыковки со сверхмалыми диверсионными подводными лодками типа ASDS. С ними также могут стыковаться глубоководные обитаемые аппараты. Последние предполагается использовать для спасения экипажа в случае аварии, так как штатных всплывающих спасательных камер, принятых в российском ВМФ, на американских субмаринах нет. После переоборудования подводные лодки сменили обозначение SSBN на SSGN с сохранением прежних номеров 726-729. Оставшиеся четыре лодки первой серии после 1998 года прошли модернизацию, в ходе которой были перевооружены ракетами «Трайдент» II. Система «Трайдент» I, соответственно, была снята с вооружения, и боевые возможности ПЛАРБ типа «Огайо» обеих серий отныне стали идентичными.

СЛУЖБА

Восемь ПЛАРБ типа «Огайо» первой серии (с ракетами «Трайдент» I) базировались на Тихоокеанском побережье США, в Бангоре (штат Вашингтон). Они вошли в состав 17-й эскадры ПЛ и несли боевое патрулирование в центральной части Тихого океана, в районе Гавайских островов. Десять лодок второй серии служили в Атлантике и базировались на Кингс-Бей (штат Джорджия). Они составляли 20-ю эскадру ПЛ. Район их боевого дежурства — акватория вокруг Бермудских островов. В 2000-е годы произошла рокировка; после переоборудования четырех субмарин в ПЛАРК две из них (SSGN -728 «Флорида» и S5GN -729 «Джорджия») были переведены в Кингс-Бей, зато большая часть ракетоносцев второй серии ушла на Тихий океан. По сей день ПЛАРБ типа «Огайо» несут активную службу: они находятся в океане 60-70 % времени. С целью повышения интенсивности боевого использования каждая субмарина укомплектована двумя экипажами, которые поочередно сменяют друг друга во время стоянки на базе.

Подводная лодка USS «Michigan» (SSGN-727) является второй в серии из 18 атомных подводных лодок третьего поколения класса «Огайо» («Ohio») ВМС США, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. Также является третьим кораблем в составе флота ВМС США, названный в честь штата Мичиган. Головной данного класса является , введена в эксплуатацию 11 ноября 1981 года.

С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащёнными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением. Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое патрулирование, проводя в море 60 % времени.

Контракт на строительство ПЛ был присужден компании Electric Boat отдела General Dynamics Corporation в Гротон, штат Коннектикут, 28 февраля 1975 года. Заложена 04 апреля 1977 года. Спущена на воду 26 апреля 1980 года. Введена в эксплуатацию 11 сентября 1982 года под бортовым номером SSBN-727. Местом базирования стала база подводных лодок в Бангор-Бейс, штат Вашингтон.

Основные характеристики: Водоизмещение надводное 16746 тонн, подводное 18750 тонн. Длина 170 метров, ширина 13,0 метров, средняя осадка 11,1 метра. Скорость надводная 12 узлов, подводная 20 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров. Экипаж: 15 офицеров, 140 матросов и старшин. Автономность по продовольствию 60 дней.

Силовая установка: Атомная. Водо-водяной реактор типа GE PWR S8G. Две турбины по 30000 л.с., 2 турбогенератора по 4 МВт, дизель-генератор мощностью 1,4 МВт, резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм.

Ракетное вооружение: 154 крылатые ракеты BGM-109 «Томагавк».

29 июля 1993 года экипаж «Gold» успешно произвел запуск четырех ракет Trident I во время оценочного испытания, который стал последним запланированным для Тихоокеанского испытательного полигона. Все будущие испытания С4 стали проводиться на Атлантическом испытательном полигоне. 02 сентября ПЛ вернулась в Бангор, завершив 37-патрулирование. 09 декабря с экипажем «Blue» вернулась домой после завершения двухмесячного 38-го патрулирования.

01 октября 1994 года на судоверфи Puget Sound Naval Shipyard был начат ремонт, который был завершен 07 июня 1995 года.

02 февраля 2004 года покинула место базирования Бангор и прибыла на военно-морскую верфь Puget Sound для прохождения капитального ремонта, во время которого была модифицирована на подводную лодку с управляемыми ракетами, после завершения которого был присвоен бортовой номер SSGN-727.

12 июня 2007 года во время церемонии в Бремертоне, штат Вашингтон, ПЛ вновь вернулась к службе.

10 ноября 2008 года ПЛ (Blue) покинула порт приписки для своего первого развертывания в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами, из которого вернулась домой 12 декабря 2009 года. После этого она прибыла для проведения четырехмесячного капитального ремонта на военно-морскую верфь Puget Sound.

29 апреля 2010 года покинула порт приписки Бангор для своего второго развертывания в качестве SSGN в зоне ответственности 7-го флота США, из которого вернулась домой 02 июня 2011 года.

В ноябре 2012 года вернулась в порт приписки после завершения 12-месячного патрулирования в западной части Тихого океана.

02 ноября 2013 года покинула военно-морскую верфь Puget Sound после завершения 11-месячного планового технического обслуживания. В декабре 2013 года покинула порт приписки для своего четвертого запланированного развертывания в западной части Тихого океана. 11 августа 2015 года вернулась в порт приписки Бангор, после подготовки к 12-месячного плановому ремонту на военно-морской верфи Puget Sound. 08 июля 2016 года покинула сухой док и пришвартовалась у причала №5 военно-морской верфи Puget Sound.

В марте 2017 года покинула военно-морскую базу Китсап-Бангор для своего пятого патрулирования в западной части Тихого океана в качестве подводной лодки с управляемыми ракетами. 25 апреля с запланированным визитом на военно-морскую базу Пусан, Южная Корея. 13 октября с визитом в Пусан, Южная Корея.

13 мая 2019 года в Порт-Таунсенде, штат Вашингтон, после 30-месячного развертывания в западной части Тихого океана. Планируется, что в ближайшее время будет начат капитальный ремонт подводной лодки, который будет проводиться на военно-морскую верфь Puget Sound Naval Shipyard.

Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN ) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения . «Огайо» вооружены 24 баллистическими ракетами Trident II D-5 и составляют основу стратегических наступательных ядерных сил морского базирования США . В 2003 году в соответствии с договором об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк ».

История

Открытые ракетные шахты

ВМС предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long-range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded «POseidon» ). Дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы. Предпринимался ряд мер для увеличения времени пребывания лодки в море (включая создание нового берегового комплекса).

Программа ULMS выиграла конкурс STRAT-X. Заместителем министра обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета Трайдент 1 увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ. А в рамках второго этапа ULMS II создание ракеты больших габаритов - Трайдент 2 с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развертыванием ракет в 1978 году .

В рамках эскизного проекта рассматривалось различные варианты подводных лодок с установкой от 2 до 32 ракетных шахт. Рассматривался вариант 38 000 тонной АПЛ с двумя реакторами типа S6G, однако от него отказались в силу дороговизны. Остановились на варианте использования реактора S8G, разработанного на базе реактора S5G АПЛ «Нарвал». Кривая военно-экономической эффективности имела максимум в районе 20 ракет и лодкой водоизмещением 14 000 тонн. Этот проект нравился и командованию ВМС США, однако после вмешательства подразделения системного анализа Министерства обороны США на подпись президенту лег вариант с 24 ракетами.

Все 18 лодок построены на верфи Electric Boat фирмы General Dynamics в 1976-1997 годах. Первые 8 лодок серии изначально оснащались ракетами Trident I C-4. Впоследствии 4 из них были перевооружены «Томагавками», остальные получили Trident II D-5.

Конструкция

Корпус

Лодки имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус цилиндрической формы с оконечностями в виде усечённого конуса дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых размещены балластные цистерны и, соответственно, сферическая антенна ГАК и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса покрыта проницаемой легкой обтекаемой надстройкой, закрывающей ракетные шахты, различное вспомогательное оборудование и гибкую буксируемую антенну ГАС. Плоские переборки разделяют лодку на отсеки, каждый из которых делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках предусмотрены погрузочные люки.

На геопортале Virtual Earth был опубликован аэрокосмический снимок дока на базе ВМС США Бангор , где проходят ремонтно-профилактические работы АПЛ класса Огайо. На снимке хорошо различимы форма и конструктивные особенности гребного винта субмарины - секреты, которые строго оберегают разработчики.

Энергетическая установка

При разработке силовой установки был предпринят ряд мер по обеспечению низкого уровня шумов на малых и средних скоростях, использующихся на боевом патрулировании.

В главную силовую установку входят также две паровых турбины мощностью по 30 000 л.с. Использование электродвижения позволило исключить сильно шумящие турбо-зубчатые агрегаты. Устранение ряда источников шума совместно с использованием различных амортизаторов и шумопоглощающих покрытий позволило снизить шумность лодок примерно в 13 раз. Для снабжения бортовых потребителей тока установлены два турбогенератора по 4000 кВт. Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1400 кВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л.с. фирмы Магнатек. Резервный электродвигатель используется как подруливающее устройство при маневрировании и в случае аварии основной силовой установки. Он прячется в корпусе лодки и при необходимости использования выдвигается. Устройство способно вращаться на 360 градусов в горизонтальной плоскости.

Движение лодке сообщает семилопастный винт диаметром около семи метров, со скошенными серповидными лопастями с пониженной скоростью вращения. Такая конструкция позволяет снизить кавитационные шумы. По официальным данным скорость подводного хода лодок составляет 20+ узлов . Фактически ПЛАРБ способна развить 25 узлов.

Размещение экипажа

Вооружение

Основным вооружением подводных лодок типа «Огайо» являются ракеты, размещённые в 24 вертикальных шахтах, расположенных в два продольных ряда за ограждением выдвижных устройств. Изначально лодки оснащались баллистическими ракетами Trident-I С-4, с ними были построены 8 первых субмарин (SSBN-726 - SSBN-733), иногда выделяемых в первую подгруппу проекта. Остальные лодки строились с более совершенными ракетами Trident-II D-5 . В 2003 году в соответствии с положениями ОСВ появилось требование о сокращении количества субмарин с баллистическими ракетами до 14, поэтому первые четыре лодки серии (SSBN-726 - SSBN-729) были переоборудованы в носители крылатых ракет BGM-109 Tomahawk . А оставшиеся четыре переоснащеныTrident-II D-5 .

На лодках вооруженных «Trident-1» устанавливалась система хранения и пуска ракет Мк35 mod 0 а с комплексом «Trident-2» - Мк35 mod 1. Система состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса БРПЛ, подсистемы контроля и управления пуском и погрузочного оборудования ракет. Шахта представляет из себя стальной цилиндр, жестко закрепленный в корпусе ПЛАРБ. С целью возможности установки Трайдент-2 ракетная шахта по сравнению с предыдущими лодками типа «Лафайет» была увеличена (диаметр составляет 2,4 метра, а длина 14,8 метров). Шахта сверху закрывается крышкой с гидравлическим приводом. Крышка обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на то же давление, что и прочный корпус. На ней расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Специальный механизм блокировки обеспечивает защиту от несанкционированного проникновения и управляет открытием крышки и технологических лючков.

Внутри шахты устанавливается пусковой стакан и оборудование подачи парогазовой смеси. Пусковой стакан накрывается мембраной предотвращающей попадание воды внутрь при открывании крышки во время старта. Мембрана имеет куполообразную форму и изготавливается из фенольной смолы армированной асбестом. При запуске ракеты с помощью установленных на ее внутренней стороне профилированных зарядов взрывчатого вещества мембрана разрушается на центральную и несколько боковых частей. Пусковая шахта оснащена штекерным разъемом нового типа предназначенным для соединения ракеты с системой управления стрельбой, автоматически отсоединяемым в момент пуска ракеты. На «Огайо» установлена система управления стрельбой Mk 98, позволяющая перевести все ракеты в состояние минутной готовности к старту в течение 15 минут. Во время предстартовой подготовки система производит расчет данных стрельбы, ввод их в ракету, производит предстартовую проверку и осуществляет контроль готовности к запуску. Входящий в Mk 98 вычислительный комплекс во время предстартовой подготовки может производить перенацеливание одновременно всех ракет.

Перед пуском в шахте создается избыточное давление. В каждой шахте для формирования парогазовой смеси установлен пороховой аккумулятор давления (ПАД). Газ выходя из ПАД-а проходя через камеру с водой частично охлаждается и поступая в нижнюю часть пускового стакана выталкивает ракету с ускорением порядка 10g. Ракета выходит из шахты со скоростью приблизительно 50 м/с. При движении ракеты вверх происходит разрыв мембраны и в шахту начинает поступать забортная вода. Крышка шахты закрывается автоматически после выхода ракеты. Вода из шахты выкачивается в специальную заместительную цистерну. Для удержания подводной лодки в стабильном положении и на заданной глубине производится управление работой гироскопических стабилизирующих устройств и перекачка водного балласта.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 метров, при скорости хода около 5 уз и волнении моря до 6 баллов. Все ракеты могут быть выпущены в одном залпе (испытательные пуски всего боекомплекта никогда не производились). В воде происходит неуправляемое движение ракеты и после выхода из воды по данным сигнала датчика ускорений включается двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя происходит на высоте 10-30 метров над уровнем моря.

Высокая точность определения местоположения АПЛ обеспечивается установленной аппаратурой коррекции навигационных данных систем Лоран-С и NAVSTAR . Применение этих систем и внедрение системы ESGN с гироскопами с электростатической подвеской ротора позволило повысить точность определения координат в 4-6 раз по сравнению с лодками предыдущих типов.

Запуск КР «Томагавк» с USS Florida (SSGN-728)

Модуль DDS на USS Georgia (SSGN-729)

Каждый из 4 ПЛАРК вооружен 154 крылатыми ракетами «Томагавк », 22 из 24 ракетных шахт были модернизированы под вертикальный пуск КР. В каждой модернизированной шахте размещено по 7 ракет. Две ближайших к рубке шахты оснащены шлюзовыми камерами. К ним стыкуются миниподлодки ASDS(Advanced SEAL Delivery System) или модули DDS(Dry Deck Shelter) для обеспечения выхода боевых пловцов, когда лодка находится в подводном положении. Эти средства могут устанавливаться как вместе так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом частично блокируются шахты с ракетами Томагавк. Каждая установленная ASDS блокирует три шахты, а более короткий DDS - две. ПЛ может дополнительно транспортировать до 66 человек в составе подразделения для спецопераций (морпехов или морских котиков). В случае краткосрочных операций это количество может быть увеличено до 102 человек.

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48, которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Эксплуатация

Начало боевой службы

Специально для базирования ПЛАРБ были модернизированы две базы - одна на Тихоокеанском побережье (ВМБ Бангор , штат Вашингтон) и одна на Атлантическом (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). Каждая база рассчитана на обслуживания 10 лодок. На базах размещено оборудование для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава. На каждой базе размещены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Центры могут обучать до 25 000 человек ежегодно. Специальные тренажеры позволяют отрабатывать управление лодкой в различных условиях, включая ракетную и торпедную стрельбу. Подготовка офицеров осуществляется в г. Гротон.

Первые восемь лодок SSBN 726-733 вооруженных ракетами Трайдент-1 базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор. Они поступали на замену 10 списанных в 1979-1981 годах ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и «Этен Аллен» , с ракетами Поларис А3 . Благодаря большой дальности ракет лодки могли нести боевое дежурство вблизи побережья США - между Гавайями и Тихоокеанским побережьем. Также как и ПЛАРБ других типов для увеличения интенсивности боевого использования каждая лодка укомплектована двумя экипажами - «золотым» и «синим», поочередно несущими боевое дежурство. Первоначально лодки, как правило, эксплуатировались со 100 дневным циклом - 75 дней на патрулировании и 25 дней на базе, с целью обеспечения КОН в районе 0,66. Во время пребывания на базе производится смена экипажей, выполняются работы по техническому обслуживанию и межпоходовому ремонту.

Обычно боевое дежурство начинается и заканчивается на ВМБ Бангор. В течение боевого дежурства лодка может зайти в ВМБ Перл-Харбор (Гавайи) для пополнения провизии. Иногда патрулирование и заканчивается в Перл-Харбор. На лодку перебрасывается новый экипаж и ПЛАРБ выходит на новое дежурство. По данным некоторых источников дежурство лодок осуществляется в квадрате 200 на 200 миль, для которого существует точная гидрологическая карта. Благодаря этому в подводном положении навигационная система получает от бортового ГАК все необходимые данные для корректировки погрешности в отслеживании своих координат.

10 лодок второй серии поступали на ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок. Они постепенно заменяли размещенные на той же базе ПЛАРБ типов «Джордж Мэдисон» и «Бенджамин Франклин» с ракетами «Посейдон». Дежурство лодки осуществляют в районе Бермудских островов. В 1990 году на боевое патрулирование вышли две ПЛАРБ вооруженных ракетами Трайдент-2 USS Tennessee (SSBN-734) и USS Pennsylvania (SSBN-735). А в 1991 году с базы Кингс-Бей в свое первое боевое дежурство вышли USS West Virginia (SSBN-736) и USS Kentucky (SSBN-737).

С 1993 года лодки типа «Огайо» остались единственным типом американских ПЛАРБ состоящим на вооружении. Все остальные типы лодок были выведены из боевого состава ВМС. В 1997 году ВМС США получили последнюю, 18-ю лодку - USS Louisiana (SSBN-743).

Ремонты и модернизации

Первоначально ПЛАРБ типа «Огайо» были рассчитаны на 30 летний срок эксплуатации с одной перезарядкой реактора. В этот срок входили:

  • первые 14 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refuelling Overhaull) - капитальный ремонт с перезарядкой реактора
  • вторые 14 лет службы

Начиная с 1995 года была запущена программа увеличения срока эксплуатации. Благодаря ей с 1998 года срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго срока службы вместо одного из межпоходовых ремонтов добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period), во время которого проводились профилактические работы. Благодаря этому промежуточному ремонту эксплуатация лодок до перезарядки реактора была увеличена до 20 лет. По состоянию на 2009 год жизненный цикл лодок выглядит следующим образом :

  • 14 лет службы
  • 4 месячный ERP
  • 6 лет службы
  • 2 летний ERO
  • 6 месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эсксплуатации, с 4 месячным ERP (срок промежуточного ремонта не определен и по всей видимости определяется по результатам межпоходовых техосмотров)

Первых четыре лодки с Трайдент-1 переооборудовались в ПЛАРК в течение 2002-2008 годов во время ERO. 26 сентября 2002 года ВМС США заключили контракт с Electric Boat на $442.9 миллиона по выполнению первой фазы работ по переоборудованию SSBN 726 в ПЛАРК. Дополнительно в 2002 году на программу было выделено $355 миллиона. В 2003 финансовом году выделено $825 миллиона, в 2004 $936 миллиона, $505 миллионов в 2005 и $170 миллионов в 2006 финансовом году. В итоге средняя стоимость переоборудования одной лодки в ПЛАРК составила около 800 миллионов долларов.

ПЛАРБ верфь дата постановки в док дата передачи флоту дата официальной церемонии возвращения в состав флота
SSGN 726 Electric Boat 29 октября 2002 года 17 декабря 2005 года 07 февраля 2006 года
SSGN 727 Puget Sound NSY 02 февраля 2004 года 22 ноября 2006 года 12 июня 2007 года
SSGN 728 Norfolk NSY июль 2003 года 08 апреля 2006 года 25 мая 2006 года
SSGN 729 Norfolk NSY 01 февраля 2005 года 18 декабря 2007 года 28 марта 2008 года

Переоборудование лодок первой серии с Трайдент-1 на Трайдент-2 первоначально планировалось проводить во время ERO. Однако на двух лодках (SSBN 732 и SSBN 733) переоборудование было проведено раньше - в процессе первого ERP, после 14 лет службы. Причины, были чисто политическими. Тем самым администрация Била Клинтона поставила перед свершившимся фактом противников идеи переоборудования лодок на Трайдент-2. Ремонт затянулся на два года и поэтому эти лодки прослужат 44 года вместо положенных 42. Две оставшиеся лодки (SSBN 730 и SSBN 731) были переоборудованы по плану, во время перезарядки реактора.

Современный статус

В настоящее время в строю состоят все 18 лодок этой серии. Согласно накопленной статистике, ПЛАРБ совершают три-четыре патруля в год, проводя в открытом море 50-60 % времени (данные 2008 года). В 2008 году было выполнено 31 патрулирование, средней продолжительностью 60-90 суток.

19 февраля 2009 года состоялось чествование экипажа атомной подводной лодки «Вайоминг», которая завершила свой 38-й патрульный рейд 11 февраля. Этот рейд стал тысячным для подводных лодок этого проекта.

Сравнительная оценка

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ «Дельфин» «Вэнгард» «Трионфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - (план)
Годы службы - -н.в. -н.в. -н.в. -н.в. с 2010 (план)
Построено 6 (1 в строю) 18 (14 в строю) 7 (6 в строю) 4 4 1 (8 план)
Водоизмещение (т) надводное
подводное
23 200
48 000
16 746
18 750
11 740
18 200

15 900
12 640
14 335
14 720
24 000
Число ракет 20 Р-39 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 или 20 «Булава »
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) 2250 · 8250 2800 · 11300 2800 · 11547 2800 · 11300 ? · 6000 1150 · 8000

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус
USS Ohio (SSGN-726) штат Огайо 10 апреля 1976 года 7 апреля 1979 года 11 ноября 1981 года
USS Michigan (SSGN-727) штат Мичиган 4 апреля 1977 года 26 апреля 1980 года 11 сентября 1982 года В строю , базируется на Бангор
USS Florida (SSGN-728) штат Флорида 4 июля 1976 года 11 ноября 1981 года 18 июня 1983 года
USS Georgia (SSGN-729) штат Джорджия 7 апреля 1979 года 6 ноября 1982 года 11 февраля 1984 года В строю , базируется на Кингс-Бей
USS Henry M. Jackson (SSBN-730) президент Генри Джексон 19 января 1981 года 15 октября 1983 года 6 ноября 1984 года
USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 года 19 мая 1984 года 25 мая 1985 года В строю, базируется на Бангор
USS Alaska (SSBN-732) штат Аляска 9 марта 1983 года 12 января 1985 года 25 января 1986 года В строю
USS Nevada (SSBN-733) штат Невада 8 августа 1983 года 14 сентября 1985 года 16 августа 1986 года В строю
USS Tennessee (SSBN-734) штат Теннесси 9 июня 1986 года 13 декабря 1986 года 17 декабря 1988 года В строю
USS Pennsylvania (SSBN-735) штат Пенсильвания 10 января 1984 года 23 апреля 1988 года 9 сентября 1989 года В строю
USS West Virginia (SSBN-736) штат Западная Виргиния 24 октября 1987 года 14 октября 1989 года 20 октября 1990 года В строю
USS Kentucky (SSBN-737) штат Кентукки 18 декабря 1987 года 11 августа 1990 года 13 июля 1991 года В строю
USS Maryland (SSBN-738) штат Мэриленд 22 апреля 1986 года 10 августа 1991 года 13 июня 1992 года В строю
USS Nebraska (SSBN-739) штат Небраска 6 июля 1987 года 15 августа 1992 года 10 июля 1993 года В строю
USS Rhode Island (SSBN-740) штат Род-Айленд 15 сентября 1988 года 17 июля 1993 года 9 июля 1994 года В строю
USS Maine (SSBN-741) штат