Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Понятие сотрудничества. Сотрудничество в организации О международном сотрудничестве

Понятие сотрудничества. Сотрудничество в организации О международном сотрудничестве

Сотрудничество в образовательном процессе

Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как положительно, так и отрицательно. У учащихся активность в наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и ролевых играх, тренингах. Сотрудничество учащихся и педагога - это взаимодействие и совместная деятельность субъектов. Для этой системы характерны: пространственное и временное соприсутствие; совместные цели; организация и управление деятельностью; разделение обязанностей, функций, действий, взаимодействия педагог создает условия для мотивации учеников через индивидуальный подход, то есть при подготовке заданий учитывает уровень сложности для каждого операций; наличие позитивных межличностных отношений. В процессе сотрудничества педагога и учащихся происходит формирование коллективного взаимодействия. Разные методы и приемы помогают в организации учебного процесса. Например, дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов и т. д. Мотивацию учеников к обучению увеличивают различные способы сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся. Интерес к учебе повышают разные формы занятий, например «урок - путешествие», «урок - сказка» и другие. Для ученика также важно поощрение и внимание со стороны педагога, которые стимулируют стремление к успеху и самореализации у учеников. В процессе педагогического учащегося в отдельности, в том числе и для отстающих. При доброжелательном и уважительном отношении к личности ученика важно умение педагога внушить ребенку, что он единственный и неповторимый. Поскольку и педагог, и учащиеся являются активными сторонами образовательного процесса и субъектами деятельности (каждый своей), было бы неправомерно рассматривать образовательный процесс только как обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося. Ученик также располагает ресурсами воздействия на учителя, поэтому образовательный процесс вполне корректно можно охарактеризовать как взаимодействие. Во всяком взаимодействии людей выявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть либо общей, либо каждый участник может преследовать свою цель. В зависимости от цели, которую ставят перед собой участники взаимодействия, выделяют разные его формы: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению, конфликт – в случае взаимоисключающих друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим. Учебное сотрудничество представляет собой многофункциональную сеть взаимодействий по четырем линиям: 1) «учитель - ученик (ученики)»; 2) «ученик - ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель - учительский коллектив». Линия «учитель - ученик» и линия «ученик - ученик» существуют не изолированно друг от друга. Так первую линию можно дополнить общегрупповой, когдаучитель работает с целым классом. А вторую можно использовать на уроках, где запланирована работа в малых группах.

Учебно-педагогическое взаимодействие происходит на субъект-субъектном уровне. Раньше было принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик считался объектом обучения и воспитания. Но поскольку мы рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект-субъектное взаимодействие. При этом, поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности, поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект – субъект коллективный». Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый совокупный субъект образовательного процесса. Таким образом, складывающееся по такой схеме взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.

Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого), толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам). Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней и др.

Таким образом, учебно-педагогическое взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.

В психологии принято выделять два основных вида человеческого взаимодействия в обществе: сотрудничество и соперничество.

Не стоит недооценивать сотрудничество людей в наши дни. На протяжении многих веков такой метод, как сотрудничество, помогал людям в достижении общих целей. Во все времена человечество стремилось наладить взаимовыгодную связь, которая является крепким фундаментом для быстрого и успешного развития общества.

Обыденное понимание термина «сотрудничество» включает в себя следующие характеристики:

  • Участие в каком-либо общем деле.
  • Взаимодействие с кем-либо.
  • Работа в организации/компании.
  • Участие в работе печатного органа в качестве автора.
  • Включенность в группу учёных и т.д.

Иными словами, сотрудничество является совместной деятельностью, в ходе которой все её участники получают пользу и выгоду.

С точки зрения психологии, понятию «сотрудничество» можно дать следующее определение: это способность нескольких людей работать вместе, чтобы достичь общих целей. Как писал один из ведущих психологов, Косолапов, плодотворное сотрудничество — это некий процесс позитивного и созидательного взаимодействия людей, в котором стремления и интересы участников частично или полностью совпадают, а осуществление поставленных целей одних участников возможно лишь благодаря удовлетворению интересов и устремлений других участников этого же процесса.

Истинная совместная деятельность – это искренняя радость за успехи других. Это мысль о том, что только работая вместе, можно достичь самых высоких результатов.

Это большой шаг прямиком от наших каждодневных эго-устремлений по направлению к взаимоуважению и взаимопомощи. Именно такой вид коммуникации способен вывести нас на дорогу, ведущую к великим свершениям.

Психологические исследования подтверждают, что при активном взаимодействии индивидуальные качества каждого члена команды усиливаются. То есть бывает так, что отдельная личность в составе группы выполняет намного больший объём работы, нежели человек трудился бы в одиночку.

Поэтому люди начинают общаться, вступают в союзы, создают организации. Иногда без соперничества не обойтись, но мудрый человек прекрасно знает, где провести грань между соперничеством и сотрудничеством.

Основные типы совместной деятельности

Каждый день мы взаимодействуем с огромным числом людей: дома с семьёй, на работе с коллегами, в транспорте с пассажирами, на улице с незнакомцами, в кафе с персоналом и так далее, поэтому формы сотрудничества между людьми многообразны.

Основные виды сотрудничества на сегодняшний день:

  • Дружба.
  • Любовь.
  • Семья.
  • Деловое партнёрство.
  • Организационно-правовое сотрудничество.
  • Солидарность.
  • Союз между партиями и государствами.
  • Сотрудничество между фирмами.

Список можно ещё долго продолжать, но пока мы остановимся на этом.

Настоящая взаимовыручка — это единство формы (объекта сотрудничества) и содержания (средств для обмена).

Любовь или дружба - это формы взаимодействия, в основе которых абсолютно отсутствуют такие проявления, как корысть, расчёт, эгоизм, в то время как экономическая сделка или деловое партнёрство строятся лишь на расчете и выгоде.

Международное сотрудничество демонстрирует нам взаимозависимость государств и организаций друг от друга. Развитие международных отношений способствовало созданию политических, экономических, природоохранных, культурных и религиозных механизмов взаимодействия.

Отличительной чертой положительного содействия является общая заинтересованность её участников, выгодное взаимодействие для всех членов. Никто не должен быть ущемлён, т.е. каждая сторона получает то, что признает для себя подходящим, достойным и обоснованным.

Следует отметить, что сотрудничество любого характера соответствует четырём характеристикам:

  • Всегда обусловлено общей целью и причинами, которые предстают в качестве внешних по отношению к взаимодействующим командам или людям.
  • Ярко выражено, т.е. за ним можно наблюдать; сотрудничество в основном предполагает обмен вербальными символами и знаками, которые воспринимаются обратной стороной.
  • Оно чаще всего привязано к какой-то определённой ситуации или к неким временным условиям, таким как встреча деловых партнёров, празднование дня рождения матери и т.п.
  • Оно имеет субъективную направленность, выраженную благодаря участникам группы.

Хотелось бы отметить, что по-настоящему взаимовыгодное сотрудничество - это всегда . Но это не обыденное общение, а создание по крупицам огромного пазла, в формировании которого участвует несколько лиц. В итоге получается прекрасная общая картина, плод этой деятельности.

Построение правильных взаимоотношений

Каким бы стрессоустойчивым и эмоционально стабильным ни был человек, когда он находится в конфликте с кем-либо, это вряд ли добавит ему энергии для выполнения поставленных целей. Постоянное напряжение в коллективе отражается на всех участниках, независимо от того, кто является зачинщиком ссоры. Конфликты при тесном сотрудничестве как минимум являются причиной плохого настроения людей, а в худшем случае ведут к прекращению взаимоотношений и сотрудничества вообще.

Существуют методы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и выстроить долговременное сотрудничество между людьми.

Очень важно наличие общей цели. Именно общей, которая желанна и для вас, и для ваших партнёров. На фоне грядущих достижений ссоры будут казаться пустяком, на который просто не стоит обращать внимания и который лишь мешает двигаться вместе дальше. Важно, чтобы каждый член группы чётко понимал свою роль и алгоритм действий по направлению к цели.

В цивилизованном мире все проблемы можно решить простым разговором. Например, собрать «круглый стол», сесть всем вместе и дать возможность каждому высказаться. Так можно избежать многих недомолвок в будущем и общими усилиями развеять сомнения товарищей.

Так как вы сотрудничаете с другими людьми, каждый из которых является личностью с особыми интересами и своей внутренней жизнью, необходимо быть толерантным по отношению к другим, следить за своим поведением, быть сдержанным, не высказывать жёсткой критики в адрес другого. Порой один недобрый взгляд может причинить оппоненту боль.

Если сотрудничество строится на взаимоподдержке, помощи, намерении считаться с интересами партнера, на желании укрепить, стабилизировать отношения, то подобная связь принесёт много плодов, и наверняка для ссор даже повода не возникнет.

Иногда очень важно идти на уступки во благо достижения совместной цели. Все люди не идеальны, каждый имеет свой взгляд на мир. Но порой стоит прислушаться к своим союзникам, а свою идею придержать на некоторое время. Это поможет избежать столкновения интересов при сотрудничестве. Очень важно подкреплять длительное взаимовыгодное сотрудничество такими методами взаимообмена, как верность, благодарность, уважение и поддержка.

Общие выводы

Сотрудничество является неотъемлемой частью нашей жизни. Чтобы сделать его успешным, приложить усилия необходимо всем участникам данного процесса. Если при взаимодействии участники демонстрируют свои чувства, благодарность, потребность во взаимодействии, желание уступить, внимательность по отношению к коллегам и целеустремлённость, то такое сотрудничество обязательно приведёт к осуществлению любых целей!

Плодотворное сотрудничество государств, компаний, организаций сделает наше общество более благополучным и развитым, а отношения, основанные на взаимообмене, лишь обогатят каждую из сторон. Благодаря сотрудничеству человек сможет взрастить в себе самые лучшие качества и использовать их на благо других. Автор: Дарья Сергеева

Лейтмотивом принятого в 1986 г. Единого европейского акта была введенная им новая для того времени законодательная процедура - процедура сотрудничества. Данная процедура более сложная, чем процедура консультаций, и роль Европейского парламента при принятии решений в процедуре сотрудничества значительно выше. Определенное сходство процедура сотрудничества имеет с процедурой совместного принятия решений, однако процедура сотрудничества значительно проще нее. Справедливо будет отметить, что "процедура совместного принятия решений является логическим продолжением процедуры сотрудничества". Так же как и процедура совместного принятия решений, процедура сотрудничества описывается в специальной статье - ст. 252 Договора о ЕС.

Процедура сотрудничества начинается, что совершенно естественно, с правотворческой инициативы Комиссии. Проект решения направляется в Европейский парламент и в Совет. Далее Европейский парламент дает заключение по проекту решения (так называемое первое чтение) и направляет его Совету. В случае получения положительного заключения парламента Совет утверждает решение. При негативном заключении Европейского Парламента Совет на основе изложенных в заключении замечаний вырабатывает общую позицию (одобряя ее квалифицированным большинством) по проекту решения и направляет ее Европейскому парламенту.

Европейский парламент рассматривает общую позицию (так называемое второе чтение), и по результатам рассмотрения далее процедура может развиваться следующим образом.

Если Европейский парламент дает положительное заключение по общей позиции или не рассматривает ее в течение трех месяцев, то Совет безусловно утверждает решение квалифицированным большинством голосов.

Если Европейский парламент дает отрицательное заключение по общей позиции, на основе абсолютного большинства голосов отклоняет ее (отлагательное вето), то Совет единогласно может утвердить решение, игнорируя отрицательное заключение Европейского парламента по общей позиции.

Если Европейский парламент абсолютным большинством голосов вносит поправки к общей позиции, то данные поправки направляются Комиссии. Комиссия в течение месяца рассматривает данные поправки и направляет предложения по ним в Совет.

Совет либо квалифицированным большинством утверждает решение с поправками Европейского парламента и с учетом предложения Комиссии, либо единогласно, отклоняя поправки с предложениями, утверждает решение в редакции общей позиции. На каждую стадию процедуры дается не более трех месяцев (за исключением специального срока для рассмотрения Комиссией поправок Европейского парламента по общей позиции - один месяц). По общему согласию Совета и Европейского парламента имеется возможность продления срока максимально еще на один месяц.

Некогда процедура сотрудничества была одой из наиболее распространенных при принятии решений.

Маастрихтский, а затем Амстердамский договоры свели применение данной процедуры к минимуму. Сегодня она используется только при принятии некоторых решений по экономическому и валютному союзу (ст. 99, 102, 103, 106 Договора о ЕС).

Снижение значимости процедуры сотрудничества не позволяет включить ее в число основных законодательных процедур Европейского Союза. После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. эта процедура должна полностью исчезнуть.

Партнерство и взаимодействие между компаниями - необходимое условие бизнеса

  • ? Понятие и основные теории межфирменных взаимоотношений.
  • ? Виды партнерства и сотрудничества.
  • ? Основные характеристики сотрудничества и их анализ.

В условиях современной экономики значимость межфирменного взаимодействия, формирования партнерств и различных видов сотрудничества обусловлена желанием компаний быть успешными как на локальных, так и международных рынках, а также поиском конкурентного преимущества, так как сотрудничество позволяет компаниям обеспечить себе доступ к необходимым ресурсам, занять определенное положение на рынке, использовать знания, накопленные партнерами.

Как правило, компании создают межфирменные партнерства в целях:

  • ?увеличения инновационного потенциала при помощи комбинаций внешних и внутренних ресурсов, в том числе знаний;
  • ? сокращения издержек на создание и внедрение новых продуктов, технологий;
  • ? формирования продуктовых платформ, позволяющих быстро разрабатывать новые продукты, снижать общие затраты.

Совокупность сети партнерств поставщиков, потребителей, субподрядчиков, исследовательских центров, университетов, логистических операторов и других организаций называют «созвездием создания ценности» . Создание ценности, в свою очередь, представляет собой и результат процесса производства, и ресурс для дальнейшего производства.

Теоретические концепции межфирменного взаимодействия базируются на теориях трансакционных издержек, ресурсной зависимости, эволюционной теории и теории отраслевых рынков.

Фундаментальными теориями межфирменных взаимоотношений считается теория трансакционных издержек 0. Уильямсона, а также теория ресурсной зависимости Дж. Пфеффера и Дж. Саланчика. Согласно данным теориям, кооперация является результатом стремления компаний сократить издержки и уменьшить риски.

С позиции ресурсной теории межфирменная кооперация - это способ объединения имеющихся у компаний ресурсов, результатом которого может быть расширение ресурсного портфеля участников кооперации, а также появление дополнительного эффекта от масштаба. Таким образом, чем с большим числом различных по типу партнеров она кооперирует свою деятельность, тем большую выгоду она получит.

Развитие теории формирования партнерств и сотрудничества привело к формированию концепции «межфирменных взаимоотношений».

Межфирменные взаимоотношения можно определить как сумму обменов и контрактов между партнерами в течение определенного периода времени на основе выбранного партнерами механизма координации взаимоотношений, а также намерений сторон о будущем взаимодействии, основанном на взаимопонимании.

Виды партнерства и сотрудничества

Развитие партнерских отношений предполагает их разнообразные форматы. Участники сами определяют и выстраивают свои стратегии взаимодействия с партнерами. Совокупность форматов взаимоотношений - от единичных транзакций до вертикальной интеграции - была названа Ф. Уэбстером континуумом взаимоотношений (рис. 2.7).

Рис. 2.7.

Рассмотрим более подробно представленные на рисунке виды.

Единичные трансакции - отправной точкой по Уэбстеру является трансакция между двумя экономическими субъектами в конкурентном рынке. При совершенном рынке вся деятельность экономической организации проводится как набор дискретных, рыночных трансакций и практически вся необходимая информация содержится в цене продукта.

В парадигме традиционной микроэкономической максимизации прибыли фирма занимается рыночными трансакциями при необходимости обеспечения ресурсами (труд, капитал, сырье и т.д.), которые требуются для производства товаров и услуг. Каждая трансакция по существу является независимой, и фирма руководствуется исключительно ценовым механизмом свободного, конкурентного рынка, стремясь купить по самой низкой возможной цене. «Чистые» трансакции являются довольно редкими, хотя они знаменуют начало континуума.

Помимо расходов, связанных с назначенной ценой, возникают издержки, связанные с проведением самой трансакции. В эти расходы включаются расходы на определение самой низкой цены, ведение переговоров и заключение контрактов, мониторинг эффективности работы поставщиков, включая качество и количество доставленных грузов. Возникает вопрос: почему, невзирая на наличие трансакционных издержек, фирма продолжает операции на конкурентном рынке, в то время как у нее имеется возможность интернализации существенной доли обменов. Роберт Коуз предположил, что внутренние процессы создания ценности ведут к понижению эффективности предпринимательской функции и к неверному распределению ресурсов между теми сферами деятельности, в которых компания явно не могла бы тягаться со специализированными фирмами.

Повторяющиеся трансакции. Следующим шагом взаимоотношений являются повторяющиеся трансакции, которые предполагают достаточно частый обмен между компанией и клиентом. На данном этапе появляются зачатки доверия и лояльности.

Клиентам проще и удобнее совершать покупки в одном и том же магазине, приобретая уже знакомый продукт, сводя тем самым к минимуму время и силы, требующиеся для получения и обработки информации о вариантах выбора. Устанавливая более или менее постоянные отношения с поставщиками, клиенты имеют возможность выторговать более выгодные условия трансакций.

Долгосрочный контракт - в долгосрочных отношениях «покупатель - потребитель» цены становятся результатом взаимозависимости и, соответственно, определяемого уровня не только рыночными силами конкуренции. Особый смысл в этом случае приобретают качество, ритмичность поставок и техническая поддержка. Глобальная конкуренция вынудила многие компании перейти от конкурентных отношений с продавцами и покупателями к более тесному, характеризуемому большей взаимозависимостью партнерству.

Партнерства «потребитель - поставщик». На следующем шаге вдоль континуума доверие между контрагентами настолько высоко, что потребитель больше не рассматривает компании из рынка, а опирается на одного или нескольких производителей, обязующихся поставлять продукт 100%-ного качества в объемах и количествах, необходимых для обеспечения работы предприятия по крайне жесткому графику. Такая опора на сеть коллективных поставщиков в системе всеобщей взаимозависимости обеспечивает повышение качества продукции и уменьшение издержек на создание материально-производственных запасов. Входящие в группу компании обеспечивают взаимовыгодные долгосрочные отношения, могут владеть определенной долей собственности своих партнеров, как символ долговременного устойчивого характера сотрудничества. Эта устойчивость способствует созданию единого информационного пространства среди партнеров.

Стратегические альянсы. В некоторых случаях партнерские отношения между поставщиком и его клиентом приобретают форму совершенно нового предприятия, подлинного стратегического альянса. Одной из существеннейших его особенностей является ориентация всех участников союза на достижение некой стратегической цели. Наличие долгосрочной цели и отличает данную форму межфирменной кооперации от всех рассмотренных нами образований. Как отмечают Дж. Девлин и М. Бликли, «стратегические альянсы возникают в контексте долгосрочного стратегического плана компании и имеют целью улучшение или резкое усиление ее конкурентоспособности». Другая важная особенность стратегических альянсов - совместное использование ресурсов.

Существует несколько типов стратегических альянсов. Некоторые из них призваны обеспечит непрерывное обеспечение производства сырьем, комплектующими или услугами. Другие образуются между потенциальными конкурентами для того, чтобы сотрудничать в разработке смежных или конвергентных технологий, в разработке нового продукта или класса продуктов, или освоения нового рынка. Некоторые союзы образуются между производителями и реселлерами. Стратегические альянсы куда ближе к иерархической границе континуума, однако им совершенно не свойственна интернализация функций внутри фирмы. Напротив, они образуют отдельную единицу, которая должна находиться под бюрократическим и административным контролем.

Сетевые организации - комплексные многосторонние организационные структуры, возникающие на основе стратегических альянсов, обычно сочетающиеся с другими формами организации, такими как отделения, филиалы, или перепродавцами добавленной стоимости.

Основной характеристикой сетевой организации является ее конфедеративное устройство. Она представляет собой свободную гибкую коалицию, управляемую из единого центра, который берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координация финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенции и стратегии, а также соответствующие вопросы менеджмента, развитие отношений с потребителями и управление связывающими сеть воедино информационными ресурсами. Другая важная функция центра состоит в определении, разработке и установке стержневой компетенции, позволяющей фирме успешно конкурировать с другими участниками глобального рынка. Важнейшей стержневой компетенцией сетевой организации является способность развивать и контролировать стратегическое партнерство с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и т.д. Сетевая парадигма исходит из предположения, что каждая часть процесса или функции должна

Рис. 2.8. Форматы взаимодействия партнеров Источник: Hougaard, Bjerre, 2002.

находиться в компетенции специализированной, независимой структуры, эффективно организованной и управляемой, что позволяет ей находиться на мировом уровне.

При этом в рамках сотрудничества партнеры могут выбрать наиболее подходящий формат взаимоотношений: обмен (уровень транзакции), взаимодействие (уровень взаимоотношений), интеграция (объединение бизнес-процессов) (рис. 2.8).

Основные сравнительные характеристики представленных форматов взаимоотношений представлены в табл. 2.2.

Сравнительная характеристика форматов взаимоотношений в рамках партнерств

Таблица 2.2

Показатель

Формат взаимодействия партнеров

взаимодействие

интеграция

Экономическая трансакция

Интерактивное взаимодействие партнеров с целью развития, взаимной выгоды

Взаимосвязанные отношения с целью взаимной выгоды, обмена ресурсами и пр.

Коммуникации

Безличные, дистанционные

Близкое взаимодействие, основанное на приверженности, доверии

Межличностные и организационные

Продукт или бренд

Взаимодействие на индивидуальном уровне

Взаимосвязанные отношения между компаниями интегрированной группы

Управленческие инвестиции

Развитие способностей компании в области управления портфелем продуктов, ценообразования, продвижения

Инвестиции в установление и развитие отношений в области коммуникаций, с другой стороной

Инвестиции в создание позиции компании в бизнес-партнерстве компаний

Уровень управления

Функциональные менеджеры (маркетологи, специалисты по продажам, бренд- менеджеры)

Представители разных уровней, служб и функций в компании

Высшее руководство компании

Различные формы сотрудничества создают различные организационные формы и виды сотрудничества, в пределах которых используются механизмы интеграции. Среди механизмов интеграции выделяют вертикальную интеграцию, горизонтальную и формирование платформ.

Под вертикальной интеграцией понимают объединение компаний в цепочке процессов производства товаров и услуг, например, производство сырья, его переработка, производство продукции, сбыт и доставка.

Вертикально интегрированные компании контролируются одним владельцем. Каждая компания в производственной цепочке специализируется на производстве отдельных продуктов, частей продукта (узлов) или услугах для удовлетворения общих потребностей. При этом необходим четкий организационный дизайн, позволяющий компаниям понимать интерфейс взаимодействия друг с другом, так как интеграция модулей продукта зачастую довольно сложна. Таким образом, сотрудничество в разработке продукта в вертикально интегрированных структурах, основанное на специализации, создает потребность в разработке механизма взаимодействия между компаниями, т.е. интерфейсе такого сотрудничества.

Ярким примером вертикально интегрированной компании является агропромышленная компания «Мираторг». Компания сосредоточила такую производственную цепочку: выращивание продукта, сбор, его переработка, сортировка, упаковка, хранение, транспортировка и, наконец, продажа продукта конечному потребителю. Так, компании принадлежат 2 зерновые компании (381 000 га обрабатываемых площадей в 2013 г.); 4 комбикормовых завода (1 460 тыс. т кормов в год); элеваторы (мощности по единовременному хранению более 200 тыс. т зерна); 19 птицеводческих площадок и бройлерных птицеферм; 27 свинокомплексов; 33 фермы крупного рогатого скота; предприятие по убою и первичной переработке птицы мощностью 100 тыс. т продукции в год, расположенное в Брянской области, предприятие по убою и первичной переработке свинины мощностью 300 тыс. т продукции в год, расположенное в Белгородской области, предприятие по убою и первичной переработке КРС мощностью 130 тыс. т продукции в год, расположенное в Брянской области, завод по производству мясных полуфабрикатов (60 тыс. т в год, торговые марки «Мираторг» и GurMama), расположенный в Калининградской области; 6 низкотемпературных автоматизированных складов (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Самара, Воронеж; транспортная компания (более 1 тыс. единиц спец- техники); дистрибьюторская компания; сеть розничных магазинов «Мираторг». Фирма, контролирующая все или несколько звеньев подобной цепи, будет вертикально интегрированной.

Выделяют три вида вертикальной интеграции: вертикальная интеграция «вперед», «назад» и сбалансированная вертикальная интеграция.

Вертикальная интеграция «вперед» - получение контроля над компаниями, которые находятся ближе к конечному потребителю (или к последующему сервису и ремонту).

Вертикальная интеграция «назад», напротив, получение контроля над компаниями, которые производят сырье, необходимое при производстве продуктов.

Сбалансированная вертикальная интеграция - стремление получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку.

Так, компания «Мираторг» является примером сбалансированной интеграции.

Противоположность вертикальной интеграции - горизонтальная.

Горизонтальная интеграция - это взаимодействие компаний, производящих одни и те же товары и услуги.

В горизонтальных интегрированных структурах сотрудничество между компаниями обусловлено желанием разработки новой технологии или продукта, но отсутствием возможности сделать это самими. Сотрудничая, они могут разделить затраты и, таким образом, разработать новую технологию, продукт и пр. С помощью внутрифирменного сотрудничества они создают потенциал, чтобы достичь эффекта масштаба в развитии и производстве новых продуктов.

Примером горизонтальной интеграции является крупнейшая российская кондитерская группа «Объединенные кондитеры». Группа контролирует 18 кондитерских предприятий:

  • 1. ОАО Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»;
  • 2. ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский» (Москва);
  • 3. ОАО «Рот Фронт» (Москва);
  • 4. ОАО Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна»;
  • 5. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика»;
  • 6. ЗАО «Кондитерская фабрика им. К. Самойловой» (Санкт-Петербург);
  • 7. ОАО «Южуралкондитер» (Челябинск);
  • 8. ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» (Нижний Новгород);
  • 9. ОАО Благовещенская кондитерская фабрика «Зея»;
  • 10. ОАО «Воронежская кондитерская фабрика»;
  • 11. ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика»;
  • 12. ОАО Кондитерская фабрика «Такф» (Тамбов);
  • 13. ЗАО Шоколадная фабрика «Новосибирская»;
  • 14. ЗАО Фабрика «Русский шоколад» (Москва);
  • 15. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Рязань (бывшая «Рязанская кондитерская фабрика»);
  • 16. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Коломна;
  • 17. Филиал ОАО «Красный Октябрь» в г. Егорьевск;
  • 18. Филиал ОАО «Южуралкондитер» в г. Златоуст (бывшая «Златоустовская кондитерская фабрика»).

Все эти компании находятся в одной и той же отрасли промышленности, на одной и той же ступени производства и являются примером горизонтальной интеграции.

Главной целью горизонтальной интеграции является усиление рыночных позиций. Например, объединение российских кондитерских фабрик произошло как реакция на усиление конкуренции со стороны западных кондитерских компаний, пришедших на российский рынок. Такая интеграция позволила «Объединенным кондитерам» добиться экономии на масштабе, расширить спектр производимых товаров и услуг, диверсифицировать внутренний рынок, сформировать новые конкурентные преимущества и занять одно из лидирующих положений на рынке.

Вместе с тем, как мы уже упомянули, партнерские отношения требуют анализа их эффективности. Общей характеристикой взаимосвязей компаний является взаимозависимость, определяющая вовлеченность сторон, готовность к адаптации и совместной работе. Взаимодействие компаний может происходить как на уровне общей структуры управления, так и на внутриорганизационном уровне. Ключевой моделью анализа взаимодействия считают модель ARA, разработанную группой IBM, название которой отражает первые буквы основных составляющих модели: actors - участники партнерства, resources - ресурсы партнерства, activities - процессы, деятельность участников партнерств.

Все рассмотренные составляющие модели - ресурсы, участники и процессы взаимодействия - следует анализировать как на уровне топ менеджмента компании, так и на внутриорганизационном уровне - внутренних подразделений компании (рис. 2.9).


Рис. 2.9. Модель анализа взаимоотношений в контексте компаний партнерства

Анализируя современную литературу, посвященную межгосударственному сотрудничеству, Э. Милнер приходит к выводу о значительных успехах в этой области за последнее десятилетие. При этом она особо выделяет два важнейших, с ее точки зрения, теоретических достижения.

Первое: несмотря на продолжающиеся и сегодня дискуссии, в научном сообществе сформировалось согласие по поводу понятия межгосударственного сотрудничества. Вслед за Р. Кохейном многие ученые определяют сотрудничество как ситуацию, "когда одни акторы регулируют свое поведение в соответствии с фактическими или ожидаемыми предпочтениями других через процесс взаимной координации политик". Иначе говоря, межгосударственное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общие цели государств-партнеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод. "Каждый актор не обязательно помогает другому, но, делая это, он ожидает улучшения своей собственной ситуации, что ведет к взаимной координации государственных политик". Такое понимание важно потому, что позволяет найти границы не только между сотрудничеством и соперничеством, или конфликтом, которые подразумевают линию поведения, имеющую целью уменьшить выгоду других или направленную на то, чтобы помешать им удовлетворить их интересы. Оно дает возможность отличать сотрудничество от не сотрудничества как одностороннего поведения, в котором акторы не учитывают последствий своих действий для других, а также от бездействия, если оно не уменьшает отрицательных последствий для политик каждой из сторон.

Наличие консенсуса относительно содержания понятия "межгосударственное сотрудничество" дает возможность создания хотя бы первичной классификации кооперативных ситуаций. С этой точки зрения могут быть выделены следующие типы межгосударственного сотрудничества: переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политик (формальные договоры и соглашения о деятельности); неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику,- но одновременно корректирует и свою собственную; создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии.

Другое важное достижение последних исследований в области межгосударственного сотрудничества, которое подчеркивает Милнер, - это выработка гипотез об условиях, при которых сотрудничество между государствами становится наиболее вероятным. Хотя эти гипотезы и не составляют комплексной теории межгосударственного сотрудничества, они предлагают серию переменных, каждая из которых делает сотрудничество более вероятным, а их анализ и эмпирическая проверка способны продвинуть создание указанной теории и, следовательно, развитие теории международных отношений в целом.

Милнер называет и анализирует шесть таких гипотез. Первая - "гипотеза взаимности", основным содержанием которой является ожидание государствами выгод от сотрудничества и опасение потерь и даже наказаний в случае уклонения от него. Вторая - "гипотеза о количестве акторов", с точки зрения которой перспективы сотрудничества возрастают с уменьшением числа взаимодействующих государств. Третья - "гипотеза итерации", с позиций которой возможности вступления государств на путь сотрудничества связаны с длительностью их взаимодействия. Четвертая - "гипотеза о международных режимах", или о нормах, принципах и процедурах принятия решений, совокупность которых представляет собой центры межгосударственного сотрудничества. Пятая - "гипотеза эпистемических сообществ", т.е. сотрудничества профессиональных экспертов, разделяющих общее понимание проблемы и пути ее решения. Шестая - "гипотеза асимметрии силы", которая имеет сходство с так называемой гегемонистской теорией стабильности и с позиций которой сотрудничество более вероятно, если в наличии имеется сильное и заинтересованное государство (гегемон).

Основной недостаток указанных гипотез Э. Милнер усматривает в том, что они не уделяют внимания внутренним источникам межгосударственного сотрудничества (и в этом смысле ее позиции близки к позициям некоторых представителей социологического подхода). Однако, прежде чем более подробно анализировать вклад последнего, стоит кратко рассмотреть особенности исследования межгосударственного сотрудничества в рамках наиболее авторитетных в настоящее время теоретических парадигм.