Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Пророк мухаммад и женщины. Наш любимый пророк мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — начало золотой сильсиля

Пророк мухаммад и женщины. Наш любимый пророк мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) — начало золотой сильсиля

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) - это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. "Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении" (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. "Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути" (Йа-Син.36/1-4).

6. "Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…" (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. "Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…" (ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. "Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. "И воистину, твой нрав превосходен" (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. "Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?" (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. "Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха" (аль-Ахзаб, 33/21)

12. "Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу" (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. "Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении" (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

"Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое - кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар" (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. "По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего" (Али Имран, 3/159)

По материалам книги Мустафы Эриша

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, состоял в браке одновременно с ‎девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом

‎Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это стало причиной бесчисленных ‎нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎состоял в браке более чем с четырьмя женщинами, также стало предметом множества ‎инсинуаций и клеветы.‎

Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в ‎следующем. Якобы Мухаммад алайхиссалам был похотливым человеком, готовым на все ‎ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной ‎женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен – допустимое число, ‎установленное им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин.‎

На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.‎

Прежде всего нужно сказать, что число жен Пророка увеличилось, когда ему уже было ‎около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. ‎Более того, большинство матерей верующих (жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам) ‎по возрасту были старше него.‎

Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради ублажения себя ‎заключать брак с женщиной, которая старше него самого?!‎

Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в ‎молодости – Хадийджа радияллаху анха была старше его на пятнадцать лет. Его ‎молодость прошла именно с ней.‎

Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было ‎пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?‎

Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху ‎анха ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступил бы ‎похотливый человек?‎

Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной ‎Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти ‎Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три ‎года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него ‎стало много не сразу.‎

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в ‎силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.‎

Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только ‎почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели ‎по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях ‎отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – ‎триста.‎

Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, ‎образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен ‎нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.‎

В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин ‎мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху ‎алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.‎

До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько ‎раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял ‎положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более ‎четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы ‎аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из ‎них была названа Матерью правоверных еще задолго до этого. Кроме того, если бы ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с какой-нибудь из них, то они не смогли бы ‎больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость ‎женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому ‎Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более ‎четырех жен.‎

Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ‎ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. ‎Общая мудрость состоит в следующем:‎

‎1. Мудрость образовательно-воспитательного характера‎

Увеличение числа жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном ‎было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской ‎уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного ‎закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину общества составляют ‎женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам многие грани и аспекты учений до женщин должны были ‎доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы ‎посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до ‎женщин. И они с честью выполнили эту задачу.‎

Все знают, что больше всего хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, передал ‎Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху ‎анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна ‎Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. ‎Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и ‎состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам непосредственными свидетелями ‎которых они являлись, живя с ним.‎

‎2. Мудрость, связанная с внедрением законов Шариата

Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, ‎проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам ‎отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и ‎установил вместо нее свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему ‎Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинту Джахш радияллаху анха ‎которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху с приемным сыном ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а ‎единственная цель его заключалась в подтверждении отмены закона времен невежества и ‎внедрении законов Ислама.‎

‎3. Мудрость социального характера‎

Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи ‎васаллам касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак ‎послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху чтобы достойно наградить его преданность ‎Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же ‎самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери ‎правоверных Хафсе радияллаху анха.‎

‎4. Мудрость политической направленности‎

Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была ‎обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с ‎некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что ‎способствовало укреплению мусульман.‎

К примеру, в сражении с племенем Бану Мусталак в плен попала Джувайрия бинту ‎Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ‎чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать ‎правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи ‎васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены ‎пленники из Бану Мусталак. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены ‎этого племени вступили в Ислам.‎

(продолжение следует...)

Мухаммад, мухаммед, магомет, мухамбет, мухамед, мохаммед – так, а возможно есть еще и другие варианты, звучит у разных народов имя последнего Пророка Аллаха – Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

История пророчества и ее исчисление началось с дара первому человеку “Нура Мухаммада”, который был первым, и с него началось творение, а закончилось появлением на Земле “Мухаммада телесного”. То есть, этот великий Нур (Свет), передаваясь через самые чистые и благородные генеалогические цепочки, дошел до благородного Абдуллаха, а с беременностью Амины перешел к этой счастливой матери и, в конце концов, перешел к своему истинному владельцу – Господину Миров, Мухаммаду Мустафе – саллаллаху алейхи ва саллям.

Система Вселенной зародилась от света Господина Пророка – саллаллаху алейхи ва саллям. И поэтому тысячи различных узоров и проявлений божественной Мощи во Вселенной – это отблеск и улыбка Его света. От того, что в глину Адама – алейхиссалям – была замешана частичка глины Посланника, покаяние Адама – алейхиссалям – было принято. Как говорится в священном хадисе:

“Когда Адам – алейхиссалям – совершил ошибку, ставшую причиной изгнания его из рая, осознав свою ошибку, он сказал:

«Господи! Ради Мухаммада, молю Тебя простить меня».

Всевышний Аллах обратился к нему:

«Адам! Откуда ты узнал про Мухаммада, еще не созданного? »

Адам – алейхиссалям – ответил:

«Господи! Когда Ты создал меня и вдохнул в меня от духа Своего, я поднял голову и увидел, что на колоннах аль-’Арша написано: “Ля иляха илля Аллаху Мухаммадур – Расулуллах”. И я понял, что Ты мог поместить рядом со Своим именем только имя самого любимого из своих творений».

И сказал Аллах Всевышний:

«Ты сказал правду, Адам! Поистине, он для меня самый любимый из созданных. Проси у Меня ради него. (Ты просил), и Я тебя простил. Если бы не было Мухаммада, Я тебя не сотворил бы». (Хаким, аль-Мустадрак Бейрут 1990, II, 672/4228)

Таким образом, досточтимый Адам – алейхиссалям – просил ради Посланника – саллаллаху алейхи ва саллям – и получил прощение. От этого великого Посланника Ибрахим – алейхиссалям – получил уверенность, и огонь не причинил ему вреда. Когда этот великий жемчуг отразился в перламутре Исмаила – алейхиссалям – ради его имени с небес был спущен жертвенный агнец.

Как видим, даже пророки ради него пользовались божественной милостью. Были такие пророки, как благородный Муса – алейхиссалям, которые ради награды за следование Ему, хотели быть в Его умме.

Как передает Катада бин Нуман – радыйаллаху анху – благородный

“Господи! В скрижалях, которые Ты мне дал, упоминается самая благая умма, происходящая из людей – умма повелевающих добро и запрещающих злое. О, Аллах, пусть это будет моя умма! ”

Аллах Всевышний ответил:

Они – умма Мухаммада ”.

Муса – алейхиссалям – воззвал:

“Господи! В скрижалях упоминается об умме, которая последней появится на земле и первой войдет в рай. Пусть это будет моя умма!”

Аллах Всевышний ответил:

Они – умма Мухаммада ”.

Муса – алейхиссалям – воззвал:

“Господи! Еще скрижали упоминают про умму: их Книга хранится у них в памяти, они читают ее наизусть. Тогда как все уммы до них читали свои книги с листов, а если книга пропадала, то они ничего из нее не помнили. Без сомнения, Ты дал этой умме такую способность запоминать и выучивать наизусть, какую ни одной до них не давал. О, Аллах, пусть это будет моя умма!”

Аллах Всевышний ответил:

Они – умма Мухаммада ”.

Благородный Муса воззвал:

“Господи! Там упоминается умма, которая верует и в предыдущие книги, и в последнюю книгу, сражается со всеми искажениями, а также с одноглазым и лживым даджалем. Пусть это будет моя умма!”

Аллах Всевышний ответил:

Они – умма Мухаммада ”.

Муса – алейхиссалям – воззвал:

“Господи! Там упоминается такая умма: если один из них намеревается сделать доброе дело, то ему запишется добро, даже если он не сможет этого выполнить, а если сделает, ему запишется добро от 10 до 700 раз большее. Пусть это будет моя умма”.

Аллах Всевышний ответил:

Они – умма Ахмада ”.

Тогда благородный Муса – алейхиссалям – отложил скрижали в сторону и взмолился:

“Мой Аллах! Сделай и меня из уммы Мухаммада!” (Табари, Джамиул баян ан тавиль-айил-Коран, Бейрут 1995, IX, 87-88; ибн Касир, Тафсир Корана азым, I-IV, Бейрут 1988, II, 259, (“Араф”, 154 в тафсире)).

Каждое звено из цепочки пророков было словно радостным предзнаменованием появления Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, посланного как милость для миров.

И вот, в 571 году по христианскому летоисчислению, 12 рабиуль-авваля, в понедельник, незадолго до восхода солнца, долгожданный нур, наконец, нашел воплощение в материальном мире, в семье Абдуллаха и Амины, оказав честь всем временам и пространствам.

С Его появлением милость Аллаха переполнила этот мир. Утро и вечер поменяли цвета. Чувства углубились. Слова, беседы, наслаждения достигли нового звучания; каждая вещь обрела особый смысл, особое изящество. Идолы содрогнулись и рухнули на землю. Во дворцах города иранских правителей Медаина обрушились колонны и купола. Озеро Сава высохло, как символ темноты и невежества. Души наполнились добром и благом. Это добро заполнило все мироздание ― все времена и пространства.

Если бы Досточтимый Пророк – саллаллаху алейхи ва саллям, несущий в себе все доброе и благое, не оказал честь этому миру своим появлением, человечество до окончания веков оставалось бы в дикости и темноте угнетения, слабые были бы рабами сильных. Равновесие нарушилось бы в пользу зла. Мир оказался бы в руках угнетателей и обладающих силой.

Произошедший из невежественного и далекого от центров цивилизации общества, этот человек, не умеющий читать и писать, изумил людей всей эпохи содержанием знания и мудрости, которые Он принес. Он простер целое море чудес, дна которого не могли достичь и не смогут достичь до Конца света. Это подтверждается, прежде всего тем, что Священный Кор’ан, освещая множество событий, происходивших в прошлом, и рассказывая о тех, что произойдут в будущем, а также затрагивая многие вопросы, связанные с наукой, за 1400 лет не был опровергнут ни ходом истории, ни одним научным открытием. В то время, как самые знаменитые мировые энциклопедии и сегодня вынуждены обновлять и поправлять себя, выпуская каждый год по новому тому.

Этот Пророк, родившийся сиротой, не умевший ни читать, ни писать, не получал уроки у людей; Он пришел как спаситель всего человечества, как переводчик скрытого от человеческих глаз мира, как учитель школы Истинно Сущего.

Досточтимый Муса – алейхиссалям – принес целый ряд законов. Досточтимый Дауд – алейхиссалям – известен своими псалмами и мольбами к Аллаху. Досточтимый Иса – алейхиссалям – был послан, чтобы научить людей высокой нравственности и отречению от мирского. Пророк Ислама Досточтимый Мухаммад Мустафа – саллаллаху алейхи ва саллям – принес все это, вместе взятое: проповедовал Законы. Научил, очистив свой нафс, обращаться с ду’а к Аллаху от чистого сердца. Указал путь к достижению самой высокой нравственности и всей своей жизнью явил образец такой нравственности. Советовал не поддаваться обманчивым прелестям этого мира. Вкратце говоря, соединил в себе миссию и полномочия всех пророков. В нем соединились благородство происхождения и нрава, счастье красоты и совершенства.

Сорок лет Он жил среди невежественного общества. Его народу еще не были известны большинство Его совершенных качеств, которые проявились впоследствии. Он еще не был известен как государственный деятель, как проповедник, как оратор, не то что великий полководец, Он еще не получил признания как обычный воин.

Однако, без сомнения, Его сороковой год был самой великой поворотной точкой в истории человечества.

Никто прежде никогда не слышал, чтобы Он рассказывал историю прошедших народов и их пророков, говорил о Судном дне, про Рай и Ад. Он жил своей великой жизнью, но это была лишь Его личная жизнь, хотя и наполненная высокой нравственностью и моралью. Однако, возвратившись из пещеры Хира с божественной миссией, Он совершенно изменился.

Когда Он начал проповедовать, испуг и удивление охватили всю Аравию. Чудесное красноречие и стиль словно околдовали их. Поэзия, литература, соревнование в ораторском искусстве потерпели поражение. С того момента ни один поэт, одержавший победу в состязании, уже не смел повесить на стену Каабы свои стихи. Таким образом, длившаяся веками традиция вдруг стала достоянием истории. Так что когда прекрасно разбиравшаяся в поэзии младшая сестра знаменитого поэта Имри-уль-Кайса услышала могущественный аят:

أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاء وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءكِ وَيَا سَمَاء

بُعْداً لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ وَقُضِيَ الأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ وَقِيلَ

(И сказано было [Аллахом]: “О, земля! Впитай твою воду. О, небо! Перестань [проливать дождь]“. И тогда вода спала, свершилось веление [Аллаха], а [ковчег] пристал к [горе] ал-Джуди, и было сказано: “Да лишатся неправедные люди [милости Аллаха])! (Худ, 44); она произнесла только:

“После этого некому и нечего сказать. Даже стихотворение моего брата не может находиться на этом почетном месте”, – и сняла со стены Каабы стихи Имри-уль-Кайса, висевшие на самом верху. Нечего было говорить и о других стихах, бывших по уровню ниже, чем этот, они тоже были сняты один за другим.

Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – на деле преподнес урок всему человечеству о том, что Он является наместником Аллаха на Земле.

Он установил самые совершенные правила в социальной, культурной, экономической жизни, государственном управлении, международных отношениях…, настоящую мудрость которых даже самые выдающиеся ученые специалисты смогут осознать только после исследований на протяжении всей своей жизни, после накопления глубокого опыта о сущности человека и материи. Без сомнения, человечество, с развитием теоретического знания и практического опыта, будет еще лучше понимать Истину Мухаммада .

Никогда прежде не бравший в руки меч, не обученный воинскому искусству, наблюдавший прежде сражение только один раз, со стороны, этот великий Пророк, несмотря на свое бесконечное милосердие, охватывающее все человечество, ради религии единобожия и общественного спокойствия проявил себя храбрым воином и талантливым полководцем, не пропустившим даже самые трудные сражения.

Стучась в одну дверь за другой, Он проповедовал людям религию Аллаха. Но те, кому было не суждено, предпочли навечно остаться в темноте, без зазрения совести закрыв двери перед Солнцем праведности, пришедшим к их порогу. Из-за жестокости своих сердец они временами могли грубо обходиться с Ним.

Но Он огорчался не из-за грубости, а из-за их невежества и неверия.

Таким людям отвечал строками аята:

“Скажи [Мухаммад]: “Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я - не из тех, кто берет на себя непосильное” (Сад, 86), имея в виду, что его цель заключается лишь в том, чтобы Аллах был доволен им.

В течение девяти лет Он завоевал всю Аравию силой войска, чаще всего составлявшего одну треть войска врага, с ничтожно малыми людскими потерями с обеих сторон. Привив духовную силу и обучив военному искусству людей своего племени, не знакомых с порядком и воинской дисциплиной, Он добился чудесных успехов в военном деле. В такой степени, что Его последователи разгромили Византийскую и Персидскую империи ― два самых сильных и великих государства того времени. Так, преодолев все препятствия, Пророк Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – осуществивший самую великую революцию в истории человечества, усмирил притеснителей, осушил слезы угнетенных. Его благодатные руки стали гребнем для сиротских волос. В Его утешающем свете сердца избавились от печали.

Нравственность Досточтимого Мухаммада Мустафы – саллаллаху алейхи ва саллям, главного среди пророков, подобна безбрежному океану, нравственность других пророков подобна рекам, впадающим в этот океан. Он явился воплощением прекрасных качеств и вершины нравственности всех предшествовавших ему пророков, которых, по преданию, было более 124 тысяч. Человеческая мысль и образ жизни прошли определенные этапы развития до Его прихода, а для дальнейшего развития нужен был потенциал для решения все новых и новых проблем. И Он стал образцовой личностью, способной удовлетворять эту потребность врлоть до окончания времен. Именно поэтому Он послан всему человечеству как Последний Пророк, Пророк, предшествующий Судному дню.

И сам Посланник Аллаха – саллаллаху алейхи ва саллям – затрагивая вопрос о нравственности, сказал:

“Я был послан, чтобы нравственность довести до совершенства” (Муватта’, Хуснуль-хулюк, 8)

Мухамед Мухамед

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви)

После переселения из Мекки в Медину Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) временно жил в доме у Абу Айюба аль-Ансари (радыйаллаху анху). Через некоторое время он перешел жить в небольшие комнатушки, пристроенные к мечети. Сначала таких комнат было всего две. В одной комнате жила его благородная супруга Савда, (радыйаллаху анха) а во второй – Айша (радыйаллаху анха), на которой Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) еще не женился. Затем построили еще одну комнату, в которой жили незамужние дочери Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Умму Гульсум и Фатима (радыйаллаху анхума). В последующие времена по мере необходимости пристраивались и другие комнаты, часть которых была построена из кирпича, а часть из камней. Сверху они были прикрыты ветками финиковой пальмы. 582

Комнаты, в которых жили члены семьи Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) были очень тесными. Согласно сообщению Айшы (радыйаллаху анха), когда однажды ночью Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намаза выполнял саджда, он задел ноги спящей супруги, и она была вынуждена подтянуть ноги под себя, чтобы он мог склонить голову в поклоне. 583

Мать Хасана Басри прислуживала супруге Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) благородной Умму Саламе (радыйаллаху анха). Жили они поблизости, так что детские годы будущего праведника прошли в местах где жил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Согласно сообщению Хасана, в те времена можно было спокойно достать руками потолок в комнатах Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). 584 Из чего следует, что комнаты были невысокими.

Дверей, закрывающих вход в комнаты, не было. Их заменяли кошмы, свалянные из черной шерсти. 585

Все эти помещения, в которых жили члены семьи Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), в годы правления Омеядов были разрушены и присоединены к Масджидун Набави (мечети Пророка Мухаммада). Известный ученый Саид бин Мусаййаб, выражая сожаление по этому поводу, сказал следующее:

«Клянусь Аллахом, как бы я хотел, чтобы эти комнаты сохранили! Ведь будущие поколения и многочисленные посетители, увидев условия, в которых жил Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), перестали бы стремиться к увеличению своего состояния и не стали бы между собой хвалиться своими богатствами». 586

В доме у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) была кровать, связанная из сухих веток и пальмовых волокон. 587 Он сидел на ней или же лежал, предварительно расстелив постель из высохшей кожи, набитой пальмовыми волокнами. 588 Согласно сообщению благородной Айшы (радыйаллаху анха), одна из жительниц Медины, придя в гости, увидела постель Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), которая состояла из одного тюфяка. Мгновенно сбегав домой, она принесла матрас, набитый шерстью. Но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), узнав о замене постели, выразил свое неудовольствие, сказав:

– О Айша! Принеси обратно нашу постель!

Продолжая свой рассказ, Айша (радыйаллаху анха) добавила: «Я не сразу отправила обратно постель, так как мне сильно хотелось иметь у себя дома такой роскошный матрас, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) три раза приказал мне отправить обратно, сказав:

– Клянусь Аллахом, если бы я только пожелал, Аллах отдал бы мне все и заставил двигаться рядом горы, состоящие из чистого золота и серебра». 589

Когда у благородной Хавсы (радыйаллаху анха), супруги Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), спросили:

– Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был у тебя дома, на чем он отдыхал?

Она ответила:

– Он обычно спал на вдвое сложенной кошме. Однажды ночью мне в голову пришла мысль: а что если сложить эту кошму в четыре раза, чтобы она стала мягче, и Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отдыхал бы на более удобной постели. Затем я свернула вчетверо кошму. Когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) утром проснулся, он спросил у меня:

– Что ты сегодня постелила мне?

Я ответила:

– Старую постель, о Посланник Аллаха! Но, чтобы было мягче, и вы хорошо отдохнули, я постелила вчетверо свернутую кошму.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) внимательно выслушал, затем приказал мне:

– Приведи мою постель в предыдущее состояние, ибо из-за удобной и мягкой постели я сегодня не смог встать на ночную молитву! 590

Согласно другим сообщениям, вместо одеяла Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) ночами укрывался покрывалом. 591

Обычно Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отдыхал на простой постели. Однако временами он спал на обыкновенной циновке. Некоторые сподвижники, заметив, что он спит на расстеленной циновке, предлагали ему сделать удобную кровать, но Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) отказывался. Однажды на такое предложение, он дал следующий ответ:

«А зачем мне нужно? Я в этом мире как путник, который присел для отдыха под тенью дерева, а затем продолжил свой путь». 592

Умар (радыйаллаху анху), который часто бывал в доме у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), после рассказывал:

«Я как-то зашел к Пророку Мухаммаду домой и вижу – он лежит на циновке, следы которой отпечатались на его лице. Голова его покоилась на кожаной подушке, набитой пальмовыми волокнами. Затем я обвел глазами всю комнату. Клянусь Аллахом, в комнате, кроме трех сидений из шкур, больше ничего ценного я не заметил. После этого я сказал ему:

– О Посланник Аллаха! Помолись Аллаху, пусть Он облегчит положение твоих последователей. Римляне и персы пребывают в холе и неге. Несмотря на то, что они совершенно не поклоняются Аллаху, им даны несметные сокровища.

Услышав мои слова, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), выпрямляясь на циновке, воскликнул:

– Неужели и ты так думаешь, о, сын Хаттаба? Несомненно, это такие народы, которым за совершенные ими праведные дела Аллах дал вознаграждение уже в этой, земной жизни (в вечной ничего не будет). 593

Согласно другому сообщению, Умар (радыйаллаху анху), увидев на лице Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) следы от циновки, заплакал. И когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил о причине, заставившей зарыдать его, Умар (радыйаллаху анху) ответил:

– О Посланник Аллаха! Всем известно, как живут правители Ирана и Византии! А ведь ты Посланник Аллаха!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в ответ промолвил:

– Разве ты не желаешь того, чтобы в этой жизни все блага были для них, а в вечной – для нас? 594

В данном хадисе упоминается не система правления глав соседних стран, а их роскошная и пышная жизнь, ибо чрезмерная роскошь и излишняя трата средств резко осуждаются религиозными предписаниями Ислама.

Али (радыйаллаху анху) вспоминает, что, когда он женился на дочери Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) благородной Фатиме (радыйаллаху анха), в качестве постели им служила овечья шкура. 595 И когда однажды Фатима (радыйаллаху анха) пожаловалась на свою бедность, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал ей терпеть. 596

Как-то Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) пошел проведать свою дочь и, подойдя к двери, заметил, что она обита узорчатой материей. Не заходя в дом дочери, он тотчас повернул обратно. Выражая свое неудовольствие, он воскликнул:

«Где я и где мирское?»

Узнав об этом, Фатима (радыйаллаху анха) сильно огорчилась, и спросила у отца: «Что делать с материей?» Он посоветовал ей отдать эту материю другой семье. 597

О домашней утвари и посуде известен обстоятельный рассказ Анаса бин Малика (радыйаллаху анху), который десять лет находился в услужении у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Анас рассказывал следующее:

«В течение десяти лет я не видел, чтобы Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал пищу из медной посуды. Кроме того, я не припоминаю ни одного случая, чтобы он ел хлеб из мелко просеянной пшеничной муки. Также я не видел, чтобы во время еды он сидел за маленьким столиком». 598

Когда у Катады, который передал рассказ Анаса, спросили:

– Хорошо, но на чем он ел пищу?

Катада ответил:

– Разумеется, на скатерти. 599

В другом сообщении говорится, что Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не подавали пищу и напитки в чашах, и что он всегда расстилал скатерть прямо на пол. 600

Видимо, под упоминаемыми выше чашами имеется в виду посуда и роскошные столовые приборы иранской знати, широко пользовавшейся золотом и серебром. Вместо пышного стола избранных аристократов, он предпочитал питаться за скромным и непритязательным столом. В одном из хадисов сообщается, что он однажды промолвил:

«Я всего лишь раб. Поэтому я пью и ем как рабы!» 601

Этим высказыванием он хотел объяснить своим сподвижникам, что он предпочитает вести скромный образ жизни.

Что касается приготовления пищи в семье Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), то, видимо, хотя порой слуги помогали благородным супругам Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), в основном они сами готовили пищу. 602 Например, благородная Сафия (радыйаллаху анха) очень хорошо готовила. Про нее Айша (радыйаллаху анха) говорила: «Я в своей жизни не видела, чтобы кто-нибудь готовил лучше нее». 603

«Однажды Айша (радыйаллаху анха) приготовила суп под названием «харира». Поставив на скатерть суп, она предложила отведать благородной Савде, присутствовавшей в этой время у нее в комнате, но та отказалась есть. Тогда Айша (радыйаллаху анха) размазала суп по ее лицу. По совету Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Савда (радыйаллаху анха) ответила ей тем же. При виде этой картины Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) только сидел и улыбался». 604

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда уделял большое внимание своим благородным супругам и часто помогал им в хозяйственных делах.

Когда у Айши (радыйаллаху анха) спросили о том, чем он обычно занимался дома, она рассказала следующее:

«Он, как и обычные люди, зашивал дырки на своих одеждах, доил овец. Одним словом, он сам решал свои проблемы». 605

«Как и вы, он ремонтировал свою обувь, нашивал заплаты на одежду». 606

«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) у себя дома всегда был занят хозяйственными делами, а, заслышав звуки азана, спешил в мечеть». 607

Наряду со всем этим, у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда были помощники, добровольно выполняющие обязанности охранников у входа в его дом или секретарей. Например, его ближайший соратник по имени Хайсам бин Наср (радыйаллаху анху) рассказывал, что он часто дежурил у его дверей. Иногда охранял покой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), а иногда проносил ему пресную воду из собственного колодца. Другой сподвижник, Рабия бин Кааб Аслами (радыйаллаху анху) говорил: «Я часто всю ночь напролет дежурил у дверей Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и при необходимости приносил ему воду для совершения омовения. Порой глухой ночью я слышал, как он восклицал «самиаллаху лиман хамидах», а через некоторое время «альхамдулилляхи Раббиль алямин». 608 В другой раз этот же сподвижник рассказал следующее: «Я всегда ночью охранял покой Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), готовил ему воду для омовения. Кроме этого, доставлял необходимые ему вещи. Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел мне:

– Проси у меня все, что желаешь!

Я сказал ему:

– Желаю быть твоим товарищем в раю!

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям):

– Кроме этого, что ты еще хочешь?

Я ответил ему, что кроме этого больше ничего не желаю. Тогда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил:

– В таком случае, помоги мне большим количеством саджда (совершением большего количества намазов)». 609

Всем известно нижеследующее сообщение Анаса (радыйаллаху анху):

«Я девять лет прислуживал Посланнику Аллаха, но за все эти годы он ни разу меня ни в чем не упрекнул. Он ни разу не сказал мне: «Почему ты это сделал?» или «Почему ты это не сделал?» 610

Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) тоже был в числе тех сподвижников, которые прислуживали Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), Он будил Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), помогал надеть обувь, был неизменным спутником, когда Посланник Аллаха выходил куда-нибудь. 611

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не держал возле себя людей для специальных поручений или в качестве посыльных. Но возле его дома всегда находились молодые люди, сменявшие друг друга, и, если Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был занят важными делами и не мог сам сходить куда-либо, они добровольно выполняли его поручения. Среди них был вышеназванный Анас бин Малик и Рабах бин Асвад (радыйаллаху анхума). 612

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не позволял поливать ему из кувшина во время совершения ритуального омовения, и сам лично подавал милостыню просителю. 613 Абдуллах ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал:

«Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не просил сподвижников о помощи во время ритуального омовения и никому не позволял подать вместо него милостыню. Обычно он сам совершал омовение и сам подавал милостыню». 614

Как видим, Пророк Ислама (саллаллаху алейхи ва саллям) жил как все, ничем не выделяясь из общества, большинство членов которого были людьми бедными. Его образ жизни, внутреннее убранство дома, его поведение, его стремление и привычка делать по дому все самому представляют для нас прекрасный пример для подражания. Его действия диктовались основой религии Ислам. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) распространял вероучение, требующее готовности к самопожертвованию, требующее при малейшей возможности на первое место ставить интересы других людей, вести аскетический образ жизни. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как Пророк, прежде всего лично следовал учению Аллаха, практически показывал людям свою искренность и приверженность истинной религии.

Comments Off on Простая жизнь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям)