Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Красный диор - вячеслав зайцев. Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, жена, дети, фото Слава зайцев личная жизнь

Красный диор - вячеслав зайцев. Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, жена, дети, фото Слава зайцев личная жизнь

Имя Вячеслава Зайцева известно в России и далеко за ее пределами. Модельер может похвастаться личным знакомством и дружбой с Пьером Карденом и Ги Лярошем. Зарубежные издания «WWD» и «Кветы» ставили Вячеслава Михайловича в один ряд с Габриель Шанель и Полем Пуаре. Путь к славе был долог и тернист, но ни строгая цензура, ни запреты на выезд из Советского Союза не помешали кутюрье обрести мировое признание еще в 70-е годы. Его коллекции демонстрировались в США, Японии, Италии и Франции. В нарядах Дома моды Вячеслав Зайцев красовались самые известные женщины СССР: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Любовь Орлова, Алиса Фрейндлих, Галина Волчек и другие. На данный момент кутюрье продолжает создавать коллекции и каждый сезон участвует в MBFW Russia.

В этой статье мы расскажем Вам биографию, поделимся ссылками на соц сети (instagram, facebook, vk). Мы подготовили список контактов и магазинов бренда Slava Zaitsev. Новости, лукбуки, показы, скидки, распродажи и предстоящие мероприятия Вы сможете увидеть в разделе:

Российский дизайнер Зайцев Вячеслав | Zaitsev Vyacheslav (Slava Zaitsev)

Выдающийся советский и российский модельер Вячеслав Михайлович Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Родители: Мария Ивановна и Михаил Яковлевич.

После окончания Великой Отечественной Войны будущий маэстро пошел в Ивановскую школу №22. В 1952 поступил в химико-технологический техникум. В 1956 году Вячеслав Михайлович получил диплом по специальности художника текстильного рисунка.

Затем последовали годы учебы в Московском Текстильном Институте. В 1962 году модельер окончил заведение с отличием и по распределению попал на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза города Бабушкино. Талантливого юношу сразу же назначили художественным руководителем предприятия.

Советские критики не сразу приняли творчество Зайцева, его коллекция спецодежды для жительниц сельской местности не прошла цензуру и была отвергнута методическим советом.

Через некоторое время издание «Пари Матч» опубликовало статью под названием «Он диктует моду Москве». В качестве иллюстраций были представлены фотографии той самой запрещенной коллекции. 1965 год становится переломным в жизни маэстро. Именно благодаря этой статье его разыскали всемирно известные модельеры Марк Боан, который в то время был ведущим дизайнером Дома Моды Dior и Пьер Карден. Далее последовала организация встречи модельеров, на которой присутствовал сам Ги Лярош. Изучив коллекции Зайцева и пообщавшись с ним лично, западные коллеги признали модельера из Советского союза достойным конкурентом. Встреча широко освещалась изданием WWD, этому событию была посвящена статья с говорящим названием «Короли моды».

Тем временем Вячеслав Зайцев во всей красе раскрыл свой творческий потенциал. После серии успешных коллекций для торговых сетей столицы и области ему поступило предложение стать художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту.

Встать в один ряд с модельерами первой величины Зайцеву не позволил запрет на выезд в капиталистические страны, который длился вплоть до 1986 года. И только в год своего пятидесятилетия, в 1988 году Зайцев стал членом Мезон де Кутюр в Париже, тем самым подтвердив свой статус. Дом Моды на Кузнецком мосту был местом работы для Вячеслава Зайцева на протяжении 13 лет. С 1972 по 1978 годы модельер трудился там в качестве художественного руководителя.

Одним из самых значимых явлений можно назвать «Русскую серию» Зайцева, которая демонстрировалась публике с 1965 по 1968 годы. Позже, в 1076, свет увидела коллекция из ивановских ситцев. Творчество кутюрье было продемонстрировано за рубежом: жители США, Франции, Японии, Канады, Италии, Югославии и еще ряда государств пришли в восторг от работ русского модельера. Но, увы, в связи с запретом на выезд, сам Вячеслав на столь важных и знаковых показах не присутствовал. Известное платье дизайнера под девизом «Россия» в 1967 получило Гран-при на Всемирном фестивале моды в столице.

Во второй половине 60-х годов творчество Вячеслава Михайловича начали высоко ценить на западе. Его имя ассоциировалось с советской модой, западная пресса дала ему говорящее прозвище «Красный Диор». Многочисленные критики отмечали, что оригинальное творчество модельера тесно переплетается с лучшими традициями мировой моды. В те года Зайцев воспринимался западной публикой не просто как известный модельер, в глазах людей он был бесспорным лидером советской моды.Чехословацкое издание «Кветы» в 1974 году составило список под названием «Обзор моды за 100 лет». Публика увидела серию портретов выдающихся кутюрье 19-20 столетий. В одном ряду с Диором, Шанель, Пуаре и Вортом, находилось имя Вячеслава Зайцева.

На протяжении творческого пути Вячеслав Михайлович отличался высоким уровнем требовательности к самому себе и испытывал чувство неудовлетворенности, работая в Доме Моды на Кузнецком мосту. В конце 70-х он расстается с любимой работы. Свой уход дизайнер аргументирует просто: слишком много инстанций, нелогичные гос стандарты и полное отсутствие модной индустрии как таковой не позволяют развиваться ему в должной степени. Именно в те годы модельер позволил себе опасное высказывание на тему того, что лозунг «Оденем всех!» не имеет под собой оснований, а его дизайнерский труд проходит даром.

Несмотря на все трудности многие идеи модельера находили воплощение за рубежом. Известная чехословацкая компания «Яблонекс» воспользовалась авторской работой дизайнера и эскизами бижутерии. Украшения выступали как дополнение к коллекциям кутюрье. С 1976 года прошли персональные выставки Вячеслава Зайцева в следующих городах: Брно, Карловых Варах и Яблонце.

– российский модельер, имя которого широко известно далеко за пределами России.

Вячеслав Зайцев: биография


Родился известный дизайнер 2 марта 1938 года в Иваново, тогда еще городе Советской ССР. Отца модельера звали Михаил Яковлевич, мать – Мария Ивановна, несмотря на сложные военные и послевоенные годы родители смогли дать мальчику хорошее образование, в сентябре 1945 года Слава Зайцев был зачислен в первый класс Ивановской средней школы №22, после окончания которой в 1952 году, Вячеслав поступает в химико-технологический техникум. Спустя 4 года упорной учебы Вячеслав зайцев наконец-то получил заветную корочку художника текстильного рисунка с которой он отправился в Москву, чтобы поступить в Московский текстильный институт, который он и закончил с отличием в 1952 году. По распределению Вячеслав Зайцев попал на экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкино на должность художественного руководителя этого предприятия. На этой должности Вячеслав Зайцев работает достаточно долго.


Первой его коллекцией одежды стала линия специальной рабочей формы для жительниц области и села, забракованная партийным руководством, что не мешало ее публикации в журнале «Пари Матч», под громкой надписью, гласившей, что этот человек диктует модные тенденции в столице. Именно благодаря этой статье, содержащей яркие и красочные фото, так и не ставшей доступной публике коллекции, Вячеслава Зайцева узнают за рубежом.

Вячеслав Зайцев: сотрудничество с Пьером Карденом


В 1965 году к нему обращаются Пьер Карден и Марк Боан («Диор), приехавшие специально с целью выразить восхищение талантом молодого русского дизайнера, незадолго до этого все же сумевшего добиться признания в союзе и получить должность художественного руководителя экспериментально-технического предприятия Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту, сокращенно ОДМО.


Прибывшие для знакомства с начинающим дизайнером знаменитости, в том числе и Ги Лярош признались, что не ожидали встретить в Советской России, человека настолько проникнутого духом моды, о чем было написано в газете «Женская повседневная одежда», напечатавшей статью под громким названием – «Короли моды».


Но, несмотря на растущую популярность у зарубежных коллег разрешения на выезд из СССР Вячеслав Зайцев не мог получить вплоть до 1986 года, потому оставался сотрудником ОДМО целых 13 лет, занимаясь разработкой эскизов и пошивом одежды для разных слоев населения Советской Республики. За годы своего труда на посту художественного директора, Вячеслав Зайцев проводит показ, ставшей неимоверно популярной в Советском Союзе и за границей коллекций, называвшихся «Русская серия», а также линии одежды, созданной на народный мотив из ивановских ситцев, считавшихся на момент 1960-1970-х годов одной из лучших тканей для пошива одежды. Коллекции эти заслуженно считаются одними из главных в дизайнерском творчестве Вячеслава Зайцева, во многом благодаря их созданию о мастере моды начали говорить, наконец, пришел заслуженный и долгожданный успех, сопровождавшийся бурей оваций на модных показах, проводимых в Китае, США, Японии, Франции и других государствах. На показах этих сам автор никогда не присутствовал, по уже упомянутым причинам, правительство опасалось упускать столь ценный кадр, и потому доступ к поездкам оставался закрыт, приходилось удовольствоваться рассказами очевидцев.


В 1967 году Вячеслав Зайцев презентует на главном подиуме страны в Москве новое платье, получившее в коллекции название «Россия». Новинка настолько понравилась покупателям и критикам, что еще более усилила интерес к дизайнеру со стороны западных коллег, а также СМИ, окрестивших Зайцева не кем иным, как «Красным Диором». Западные коллеги не могли понять то, как в консервативном и однообразном с их точки зрения Советском Союзе может жить и творить такой легендарный и одаренный человек. Подтверждением растущей славы стала публикация в чехословацком журнале мод «Кветы» обзора за 1974 год, посвященного 100 лучшим художникам в мире моды, имя Вячеслава Зайцева стояло рядом с именем прославленного Кристиана Диора. В 1976 году чехословацкие трудящиеся были порадованы громкой новостью о том, что Вячеслав Зайцев согласился сотрудничать с фирмой «Яблонэк», организовавшей выпуск им лично разработанной серии украшении.


Спустя уже несколько месяцев Зайцев проводит первые показы одежды под эгидой этой фирмы в городах Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Вячеслав Зайцев: карьера


После своего ухода из ОДМО Вячеслав Зайцев не делает перерыва в работе, сразу же устроившись на фабрику № 19 индпошива и начав работу над модными коллекциями одежды для Дома Моды, который в это время планировалось открыть в Москве на проспекте Мира. После открытия, которое случилось в 1982 году, Вячеслава Зайцева назначают на пост главного художественного директора этой организации, а спустя 6 лет в 1988 году и директором всего заведения. В этой должности Вячеслав Зайцев пребывает и по сей день, при помощи неистощимых ресурсов Дома Моды, создавая свои бесконечно красивые коллекции одежды, такие как Pret-a-Porter и Haute Couture.


Уже не молодой дизайнер находиться в постоянном поиске нового и ранее им не использовавшегося, поражая коллег и публику своим мастерством и хорошим вкусом. Среди наиболее популярных и заслуживающих внимания коллекций модельера, можно отметить следующие:
1. «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988);
2. «Русские сезоны в Париже» (1988);
3. Коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988);
4. Коллекция моделей мужской моды (1989);
5. Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990);
6. «Агония перестройки» (1990-1991);
7. «Пробуждение» (1995-1996);
8. «Чума» (1995-1996);
9. «Как молоды мы будем» (1996-1997);
10. «Соблазн» (1997);
11. «Событие» (1997-1998);
12. «Листая памяти страницы» (1998-1999);
13. «Прозрение» (1999) – первая меховая коллекция в России;
14. Коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999);
15. «Тайны гармонии» (2000);
16. прет-а-порте класса люкс 2001 (2000);
17. «Посвящение» (2001);
18. прет-а-порте 2002 (2001);
19. «Нашествие» (2002);
20. Прет-а-порте 2003 (2002);
21. «Дивертисмент» (2003);
22. прет-а-порте 2004 (2003);
23. «Ностальгия по временам ушедшим» (2004);
24. «Импровизация» - прет-а-порте 2005;
25. «Тайны соблазна» (2005);
26. прет-а-порте де люкс 2006 (2005);
27. «Игра с…» (2006);
28. «Фантасмагории» (2006);
29. «Истоки» (2008).


Именно эти коллекции Вячеслава Зайцева вызвали к нему наибольший интерес публики и критиков, сделали его имя хорошо знакомым даже тем, кто на самом деле никакого отношения к моде не имеет.

Вячеслав Зайцев: творчество

Изобретение новых образов и их последующее воплощение в жизнь отнимают немало времени и сил у дизайнера, тем не менее, он находит в себе силы посвящать часть своей жизни иному виду искусства – рисованию. Вячеслав Зайцев увлекается живописью и рисунком, его работы не являются продолжением модных сюжетов, у них своя история, поскольку станковая живопись дизайнера уже заняла почетное место среди картин современных художников. Для написания картин художник чаще всего использует пастель, карандаш и фломастер, считая, что нынешний мир нужно рисовать с использованием современных материалов. В ярких картинах отражаются в первую очередь эмоциональный настрой автора, его душевные переживания, радости и огорчения, именно поэтому они получаются достаточно чувственными и смысловыми, заставляя зрителя призадуматься.


Сегодня Вячеслав Зайцев не просто знаменитость, дизайнер с мировым именем, а человек, готовый всегда прийти на помощь, так, по особой просьбе правительства дизайнер спроектировал и разработал серию модной и удобной униформы для сотрудников полиции России, чем заслужил их бесконечную благодарность.


Также дизайнер работал над созданием сценических костюмов звезд кино, театра, музыки, изготовил целую серию костюмов для спортсменов, танцующих на льду и многие другие коллекции.
Свои взгляды на моду и жизнь Вячеслав Зайцев изложил еще в 1980-м году сразу в двух книгах, ставших самыми читаемыми в Советском Союзе. Первая книга называлась «Такая изменчивая мода», вторая «Этот изменчивый мир моды». В 1992 году в свете появляется книга«Ностальгия по красоте» на английском языке, посвященная целиком и полностью творческому пути Вячеслава Зайцева. В 2006 году читать смог насладиться новой книгой о знаменитом дизайнере «Слава Зайцев. Тайны Соблазна», книга эта отлично иллюстрирована и скорее напоминает альбом из личных фото знаменитости.


Популярного во всем мире дизайнера не устают приглашать на всевозможные показы мод, в судейские жюри и тому подобное, к примеру, в 2009 году модельер стал одним из главных судей на международном фестивале моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев: личная жизнь


Вячеслав Зайцев был женат, но брак распался и сейчас он и его бывшая жена Марина Владимировна живут отдельно, встречаясь только на совместных ужинах за семейным столом. От этого брака родился всего один ребенок – сын Егор Вячеславович, на данный момент, также являющийся дизайнером. Также у дизайнера есть две внучки – Маруся и Настя.

Вячесла́в Миха́йлович За́йцев (2 марта , Иваново , РСФСР , СССР) - советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор.

Биография

Родился 2 марта 1938 года в Иванове в семье рабочих. Отец - Михаил Яковлевич Зайцев (? - 1994) , мать - Мария Ивановна Зайцева (? - 1978) . Отец бежал из плена и его посадили на 10 лет, считался изменником Родины, поэтому Вячеслав в 1952 году не мог поступить ни в один вуз. У Вячеслава был старший брат, который умер.

В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце , Брно и Карловых Варах .

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева [ ] .

В числе наиболее известных коллекций мастера:

  • «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988) - показана в Нью-Йорке и Париже ,
  • «Русские сезоны в Париже» (1988) - показана в Париже,
  • коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) - показана в Мюнхене ,
  • коллекция моделей мужской моды (1989) - показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
  • коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) - показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:

  • «Агония перестройки» (1990-1991),
  • «Ностальгия по красоте» (1992-1993),
  • «Грезы» (1993-1994),
  • «Воспоминание о будущем» (1994-1995),
  • «Пробуждение» (1995-1996),
  • «Чума» (1995-1996),
  • «Как молоды мы будем» (1996-1997),
  • «Соблазн» (1997),
  • «Событие» (1997-1998),
  • «Листая памяти страницы» (1998-1999),
  • «Прозрение» - первая коллекция из меха в России (1999),
  • коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999),
  • «Тайны гармонии» (2000),
  • прет-а-порте класса люкс 2001 (2000),
  • «Посвящение» (2001),
  • прет-а-порте 2002 (2001),
  • «Нашествие» (2002),
  • прет-а-порте 2003 (2002),
  • «Дивертисмент» (2003),
  • прет-а-порте 2004 (2003),
  • «Ностальгия по временам ушедшим» (2004),
  • «Импровизация» -прет-а-порте 2005,
  • «Тайны соблазна» (2005),
  • прет-а-порте де люкс 2006 (2005),
  • «Игра с…» (2006),
  • «Фантасмагории» (2006),
  • «Истоки» (2008) и т. д.

Все коллекции имеют обширную отечественную и зарубежную прессу [ ] .

Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают этой деятельности целенаправленный характер, содействуя профессиональному воспитанию модельеров, педагогов и учащихся швейной отрасли, приобщению творческих и технических кадров к проблематике моды. Во многих десятках городов страны под председательством В. М. Зайцева проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В. М. Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель , карандаш , фломастер . Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско , Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее . Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы .

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых были и есть: Мария Бабанова , Любовь Орлова , Ангелина Степанова , Марк Прудкин , Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Андрей Миронов , Вера Васильева , Юлия Борисова , Людмила Максакова , Марианна и Анастасия Вертинские , Татьяна Лаврова , Галина Волчек , Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие.

В 1988 г. В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм » и им. Горького : «Фокусник », «Держись за облака », «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда ».

Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

с 1989 года создал множество костюмов для группы На-На , с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл » .

В. М. Зайцев необычайно популярен: его имя без малого сорок лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде - не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада [ ] .

В. М. Зайцев одновременно практик и теоретик [ ] .

Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия ») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия ») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии .

С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль ».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В 2017 году издательский дом «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом» .

В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа [ ] и Почетный гражданин своего родного города Иваново.

Коллекциография

  1. 1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
  2. 1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
  3. 1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
  4. 1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
  5. 1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
  6. 1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
  7. 1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе , 1984 (показы без участия автора).
  8. 1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония , (показы без участия автора).
  9. 1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере .
  10. 1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
  11. 1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг , 1987 (показы в США).
  12. 1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
  13. 1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
  14. 1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
  15. 1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
  16. 1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
  17. 1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
  18. 1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
  19. 1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
  20. 1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
  21. 1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
  22. 1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
  23. 1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
  24. 1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
  25. 1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
  26. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
  27. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
  28. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
  29. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
  30. 1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
  31. 1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
  32. 1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
  33. 1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
  34. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
  35. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
  36. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
  37. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
  38. 2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
  39. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
  40. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
  41. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
  42. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
  43. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…».
  44. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
  45. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
  46. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
  47. 2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…».
  48. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…».
  49. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
  50. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
  51. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
  52. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
  53. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…».
  54. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
  55. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
  56. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
  57. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
  58. 2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
  59. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!».
  60. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
  61. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
  62. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
  63. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
  64. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
  65. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
  66. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
  67. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
  68. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
  69. 2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
  70. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…».
  71. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
  72. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
  73. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
  74. 2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
  75. 2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».

Педагогическая и просветительская деятельность

1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

1992-1996 - Профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

1993 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон», Иваново.

инициатор и попечитель конкурса «Талант», Иваново.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой, Москва.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла», Москва, Россия..

1994 - Создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис».

1995 - Создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

Семья

Театральные работы

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности В. М. Зайцева составляет театральный костюм , сценография , театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров В. М. Зайцев выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро », «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот », «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник » («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф? »), «Ромэн » («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»). В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама», режиссёр Андрей Житинкин , Малый театр .

В. М. Зайцев создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

В 1981 г., для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт), В. М. Зайцев был приглашен в качестве художника по костюмам; к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

Вячеслав Зайцев (модельер)

Вячеслав Михайлович Зайцев. Родился 2 марта 1938 года в Иваново. Советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). Народный художник Российской Федерации (2006). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996).

Отец - Михаил Яковлевич Зайцев.

Мать - Мария Ивановна Зайцева.

Учился в Ивановской средней школе № 22.

В 1956 году окончил Ивановский химико-технологический техникум по специальности художник текстильного рисунка.

В 1962 году с отличием окончил Московский текстильный институт. Далее был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в г. Бабушкине и назначен её художественным руководителем.

В самом начале своей деятельности он создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом. Вскоре её опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, Зайцев сумел проявить себя в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.

В ОДМО на Кузнецком мосту Вячеслав Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Результатом его работы в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии. Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

В 1967 году получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

С конца 1960-х Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор» , которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Так, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые его изделия.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве он неизменно уделял живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика Вячеслава Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель, карандаш, фломастер. Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Много работал над созданием костюмов для кино. Как художник по костюмам принимал участие в создании картин на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

В 1988 году выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава Зайцева составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат.

В 1981 году для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт) он был приглашен в качестве художника по костюмам, к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот», «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник» («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф?»), «Ромэн» («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»).

Вячеслав Зайцев является создателем уникальных костюмов к авангардному спектаклю «Лесбияночки шума цунами» по пьесе Михаила Волохова.

В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю Малого театра «Пиковая дама» (режиссёр Андрей Житинкин). Создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

Долгое время работал над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

С 1989 года создал множество костюмов для группы На-На, с руководителем группы, сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл».

Также создавал сценические костюмы для , Тамары Синявской, ансамблей «Гайя», «Машина времени» и др.

Долгое время занимался педагогической деятельностью. С 1976 года - доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса). В 1992-1996 годах - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института (ныне - Московского государственного университета сервиса).

Написал книги «Такая изменчивая мода» и «Этот многоликий мир моды» . Обе вышли в 1980 году, а в 1983-м были переизданы в Болгарии и Чехословакии.

В 1993-м стал создателем и главой жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон» (Иваново). Выступил инициатором и попечителем конкурса «Талант» (Иваново).

В 1994 году создал и возглавил жюри ежегодных конкурсов: профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой (Москва), детских театров моды «Золотая игла» (Москва) и молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис». В 1995-м был художественным руководителем и председателем жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».

С 2009 года - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

Вячеслав Зайцев - почётный гражданин Парижа и своего родного Иваново.

Болезнь Вячеслава Зайцева

В начале 1971 году Вячеслав Михайлович попал в автокатастрофу, после которой долго восстанавливался.

Он вспоминал: «Когда мне сказали, что отрежут правую ногу, я даже смирился, придумал себе новый образ. Представил, как в черной шляпе, белой рубахе, черных очках и с палкой буду ходить по Кузнецкому мосту. Но я тренировался до чертиков в голове, потому что знал: нужно жить».

Несмотря на неутешительный диагноз, модельеру удалось сохранить ногу и восстановить здоровье. Более того, эта трагедия полностью изменила его жизнь и даже закалила характер. «До аварии я считал себя крайне инфантильным. А тут сумел отказаться от обезболивающих, по сути – наркотиков. Потому что видел: человек, которые лежал рядом со мной в палате, под их действием выбросился из окна. Я сознательно проверял себя тогда. И оказалось, что могу быть мужественным», - в одном из интервью.

На момент аварии Зайцеву было 33 года. На протяжении девяти дней ему пришлось находиться в реанимации, а потом шесть месяцев он не расставался с костылями.

Последствия аварии давали о себе знать на протяжении всей последующей жизни.

В начале 2016 года перенес операцию на коленном суставе - ему поставили титановый протез, чтобы он не испытывал боли при ходьбе. Проходил курс реабилитации в Карловых Варах.

«Каждый месяц бываю в Париже, где у меня есть небольшая квартира-студия», – делился Зайцев. «Приобрел ее на первый гонорар, полученный от сотрудничества со знаменитой косметической компанией. Вот и езжу оплатить коммунальные услуги – примерно 400 евро в месяц. Кроме того, в столице моды и красоты я ищу новые интересные ткани, аксессуары, дополнения для будущих коллекций», - отметил он.

Отдыху на морях и океанах кутюрье предпочитает любимое Подмосковье: «У меня в Щелковском районе есть семь соток земли, рядом – река. Красота необыкновенная! Это не столько загородный дом, сколько мой творческий центр или даже музей-усадьба». Зайцев хранит там все свои награды и подарки, несметное количество журналов, картин, эскизов, тканей, фотографий и книг.

Фильмография Вячеслава Зайцева:

1982 - Красиво жить не запретишь - камео
1984 - И снова звёздный час! (документальный)
1986 - Как стать звездой - эпизод
1987 - Этот фантастический мир. Выпуск 12 (фильм-спектакль) - пассажир поезда
1997 - Корабль двойников - Волков
2005, 2016 - Регина Збарская. Тело государственной важности (документальный) - художник-модельер
2005 - Русский художник Алексей Шмаринов (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Клавдия Шульженко (документальный)
2006 - Жизнь прекрасна (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2007 - Зачем пережила тебя любовь моя... (документальный)
2008 - Актеры одной роли (документальный)
2009 - Сказочные красавицы. Жизнь после славы (документальный)
2009 - Николай Караченцов. Любви не названа цена (документальный)
2010 - Екатерина III (документальный)
2011 - Мода для народа (документальный)
2011 - Старинные часы - камео
2012 - Богини социализма (документальный)

Сценография Вячеслава Зайцева:

1963 - Костюмы к спектаклю «Принцесса Турандот», Театр имени Евгения Вахтангова
1965 - Костюмы к спектаклю «Сердце Луиджи», Театр имени Моссовета
1966 - Костюмы к спектаклю «Эта странная мисс Сэвидж», МХАТ
1967 - Костюмы к кинофильму «Фокусник»
1971 - Костюмы к кинофильму «Держись за облака»
1973 - Костюмы к спектаклю «Безумный день, или женитьба Фигаро», Театр Сатиры
1976 - Костюмы к спектаклю «Ричард III», Театр имени Евгения Вахтангова
1978 - Костюмы к телефильму «Безымянная звезда»
1979 - Костюмы к спектаклю «Её превосходительство», Театр Сатиры
1980 - Костюмы к спектаклю «Всё кончено», МХАТ
1981 - Костюмы к спектаклю «Последние», МХАТ
1982 - Костюмы к спектаклю «Вишнёвый сад», «Современник»
1986 - Костюмы к спектаклю «Лоренцаччо», «Современник»
1988 - Костюмы к мюзиклу «Софистикейтед лейдиз» на музыку Дюка Эллингтона, Бродвей, Нью-Йорк
1990 - Костюмы к спектаклю «Анфиса», «Современник»
1991 - Костюмы к спектаклю «Мартовские иды», Театр имени Евгения Вахтангова
1991 - Костюмы к спектаклю «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Современник»
2001 - Костюмы к спектаклю «Три сестры», Театр Современник
2015 - Костюмы к спектаклям Государственного Малого Театра: «Пиковая Дама», «Маскарад», «Молодость Людовика ХIV»

Коллекции одежды Вячеслава Зайцева:

1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»);
1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора);
1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора);
1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии);
1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев;
1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх;
1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе, 1984 (показы без участия автора);
1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония, (показы без участия автора);
1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере;
1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке);
1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг, 1987 (показы в США);
1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси»;
1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture);
1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж;
1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен;
1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции);
1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды»;
1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки»;
1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио);
1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции;
1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине);
1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте»;
1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы»;
1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение»;
1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн»;
1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы);
1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие»;
1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы»;
1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000;
1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии»;
2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение»;
2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002;
2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие»;
2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент»;
2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим...»;
2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна»;
2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006;
2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с...»;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007;
2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь...»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен»;
2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории»;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009;
2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки»;
2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!»;
2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы»;
2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние»;
2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации»;
2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2»;
2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье»;
2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90...»;
2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн»;
2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни»;
2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век»;
2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис»

Когда я была еще маленькой девочкой лет двенадцати, в нашем доме появилась небольшая книжка “Такая изменчивая мода”. Написал ее Зайцев Вячеслав Михайлович, наш отечественный , но это была не его биография, нет. В своей книге Вячеслав Зайцев увлеченно и ярко описывал “этот многоликий мир моды” (кстати, так называлась вторая книжка этого знаменитого кутюрье, которая тоже впервые была издана в 1980 году). Помню, с каким упоением я читала эту книжку, хотя далеко не все из прочитанного понимала тогда. Прошло еще несколько лет, и эта книга стала моей настольной. Я зачитала ее до дыр! Но вот несколько лет назад, переезжая на новое место, я потеряла ее! Видимо, в спешке выкинула ее вместе со старыми пожелтевшими журналами и прочей макулатурой. Обычный случай при переезде, но было чувство, будто я потеряла что-то очень дорогое и ценное.

Родился герой моей статьи 2 марта 1938 года в “ситцевом краю” – городе Иваново, в самой обыкновенной советской семье. Славой его назвали в честь известного политического деятеля Вячеслава Молотова, который, как известно, по батюшке тоже был Михайловичем. Между прочим, уже в конце восьмидесятых Зайцев сократил свое полное имя до прежнего мальчишеского Слава, так как узнал, что Молотов был довольно неприятной личностью.

Отец будущего знаменитого модельера был осужден в годы войны, как побывавший в плену у немцев. Маме, Марии Ивановне, пришлось оставить свою мечту стать артисткой оперетты, и работать то уборщицей, то прачкой. Но любовь к пению и театру передалась и от матери к сыну. Спустя годы, модельер Зайцев вспоминает, как будучи подобно многим детям сладкоежкой, зарабатывал пением в кондитерских. В награду маленький певец получал крошки печенья и конфет.

Вячеслав Зайцев в молодости, фото из архива: встреча с Пьером Карденом и Марком Боаном

После окончания в 1955 году средней школы Вячеслав Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, в котором получил специальность художника текстильного рисунка. По завершению обучения в техникуме он практически сразу же поступил в Московский текстильный институт обучаться на художника-модельера – в то время это было единственное место, куда его могли принять как сына “врага народа”. По окончании ВУЗа в 1962 году юноша был распределен в город Бабушкин, где был назначен художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза. Вот здесь-то молодой модельер поразил своих соотечественников, предложив необычную коллекцию спецодежды для сельских тружениц. По крою и цвету та одежда во многом напоминала русский народный костюм, но искажала сложившееся представление об “образе телогрейки” (со слов самого модельера 🙂). Естественно, коллекция была забракована, но весть о ней проникла через пресловутый “железный занавес”, и журнал “Пари Матч” посвятил ей огромную, на шесть полос статью. Этот номер попал в руки . И когда весной 1965 года мэтр в очередной раз посетил Москву, Слава Зайцев разыскал его. С этого самого дня и началась долгая и теплая дружба двух выдающихся мастеров ХХ века: Пьера Кардена и Славы Зайцева. За те три года, что разделяли дебютную коллекцию модельера Зайцева и его встречу с мэтром моды, он достиг уже немалых успехов, создав модную женскую одежду для торговой сети Москвы, в частности для магазина “Светлана”. За месяц до судьбоносного для Зайцева дня, он был принят в Общесоюзный Дом Моделей одежды (ОДМО), что на Кузнецком мосту, 14, на должность худрука экспериментально-технического цеха. Но тот апрельский день практически стал переломным в судьбе простого ивановского паренька. На встрече в московском ресторане “София” кроме Кардена присутствовали также два других прославленных модельера: тогдашний глава Дома “Кристиан Диор” Марк Боан и Ги Ларош. Надо ли говорить, что внимание таких мировых знаменитостей к неизвестному мастеру из СССР не прошло мимо зарубежной прессы: нью-йоркская газета “Women Wear Daily” разразилась статьей “Встреча королей моды”, сопроводив ее снимком, сделанным во время обеда мэтров (а французы фактически признали Вячеслава достойным “братом по оружию”).

А потом был 1967 год и московский Всемирный фестиваль моды, где Вячеслав Михайлович получил Гран-при за платье под девизом “Россия”. “Красный Диор!” – громогласно окрестила его западная пресса. Чуть ранее начались периодические демонстрации сводных коллекций Дома Моделей, созданных под чутким руководством Зайцева, на зарубежных выставках. Казалось бы, успех! Но огорчала одна маленькая деталь: на всех этих выставках отсутствовал сам автор великолепных творений! Власти долгое время не выпускали модельера за рубеж, даже в дружественные соцстраны. Американцы даже предлагали открыть у себя фирменные магазины Зайцева, но советская сторона отвергла это предложение. Лишь один раз Пьер Карден смог помочь другу, поставив условие болгарам: мол, если не будет Зайцева на вашем фестивале моды, то не будет и меня!

Слава Зайцев в молодости, архивное фото

Несмотря на трудности, Вячеслав Михайлович, которого еще в детстве за его оптимизм прозвали “солнечным зайчиком”, легко двигался вперед. Уже в 1972 году он пошел на повышение, став теперь уже заместителем худрука самого Дома Моделей. А спустя два года снова был шумный успех: чешский журнал “Кветы”, обозревая моду за прошедшие сто лет, поместил фото Зайцева в одном ряду с самыми значительными модельерами мира, среди которых были Коко Шанель, Поль Пуаре и все тот же Диор. Тогда же, в семидесятых модельер начинает создавать костюмы для артистов театра и эстрады. Возможно, лучшим из его творений для мастеров сцены было красное платье-балахон, созданное для А.Б. Пугачевой, которым она поразила публику на фестивале в Сопоте в 1978 году.

И все же, тогда же в 1978, после успешной демонстрации коллекций в Доме кино, приуроченной к сорокалетию Зайцева, он покидает ОДМО. По его словам, он устал каждый раз сокрушенно разводить руками, отвечая на один и тот же бесконечный вопрос: “Где все это можно купить?”. Задавленный бюрократической машиной, дизайнер чувствовал себя ненужным в Доме Моделей. Интересно, что тогда же Зайцев впервые попробовал слагать стихи: накопившееся в душе просто требовало выхода. Перейдя на работу на фабрику индпошива, он работает над коллекциями для нового Дома Моды. В 1982 году, став художественным руководителем Дома, он на его базе создает первый в СССР Театр Моды.

С началом перестройки в стране модельер Зайцев наконец-то начинает выезжать в страны капитала: первая такая поездка состоялась в 1986 в Канаду. И вот наступил 1988 – юбилейный для Вячеслава Михайловича год. Представление своей коллекции на Неделе Высокой моды в столице Франции! Мало того – теперь В.М. Зайцев еще и почетный гражданин славного города Парижа! Вот он – триумф! Позже модельер сказал, что это было самое светлое событие в его жизни. Но не прошло и полгода, как состоялся второй показ в столице Франции и знакомство Вячеслава с легендарным кутюрье (лично для меня это самый значительный факт, потому как Сен-Лорана я просто обожаю – прим. автора 🙂). Впрочем, на этом знакомство (и даже последующее сотрудничество) с известными модельерами не заканчивается – вскоре Зайцев лично встречается с Жан-Луи Шерером, Тьерри Мюглером, Пако Рабанном и прочими. А в декабре 1989 в Токио модельер Зайцев стал победителем конкурса “Пять лучших модельеров мира”, обскакав таких мэтров, как Клод Монтана, Ханае Мори и итальянский дуэт Byblos!

Да, лед тронулся, но… по признанию самого кутюрье, званий и регалий он к тому времени уже имел предостаточно, а вот денег… К сожалению, мировое признание его, как модельера, не принесло особого богатства. Но к счастью, тогда же в Париже знаменитая фирма “L’Oreal Paris” предложила Славе Зайцеву создать духи. Та парфюмерная линия была названа “Маруся” (в честь мамы модельера, хотя вообще-то “Maroussia” переводится как “Моя Россия”) и была презентована в 1992 году. Эти духи стали невероятно популярными.

Модельер Зайцев известен еще и как педагог и наставник: практически все современные известные российские модельеры прошли его школу. Также Вячеслав Михайлович – организатор многих конкурсов и семинаров моды, из которых, наверное, следует упомянуть ежегодные конкурсы: профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой (г. Москва) и “Талант” (Иваново).

Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Подробную биографию В.М. Зайцева в хронологическом порядке, а также полный перечень его коллекций, наград, званий и т.п. вы можете просмотреть на официальном сайте модельера zaitsev.info. Могу еще предложить вашему вниманию свежее видео.

P.S. Мне всегда был интересен этот человек. Я много читала и смотрела о нем: статьи, интервью, телепередачи… И оказалось, что многие его мысли созвучны моим. Полностью согласна со следующими словами Славы Зайцева (но не о театре как таковом, а об искусстве в целом):

“…я люблю больше эстетический театр. Все, что связано с красотой. Потому что в жизни так много грязи, что, приходя в театр, не хочется купаться в этой грязи. Хочется насытить свою душу чистотой и светом, и уйти оттуда не с тяжелыми думами о реальности бытия” .

Еще новости о моде

  • Ulyana Sergeenko показ коллекции весна-лето 2017…
  • Показ Alexander Terekhov в Москве: обзор коллекции…