Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Почему закипает кровь святого януария. Неаполитанский собор - окончание

Почему закипает кровь святого януария. Неаполитанский собор - окончание

Объяснимо ли чудо святого Януария?

Объяснимо ли чудо святого Януария?
Сведения о житии святого Януария содержатся в двух средневековых документах: «Болонских актах» VI- VII веков и «Ватиканских актах» VIII-IX веков. Согласно им, будущий святой родился во второй половине III века в знатном семействе Януариев: его родовое имя свидетельствовало, что семья считала своим покровителем языческого бога Януса. Но сам Януарий, когда вырос, сделал свой выбор: стал христианином, а со временем - и епископом города Беневенто.
Однажды, узнав, что один из его сподвижников, диакон Созий, арестован и содержится в городке Мизено, Януарий с диаконом Фестом и чтецом Дезидерием отправились, чтобы навестить его в тюрьме. Созий попал за решетку, поскольку вел борьбу с сивиллами - прорицательницами, пользовавшимися большой популярностью среди народа. Жители Римской империи спрашивали у них совета и получали ответ в стихотворной форме. Поэтому оппозиция к сивиллам диакона Созия вызывала возмущение среди их сторонников. Януарий выступил с протестом против ареста единомышленника. И хотя против него самого каких-либо обвинений выдвинуто не было, сам факт посещения друга в тюрьме вызвал подозрения у тогдашнего наместника провинции Кампанья Тимофея, которому в этом померещился заговор. Скорее всего, служака императора просто хотел отличиться и перед Диоклетианом - правителем Рима, всячески преследовавшим христиан. В результате святому Януарию, без особых на то причин, был вынесен смертный приговор.
Однако умертвить святого удалось, отнюдь не сразу. Вначале Диоклетиан приказал бросить его вместе с единомышленниками в горящий очаг, который держали пылавшим в течение трех дней, но Януарий и его друзья вышли оттуда невредимыми. Потом его бросили на растерзание диким зверям, и вновь ничего не вышло: звери, словно домашние кошки, начали лизать ноги святого. Дальше решили не экспериментировать, и святой был просто обезглавлен. Но и тут не обошлось без казусов. Палач, который должен был осуществить казнь, внезапно ослеп. Януарий его исцелил. Когда к палачу вернулось зрение, он все же отрубил голову Януарию и его соратникам. Однако семена Христовой веры были посеяны в душах присутствующих при этих событиях. Пятьсот человек, собравшихся посмотреть казнь, увидев явные чудеса, совершенные святым, обратились в христианство. Тогда же, после казни, одна из христианок по имени Эузебия собрала кровь Януария в два сосуда. Это случилось 19 сентября 305 года.
Несколько дней спустя Януарий явился одному из жителей Неаполя и сказал, где находится его голова (после того как святому отрубили голову, она закатилась в кусты). Когда этот христианин нашел голову Януария, к нему подошла Эузебия с сосудами, содержащими кровь святого. В этот момент успевшая уже засохнуть кровь вновь стала жидкой. Так произошло событие, удивляющее людей и поныне.
Святой Януарий стал весьма почитаем в Италии, его голова и кровь находятся в кафедральном соборе Неаполя, в часовне, посвященной чудесному избавлению этого города от чумы в 1526 году.
Священная для итальянцев реликвия хранится в двух стеклянных емкостях, помещенных в цилиндр из серебра и стекла диаметром 20 сантиметров. Эти небольшие емкости IV века с кровью святого лежат в металлическом шкафу. Тот из сосудов, что побольше, заполнен кровью на две трети. В меньшем крови совсем немного. Оба запечатаны очень твердой замазкой, похожей на глину, в том же IV веке. Распечатать их, не повредив, невозможно, и это затрудняет изучение реликвий современными исследователями.
В 1389 году, на празднике Вознесения Девы Марии, епископ города впервые продемонстрировал собравшимся горожанам священные реликвии. И тут произошло неожиданное. Кровь, которая за тысячу с лишним лет почти затвердела, поднесенная к голове Януария, вновь стала жидкой, словно недавно вытекла из тела. А потом снова загустела.
Так обнаружили, что сгусток крови может изменять плотность и заполнять разный объем в сосуде - иногда лишь немного поднимаясь, а иногда заполняя всю емкость. Меняется и цвет крови - от ярко-алого до темного или ржавого. Процесс перехода вещества из одного состояния в другое может занимать самое разное время - от нескольких секунд до нескольких минут или даже часов.
19 сентября каждого года, в годовщину завершения мной жизни святого Януария, около собора Неаполя собирается множество людей, желающих прикоснуться этой волнующей тайне. Увидеть чудо своими глазами можно на протяжении следующих восьми дней, пока кровь пребывает в жидком состоянии. Потом на ее поверхности появляются пузырьки, и она вновь становится сгустком. Это явление также повторяется 16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году благодаря заступничеству святого, и в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, - в день перенесения святых реликвий Януария из селения Агро-Марчано в неаполитанские катакомбы.
В 2005 году произошло юбилейное чудо - 19 сентября того года исполнилось 1700 лет со дня казни святого Януария.
С чем же связано это загадочное явление, происходящее в определенные дни года, когда высохшая кровь изменяет цвет, объем и плотность, внезапно становясь едкой? Почему засохший комок превращается в кровь зависимо от сезона - весной, осенью и зимой, какая бы температура ни стояла в соборе? И наконец, почему о чудо случается не всегда?
В мае 1979 года кровь святого Януария так и осталась стой, несмотря на то что капсула была выставлена:оборе целую неделю. Для местных жителей это было дурным предзнаменованием: после подобного случая в 1527 году произошла эпидемия чумы, жертвами которой стали сорок тысяч человек. После же напрасных ожиданий чуда в 1979 году произошло сильное землетрясение на юге Италии, тогда погибли три тысячи человек. Впрочем, в последующие «неудачные» годы (1981, 1988, ежегодно с 1991 по 1995, 1999, 2004 и 2006 годы), когда собравшиеся в церкви Санта-Кьяра тысячи прихожан так и не дожидались повторения привычного превращения крови, никаких бедствий не последовало.
Когда чуда не происходит, прихожане ведут себя довольно своеобразно: стоящие в храме отдельной группой пожилые женщины в черных одеждах начинают грубо ругаться. Их называют «тети святого Януария», и они должны упрекать своего «племянника», не стесняясь в выражениях, для того чтобы он сделал то, чего от него все так ждут.
Эта история с превращением засохшей крови в жидкость противоречит законам физики и физиологии. Ученые не могут дать ответ о природе этого явления, происходящего на протяжении вот уже семнадцати столетий, несмотря на многочисленные лабораторные исследования. Однако версии звучат разные.
Начало исследованиям было положено еще в 1902 году, когда профессор Спериндео провел некоторые опыты, не вскрывая сосудов. Ученый установил, что превращение густой субстанции в жидкую не зависит от температуры. Далее он провел спектральный анализ вещества и пришел к заключению, что в нем может содержаться оксигенизированный гемоглобин, то есть вещество, содержащееся в старинных сосудах, действительно очень похоже на кровь.
В конце XX века итальянские химики Луиджи Гарласкелли, Франко Рамаччини и Серджио делла Сала выдвинули более прозаическую версию: они предположили, что кровь святого Януария изменяет свою вязкость при механическом воздействии, то есть, говоря попросту, от встряски, которая происходит всякий раз, когда священник достает сосуд с кровью из ящика, где он хранится. Это свойство называется тиксотропией. Ученые пришли к такому мнению, установив, что время от времени чудо происходило, когда его никто не ждал, вне торжественных дней, например когда сосуд переносили с места на место, чтобы почистить хранилище. Таким образом, по версии исследователей, ни молитвы верующих, ни приближение сосуда с кровью к голове Януария совсем не обязательны для свершения чуда
В качестве эксперимента химики прибегли к моделированию похожего вещества. Они синтезировали красновато-коричневый гель, который в состоянии покоя густел, а при встряхивании снова становился жидким. Его компоненты оказались довольно простыми и доступными людям Средних веков: вода, известковый мел, поваренная соль и хлорид железа. На первых порах ученых озадачило наличие железа, однако по ходу дела был установлен источник его происхождения: хлорид железа содержится в лаве вулкана Везувий, который расположен неподалеку от Неаполя.
Доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло - ученые из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений - пришли к похожему умозаключению: в чаше со времен Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO (ОН). Внешне он напоминает кровь, а при встряхивании этот темно-коричневый, почти твердый гель становится жидким.
Но эти эксперименты все же не смогли разгадать загадку святого Януария. Остался вопрос: почему вещество, синтезированное учеными, превращается в жидкость каждый раз, когда его встряхивают, притом что кровь Януария становится жидкой далеко не всегда? Под вопросом остается и срок годности продукта, изготовленного учеными: во что он превратится спустя несколько сот лет, сможет ли сравниться по долговечности с кровью святого Януария?
Итальянский ученый Гастон Ламбертини, проводивший многолетние исследования артефакта, утверждает, что явлению нельзя дать какое-либо научное объяснение, и отзывается о нем так: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и растворение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы, - на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону природы, не могущему объяснить того, что сверхъестественно. Кровь святого Януария - это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни вечной и воскресения».
Как бы там ни было, ритуал, заставляющий трепетать сердца паломников, повторяется вот уже больше тысячи семисот лет. Епископ Неаполя в кафедральном соборе города, как и много веков назад, поднимает сосуды, объявляя присутствующим: «Чудо свершилось!» - и показывает ставшую жидкой кровь. Многие из собравшихся там людей встают на колени. В жизни всегда есть место чуду.

В средние века принято было собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь содержалась в пиалах, где она скоро высыхала и превращалась в корку. Но иногда она ненадолго опять делалась жидкой. Подчас, теряя твердость, засохшая кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случается даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

Это чудо, образно называемое «закипанием крови», происходило несколько раз в год в Неаполе, где в местном соборе находятся две пиалы с кровью святого Януария, легендарного мученика IV столетия от Рождества Христова. Чудо святого Януария остается загадкой и для науки, и для религии. Но чтобы понять это чудо, требуется сначала разобраться в легенде, стоящей за ним. Ведь как и в случаях со многими другими загадочными явлениями, здесь присутствуют и факты, и вымысел.

Святой Януарий родился в конце III века. Он был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя слово Божие, чем вызвал гаев римского императора Диоклетиана, яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городском амфитеатре. Львы, согласно легенде, не напали на святителя. Тогда 19 сентября всех местных христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Традиционно считается, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови. Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах близ Неаполя. В его честь позднее воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом становилась жидкой, и это продолжается по сей день.

Видимо, вся эта история – лишь отчасти правда. Историки имеют не много точных сведений о святом Януарий. Но доподлинно известно, что такой мученик существовал и был казнен в 305 году, а вот рассказ о том, как была сохранена его кровь, похоже, был прибавлен к легенде столетия спустя, может быть уже в средние века. Церковные ученые также знают, что тело Януария было зарыто неподалеку от города Марчиано, у дороги, ведущей из Поццуоли в Неаполь. Приблизительно в 420 году по приказу епископа тело отрыли и перевезли в Неаполь, где в честь святого были установлены церемонии, проводимые каждый год в мае и сентябре. В 831 году мощи мученика захватил один дворянин из Беневенто, но он позволил, чтобы череп остался в Неаполе. Останки святого перевозились по всей Италии несколько веков и, наконец, вернулись в Неаполь только в конце XIII столетия. Тогда же король Неаполя Карл II приказал построить в честь святого собор.

Приблизительно в это же время две пиалы высохшей крови становятся частью мощей. Неизвестно, путешествовали ли они по стране вместе с другими останками, но примерно в середине XIII столетия две пиалы крови, якобы принадлежащей святителю, оказались в Неаполе и были сочтены подлинными реликвиями. Часовня, которую начали строить в 1608 году рядом с собором, куда окончательно поместили череп мученика, была закончена только в 1646-м. С этих пор череп хранится там, отдельно от остальных мощей. Он находится в серебряном реликварии и уже несколько веков служит предметом поклонения. Празднества в честь святого Януария все еще справляются и поныне, будучи узаконенными в 1337 году Джованни Орсини, неапольским архиепископом. Его указ регламентирует все церемонии, которые следует проводить, и до сих пор дважды в год их соблюдают с верностью и благоговением. Интересно отметить, однако, что даже в 1337 году Орсини еще не упоминал две таинственные пиалы. Не говорится о них и в современных архиепископу церковных хрониках, так что, вероятнее всего, кровь появилась в соборе несколько позже.

Впервые о пиалах письменно упоминается лишь в 1389 году, когда один путешественник издал анонимное сочинение с рассказом о крови мученика, которая время от времени становится жидкой. Упоминания об этой реликвии и о чуде, с ней связанном, есть и у других путешественников, проезжавших через Неаполь в последующие два столетия.

Одно из таких путевых сочинений было опубликовано во Франции в 1536 году. Французский хронист Робер Гаген сообщает в своем «Историческом обозрении Франции» о поездке Карла V в Неаполь с целью венчания на царство. «В воскресенье, третьего дня месяца мая, король слушал мессу в честь святого Януария в главном соборе Неаполя, – пишет он. – Принесли немного бесценной крови святого в большой стеклянной пиале… Твердая будто камень, после того как ее поставили на алтарь, она стала таять и размякла настолько, что казалось, будто бы эта кровь взята у живого человека».

Именно в то столетие стало обычаем вынимать пиалы с кровью из склепа и проносить их вокруг церкви во время традиционных празднеств в честь святого Януария, а начиная с 1659 года ритуальное разжижение крови аккуратно документировалось церковными сановниками.

Сегодня кровь находится в часовне внутри неапольского собора в особом склепе под постоянной охраной. Сама кровь содержится в двух стеклянных чашах, которые заключены в небольшой цилиндр – цисту из серебра и стекла. Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно 12 сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, находится в большой серебряной дароносице с ручкой. Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая настолько затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови. Была произведена только одна попытка извлечь пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время второй мировой войны, но процедура была отменена, так как стало понятно, что открыть футляр невозможно, не разрушив саму реликвию.

Кровь, находящаяся в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается – даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями – несколько раз в году, во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, а также во время других, не посвященных святому церковных торжеств.

И вещество в этих чашах – настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли произвести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

Два основных празднества проводятся в первое воскресенье мая (в память об обретении Неаполем мощей святого) и 19 сентября (день смерти великомученика). Кроме того, пиалы с кровью часто выносят на всеобщее обозрение 16 декабря в память об извержении Везувия в 1631 году, когда кровь оставалась жидкой в течение целого месяца. Временами, хотя и редко, священники обходят с реликвией весь собор, чтобы предохранить город от разных природных бедствий.

Известно также, что кровь несколько раз разжижалась спонтанно, когда цисту вынимали из склепа для чистки или осмотра.

Однако она не всегда разжижалась в дни празднеств. Такие нечастые провалы обычно воспринимались как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии. Предыдущие неудачи были отмечены в 1835 и 1944 годах.

Традиционное чудо, описанное выше, на самом деле представляет собой лишь часть отработанного ритуала. Обычно церемония в честь святого начинается в девять утра. В неапольский собор набиваются толпы народа, и каждый стремится встать поближе к часовне, где хранятся реликвии. Рядом с часовней – серебряная урна с черепом святого. Ввиду небольших размеров часовни она может вместить всего сотню человек, и только избранным гостям позволено находиться там во время церемонии. Только городские и церковные власти, а также специально приглашенные гости могут созерцать, как ниалы извлекают из склепа. В числе этих почетных гостей – несколько старых женщин, которые призваны «помогать» чуду свершиться. Их считают родственницами святого Януария. Как только пиалы оказываются извлеченными из склепа, женщины поднимают футляр за ручку, так, чтобы его видели в толпе. В это время кровь обычно еще в состоянии твердой корки. Затем родственницы святого начинают голосить, умоляя мученика совершить чудо. Проходит еще несколько минут, и вот особые священнослужители машут красным платочком, оповещая всех, что кровь начала разжижаться. Тогда еще один священник подносит к пиалам свечу, чтобы народ хорошенько разглядел чудо. Затем цисту целуют все присутствующие и, наконец, ее торжественно проносят по середине собора. В это время играют «Те Deum», и затем пиалы вновь запирают в часовне. Иногда кровь остается жидкой на протяжении всего прохода, но чаще твердеет снова еще до его завершения.

В 1970 году доктор Джорджио Джорджи, врач из Неаполя, был допущен посмотреть чудо вблизи и опубликовал свои показания о происшедшем на его глазах в «Quaderi di Parasicologia», солидном итальянском журнале по парапсихологии. Во время службы, которую проводил сам архиепископ неапольский, доктор Джорджи стоял всего в метре от стеклянной цисты с пиалами. Он описывает, как епископ держал футляр, показывая его народу, а затем начал медленно его вращать, взывая к святому совершить чудо. Доктор видел своими глазами, что вначале в чашах была затвердевшая кровь.

«Примерно через четыре минуты, не больше, – пишет Джорджи, – я увидел, прямо перед своим носом, на расстоянии едва ли не в метр, как комок крови внезапно сделался из твердого жидким. Этот переход произошел совершенно неожиданно. Жидкость выглядела светлее и ярче, чем корка. Внутри нее возникло множество маленьких пузырьков, так много, что жидкость (была ли это на самом деле кровь?), казалось, вскипела».

Разжижение крови, конечно, чудо, тем более что оно происходит вот уже много веков. Но здесь мы наблюдаем лишь одну из многих загадок, связанных с этой кровью. По поводу чуда святого Януария написаны десятки книг и тысячи статей, и тот, кто читает, будет озадачен целой серией загадок. В 1978 году французский публицист Давид Гердон составил по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают чудесный характер феномена. Коротко наблюдения:

Чудо происходит совершенно независимо от температуры.

Кровь разжижается, невзирая на то жарко или холодно в это время в неапольском соборе. Кроме того, похоже, нет никакой зависимости между температурой и временем, прошедшим между двумя чудесами. Кажется, нельзя вычислить срок, за который кровь становится жидкой, если отсчитывать от ее первой демонстрации: проходит от нескольких минут до многих часов. Например, в мае 1879 года пришлось ждать два часа, а в сентябре того же года кровь запузырилась уже через 15 минут. Иногда она бывала жидкой уже тогда, когда ее вынимали из склепа; случалось, что она не становилась твердой целые сутки и более.

Жидкая кровь отличается по объему от твердой.

Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо увеличиваться, либо уменьшаться. В мае крови обычно больше, случается, что она заполняет чашу целиком. В сентябре, наоборот, ее количество заметно убывает. По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, медленно переходя из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если этот процесс происходит быстро. Объем варьируется от 20 до 24 кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы. Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться в размерах, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, в то время как объем жидкости увеличивается, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает всего нескольких граммов.

Кровь не просто разжижается.

Цвет раствора проходит несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Бурая в твердом состоянии, она светлеет с началом чуда. Затем становится желтовато-красной и, наконец, алой. Ее вязкость тоже бывает разной. Перед самым разжижением она делается пастоообразной, а затем – чуть более вязкой, чем обычная кровь. А иногда разжижается не все содержимое чаши, остается твердый «шарик» или сгусток, который плавает посреди жидкости.

Этот центральный сгусток – самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает жидкость обратно.

К сожалению, сейчас невозможно провести анализ крови. Даже если и вскрыть пиалы, любая серьезная попытка исследовать кровь или даже внимательно ее осмотреть может нарушить химический баланс, существующий в ней и позволяющий ей разжижаться. Просто, изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, благодаря которым это чудо происходит. Тест на углерод-14 может сказать нам, каков возраст вещества, но такой тест потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти. И кроме того, наука все еще не может объяснить другую загадку, связанную с этой кровью, которая, вероятно, потрясет вас не меньше всех прежних. Расскажем все по порядку.

Примерно в 14,5 километра от Неаполя находится городок Поццуоли. Именно там в 305 году на местном форуме, расположенном близ фосфорных шахт, обезглавили святого Януария. Сам город теперь представляет собой большой монастырь капуцинов, образовавшийся вокруг другой реликвии, связанной с памятью о святом Януарии. Это камень, на котором ему, по преданию, отсекли голову. Ныне он заключен в склеп церкви монастыря. Камень представляет собой мраморный блок, полый внутри, около метра в высоту и 60 сантиметров в длину. На верхней его части вырезан греческий крест. Этот блок становится красным, когда в Неаполе проводятся церемонии, посвященные святому Януарию! Иногда мрамор даже источает кровь.

Эти кровоисточения подробно задокументированы, хотя они случаются редко. 22 февраля 1860 года, например, камень стал испускать кровь в то время, когда в самом Неаполе загорелась церковь святого Януария. Вся возникшая жидкость была собрана монсиньором Пурпо, епископом Поццуоли. Другое кровоистечение началось 19 сентября 1894 года. Мазки этой жидкости были сохранены на кусках хлопка церковными властями и в мае 1926 года посланы в лабораторию судебной медицины в Неаполе. Анализы показали, что это человеческая кровь.

В нашем веке кровоистечения не происходили, хотя мраморная плита по-прежнему окрашивается в красный цвет в дни празднеств в Неаполе. Для этого чуда раньше предлагалось такое объяснение: изменение цвета связано с изменениями теплового режима и влажности в церкви. Но оно оказалось неподходящим, что и выяснила группа ученых, приглашавшихся церковью в 1902 и 1927 годах. Эксперты не нашли ни малейших признаков того, что цвет меняется в зависимости от каких-либо атмосферных условий.

Сегодня чудо святого Януария продолжает озадачивать и ученых, и парапсихологов. Есть, впрочем, некоторые основания полагать, что в ближайшем будущем более концентрированные усилия итальянской научной общественности и парапсихологов приведут к постижению таинственного феномена. Доктор Губерт Ларчер, австрийский парапсихолог, написал в 1966 году книгу об этом чуде, в которой призвал к созданию научной комиссии по его изучению. В 1972-м два ученых из университета Неаполя предложили основать центр по исследованию загадочного явления, открыть для публики и соответствующим образом каталогизировать архивы неапольского собора (где хранятся некоторые документы, имеющие непосредственное отношение к чуду). Доктор Ганс Бендер, ведущий парапсихолог Германии, также внес предложение о созыве комиссии из физиков, химиков, психологов, теологов и парапсихологов. Некоторые ученые из Неапольского университета снова выказали интерес в отношении чуда, хотя никто пока не определил, что, собственно, должно представлять собой его изучение.

В то же время церковные власти сохраняют по отношению к чуду нейтралитет. Кардинал Урси, архиепископ неапольский, недавно напомнил общественности, что у церкви нет официального отношения к этому явлению. Он утверждал: «Периодическое разжижение крови, находящейся в двух чашах, которые хранятся в часовне святого Януария неапольского собора, представляет собой замечательное явление, которое всегда вызывало острый интерес и в то же время жаркие дискуссии и споры. Этот необычный феномен, ясно подтверждаемый многими документами за последние шесть столетий, происходит за рамками общепринятых законов природы и по этой причине считается чудесным. Тем не менее церковь, хотя и поддерживала культ, возникший в связи с ним, никогда не делала официальных заявлений по его поводу, оставляя ученым любую возможность для исследования, при условии сохранения неприкосновенности реликвии».

И до того времени, пока комиссия не разберется с загадкой разжижения крови святого Януария, это явление будет оставаться настоящим чудом.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году ,

Крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской , женой Карла VII в 1739 году ,

Крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской , женой Фердинанда IV Бурбонского , в 1775 году ,

Крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской , женой Фердинанда II , короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

Наконец самой известной реликвией святого являются две стеклянных ампулы, содержащие, по убеждению верующих, кровь святого Януария. Первым упоминанием об этой реликвии считается сообщение хроники Chronicon Siculum от 17 августа 1389 года , в котором содержится восторженный рассказ о чуде, связанном с кровью Януария. С 1667 года ампулы хранятся за алтарём капеллы Сокровищницы, в нише, закрытой двумя массивными серебряными дверями - даром Карла II Испанского .

Сокровищница святого Януария и почитание святого неаполитанцами

Сутью чуда является разжижение, а иногда даже вскипание хранящейся в закрытой ампуле засохшей жидкости, считающейся кровью святого Януария. В обычное время ампула с кровью находится в закрытой серебряными дверями нише в Сокровищнице . При извлечении ампулы и помещении её вблизи реликвария с главой Януария кровь в ампуле разжижается. Чудо собирает огромное количество паломников и любопытствующих.

В настоящее время чудо совершается трижды в год:

  • суббота перед первым воскресением мая - первое перенесение мощей Януария из Поццуоли в Неаполь (V век), глава и ампула с кровью, вместе со статуями святых из «свиты Януария» переносятся крестным ходом из кафедрального собора в Санта-Кьяра , где они пребывают в течение 8 дней. Красочная процессия («Шествие с гирляндами») в этот день проводится с 1337 года ;
  • 19 сентября - мученичество святого Януария (), глава и ампула с кровью выставляются на поклонение верующим на 8 дней,
  • 16 декабря - спасение Неаполя от извержения Везувия (1631 год), глава и ампула с кровью выставляются для поклонения на 1 день.

Известны случаи, когда чудо не совершалось в установленный день; такое событие считается предзнаменованием общественных бедствий. Так в XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году - перед началом Второй мировой войны , 1944 году - перед извержением Везувия , в 1980 году - перед сильным землетрясением .

Известно множество теорий, объясняющих происходящее чудо с материалистической точки зрения. В основном они связывают чудо с особым характером вещества, находящего в ампуле, которое переходит в жидкое состояние под влиянием изменения температуры, светового потока или из-за тряски, неизбежно сопровождающей извлечение ампулы из ниши. Вместе с тем, спектрографические исследования, проведённые дважды (1902 и 1988) , показали следы гемоглобина и продуктов его распада в веществе, хранящемся в ампуле.

В 1992 году итальянские ученые получили «кровь Святого Януария» в лабораторных условиях . Все использованные материалы и процессы были известны в средневековье. Тиксотропный бурый гель основного оксида железа FeO(OH) становился жидким при встряхивании. Спектр поглощения полученной смеси был аналогичен спектру поглощения старой крови. Полученное таким образом вещество сохраняет свойства, подобные свойствам крови Святого Януария, не более двух лет .

В 2010 году Джузеппе Гераци, профессор факультета биологии Неаполитанского университета имени Фридриха II, после 4 лет исследований пришел к заключению, что в ампуле находится настоящая кровь .

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.
– Скажи, Север, ведь Рыцари Храма все не погибли, не правда ли? Иначе, как бы разросся так широко позже их Орден?
– Нет, мой друг, некоторые из них обязаны были остаться живыми, дабы сохранить Орден Храмовиков Радомира. Когда на Окситанию напала церковь, они ушли к друзьям в соседние замки, забрав с собою голову Иоанна и сокровище Тамплиеров, на которое собирались создать настоящую армию, думающую и действующую самостоятельно, независимо от желаний королей и Пап. Они снова надеялись воссоздать мир, о котором мечтал Радомир. Но создать его на этот раз свободным, могущественным и сильным.
(Об оставшихся окситанских Воинах-Катарах (Тамплиерах) можно прочитать в книге «Дети Солнца», где будут прилагаться отрывки из оригиналов писем Графа Миропуа (Miropoix), Воина-Совершенного, защищавшего крепость Монтсегур в 1244 году, оставшегося в живых свидетеля гибели монтсегурских Катар. А также отрывки из настоящих записей Каркасонской Инквизиции и секретных архивов Ватикана).
– Значит, после смерти Золотой Марии Катары как бы разделились? На «новых» Катар и старых воинов Магдалины?
– Ты права, Изидора. Только «новые», к сожалению, все погибли на страшных Папских кострах... Чего и добивалась «святейшая» церковь.
– Почему же не вернулись Храмовики? Почему не отвоевали Окситанию? – горько воскликнула я.
– Потому, что некого было отвоёвывать, Изидора, – тихо прошептал Север, – ушедших Храмовиков было очень мало. Остальные погибли, защищая «новых» Катар. Помнишь, я говорил тебе – каждый замок и городок защищали около сотни Рыцарей. Против десятков тысяч Крестоносцев Папы. Этого было слишком много даже для самых сильных...
Новые же «Совершенные» не защищались, отдавая себя и других на истребление. Хотя, если бы помогли, наверное, до сих пор цвела бы империя Света, и до сих пор ты могла бы встречать живущих Катар... Ведь Совершенные горели сотнями (только в Безье их сгорело 400!) – вместе они разбили бы любую армию!.. Но не захотели. И за них гибли Храмовики. Которые, даже понимая, что проиграют, не могли спокойно смотреть, как гибнут старики, женщины и дети... Как сгорают лучшие... Сгорают из-за глупейшей лжи.
– Скажи, Север, попала ли всё же когда-то в Северную страну Золотая Мария?– снова желая поменять русло разговора, спросила я.
Север долго внимательно всматривался в моё лицо, будто желая проникнуть в самую душу. Потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Ты очень догадлива, Изидора... Но я не могу тебе этого рассказать. Могу лишь ответить – да. Она посетила священную Землю своих предков... Землю Радомира. Это удалось ей с помощью Странника. Но больше я не вправе говорить даже тебе... Ты прости.
Это было неожиданно и странно. Рассказывая мне о событиях, которые, в моём понимании, были намного серьёзнее и важнее, Север вдруг категорически отказывал рассказать нам такую «мелочь»!.. Конечно же, это ещё сильнее заинтересовало меня, заставляя надеяться, что как-то, до того как погибну, я всё же ещё успею это узнать. Как-нибудь ещё успею....
Неожиданно дверь в комнату резко распахнулась – на пороге возник Караффа. Он выглядел на удивление свежим и довольным.
– Так-так-так... У Мадонны Изидоры гости!.. Очень забавно. Из самой Мэтэоры, если не ошибаюсь? Великий Север собственной персоной!.. Не познакомите ли меня, Изидора? Думаю, всем нам это будет весьма полезно!
И довольно рассмеявшись, Караффа спокойно уселся в кресло...

Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке «Neapolis». Третий по величине город Италии. Расположен у воды… Красив, величествен, могуч… Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами… И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино…

«Операция «Святой Януарий» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру… Под настроение…

История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001-2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я…

Да, шарм и обаяние в старом кино имеются…

«Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария…». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил».

И подход интересный. Есть и душевность…

«Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи…

А романтические отношения?

«Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?!!».

«А у нас нет «Кока-колы!». И ведь веришь в эти чувства… Забавно…

Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром»! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой… Может соблазнить, обмануть и удрать… Тут не угадаешь сразу… Хорошая игра… И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать…

Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные…

Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но… Не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.

Далее… Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли… После Фантоцци, Челентано…

А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически…

Что ещё… Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение… А оно может быть не всегда… Тут-то и выходит то, что выходит…

Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны… Что поделать… Итальянцы…

«А куда вы уберёте толпу?».
«Какую толпу? Будет час ночи!».
«Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни».

До новых встреч…

В Неаполе, на протяжении множества столетий ежегодно происходит дивное явление, так называемое «чудо крови» святого Януария. Мученик сей за веру Христову пострадал в 305 году по Рождеству Христову. Как гласит предание, одна из благочестивых жен, присутствовавшая при казни, собрала в пузырек некоторое количество крови.

Этот сосуд она сохраняла дома в реликварии. С тех времен и берет начало этот необъяснимый феномен. А именно, свернувшийся сгусток вдруг «оживает» и переходит в жидкое состояние. Научные исследования показали, что это настоящая человеческая кровь, имеющая все свойства крови живого человека. Это чудесное явление повторяется ежегодно 19 сентября в день мученической кончины святого, а также в первое воскресенье мая, иногда 16 декабря и еще в случаях особых событий.

Если верить легендам, святого Януария было не так-то легко убить. В 305 г. римский император Диоклетиан приказал бросить его в очаг, который пылал в течение трех дней, но Януарий вышел оттуда целым и невредимым. Его бросили диким зверям, но они принялись лизать его ноги. И тогда он был обезглавлен. Некоторое время спустя одному неаполитанцу явился призрак Януария и указал, где находится его отрубленная голова (которая во время казни закатилась в густые заросли). Не успели соединить голову с туловищем, как появилась та самая женщина со склянками крови. Когда она подошла ближе к телу, затвердевшая кровь начала пузыриться и снова стала жидкой.

Это чудо противоречит элементарным законам физики и физиологии человека. Ученые стоят перед сложной загадкой, пытаясь что-либо пояснить. Высохшая за период, прошедший с IV-го века, кровь внезапно переходит в жидкое состояние! На глазах многих паломников она изменяет цвет, объем, плотность… И все это происходит в определенные дни, из года в год, независимо от погодных «оживает» порой прямо при открытии металлического реликвария, где пребывает святыня. Такое изменение крови случается самопроизвольно, несмотря на просьбы и устремления людей. Так, в 1976 году, после 8 дней моления у святыни сотен христиан, кровь святого Януария осталась в свернутом состоянии.

Феномен святого Януария, которого сами итальянцы называют Дженнаро, наблюдается уже 600 лет. Если кровь остается сухой, обычно следует трагедия. Так, в 1527 году разразилась чума, унесшая 40 тысяч жизней, а в 1979 году - последний раз, когда чуда не произошло, - 3 тысячи человек погибли в результате сильного землетрясения на юге страны.

Физики и гематологи согласны, что пребывание крови на протяжении 1690 лет в морфологически неизменяющемся состоянии, а также внезапные изменения в объеме и плотности, переход в жидкое состояние и возвращение к исходному сгустку - все это невозможно оценить с научных позиций. Современная наука не может дать ни одного более или менее толкового объяснения происходящего таинственного явления. Многочисленные пробы лабораторного воспроизведения этого феномена потерпели фиаско.

Иногда сгусток растворяется, лишь в незначительной степени изменяя объем. Бывает, что кровь поднимается значительно и заполняет весь сосуд, а бывает - занимает лишь небольшое пространство. Для ученых шокирующим остается факт, что временами изменяется также плотность крови. Цвет может варьировать от ярко-алого до темного или ржавого цвета. Парадоксальным представляется сам процесс перехода крови из сгустка в жидкое состояние. Иногда это происходит мгновенно, а иногда процесс длится несколько минут или целый день Все эти факты являются очевидным противоречием элементарным законам физиологии и физики. Каждый прекрасно понимает, что в тепле кровь быстро сворачивается и высыхает. Но не наоборот!

Спектрографический анализ крови показал, что это настоящая артериальная человеческая кровь без всяческих химических или иных примесей. Версия добавления к крови еще во времена средневековья каких-либо субстанций полностью отпадает, поскольку археологические исследования доказывают, что сами флакончики и их пробки относятся к IV-му веку и что флакончики невозможно вскрыть иначе как разбить. Кровь святого Януария дивным образом не подчиняется элементарным законам природы, а если бы подчинялась, то давно уж испортилась и обратилась бы в прах.

Итальянский ученый Гастон Ламбертини после многолетних исследований пишет: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и растворение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы - на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону природы, не могущему объяснить того, что сверхъестественно. Кровь святого Януария это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни вечной и воскресения».

Один из очевидцев события в свою очередь отмечает: «Оживание крови - это знак существования жизни вечной и призыв к вере в Воскресение Христа и воскресение плоти всех людей, когда-либо живших на земле».

Святой Януарий потому и принял мученический венец, что Христос был для него наивысшей Ценностью. Историки утверждают, что это произошло в 305 году в городе Поццуоли. Он был епископом города Бенвенуто. Во времена гонений первохристиан при императоре Диоклетиане (234 - 313 года) был схвачен диакон Соссус. Епископ Януарий возмущенно запротестовал против несправедливого ареста своего диакона. В ответ на это наместник той области Драконций взял под стражу самого епископа и вынес ему смертный приговор. Во время казни 19 сентября 305 года одна женщина из христиан собрала во флакончики его кровь. Ныне кровь святого Януария хранится в кафедральном соборе Неаполя, в часовне, возведенной в честь чудесного избавления города от чумы 1526 года. В середине металлического шкафа находится мастерски исполненный реликварий, а в нем две ампулки IV-го века. Одна из ампулок побольше и на две трети заполнена кровью. В меньшей ампулке крови совсем немного. Оба сосуда запечатаны чрезвычайно твердой мастикой шестнадцать столетий назад.

Все научные изыскания в этой связи могли производится лишь при помощи спектрального анализа. Каждый год 18 сентября, в дни мученической кончины святого Януария около собора в Неаполе собираются толпы народа, чтобы на следующий день стать очевидцами дивного явления «оживания» крови святого. Кровь остается в жидком состоянии еще восемь последующих дней. Ну а после, на поверхности появляются пузырьки и кровь тайным образом превращается в сгусток.

Конечно же, есть и вполне прозаические объяснения феномена. Так, например, в конце XVIII в. Неаполь захватили войска Наполеона. Солдат заинтересовали легенды о превращении застывшей крови в жидкость, а когда священники принесли свое сокровище, армейский химик заявил, что предполагаемая кровь - это воск, который плавится, когда его незаметно подносят к пламени свечи, французы разбили священные реликвии, но позднее они были восстановлены и торжественные церемонии возобновились.

В 1921 г. английский врач Фредерик Ньютон Уильямс, будучи в Неаполе, посетил больничную аптеку. В это время в аптеку пришел прислужник из собора и попросил сделать «обычную микстуру для завтрашнего праздника». Аптекарь приготовил смесь из бычьей желчи и сульфата натрия, а своему гостю сказал: «Как видите, чудеса бывают и в наши дни. Только теперь они творятся в аптеках».