Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Скоростное перезаряжание - автоматы заряжания в боевых бронированных машинах. Первый автомат заряжания - Танки с «качающейся» башней Плюсы и минусы автоматического заряжания

Скоростное перезаряжание - автоматы заряжания в боевых бронированных машинах. Первый автомат заряжания - Танки с «качающейся» башней Плюсы и минусы автоматического заряжания

В настоящее время количество моделей современных основных боевых танков, оснащенных автоматами заряжания танковых орудий (Т-90, «Леклерк», К-2, Тип-90 и «Оплот»), превышает количество моделей, в состав экипажа которых включен заряжающий («Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер-2» и «Меркава Mk.4»).


Основной причиной перехода к автоматам заряжания является стремление конструкторов уменьшить заброневой объем и тем самым увеличить степень защищенности (отношение веса брони к объему), не увеличивая при этом вес танка. Рабочее место заряжающего требует объема до 2 кубических метров для свободного и безопасного доступа к казенной части пушки и боеукладки, особенно в процесс движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности. Заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки – если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную. На схеме танка «Абрамс» видно, что рабочее место заряжающего (обозначенное цифрой 5) занимает объем, равный объему рабочих мест командира и наводчика, вместе взятых.

Впервые техническое решение по механизации перезаряжания пушки серийного танка было реализовано во Франции в 1952 году в виде полуавтомата заряжания легкого танка AMX-13. Его орудие было установлено в качающейся башне с выносом казенной части орудия за пределы бронирования. Слева и справа от казенника располагались револьверные механизированные укладки унитарных выстрелов. При откате орудия после выстрела взводился пружинный досылатель, после чего наводчик орудия, вращая штурвал, должен был обеспечить выбор одного из двух типов боеприпаса и выгрузить его на лоток подавателя. После этого выстрел автоматически досылался в ствол и пушка была готова к стрельбе. После израсходования боекомплекта полуавтомата заряжания экипаж танка должен был покинуть танк и вновь загрузить механизированную укладку из запаса выстрелов в 20 единиц, перевозимых в корпусе.

Первое полноценное решение по автоматизации всего цикла перезаряжания пушки было реализовано на советском танке Т-64. Танк был скомпонован по классической схеме с расположением казенной части орудия в башне. Автомат заряжания карусельного типа состоял из вращающегося транспортера, на котором были установлены 28 горизонтальных лотков для снарядов, над ними по периметру располагалось такое же число вертикальных держателей для метательных зарядов выстрелов раздельного заряжания. Заряд снаряжался в полусгораемую гильзу с картонными стенками, пропитанными толом, и металлическим поддоном. Транспортер шарнирно опирался на внутренний венец погона опоры башни. Командир и наводчик были отделены от транспортера кабиной, жестко соединенной с башней. В прорези кабины располагался механизм подъема и досылания снаряда и метательного заряда в ствол пушки, а также улавливатель металлического поддона после выстрела. Поддон укладывался назад в транспортер на освободившееся место. При израсходовании боекомплекта конвейер пополнялся выстрелами из ручной укладки.

Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты.
Аналогичный автомат заряжания установлен на танках Т-80, Т-84 и «Оплот».

В 1972 году на советском танке Т-72 появился новый вариант карусельного автомата заряжания с горизонтальным расположением метательных зарядов в лотках над лотками снарядов. С 1992 года указанный автомат заряжания устанавливается на российский танк Т-90. К сожалению, по сравнению со своим предшественником автомат заряжания обладает двумя существенными недостатками, не устраненными и по настоящее время:

– транспортер опирается не на погон башни, а на дно корпуса, поэтому при внешнем воздействии (удар о выступ подстилающей поверхности или взрыв мины) автомат заряжания выходит из строя;

Емкость транспортера на шесть выстрелов меньше в связи с большим диаметром гильз метательных зарядов, расположенных горизонтально.

Условным положительным отличием автомата заряжания является меньшая (на 150 мм) высота уровня расположения метательных зарядов относительно дна корпуса, что уменьшает вероятность их поражения кумулятивной струей или бронебойным снарядом при пробитии корпуса в районе боевого отделения танка. Надо отметить, что транспортер с двух сторон окружен внутренними топливными баками, в формованных выемках которых размещаются выстрелы ручной боеукладки, уровень расположения которых превышает верхний уровень механизированной укладки автомата заряжания. Это полностью нивелирует различие в степени защищенности Т-64/Т-80 и Т-72/Т-90 от возгорания метательных зарядов.

Эту оценку подтверждает практика боевого применения танков Т-72/Т-90 в локальных военных конфликтах, когда экипажи загружают боеприпасами только автомат заряжания. Но этот прием возможен только при действиях в непосредственной близости от пунктов боепитания. В ходе армейской операции с танковыми рейдами в отрыве от баз снабжения потребуется загрузка в танки и огнеопасной ручной боеукладки выстрелов до их штатного количества.

Механизм автомата заряжания Т-72/Т-90 приводится в движение с помощью электродвигателя и имеет дублирующий ручной привод. Минимальное время производства выстрела в автоматическом режиме составляет 8 секунд, максимальное – 14 секунд в связи с меньшей начальной (в первом случае) и большей конечной (во втором случае) скоростью вращения электромотора по сравнению с равномерной скоростью вращения гидромотора.

В качестве ответа на советский танк Т-64 США и ФРГ в конце 1960-х годов реализовали программу создания опытного танка MBT-70, вооруженного 152-мм пушкой и оснащенного автоматом заряжания. В связи с большими линейными размерами крупнокалиберных выстрелов был применен автомат конвейерного типа, расположенный в развитой кормовой нише башни. Его конструкция включала два конвейерных транспортера, каждый из которых состоял из горизонтально расположенных лотков выстрелов, шарнирно связанных между собою, направляющих роликов и центрального механизма подачи выстрелов в ствол пушки.

Конвейерный автомат заряжания позволяет с наименьшими издержками включать его в состав конструкции новых и модернизируемых танков и размещать в нем выстрелы калибра до 155 мм. В связи с этим он получил наибольшее распространение в танкостроении. В настоящий момент конвейерными автоматами заряжания практически идентичной конструкции оснащены основные боевые танки «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Т-90 (Япония).

Кормовая ниша башни является привлекательным местом для размещения и других типов автоматов заряжания. Кроме отсутствия ограничений в наращивании габаритных размеров ниша позволяет устранить риск выхода из строя танка в случае возгорания метательных зарядов или детонации взрывчатого вещества в кумулятивных, осколочно-фугасных, бетонобойных или шрапнельных снарядах. Ниша оснащается броневой перегородкой между боевым отделением и автоматом заряжания, автоматически открывающимся и закрывающимся люком подачи выстрелов и верхними вышибными панелями, срабатывающими при повышении внутреннего давления и отводящими огонь и ударную волну от боевого отделения.

В российском опытном танке «Объект 640» («Черный орел») кормовая ниша была выполнена в виде съемного бронированного модуля с расположенным внутри конвейерным автоматом заряжания.

Предполагалось, что процесс пополнения боекомплекта танка будет упрощен путем замены модулей в полевых условиях.

Один из вариантов модернизации основного боевого танка «Абрамс» (США) предусматривает установку в кормовой нише башни револьверного автомата заряжания, состоящего из двух барабанов-транспортеров, весь внутренний объем которых заполнен выстрелами, в отличие от конвейерного транспортера. Это позволяет увеличить боекомплект, хранимый в автомате заряжания, ценой возрастания вертикального габарита башни.

Оригинальный проект модернизации основного боевого танка «Леопард-2» (Германия) основан на идее существенного увеличения длины кормовой ниши и, соответственно, величины боекомплекта, хранимого в стеллажном автомате заряжания, оснащенном захватом-манипулятором, перемещающимся в центральном проеме между двумя стеллажами, разделенными на секции с ячейками, в которых размещены унитарные выстрелы.

Наряду с перечисленными достоинствами вариант размещения автомата заряжания в кормовой нише башни обладает одним существенным недостатком, который обесценивает саму идею исключения заряжающего из состава танкового экипажа с целью уменьшения заброневого объема танка – данный способ размещения автомата проводит к прямо противоположному результату:

В корпусе танка появляется свободный неиспользуемый объем боевого отделения, поскольку командир и наводчик расположены по обе стороны от пушки с максимальным приближением к оптическим приборам наблюдения, размещенным на крыше башни;

Объем башни увеличивается более чем в два раза;

Большая площадь фронтальной проекции башни делает невозможным использование мощной и тяжелой бронезащиты;

Маневрирование танка на поле боя относительно фронтального направления атаки в пределах безопасных углов +-30 градусов, заложенных в конструкцию лобовой брони, в сочетании с вращением башни при горизонтальном наведении пушки на цель выводит слабо защищенную боковую проекцию башни из указанных пределов вплоть до достижения угла в 60 градусов.

Поэтому наиболее целесообразным решением остается размещение автомата заряжания в подбашенном пространстве, впервые реализованное в Т-64. Кроме уменьшения заброневого объема и повышения степени защищенности танка подобное компоновочное решение позволяет в ближайшей перспективе сделать следующий шаг в совершенствовании конструкции основных боевых танков – перейти к необитаемому боевому отделению при размещении всего экипажа в отделении управления, герметически отделенного от остального объема танка броневой перегородкой.

Необитаемое боевое отделение с карусельным автоматом заряжания предоставляет дополнительный бонус – возможность размещения по углам отделения четырех внутренних топливных баков в объеме, не ометаемым цилиндрическим корпусом транспортера. В результате будет возможно разделить экипаж и топливо по отдельным отсекам, не вынося его при этом в носовую, наиболее обстреливаемую часть корпуса, как это непредусмотрительно сделано в основном боевом танке «Меркава Mk.4» (Израиль).

При размерах отделения 2х2х1 метра суммарный объем внутренних баков составит около одного кубометра. Боевое отделение может быть заполнено инертным газом (азотом или углекислым газом), что полностью предотвратит воспламенение топлива при любых обстоятельствах. Риск массового возгорания метательных зарядов выстрелов (содержащих в себе топливо и окислитель) может быть устранен при возврате к использованию металлических гильз. Даже при инициации горения метательного заряда кумулятивной струей или бронебойным снарядом пожар буде локализован конкретными гильзами, подвергшимися механическому воздействию.

Проект подобного танка с установкой орудия в качающейся башне представлен в заголовке настоящей статьи. Выстрелы размещены в трехуровневом карусельном автомате заряжания. В каждом уровне в одной плоскости располагаются снаряды и гильзы с метательными зарядами к ним. Общий боезапас в автомате заряжания составляет 42 выстрела, по 14 в каждом ярусе.

Но в случае необитаемого боевого отделения качающаяся башня и карусельный автомат заряжания с горизонтальным расположением выстрелов не являются самым эффективным решением, поскольку:

Подъем выстрела из корпуса танка к казеннику пушки проходит через открытое, ничем не защищенное пространство;

Процесс заряжания пушки возможен только в одном её положении относительно горизонтальной оси корпуса, в это положение каждый раз при перезарядке придется поворачивать тяжелую инерционную башню, а потом возвращать её обратно на линию прицеливания, в отличие от существующих карусельных автоматов, подстраивающихся под текущее положение башни.

Использование классической башни совместно с трехярусным автоматом заряжания невозможно, поскольку опускающаяся вниз при больших углах возвышения казенная часть орудия требует наличия свободного пространства под собой. Длина же наиболее современных бронебойных оперенных подкалиберных снарядов достигла 924 мм, т.е. практически радиуса окружности карусельного автомата заряжания. Как показано на прилагаемой диаграмме зависимости пробиваемости бронебойных снарядов от их скорости, длины, удлинения, веса и дистанции стрельбы наиболее малозатратным мероприятием является увеличение длины при сохранении диаметра бронебойного стержня (пенетратора).

В связи с этим представляется целесообразным использование конструкции карусельного автомата заряжания большой емкости с вертикальным расположением выстрелов и свободным пространством в центре по типу автомата, примененного в 1983 году в опытном танке ASM Block III (США).

Как показывает опыт разработки последнего советского перспективного танка «Боксер/Молот», тот или иной выбор конструкции автомата заряжания для первого российского перспективного танка «Армата» в значительной мере определит его будущее в качестве основной ударной силы Российской Армии.

МОСКВА, 9 янв - РИА Новости, Андрей Коц. Скорострельность или надежность? "Безопасная" боеуладка или дополнительная бронезащита? Четвертый член экипажа или сложный механизм? Начиная с Т-64А, автомат заряжания орудия остается одним из главных ноу-хау советских и российских танков. В танковых экипажах стран НАТО снаряды в канал пушки до сих пор досылает человек. Вручную. О плюсах и минусах обоих подходов - в материале РИА Новости.

Барабан и карусель

Автоматом заряжания (АЗ) в артиллерии называют механизм, позволяющий проводить перезаряжание, удаление стреляных гильз, а также загрузку и разгрузку боеприпасов с минимальным участием человека. АЗ устанавливают на некоторые основные боевые танки (ОБТ), боевые машины пехоты, самоходные артиллерийские установки и корабельные орудия среднего и крупного калибров.

Первым серийным танком с АЗ считается легкий французский АМХ-13, массово производившийся в 50-60-х годах прошлого века. По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещались два магазина барабанного типа по шесть снарядов в каждом. При выстреле сила отката вращала магазин и освобождала очередной снаряд, который попадал на лоток и досылался в канал ствола.

Это нетривиальное решение позволяло повысить скорострельность танка до десяти-двенадцати выстрелов в минуту и исключить из экипажа заряжающего. Эффективность автомата заряжания подтвердилась во многих вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. В ходе Шестидневной войны один-единственный АМХ-13, стоявший на вооружении Израиля, уничтожил в бою семь иорданских танков М48, расстреляв их один за другим. Минусом французского автомата была сложность дозаряжания опустевших барабанов. Для этого АМХ-13 приходилось спешно покидать поле боя, так как он становился абсолютно беззащитным.

Барабанный (или револьверный) автомат заряжания использовался и в некоторых опытных американских танках. С подобными устройствами экспериментировали и другие страны блока НАТО, а также государства Азии. Наибольшее распространение получил ленточный конвейер, расположенный поперек главной оси башни, с которого снаряды специальным досылателем подавались в канал ствола. Таким механизмом, к примеру, оснащен французский танк "Леклерк". Впрочем, к настоящему времени все остальные армии НАТО отказались от автоматического заряжания. Однако советские и российские ОБТ продолжают использовать автомат заряжания так называемого карусельного типа.

Меньше габариты, больше брони

Советский основной боевой танк Т-64А вооружен 125-миллиметровой гладкоствольной пушкой, оснащенной гидромеханическим механизмом заряжания 6ЭЦ10 с постоянным углом. Основной его элемент - замкнутый конвейер карусельного типа - находится под башней в специальной кабине. В конвейере хранят боеукладку - 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные снаряды размещены в нишах отделения управления.

Автомат заряжания на танках Т-64 и Т-80 конструктивно немного отличается от Т-72 и Т-90 - поддоны и выстрелы по-разному располагаются в боеукладке-карусели и по-разному досылаются в канал ствола. В первых двух и поддон, и выстрел подаются в орудие одновременно, в двух других - поочередно. Однако принцип действия АЗ общий. Карусель вращается для выбора нужного выстрела, после чего специальный захват поднимает снаряд к казенной части ствола, а "лапа" досылателя проталкивает его в орудие. Затем захват опускается обратно к карусели, закрывается заслонка доступа к боеукладке, производится выстрел. Сразу извлекается пустая гильза, открывается затвор. По необходимости - повторить.

Плюсы автоматического заряжания очевидны. Во-первых, благодаря отсутствию заряжающего, удалось уменьшить габариты машины, а сэкономленную массу пустить на усиление бронезащиты. Во-вторых, существенно повысилась скорострельность танка. В-третьих, поскольку вся подготовка к выстрелу происходит автоматически, исключен риск ошибки, вызванной человеческим фактором. Минусы - сравнительно небольшой боекомплект, размещенный в карусели, невозможность использовать снаряды большей длины. Эксперты также отмечают низкую защищенность самого автомата заряжания и выстрелов в укладке от противотанковых средств противника.

Дело вкуса

Подавляющее большинство танков западной школы рассчитано на экипаж из четырех человек, с заряжающим. Он обычно сидит боком к орудию и лицом к казеннику, вручную достает необходимый выстрел (как правило - унитарный, в сборе) из боеукладки, досылает его в ствол, вновь занимает безопасное положение сбоку и сообщает командиру о готовности машины к стрельбе. Принцип тот же, что и на танках времен Второй мировой.

Плюсы подобного подхода тоже очевидны. Все выстрелы находятся в бронированной боеукладке, отделенной от экипажа, что повышает его выживаемость. Нет ограничений по использованию удлиненных боеприпасов. Кроме того, четвертый член экипажа облегчает техническое обслуживание и ускоряет загрузку снарядов в танк.

Хватает и недостатков. Во-первых, заряжающий может банально устать, израсходовав менее половины боекомплекта, что отрицательно скажется на скорострельности, или при движении по пересеченной местности получить травму. В-третьих, у танков "на четверых" немаленькие башни, что делает машину более заметной и уязвимой.

Советские и российские конструкторы сумели снизить уязвимость боеукладки в автомате заряжания и повысить выживаемость экипажа - в основном за счет применения динамической брони, комплексов оптико-электронного противодействия и других передовых технологий.

Главный недостаток отечественных автоматов заряжания - сложность их пополнения после отстрела боекомплекта, размещенного в карусели. В этом случае скорострельность танка может упасть до двух-трех выстрелов в минуту, а таскать снаряды вручную придется командиру.

Впрочем, как показал опыт войн и вооруженных конфликтов второй половины ХХ века, а также современных горячих точек, в танковом бою побеждает тот экипаж, который лучше знает свою машину, эффективнее использует ее сильные и слабые стороны, грамотно взаимодействует с союзными войсками и метко стреляет. А как именно снаряд попадает в ствол - дело десятое.

СКОРОСТНОЕ ПЕРЕЗАРЯЖАНИЕ - АВТОМАТЫ ЗАРЯЖАНИЯ В БОЕВЫХ БРОНИРОВАННЫХ МАШИНАХ

Карл-Тео Шлейхер

Эдельфрид Багински

Полковник Карл-Тео Шлейхер является начальником управления танковых войск при штабе СВ Германии, г. Кёльн. Полковник (в отставке) Эдельфрид Багински был до недавнего времени начальником управления вооружений для боевых частей подразделений в штабе СВ Германии, г.Кёльн

Автоматизация техники широко распространена в современном обществе и глубоко проникла в область вооружения. Аргументы в пользу уменьшения экипажей танков путем замены заряжающего автоматическим уст­ройством убедительны, хотя серьезные недостатки заставляют некоторые армии сопротивляться этому. Однако тенденция неотвратима и, следовательно, должны прилагаться усилия к обеспечению предельной надежности в рамках других основных параметров вооружения боевых бронированных машин (AFV ).

Военные специалисты мира пытаются найти пути уменьшения габаритов и силуэтов боевых бронированных машин, чтобы повысить живучесть этих систем вооружения вопреки все возрастающим R качественно, так и количественно средствам нападения. Эволюция человеческого тела (особенно в отношении размеров) диаметрально противоположна общей тенденции к миниатюризации в современной технике. Ввиду низкой рождаемости будет труднее набирать в танковые войска лишь мужчин "малого роста".

Следовательно, сокращение традиционного проверенного танкового экипажа из 4 человек неизбежно. Вообще установлено, что заряжающий может быть заменен автоматом заряжания, хотя заряжание танковой пушки и пулемета не единственные его обязанности. Следует также рассмотреть другие аргументы, такие как непрерыв­ное увеличение калибров пушек, что неизбежно требует более тя­желых боеприпасов, а также необходимость ведения боевых действий днем и ночью, с остановки и с ходу. В этом отношении пределы человеческих возможностей уже достигнуты и будут превышены в недалеком будущем. Напротив, автомат заряжания никогда не страдает от утомления. Это важный фактор в бою, так как пушка, которая функционирует всегда на 100%, обеспечивает не только успешное выполнение задачи, но и живучесть машины и выживание экипажа. Это состояние полной боеготовности определяется, осо­бенно в действиях против более сильного противника или трудных целей, таких как вертолеты, быстротой, с которой может быть перезаряжена пушка, что в свою очередь влияет на темп стрельбы.

В начале второй мировой войны масса боеприпаса для танковых пушек составляла от 3 до 7 кг. Это была идеальная масса, что обеспечивало наводчику большую гибкость в приведении к нормальному бою и определению темпа стрельбы.

В ходе войны разработки боевых бронированных машин лихорадочно продолжались в двух основных областях: огневой мощи и улучшенной броневой защиты. С немецкой стороны, например, результатом этих усилий явилось создание 75-мм (14,3 кг) снарядов для танков "Пантера" и 128-мм противотанкового снаряда для пушки Рак-44 (на самоходной противотанковой установке "Ягдпанцер"), самого мощного противотанкового орудия, разработанного во время войны. Этот артиллерийский выстрел состоял из снаряда массой 28,3 кг и полусгораемой гильзы с пороховым зарядом массой 26,6 кг, что чрезвычайно затрудняло подачу боеприпасов. В это время специалисты начали разрабатывать различные механические и гидравлические устройства заряжания для боевых бронированных машин; такие устройства уже существовали для военно-морских кораблей и зенитных орудий (например, 128-мм "Флэк").

После войны большинство держав продолжало исследования и разработки в этой области, но было введено очень мало автома­тов заряжания. Автоматические механизмы заряжания были установ­лены на французском танке АМХ-13 (в 1949г.) и шведском танке STRV-103 (в 1963г.). Автоматы заряжания не устанавливались в больших количествах, так как заказчики и вооруженные силы не хотели устранять четвертого члена экипажа по различным причи­нам, о которых будет сказано позже.

Конкурсные разработки огневой мощи и защиты ("меч и щит") заставляли разработчиков и специалистов по тактическим вопро­сам постоянно разрабатывать новые концепции. Таково положение дел и в настоящее время. На вопрос относительно приоритета разработок среди огневой мощи, защиты и подвижности никогда не давалось определенного ответа ни в одном из государств, включенных в основные программы по бронетанковой технике. В Великобритании, например, защита открывает список приоритета, за ней следуют огневая мощь и подвижность.

Эти дебаты не представляли большой важности для вновь организованных вооруженных сил Западной Германии, так как эта армия была оснащена техникой США (танками М-47 и М-48 с 90-мм пушкой). Лишь после разработки танка "Леопард-1" эти приоритеты стали играть какую-то роль в Западной Германии. В свете общих требований в начале 1960-х годов вооруженные силы Западной Германии выбрали на стадии разработки концепции танка "Леопард-1" такую последовательность приоритетов: огневая мощь (105-мм танковая пушка), подвижность и защита. Броня была рас­считана на защиту от средств нападения, включающих автомати­ческое оружие и артиллерийские осколки.

Это мнение изменилось во время этапа разработки танка "Леопард-2" в 1970-е годы. Анализ арабо-израильских конфликтов, в дополнение к новым оборонительным технологиям для боевых бронированных машин, привел к тенденции увеличения калибра пушек (120 мм), снаряды которых могли пробивать новейшие типы брони. В то же время разработчики работали также над различными типа­ми брони, которая могла бы противостоять бронебойным подкалиберными кумулятивным снарядам. Двойной подход "щита и меча" к боевым бронированным машинам будет продолжаться и в будущем.


Однако специалисты по тактике и технике должны найти пу­ти выхода из этого тупика - первые за счет пересмотра тактических требований, вторые - предложением новых технологических разработок. Без новых концепций боевых бронированных машин будут продолжаться бесконечные требования к увеличению калибра и улучшению бронезащиты, а это приведет к созданию более крупных и более тяжелых машин, для которых потребуется экипаж из четырех человек. В настоящее время боевые брониро­ванные машины, находящиеся на вооружении войск НАТО, имеют пушки, максимальный калибр которых составляет 120 мм, исполь­зующие различные типы боеприпасов, включая снаряды кинетичес­кого действия, кумулятивные и с деформируемой головкой.

Даже если бы заряжающие могли без затруднений обращаться с боеприпасами малых и средних калибров в ограниченных преде­лах башни боевой бронированной машины, то тенденция использо­вания крупнокалиберных снарядов ограничит возможности заряжаю­щего по выполнению его обязанностей. Использование 120-мм выст­рела с полусгораемой гильзой уже предъявило максимальные требо­вания к возможностям заряжающего по цикличности заряжания и темпам стрельбы. Возможность ведения стрельбы во время движе­ния машины еще больше осложняет задачи заряжающего, так как он должен перезаряжать пушку в трудных рабочих условиях.

125-мм пушка (как и планируемая 140-мм) может функционировать только при боеприпасах раздельного заряжания. Это тре­бует либо второго заряжающего (как на машине М-103 США), либо вспомогательного устройства заряжания, либо автомата заряжания для замены члена экипажа. Объем современных башен так мал, что скорость заряжания пушки заряжающим уменьшается до непри­емлемых уровней. Более того, безопасность человека ставится под угрозу, особенно при действиях во время движения машины. По ряду причин в войсках НАТО, в отличие от советских броне­танковых войск, не используются отобранные солдаты малого роста для выполнения обязанностей в башнях с ограниченным пространством.

Быстрота заряжания как фактор огневой мощи

Темп циклического заряжания для боевой бронированной машины с заряжающим зависит от конструкции места заряжания, размеров заряжающего, его мастерства и быстроты, а также от размещения боеприпасов на машине, в зависимости от типа, га­баритов и массы.

В то время, когда разработка бронебойных снарядов зна­чительно опережала разработку бронезащиты, попадание первого снаряда обычно приводило к поражению бронированной машины. Ког­да бронезащита усовершенствовалась, для поражения боевой бронированной машины потребовалось больше попаданий, а это озна­чало, что быстрота заряжания имеет первостепенную важность для успешного выполнения задачи. Военная история свидетельствует о том, что во многих случаях один танк на стратегически важной позиции может уничтожить 20 и более боевых машин противника серией выстрелов. В этих случаях, кроме разведки целей и управления огнем командиром и точности наводчика, существенным фактором является скорость, с которой наводчик выполняет свои обязанности. Победителем оказывалось подразделение, которое смогло первым произвести выстрел и затем быстрее вести стрельбу серией выстрелов.

На учениях в мирное время ситуация несколько отличается. В канадских состязаниях CAT, по высказываниям экспертов, более высокая скорость заряжания боеприпасов малых калибров (105 мм) по сравнению с боеприпасами крупных калибром (120 мм) не была единственным фактором, ведущим к победе, но обеспечивала определенные преимущества. Машина М-103 США (созданная в 1954г.) является первым примером, показывающим, как форма и масса боеприпасов воздействуют на заряжание: на этой боевой бронированной машине для заряжания боеприпасов раздельного заря­жания требовались два члена экипажа.

Аргументы в поддержку и против автоматов заряжания

Для того, чтобы добиться действительного прогресса в конструкциях боевых бронированных машин будущего, необходимо раз и навсегда отказаться от тенденции создания более крупных и более тяжелых танков. Следует также провести исследования для точного определения, какие функции требуют заряжающих и какие могут выполняться техническими средствами. Сокращение количества членов экипажа в боевых бронированных машинах свя­зано непосредственно с разработкой и реализацией автоматических устройств заряжания, которые полностью отвечают военным тре­бованиям.

Некоторые государства уже достигли успеха в этой области: на советских танках Т-64 и Т-72 с конца 1960-х годов устанавли­ваются автоматы заряжания для 125-мм боеприпасов раздельного заряжания, так что в башне требуются только два человека. Это позволило усовершенствовать бронезащиту, несмотря на эргоно­мические недостатки и вытекающие из них физические и психичес­кие напряжения для экипажа. В различных двусторонних танковых программах также уделялось большое внимание автоматам заряжа­ния, например, в конце 1960-х годов в западногермано - американской программе AFV -70, а в начале 1980-х годов в западногермано -французской программе AFV -90.

Несмотря на введение 120-мм пушек Западная Германия сох­ранила консервативную компоновку с экипажем из 4 человек. На это решение повлияла ликвидация металлических гильз снаря­дов, что привело к созданию боеприпасов массой 19 или 23 кг, которыми могут оперировать заряжающие. Для британской 120-мм пушки это было достигнуто путем разделения снаряда и метательного заряда.

Преимущества

При установке автоматов заряжания может быть сэкономлено некоторое пространство. Правда, заряжающее устройство требует определенного пространства, но оно должно быть меньше, чем пространство, необходимое для стоящего члена экипажа.

Автоматы заряжания будут иметь также преимущества для небольших армий, от которых по соглашениям требуют ограничения войск, оснащенных обычным оружием. Сокращение личного состава (не только из-за низкой рождаемости) потребует использования техники для выполнения тех задач, которые прежде выполнялись военнослужащими.

Когда определяются приоритеты защиты для боевых брониро­ванных машин, защита экипажа рассматривается в первую очередь. Автоматы заряжания (при меньшем количестве членов экипажа) будут уменьшать объем, требующий защиты, что в свою очередь приведет к уменьшению габаритов и силуэта боевой бронированной машины. Может быть уменьшена общая масса или экономия массы может быть использована для осуществления дополнительной защиты для экипажа.

Установка автомата заряжания может также привести к луч­шей компоновке боевого отделения.

Может быть повышена эффективность заряжания, особенно во время движения боевой бронированной машины, за счет более высоких скоростей заряжания и стабильности, обеспечиваемых автоматами заряжания.

Устройства заряжания никогда не испытывают усталости; гарантируется правильный выбор боеприпасов, независимо от напряжения экипажа или неблагоприятных условий, таких как ночной бой или бой в условиях ограниченной видимости.

Уменьшение экипажа на одного человека означает, что меньше человеческих жизней подвергается риску; исключаются затраты на подготовку и содержание заряжающего.

Недостатки

Люди обычно более надежны и крепки, чем сложный автомат заряжания.

Отсутствие одного члена экипажа сильно влияет на выполне­ние общих задач (охрана, снабжение, материально-техническое обеспечение и т.д.), а также на непрерывные действия в 24/48-часовом бою.

Появляются значительные проблемы в случае отказов в ре­зультате технических поломок или действий противника.

При наличии автомата заряжания обеспечиваются малые возможности для аварийного заряжания. Есть проблемы при разряжании танковой пушки или при хранении боеприпасов в автомате заряжания.

Автомат заряжания должен содержаться и обслуживаться.

Многие автоматы заряжания имеют ограниченную емкость для боеприпасов.

Больший возможный психологический стресс меньшего по Г численности экипажа (одиночество).

Большая нагрузка на командиров и их экипажи в головных танках как во время управления на поле боя, так и при выполнении общих задач.


При ведении боя с танками противника пушка боевой бронированной машины должна иметь определенную высоту линии огня. В Центральной Европе обстановка требует способности ведения стрельбы через поля зерновых. Кроме того, углы снижения и возвышения орудия должны также удовлетворять усло­виям местности, на которой ведутся боевые действия, так чтобы не было необходимости боевой бронированной машине выд­вигаться с хорошо защищенной позиции для обстрела противника, ввиду недостаточного утла снижения орудия. Негативными приме­рами ситуации такого типа являются советские танки с углами склонения от -4 до -6°.

По некоторым причинам многие государства воздерживаются от принятия автоматов заряжания для своих бронетанковых войск. Прежде всего, не все специалисты уверены, что автомат заряжа­ния может на самом деле заряжать быстрее, чем член экипажа; действительно, это верно для танковых пушек калибрам до 105 мм. Другим аргументом является возможность поломки, что, в действи­тельности, требует какого-то типа аварийной операции для защи­ты жизней экипажа.

Должна быть гарантия, что в аварийной обстановке можно зарядить пушку вручную без помех при неисправности автомата заряжания. По крайней мере, четыре-шесть выстрелов (или равно­ценный вспомогательный магазин) потребуются для обеспечения безопасности экипажа.

В израильской армии считают, что четвертый человек в экипаже значительно более полезен, чем автомат заряжания. Будущие боевые условия будут характеризоваться быстрыми, непрерывными и интенсивными обстрелами на широком фронте. Более, чем когда-либо раньше техника и стратегия должны соответствовать этому ускоренному темпу боя. В таких усло­виях передвижение на поле боя может осуществляться лишь при соответствующей бронезащите.

Основной боевой танк с его классической системой оружия типа "выстрелил и забыл" будет все еще основным оружием в пре­делах динамической группы для оборонительных и контрнаступательных операций в следующем столетии. Ясно, что для обеспечения боевых возможностей требуется, чтобы система обладала высокой степенью живучести. Однако, независимо от аргументов в пользу жми против автоматов заряжания, нет сомнений в том, что экипажи боевых бронированных машин должны будут численно сокращаться. Этот шаг неизбежен, так как первостепенное значение придается повышению живучести личного состава и систем.

Новый танк должен иметь малый объем, выгодный силуэт и обладать высокой огневой мощью в дополнение к тому, что должен быть высокоподвижным и маневренным. Сокращение количества чле­нов экипажа делает введение автоматов заряжания совершенно необходимым.

Требования к автомату заряжания

Если концепции предусматривают боевую бронированную машину с малым силуэтом, уменьшенным объемом, а также экипажи, состоя­щие из двух или трех человек, то технические требования к авто­мату заряжания будут фокусироваться на типе и количестве при­меняемых боеприпасов, скорострельности, живучести, надежности, аварийном обслуживании и расходе боеприпасов в дополнение к некоторым соображениям по эргономике и материально-техническому обеспечению.


Боеприпасы

Огневой ресурс обычно определяется количеством целей, которое должно быть уничтожено. Вероятность поражения играет важную роль в этом расчете. Для целого ряда целей (которые требуют различных типов боеприпасов), а также для высокого качества современных систем управления огнем нагрузка для пушки в 35-40 выстрелов обычно считается достаточной. В таких случаях на автомат заряжания, как ожидается, перекладывается, по крайней мере, половина этой нагрузки, если не больше. На это устройство должны быть установлены датчики, способные распознавать и подсчитывать пять различных типов боеприпасов, включая любые новые. Командир и наводчик должны также уметь легко пополнять конвейер автомата заряжания боеприпасами в любое время. Важно обеспечить передачу боеприпасов из резерв­ной боеукладки магазинного типа в автомат заряжания без необ­ходимости экипажу выходить из машины в тех случаях, когда все боеприпасы не могут размещаться в автомате заряжания.

Скорострельность

Имеющиеся в настоящее время автоматы заряжания характеризуются скорострельностью в диапазоне от 6 до 15 выстр./мин. В свете планируемого увеличения калибра (140 мм), в дополнение к боеприпасам раздельного заряжания/ должен быть возможен циклический темп стрельбы, равный 8 выстр./мин., независимо от перемещений башни или боевой бронированной машины и количества боеприпасов, содержащихся в автомате заряжания. Теоретически, последующие выстрелы должны следовать гораздо быстрее, например, сериями по три выстрела за десять секунд.

Живучесть и безопасность

В современных боевых бронированных машинах в целях безо­пасности места членов экипажа обычно отделены от боеукладки защитной перегородкой. Несмотря на это следует проявлять осто­рожность при длительном выполнении задач: остатки боеприпасов не должны оставаться внутри боевой бронированной машины из-за опасности возгорания. Более того, должны приниматься меры, чтобы избежать самовозгорания боеприпасов, когда ствол пушки перегрет. Открывание и закрывание казенной части ствола пушки должно осуществляться способом, который обеспечивает достаточную защиту от ОМП в башне; конструкция казенной части ствола долж­на быть совместима с устройством заряжания как для автоматичес­ких, так и для ручных операций. Это особенно важно, когда стрель­ба закончена или когда происходят осечки. Конструктивная кон­цепция боевой бронированной машины должна сводить уязвимость этого жизненно важного боевого узла до минимума.

Надежность, действия в аварийной обстановке

Полная работоспособность должна, конечно, гарантироваться в пределах принятых диапазонов температур от -30 до +40° неза­висимо от внешних воздействий, таких как толчки и вибрации, песок, пыль, вода и изморозь. Особое внимание должно уделяться опасности пожара.

Отдельные требования не должны никоим образом снижать надежность автомата заряжания. Большое повышение живучести за счет дополнительных элементов конструкции должно иметь перво­степенное значение, но не должно негативно воздействовать на простоту, компактность и массу боевой бронированной машины. В случаях неподачи энергии или поломок должна гарантироваться эксплуатация в аварийных условиях. Экипаж должен иметь возмож­ность произвести ряд выстрелов для самообороны; это требует независимого ручного или механического заряжания, наводки орудия и стрельбы. Танк, который не может вести стрельбу является просто легкопоражаемой целью для противника и непри­емлемым риском для экипажа.

Снабжение боеприпасами

Что касается автоматов заряжания, то особое внимание должно уделяться снабжению боеприпасами. Это относится к по­даче боеприпасов, а также к дозаправке автомата заряжания изнутри или снаружи боевой бронированной машины (например, из резервных укладок магазинного типа). Автомат заряжания должен быть сконструирован и объединен в боевой бронированной машине таким образом, который предусматривает плавное и быстрое заряжание и передачу боеприпасов в пределах боевой бронированной машины. Различные типы боеприпасов должны распределяться в автомате заряжания произвольно. В обычных условиях с помощью автомата заряжания должна обеспечиваться возможность управиться с 20 выстрелами за четыре минуты. Такой же фактор времени бу­дет использоваться для замены пустых магазинов полными, при условии что имеются специальные транспортеры боеприпасов и что для боеприпаса (снаряд и метательный заряд) в магазине должна быть "готовая к заряжанию" конфигурация.

Техническое обслуживание

Важным является легкий доступ для ремонта и технического обслуживания, особенно в случаях поломок или когда требуется замена деталей. Эти операции будут облегчены автоматическим устройством обслуживания и контроля.

Требования к автомату заряжания, указанные выше, естествен­но, должны будут в какой-то мере приспосабливаться ко многим другим типам боевых бронированных машин, которые имеются в нас­тоящее время. Однако основные отклонения от этой концепции должны отвергаться.


Концепции автомата заряжания

В этой статье не предполагается рассмотреть подробно много­численные концепции конструкций относительно многих типов боевых бронированных машин и боеприпасов, используемых в настоящее вре­мя. Информация, представленная здесь, должна способствовать луч­шему пониманию основных типов автоматов заряжания.

Конструкция каждого типа автомата заряжания зависит от конструкции боевой бронированной машины и характеристик требуе­мых боеприпасов. Следует также рассмотреть несколько типов мага­зинов, таких как барабанный, штабельный, со стопорным пальцем или ленточный. Сложность автомата заряжания определяется рас­стоянием и маршрутом перемещения, необходимыми для доставки боеприпаса из магазина к пушке.

Автомат заряжания шведской машины STRv -103 является первым примером относительно простой конструкции: весь запас боеприпасов содержится в двух магазинах, устройство которых гарантирует темп стрельбы 16-17 выстрелов в минуту. Однако простота этой системы в значительной степени обусловлена концепцией стационарной пушки этой боевой бронированной машины, которая является скорее противотанковой САУ, а не основным боевым танком.

Советский танк Т-72 гораздо более сложный и имеет магазин карусельного типа на 22 выстрела, установленный на полу башни. Снаряды раздельного заряжания хранятся в кассетах вращающегося транспортера под башней. Подъемное устройство передает боепри­пасы к пушке, а цепной досылатель досылает снаряд и метательный заряд. Эта система действует очень медленно из-за сложного хода боеприпасов; другими недостатками являются медленное попол­нение боеприпасов, медленное выбрасывание гильз и проникнове­ние пороховых газов в боевое отделение.

Рис. 1. Технология автомата заряжания карусельного типа значительно более сложная и обремени­тельная:

1 - казенная часть ствола; 2 - подъемник и зарядный лоток для каждой стороны; 3 - места захватывающих устройств; 4 - блок шарнирного соединения для подъемника; 5 - два магазина

Более удачное решение было разработано для западногермано-американского боевого танка - 70, на котором автомат заряжания ленточного типа устанавливался в нише башни. Модульная конст­рукция этой системы, с отдельными узлами, обеспечивает легкую установку на башенных машинах. Эту конструкцию можно увидеть на японском танке-90 и на французском танке "Леклерк". Она имеет магазин на 22 выстрела и обеспечивает темп стрельбы 12-15 выстрелов в минуту и таким образом, теоретически, способна уничтожить шесть бронированных целей. Преимуществами этой концепции являются короткий путь перемещения боеприпасов и быстрое пополнение магазина снаружи машины. Технологическая сложность системы приводов, органов управления, системы управ­ления и досылателя находится в приемлемых пределах. Возможны также эксплуатация в аварийных условиях и операции по разряжанию. Этот принцип подходит также для автоматического пополне­вши, если, например, используются конвейерные ленты. Однако недостатком этой концепции является большая ниша башни с большой уязвимой верхней поверхностью. Единственным способом обеспечения быстрого пополнения боекомплекта при этой системе будет полная замена пустых магазинов автомата заряжания на полные. Это предложение, конечно, стоит исследовать.

Совершенно другое дело с вынесенной пушкой. В этом слу­чае разумным решением будет магазин карусельного типа под пушкой или магазин барабанного типа, установленный на основ­ном орудии, который может пополняться через перегородку в корме корпуса танка. Недостатком этой концепции является невозможность эксплуатации в аварийных условиях или устранения задержки во время боя.


Рис. 2. Система ленточной подачи, разрабатываемая фирмами "Рейнметалл" и "Вегманн", является удачной концепцией:

1 - зарядный лоток; 2 - казенная часть ствола; 3 - дверца перегородки; 4 - досылатель; 5 - люки дозаправки; 6 - магазины для бое­припасов



Рис. 3. Пополнение боеприпасов целыми магазинами может быть интересным, хотя, вероятно, сложным решением

Заключение

Условия на поле боя будущего будут характеризоваться быстрым темпом боя, все больше и больше внушающей страх огне­вой мощью. Требуется большое количество информации для быстрой обработки и анализа. Следовательно, люди должны быть освобождены от обыденных задач и по возможности удалены от средств поражения. Некоторые государства уже заменили заряжающего в боевых бро­нированных машинах автоматическими устройствами. Другие го­сударства скоро поступят так же. Однако это стало возможным благодаря успехам в технологии, которая уменьшила риск и недос­татки до минимума и в то же время в ней учитываются факторы надежности, малой массы и низкой стоимости.

С другой стороны, увеличивающаяся масса боеприпасов не позволит больше поддерживать долговременную боеготовность круп­нокалиберных орудий с высокими характеристиками усилиями лю­дей. Никто в настоящее время не может спрогнозировать, приве­дут ли будущие разработки к уменьшению танковых экипажей до двух человек или даже к созданию безэкипажного танка-робота. Но следует, по крайней мере, сомневаться в этом.

KARL - THEO SCHLEICHER , EDELFRIED BAGINSKI

QUICK RELOAD - AUTOMATIC LOADERS IN AFVs.

NATO"s SIXTEEN NATIONS, 1990, v.35, No7.

Создателей танков всегда привлекала идея автоматизировать процесс заряжания танкового орудия. Это позволило бы сократить экипаж боевой машины, исключив из него заряжающего, а также увеличить скорострельность. Однако труднорешаемой задачей стала передача боеприпаса из боеукладки в корпусе танка во врашающуюся башню. Конструкторы французской фирмы Atelier de Construction d"lssy-les-Moulineaux (AMX) приняли по-галльски изящное решение. Они создали башню, составленную из двух частей - поворотной нижней и качающейся относительно нее верхней, где размещалось орудие.

По обе стороны ниши башни за казенником пушки размещены два магазина барабанного типа по 6 патронов в каждом. Сила отката вращает магазин и освобождает очередной патрон, который скатывается на лоток, ось которого совпадает с осью канала ствола пушки. Затем патрон досылается автоматически в ствол, закрывается затвор и производится выстрел. Такое устройство обеспечивает скорострельность 10-12 выстрелов в минуту и позволяет исключить из экипажа заряжающего. Расстреляв боекомплект, по существу безоружный танк должен покинуть поле боя и уйти для повторной зарядки магазинов. Они заполняются через люки в крыше башни.

С 1952 г. началось серийное производство легкого танка АМХ-13, ставшего первым серийным танком с автоматом заряжания пушки. На первых вариантах машины устанавливалась качающаяся башня FL-10 с 75-мм нарезной пушкой, которую в 1966 г. заменили 90-мм орудием с дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом, при этом вес танка вырос до 15 т. На экспорт в Австрию производился АМХ-13 с башней FL-12 со 105-мм пушкой. Эта же башня с 1967 г. устанавливалась на строившиеся в Австрии танки SK-105 Kurassier. Последний вариант машины оборудован башней FL-15, разработанной в 1983 г. на основе FL-12 и оснащенной новейшей системой управления огнем.

Помимо танков, качающиеся башни устанавливались во Франции и на бронеавтомобиле E.B.R.75, разработанном фирмой Panhard и производившемся серийно в 1950-1960 гг. В отличие от танков, башня FL-11, устанавливавшаяся на Е. В. R.75, не имела кормовой ниши и автомата заряжания и была вооружена 75-мм пушкой с меньшей длиной ствола. На часть выпущенных машин впоследствии устанавливались башни FL-10 от АМХ-13.

В 1951 г. была выпущена небольшая партия тяжелых танков АМХ-50, также оснащенных башни «качающегося» типа с автоматизацией заряжания. На первых образцах ставилось 100-мм орудие. Позднее АМХ-50 был вооружен 120-мм пушкой.

Конструкция качающейся башни позволила уменьшить диаметр подбашенного погона и минимизировать высоту части башни, находившейся над орудием. В результате значительно повышалась защищенность танка при стрельбе с укрепленных позиций, когда для огня противника открыта только та часть танка, что находится на уровне ствола орудия и выше него. Однако возникла необходимость обеспечения броневой защиты сочленения частей башни, а также его герметизации для преодоления глубоких бродов либо для защиты от оружия массового поражения. Не менее серьезным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизации орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части.

В 1963 г. на советском танке Т-64 был впервые применен автомат заряжания с «карусельным» транспортером на полу боевого отделения. Такая схема была лишена недостатков, свойственных качающейся башне. Современные европейские танки оснащаются автоматами с ленточным кольцевым транспортером в кормовой нише башни.

В настоящее время количество моделей современных основных боевых танков, оснащенных автоматами заряжания танковых орудий (Т-90, «Леклерк», К-2, Тип-90 и «Оплот»), превышает количество моделей, в состав экипажа которых включен заряжающий («Абрамс», «Леопард-2», «Челленджер-2» и «Меркава Mk.4»).

Основной причиной перехода к автоматам заряжания является стремление конструкторов уменьшить заброневой объем и тем самым увеличить степень защищенности (отношение веса брони к объему), не увеличивая при этом вес танка. Рабочее место заряжающего требует объема до 2 кубических метров для свободного и безопасного доступа к казенной части пушки и боеукладки, особенно в процесс движения танка с повышенной скоростью по пересеченной местности. Заряжающий подвержен физической усталости, что негативным образом сказывается на скорострельности пушки – если в начале боя темп работы заряжающего превосходит темп работы автомата заряжания, то в конце боя ситуация меняется на противоположную. На схеме танка «Абрамс» видно, что рабочее место заряжающего (обозначенное цифрой 5) занимает объем, равный объему рабочих мест командира и наводчика, вместе взятых.

Впервые техническое решение по механизации перезаряжания пушки серийного танка было реализовано во Франции в 1952 году в виде полуавтомата заряжания легкого танка AMX-13. Его орудие было установлено в качающейся башне с выносом казенной части орудия за пределы бронирования. Слева и справа от казенника располагались револьверные механизированные укладки унитарных выстрелов. При откате орудия после выстрела взводился пружинный досылатель, после чего наводчик орудия, вращая штурвал, должен был обеспечить выбор одного из двух типов боеприпаса и выгрузить его на лоток подавателя. После этого выстрел автоматически досылался в ствол и пушка была готова к стрельбе. После израсходования боекомплекта полуавтомата заряжания экипаж танка должен был покинуть танк и вновь загрузить механизированную укладку из запаса выстрелов в 20 единиц, перевозимых в корпусе.

Первое полноценное решение по автоматизации всего цикла перезаряжания пушки было реализовано на советском танке Т-64. Танк был скомпонован по классической схеме с расположением казенной части орудия в башне. Автомат заряжания карусельного типа состоял из вращающегося транспортера, на котором были установлены 28 горизонтальных лотков для снарядов, над ними по периметру располагалось такое же число вертикальных держателей для метательных зарядов выстрелов раздельного заряжания. Заряд снаряжался в полусгораемую гильзу с картонными стенками, пропитанными толом, и металлическим поддоном. Транспортер шарнирно опирался на внутренний венец погона опоры башни. Командир и наводчик были отделены от транспортера кабиной, жестко соединенной с башней. В прорези кабины располагался механизм подъема и досылания снаряда и метательного заряда в ствол пушки, а также улавливатель металлического поддона после выстрела. Поддон укладывался назад в транспортер на освободившееся место. При израсходовании боекомплекта конвейер пополнялся выстрелами из ручной укладки.

Механизм автомата заряжания приводился в движение с помощью гидравлического привода. При его отказе использовался дублирующий ручной привод. Минимальное время заряжания орудия в автоматическом режиме составляло 6 секунд, максимальное (при повороте транспортера на 180 градусов с целью выбора определенного типа выстрела) - 20 секунд. В ручном режиме максимальное время заряжания увеличивалось до 1 минуты.

Аналогичный автомат заряжания установлен на танках Т-80, Т-84 и «Оплот».

В 1972 году на советском танке Т-72 появился новый вариант карусельного автомата заряжания с горизонтальным расположением метательных зарядов в лотках над лотками снарядов. С 1992 года указанный автомат заряжания устанавливается на российский танк Т-90. К сожалению, по сравнению со своим предшественником автомат заряжания обладает двумя существенными недостатками, не устраненными и по настоящее время:

– транспортер опирается не на погон башни, а на дно корпуса, поэтому при внешнем воздействии (удар о выступ подстилающей поверхности или взрыв мины) автомат заряжания выходит из строя;

Емкость транспортера на шесть выстрелов меньше в связи с большим диаметром гильз метательных зарядов, расположенных горизонтально.

Условным положительным отличием автомата заряжания является меньшая (на 150 мм) высота уровня расположения метательных зарядов относительно дна корпуса, что уменьшает вероятность их поражения кумулятивной струей или бронебойным снарядом при пробитии корпуса в районе боевого отделения танка. Надо отметить, что транспортер с двух сторон окружен внутренними топливными баками, в формованных выемках которых размещаются выстрелы ручной боеукладки, уровень расположения которых превышает верхний уровень механизированной укладки автомата заряжания. Это полностью нивелирует различие в степени защищенности Т-64/Т-80 и Т-72/Т-90 от возгорания метательных зарядов.

Эту оценку подтверждает практика боевого применения танков Т-72/Т-90 в локальных военных конфликтах, когда экипажи загружают боеприпасами только автомат заряжания. Но этот прием возможен только при действиях в непосредственной близости от пунктов боепитания. В ходе армейской операции с танковыми рейдами в отрыве от баз снабжения потребуется загрузка в танки и огнеопасной ручной боеукладки выстрелов до их штатного количества.

Механизм автомата заряжания Т-72/Т-90 приводится в движение с помощью электродвигателя и имеет дублирующий ручной привод. Минимальное время производства выстрела в автоматическом режиме составляет 8 секунд, максимальное – 14 секунд в связи с меньшей начальной (в первом случае) и большей конечной (во втором случае) скоростью вращения электромотора по сравнению с равномерной скоростью вращения гидромотора.

В качестве ответа на советский танк Т-64 США и ФРГ в конце 1960-х годов реализовали программу создания опытного танка MBT-70, вооруженного 152-мм пушкой и оснащенного автоматом заряжания. В связи с большими линейными размерами крупнокалиберных выстрелов был применен автомат конвейерного типа, расположенный в развитой кормовой нише башни. Его конструкция включала два конвейерных транспортера, каждый из которых состоял из горизонтально расположенных лотков выстрелов, шарнирно связанных между собою, направляющих роликов и центрального механизма подачи выстрелов в ствол пушки.

Конвейерный автомат заряжания позволяет с наименьшими издержками включать его в состав конструкции новых и модернизируемых танков и размещать в нем выстрелы калибра до 155 мм. В связи с этим он получил наибольшее распространение в танкостроении. В настоящий момент конвейерными автоматами заряжания практически идентичной конструкции оснащены основные боевые танки «Леклерк» (Франция), К-2 (Южная Корея) и Т-90 (Япония).

Кормовая ниша башни является привлекательным местом для размещения и других типов автоматов заряжания. Кроме отсутствия ограничений в наращивании габаритных размеров ниша позволяет устранить риск выхода из строя танка в случае возгорания метательных зарядов или детонации взрывчатого вещества в кумулятивных, осколочно-фугасных, бетонобойных или шрапнельных снарядах. Ниша оснащается броневой перегородкой между боевым отделением и автоматом заряжания, автоматически открывающимся и закрывающимся люком подачи выстрелов и верхними вышибными панелями, срабатывающими при повышении внутреннего давления и отводящими огонь и ударную волну от боевого отделения.

В российском опытном танке «Объект 640» («Черный орел») кормовая ниша была выполнена в виде съемного бронированного модуля с расположенным внутри конвейерным автоматом заряжания.

Предполагалось, что процесс пополнения боекомплекта танка будет упрощен путем замены модулей в полевых условиях.

Один из вариантов модернизации основного боевого танка «Абрамс» (США) предусматривает установку в кормовой нише башни револьверного автомата заряжания, состоящего из двух барабанов-транспортеров, весь внутренний объем которых заполнен выстрелами, в отличие от конвейерного транспортера. Это позволяет увеличить боекомплект, хранимый в автомате заряжания, ценой возрастания вертикального габарита башни.

Оригинальный проект модернизации основного боевого танка «Леопард-2» (Германия) основан на идее существенного увеличения длины кормовой ниши и, соответственно, величины боекомплекта, хранимого в стеллажном автомате заряжания, оснащенном захватом-манипулятором, перемещающимся в центральном проеме между двумя стеллажами, разделенными на секции с ячейками, в которых размещены унитарные выстрелы.

Наряду с перечисленными достоинствами вариант размещения автомата заряжания в кормовой нише башни обладает одним существенным недостатком, который обесценивает саму идею исключения заряжающего из состава танкового экипажа с целью уменьшения заброневого объема танка – данный способ размещения автомата проводит к прямо противоположному результату:

В корпусе танка появляется свободный неиспользуемый объем боевого отделения, поскольку командир и наводчик расположены по обе стороны от пушки с максимальным приближением к оптическим приборам наблюдения, размещенным на крыше башни;

Объем башни увеличивается более чем в два раза;

Большая площадь фронтальной проекции башни делает невозможным использование мощной и тяжелой бронезащиты;

Маневрирование танка на поле боя относительно фронтального направления атаки в пределах безопасных углов +-30 градусов, заложенных в конструкцию лобовой брони, в сочетании с вращением башни при горизонтальном наведении пушки на цель выводит слабо защищенную боковую проекцию башни из указанных пределов вплоть до достижения угла в 60 градусов.

Поэтому наиболее целесообразным решением остается размещение автомата заряжания в подбашенном пространстве, впервые реализованное в Т-64. Кроме уменьшения заброневого объема и повышения степени защищенности танка подобное компоновочное решение позволяет в ближайшей перспективе сделать следующий шаг в совершенствовании конструкции основных боевых танков – перейти к необитаемому боевому отделению при размещении всего экипажа в отделении управления, герметически отделенного от остального объема танка броневой перегородкой.

Необитаемое боевое отделение с карусельным автоматом заряжания предоставляет дополнительный бонус – возможность размещения по углам отделения четырех внутренних топливных баков в объеме, не ометаемым цилиндрическим корпусом транспортера. В результате будет возможно разделить экипаж и топливо по отдельным отсекам, не вынося его при этом в носовую, наиболее обстреливаемую часть корпуса, как это непредусмотрительно сделано в основном боевом танке «Меркава Mk.4» (Израиль).

При размерах отделения 2х2х1 метра суммарный объем внутренних баков составит около одного кубометра. Боевое отделение может быть заполнено инертным газом (азотом или углекислым газом), что полностью предотвратит воспламенение топлива при любых обстоятельствах. Риск массового возгорания метательных зарядов выстрелов (содержащих в себе топливо и окислитель) может быть устранен при возврате к использованию металлических гильз. Даже при инициации горения метательного заряда кумулятивной струей или бронебойным снарядом пожар буде локализован конкретными гильзами, подвергшимися механическому воздействию.

Проект подобного танка с установкой орудия в качающейся башне представлен в заголовке настоящей статьи. Выстрелы размещены в трехуровневом карусельном автомате заряжания. В каждом уровне в одной плоскости располагаются снаряды и гильзы с метательными зарядами к ним. Общий боезапас в автомате заряжания составляет 42 выстрела, по 14 в каждом ярусе.

Но в случае необитаемого боевого отделения качающаяся башня и карусельный автомат заряжания с горизонтальным расположением выстрелов не являются самым эффективным решением, поскольку:

Подъем выстрела из корпуса танка к казеннику пушки проходит через открытое, ничем не защищенное пространство;

Процесс заряжания пушки возможен только в одном её положении относительно горизонтальной оси корпуса, в это положение каждый раз при перезарядке придется поворачивать тяжелую инерционную башню, а потом возвращать её обратно на линию прицеливания, в отличие от существующих карусельных автоматов, подстраивающихся под текущее положение башни.

Использование классической башни совместно с трехярусным автоматом заряжания невозможно, поскольку опускающаяся вниз при больших углах возвышения казенная часть орудия требует наличия свободного пространства под собой. Длина же наиболее современных бронебойных оперенных подкалиберных снарядов достигла 924 мм, т.е. практически радиуса окружности карусельного автомата заряжания. Как показано на прилагаемой диаграмме зависимости пробиваемости бронебойных снарядов от их скорости, длины, удлинения, веса и дистанции стрельбы наиболее малозатратным мероприятием является увеличение длины при сохранении диаметра бронебойного стержня (пенетратора).

В связи с этим представляется целесообразным использование конструкции карусельного автомата заряжания большой емкости с вертикальным расположением выстрелов и свободным пространством в центре по типу автомата, примененного в 1983 году в опытном танке ASM Block III (США).

Как показывает опыт разработки последнего советского перспективного танка «Боксер/Молот», тот или иной выбор конструкции автомата заряжания для первого российского перспективного танка «Армата» в значительной мере определит его будущее в качестве основной ударной силы Российской Армии.