Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа. Происхождение азербайджанцев

Азербайджанцы – самый многочисленный народ Кавказа. Происхождение азербайджанцев

Есть ли у автохтонов союзники в Стране Огней?

Любая борьба в современном мире (и вообще как таковая) невозможна без союзников. Это касается и борьбы коренных народов АР за восстановление своих попранных прав. Поэтому многих из нас интересует вопрос: имеем ли мы каких-либо союзников в этом государстве?

Не думаю, что кому-то стоит доказывать, что правительство АР настроено полностью уничтожить коренные народы Восточного Закавказья и заменить их новыми поколениями «азербайджанцев». В нормальном государстве можно было бы ожидать, что оппозиционные силы воспользуются этой ошибкой в правительственной политике и, заняв сторону коренных народов, выступят вместе с ними (представляющими внушительную силу) против алиевского режима. Однако на деле происходит обратное. Оппозиция не только не борется с режимом, но и заодно с ним стремится заглушить голос коренного населения региона. В другой части света можно было бы ожидать, что на защиту автохтонного населения встанут представители творческой интеллигенции, которые не участвуют в политической жизни. Но где они, такие деятели? Появятся ли в АР акрамы-айлисли, которые скажут правду об «азербайджанцах», о попранных правах коренных народов, призовут власти страны покаяться за все те преследования и запреты, свидетелями которых являлись наши отцы и деды, а сегодня являемся мы?

Более того, не так давно в одной из своих статей я наивно писал, что «скоро они начнут говорить о том, что мы переименовываем их “Южный регион” в “Талыш”!». Мы почти приблизились к этой дате. Не так давно в Интернете появилась новость от «каналБаку» об открытии радиостанции «Голос Талышистана». Некий мужчина за кадром сообщает , что «в результате расследования «каналБаку» стало понятным, что азербайджанские песни переводятся на талышский язык и озвучиваются на талышском радио». Я не стану спрашивать о том, что это за песни такие – «азербайджанские» - т.к. всем известно, что они собраны из песен талышей, лезгин, парсов (татов), аварцев, курдов и др., переведены на тюркский, дальнейшем представлены миру как «тюркские». Разумеется, и у туркоманских племен, населяющих ныне исконные земли вышеназванных коренных народов, есть некоторое количество своих песен, но они в меньшинстве. Исторические памятники, принадлежащие нашим народам, почему-то называются «азербайджанскими». Наши герои становятся «азербайджанскими». Наших детей, так же как и нас самих, называют «азербайджанцами». А когда мы говорим «нет!» этой политике ассимиляции, нас просто называют преступниками.

Есть в психологии такое понятие – «покрывающее воспоминание». Это «воспоминание, имеющее целью скрыть другие воспоминания и связанные с ними аффекты и влечения. Покрывающее воспоминание часто представляет собой жестко фиксированное, внешне безобидное воспроизведение аффективно окрашенных травматических переживаний раннего детства. Оно представляет компромисс между отрицанием и памятью - болезненное переживание прикрывается безвредными воспоминаниями о менее значимых событиях («Психоаналитические термины и понятия»). Порой покрывающее воспоминание создается интеллектом искусственно, чтобы заменить какое-то реальное воспоминание. То, что происходит сейчас с тюркским населением Азербайджанской республики, это как раз то, что условно можно назвать синдромом покрывающих воспоминаний.

В течении всего периода двадцатилетней истории независимости в стране создается фальшивая история, фальшивая культура, которые собирают по частям из наворованных историй и культур коренных народов. На скорую руку к ним прикрепляется название «азербайджанский» или же более помпезное «древнеазербайджанский» и без всякого угрызения совести требуется, чтобы все воспринимали эту историю и культуру именно таковыми. Реальные корни истории и культуры забываются, замещаются новоявленным «покрывающим воспоминанием». Противостояние этой шизофрении воспринимается со стороны представителей так называемого «титульного этноса» с проявлениями какого-то психоза. Вот, например, известный сайт azerbaijans.com дает сведения о «малочисленных народах АР» . Там о талышах написано следующее: «Народ, проживающий на Юго-востоке Азербайджана, на территории Ленкоранского, Астаринского, Масаллинского и Лерикского районов Азербайджанской Республики, а также на севере Ирана. Разговаривают на талышском языке, входящем в состав Иранской семьи языков. Ученые бывшего союза считали талышей аборигенами. Они считали талышей потомками кадусов – одного из самых древних племен аборигенов Азербайджана. Но западные ученые (?) сомневаются в правильности данного утверждения. По их мнению, приход талышей на территорию Азербайджана связан с именем полководца Чингисхана Талыша (XIII век). Материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской».

Такие сведения рассчитаны на дурачка, не более того. Например, для таких талышей, как некто по фамилии Гамидов, который в социальных сетях выступает со следующими абсурдными утверждениями: «Первый явственный до очевидности вывод из истории и свойства талышского народа есть тот, что это народ негосударственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного, - пишет он [...]. Отделив от себя правление государственное, народ талышский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этою общественною жизнью. Не желая править, народ наш желает жить, разумеется, не в одном животном смысле, а в смысле человеческом. Не ища свободы политической, он ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной - народной жизни внутри себя».

Ну, какие монголы, Боже же мой?! Какие такие «западные ученые» писали подобное? Хотя бы одно имя реального ученого упомянули бы. Вместо того, чтобы писать о монгольском следе в составе тюркского этноса Азербайджанском Республики, они приписывают монгольство талышам. Такое ощущение, что их туркоманское и монгольское прошлое является для них такой большой психологической травмой, что они пытаются приписать это нам, талышам. Фраза о том, что «материальная и духовная культура талышей не сильно отличается от азербайджанской», близка к истине, так как так называемая «азербайджанская материальная и духовная культура» в реальности есть ничто иное, как материальная и духовная культура коренных народов этой земли, безбожным образом и бессовестно представляемая в Баку как «азербайджанская», а точнее, как «тюркская».

Еще один вопрос, которого необходимо коснуться, это вопрос территории Талышистана. В АР все годы независимости идет целенаправленный процесс по сокращению этой территории. Еще не так давно даже проправительственными организациями в нее включались районы Осторы, Лика, Ланкона, Масалона, Варгадиза (тюрк. Ярдымлинский р-н), Хамошару (тюрк. Джалилабадский р-н), Биласыво. Теперь уже из нее исключены не только Хамошару и Биласыво, но и Варгадиз. Пантюркистами постоянно муссируется фантасмогория о том, что «Масалон (тюрк. Масаллы) не только талышский». Что будет дальше? Из этой фразы выпадет слово «только», и она приобретет следующий вид: «Масалон - не талышский». Дальше придет очередь Ланкона, Лика и Осторы, и талыши фактически предстанут простой диаспорой иноземцев. Та же самая политика изживания с исторических земель проводится и в отношении лезгин, аварцев и других коренных народов!

Разумеется, этому давно пора сказать нет! Территория Талышистана не может быть сокращена и представляет собой (по нынешнему административному делению) территорию районов Осторы, Лика, Варгадиза, Ланкона, Масалона, Хамошару, Биласыво, Натачола (тюрк. Нефтчала), Салйона, Сабирабада, Саатлы, южную часть района Имишли, а также часть Хаджикабульского района вплоть до селения Талыш. Это земли, исторически принадлежащие талышам, и мы не намерены ни на йоту отодвигаться от них. Замечу также, – это известно не многим, - что о желании прислать своих представителей в Меджлис Талыш-Муганской республики в 1993 году высказывались и салйонцы, и натачолинцы, и саатлинцы и другие, однако условия военного времени не позволили это сделать. Поэтому не стоит полагать, что территория Талышистана – это исключительно территория ТМР образца 1993 года. Территория Талышистана доходит до (по старому административному делению - алибайрамлинского) левобережья Куры.

Какие исторические земли лезгин, аварцев и других коренных народов, разумеется, лучше других знают сами эти народы.

Кстати, еще раз о «Голосе Талышистана». Радио продолжает набирать поддержку различных групп талышей. В этом плане интересно процитировать заметку одного из авторов нашумевшего «негодующего» обращения к президенту М. Ахмадинежаду Рафига Джалилова, которую он оставил на своей странице в социальной сети Facebook: «Значит разговор о радио на талышском языке [якобы транслирующем в АР 15-минутную передачу – прим. Р.И.] оказался пустышкой. Это было очередной дезой: якобы на талышском языке есть международное радио, которое должно было транслироваться в четверг в 10:15. Может, и транслировалось, но тех, кто смог его послушать, не нашлось. Если талышское радио и есть, но его никто не может послушать, то кому это радио нужно? Если Иран каждый день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, если Шуша 5 раз в день предоставляет час радиоэфира на талышском языке, то почему Баку транслирует радио на талышском языке на международной волне?»

Тем временем, азербайджанские власти пытаются найти какой-нибудь идеологический трюк, чтобы отпугнуть талышей от «Голоса Талышистана». Главным образом, они продолжают разрабатывать тезис об ирано-армянском вражеском проекте. Бакинский «политолог» Мубариз Ахмедоглу в своем недавнем интервью «newsazerbaijan.ru», судя по всему, напоминая попугая, который не может выучить больше нескольких программных выражений, сказал: «В Иране проживает в несколько раз больше талышей, чем в Азербайджане, но официальный Тегеран не признает никаких национальных прав талышского этноса. В Иране у талышей нет своего культурного центра, школы, печатного органа. Лидер иранских талышей живет в бедности».

Как выходец из Талышского региона (из села Алару района Хамошару), по идее, он должен был заявить о нарушении «национальных прав талышского этноса» в АР, а не в ИРИ, где, судя по всему, ни разу не был. В отличие от АР, в Иране и в Раште, и в Тегеране функционируют талышские культурные центры, и печатные органы на талышском языке, издаются многочисленные книги на талышском языке и о талышах. Непонятно, кого он имеет в виду под «лидером иранских талышей». Не Али Абдоли ли? Не того самого Али Абдоли, которого в МНБ Азербайджана называют чуть ли не самым главным «иранским шпионом» («сотрудничавшим в своих подлых делах с Новрузали и Гилалом Мамедовыми»)? Господа, решите наконец-то: этот человек в конфронтации с властями или заодно с ними?
Гилал Мамедов

Мубариз Ахмедоглу повторил еще один агитационный трюк бакинских властей, запущенный недели две назад: «Проживающие в России армяне строят в Нагорном Карабахе среднюю военную школу им. Суворова и Мадатова. Имеются соглашения об использовании школы для подготовки кадров ОДКБ. Предусматривается обучение в этой школе представителей этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане. Они, по всей вероятности, могут быть использованы против Азербайджана».

Я, конечно, понимаю, что, находясь в совершенно безвыходном положении (талыши все чаще спрашивают «почему радио на талышском языке транслируется из Армении, а не из Ланкона?». Не исключено, что после открытия радио на лезгинском и аварском языках, это станут делать и представители этих народов), власти пытаются найти какой-нибудь козырь в информационной войне, но почему настолько примитивно? Честное слово, я не удивлюсь, если завтра кто-нибудь из представителей политикума АР скажет, что марсианское лобби готовит заговор против государства и подстрекает «малочисленные народы» к деятельности против Азербайджана. Правда их настолько пугает, что они не знают, какие шаги предпринять. А правда лежит на поверхности: политика этноцида коренных народов окончательно зашла в тупик; если не будут предпринять радикальные шаги, коренным образом меняющие структуру государства и вертикаль власти, само это государственное образование обречено на погибель.

Вместо того, чтобы попытаться начать конструктивный диалог с коренными народами, они продолжают свои дилетантские нападки на лидеров движений коренных народов. Ярким примером служит полуанонимная , подписанная неким «Р.Ш.» (четкий почерк МНБ АР), на которую мы наткнулись чисто случайно в поисках нужного нам материала.

Честно говоря, мы давно уже привыкли к таким «шедеврам» аналитической мысли «условных» бакинских авторов, под высокопарными и не имеющими под собой никакой основы, лишенными всякой логики высказываниями, в которых четко прослеживаются их интеллектуальные способности, точнее, отсутствие всякого интеллекта (и это не оскорбительный выпад, это прискорбный факт). Автор в рамках статьи доказывает не что иное, как свою полную безграмотность и неспособность разобраться в сути более или менее сложных вопросов общественно-политической жизни общества. В названной статье автор возмущается по поводу одной из статей Фахраддина Абосзоды, которая называется «Кремль требует от Ильхама Алиева 20 миллиардов долларов?» и была опубликована на сайте одного из ведущих российских информационных агентств. Не разобравшись, о чем на самом деле идет там речь, автор, прочитав фамилию автора данной статьи, сразу обрушился на лидера Движения за возрождение Талыша, буквально как бык на красное полотно, с целой кучей обвинений, главным среди которых является то, что якобы Ф. Абосзода пишет «по заказу» каких-то зарубежных недругов Азербайджанской Республики, в первую очередь, конечно, – Республики Армения. Не вдаваясь в подробности всех его оскорбительных высказываний, навеянных упомянутым выше синдромом покрывающих воспоминаний (чего только стоит одна фраза в данной статье - «Азербайджан – яркое Солнце Кавказа»), скажу только одно: если у этого человека (или же группы людей) есть толика хоть малейшего ума, то он (они) с первого раза прочтения статьи талышского деятеля должен был понять, что все, о чем в ней идет речь, было опубликовано в бакинской газете «Ени Мусават». Вот цитата из статьи Ф. Абосзода: «В номере от 15 марта эта же газета пошла еще дальше, и выступила с сенсационным материалом под интригующим заголовком «Москва требует от властей (АР) $20 млрд. и Каспий».

Несмотря на то, что источник информации газеты «Ени Мусават» является конфиденциальным, это – достаточно серьезная информация, и нет ничего удивительного, что политолог остановил на ней свое внимание. Разумеется, для читателя и специалистов также главным в данном случае является то, насколько достоверна данная информация. А как можно удостовериться в достоверности этой информации? Очень просто: согласно негласным правилам, официальные власти АР, согласно своим же привычкам, должны были немедленно отреагировать на появление данной информации, подтвердив ее или же опровергнув. Такая реакция властей АР отсутствовала, и отсутствует по сей день. Что это означает? Как гласит многовековая народная мудрость, если власть молчит, - значит, она косвенно подтверждает достоверность этой информации!

Мало того, в любой стране мира, тем более, перед выборами президента, оппозиция удачно воспользовалась бы появлением аналогичной информации, чтобы обвинить власть в предательстве национальных интересов и лично президента в нарушении Конституции! Увы, и этого не произошло. К удивлению многих, как в самом Баку, так и за его пределами, ни одно оппозиционное СМИ не стало распространять данную информацию, а лидеры оппозиции, даже независимые политики страны, будто воды набрав в рот, делали вид, что вовсе не заметили эту информацию. А что это значит? Это говорит о том, что оппозиция в стране, как была, так и продолжает оставаться «карманной», и служит интересам властвующего клана Алиевых. Такая тишина в оппозиционном лагере по поводу появления данной информации еще раз подтверждает правильность наших высказываний, которые не раз озвучены в наших материалах, о том, что эта оппозиция по сути своей является антинародной и в угоду своих сиюминутных корыстных интересов в любой момент готова поддержать все капризы президента И. Алиева!

После того, как Ф. Абосзода убедился в том, что реакция из Баку, скорее всего не последует, он, видимо, решил уточнить достоверность данной информации в Москве. И, несмотря на то, что после опубликования статьи прошел ровно месяц, Кремль тоже до сих пор не желает выражать своего отношения к данному вопросу. О чем это говорит, в свою очередь? О том, что своим молчанием Кремль тоже, хоть и косвенно, но все-таки подтверждает достоверность озвученной в статье информации. Вот и вся суть вопроса!

Таким образом, талышскому лидеру не было никакой необходимости в том, чтобы «высосать из пальца», как об этом пишет вышеназванный условный автор, обозначенную информацию, и не стоило обвинять его якобы в «подливании воды на мельницу тех, кто желает компрометировать российско-азербайджанские отношения». Сидящие в Баку господа, день и ночь облизывающие Ильхама Алиева, должны понимать, что «компрометирование российско-азербайджанских отношений» задача, не входящая в компетенцию Ф. Абосзоды. Он как аналитик готовит исключительно свое видение геополитических процессов, которые, несомненно, свидетельствуют о том, что предстоящее переформатирование геополитического поля в регионе Южного Кавказа, а точнее, на территории Азербайджанской Республики, – лишь вопрос времени! Нравится это кому-то в Баку или нет – это уже не наша забота!

В этой части статьи меня интересует еще один вопрос: почему под статьей стоят только инициалы ее автора, почему он не указал свое имя и фамилию? Может быть, боится нас? Возможно! Но мне кажется, дело даже не в нас. Судя по всему, автор боится, что умные люди в Баку после прочтения его пасквиля, просто плюнут ему в лицо и скажут: “Какой-то ты тупой, просто дуб дубом! Даже понял, о чем идет речь в статье Ф. Абосзода!”

Другой пример. Многие в Баку в последнее время возмущаются в связи с активизацией ФЛНКА и лично ее президента А.П. Керимова. В один голос все как проправительственные, так и оппозиционные СМИ поднимают настоящий волчий лай вокруг ФЛНКА. Больше всего их интересует следующий вопрос: кто дал право А.П. Керимову выступать от имени лезгинского народа?

Диву даешься такой «наивности» этих бакинских псевдоаналитиков и вороватых депутатов! Как будто, кто-то (в их понимании, видимо, это Ильхам Алиев!) должен прийти к нему и «дать ему такое право! Они даже понимать не хотят или же вовсе не понимают, что право никем не дается! Что тут сказать, если А.П. Керимов, как передовой и сознательный представитель интеллигенции лезгинского народа, больше и лучше понимает свою миссию и руководит борьбой своих соотечественников за спасение своего народа? Все дело в том, что это несчастные бакинские писаки без особого разрешения и указания сверху не могут самостоятельно ничего ни сделать, ни написать. Поэтому им даже в голову не приходит мысль о том, что тот же А.П. Керимов может просто так, без чьего-либо позволения взять в свои руки инициативу по освобождению своего народа!

Так что, сколько бы такие, как некий Р.Ш. и ему подобные безмозглые, не имеющие даже имени, щенята, не лаяли на Ф. Абосзода и руководителей других коренных народов, караван наших народов торжественно идет к своей заветной мечте! Своим лаем и созданием все новых покрывающих воспоминаний (грубо говоря, лжи и инсинуаций) они добьются только одного – еще большего усиления антагонизма между коренными народами АР и «титульным этносом», что ничего хорошего не сулит для этого псевдо государственного образования под названием Азербайджанская Республика.

Напоследок, возвращаясь к вопросу, вынесенному нами в заглавие статьи, я хочу ответить на него, как бы странно это не прозвучало, положительно: у коренных народов есть союзники в Азербайджанской Республике – это сами коренные народы этой земли и их ближайшие соседи - такие же коренные жители Кавказа. Это означает, что талыши, лезгины, аварцы, парсы и др. должны окончательно объединить свои усилия в борьбе против попирания их прав и за восстановление своей государственности! Что касается нападок на руководителей коренных народов нашей земли со стороны бакинских лизоблюдов, то, пусть они живут своей собачьей жизнью. Если бы читатели только знали, сколько таких бесхозных дворовых псов, лающих на добропорядочных людей, сегодня бродят по улицам Баку.

Рустам Искандари

Очень молодая нация, еще недавно сами ее представители не знали, как себя называть и кто они такие. Называли себя, как попало. При сов.власти - «бакинцами». Формирование азербайджанской нации произошло при советской власти, она взяла на себя такую задачу. Но в 1926 году народ еще записывали «тюрками», и уже в 1939 году - азербайджанцами.

(Таких типажей сейчас нет)

Характерно низкое осознание собственной этнической принадлежности и государственности. Только Гейдар Алиев (отец), можно сказать, стал создателем нации в полном смысле этого слова. Его сын Ильхам продолжил дело отца. Работа у него тяжелая, потому что весьма низкий технологический и общий уровень культуры народа (всё это накладывается на современное бескультурье). Исторически в этих краях не только не знали, как себя называть, но и не стремились что-либо знать и узнать, напр., о существовании атмосферного давления, других физических законов. Здесь не было лейденской банки, яблоко Ньютона не падало, магдебургские полушария не разрывали.

Я и сейчас спрашивал у абитуриентов и др. молодых людей, что такое число «пи», каков радиус Земли, ее окружность, что такое статическое электричество, что такое коэффициент трения, какова ширина/длина/глубина Каспийского моря и т.д. - ни на один вопрос никто не ответил!

Стилистическая отсталость. Одеты, как в униформы, все парни все, как один, в джинсах и белых рубашках. О девушках и женщинах писать лучше вообще воздержусь. Внешне все не очень , скажем так. Не итальянцы. Очень много людей с плохими фигурами, женщины очень рано становятся бесформенными. И мужчины тоже. Зубы плохие с 25 лет, вставляют золотые. Очки не носят, т.к. не нуждаются в них. Знакомятся через социальные сети, живых знакомств нет. У мужчин глаза не загораются при виде какой-либо женщины, как это было когда-то. Мимика слабо развита, выражает только грубые и простые эмоции. Простодушны. Преобладает конкретное мышление. Нет романтиков, нет философов.


Телевизионное шоу.

Но при всём этом, в целом, Азербайджан добился большего, чем ему полагалось бы своим местоположением. Благодаря прирордным богатствам и благодаря правителю-европейцу во главе страны. Тоже достижение!

Страна выглядит прилично, ее не стыдно показать. И вообще преобладает порядок - это на взгляд стороннего наблюдателя (меня). Не видел ни разу ничего негативного или безобразного. Тоже не часто бывает.


Баку

Г.САЛАЕВ

На конец августа 2017 года численность населения Азербайджана составляет 10048090 человек, из них 4974348 человек мужского (49.5%) и 5073742 (50,5%) – женского пола. Население Азербайджана за столетие выросло в 4 раза. Всего же во всех странах мира, включая Азербайджан, по оценке специалистов, проживают около 51 миллиона азербайджанцев.

В 1897 году население Азербайджана составляло 1806,7 тысячи человек, из которых в городах жили 16,89% от общего числа, а к началу войны 1941 года – 3331,8 тысячи и 37,21% – в городах. В годы нефтяного бума ХIХ века резко изменилась демография населения страны. Если в 1859 году в Баку проживали 12191 человек и в основном азербайджанцы, то в 1897 году численность населения города достигла уже 111904 человек, и из них 71591 были переселенцами.

Все население Азербайджана сегодня представляет собой: азербайджанцы, лезгины, армяне, русские. Другие народности, живущие в Азербайджане, это: талыши – 3%, аварцы – 0,6%,турки – 0,4%, татары – 0,3%, украинцы – 0,2%, цахуры – 0,1%, грузины (ингилойцы) – 0,1%, курды – 0,1%, таты – 0,3%, евреи – 0,1%, удины – 0,1%, другие народности – 0,1%.

Ниже предлагается краткий обзор народностей, проживающих на территории сегодняшнего Азербайджана.

Русские

Первые русские поселения на территории Азербайджана появились в 1830 – 50-х годах. Это были сосланные сюда при императоре Николае I и добровольные переселенцы – молокане из Оренбургской губернии в Шемахинском и Лянкяранском уездах, а впоследствии в Баку. Следующая волна миграции русского населения приходится на рубеж XIX – XX веков и связана с развитием нефтяной промышленности Азербайджана.

В 1920-х годах русские наряду с армянами и евреями полностью доминировали в управлении Азербайджаном. Так, в ЦК АзКП летом 1923 года состояло 13 русских, незначительно уступая азербайджанцам, коих было 16 человек. В 1925 году русские составляли 38% азербайджанского партийного аппарата (для сравнения: в Грузии в этот период 73% партаппарата – грузины, в Армении – 93% армяне). В 1960-х годах начался отток русских из Азербайджана, который усилился в 1980-е годы в основном из сельских районов страны.

Распад СССР и конфликт вокруг Нагорного Карабаха привели к очередным массовым этническим миграционным процессам населения Азербайджана. По данным Госкомстата Азербайджана, к началу февраля 1990 года число русских беженцев достигало 70-80 тысяч человек.

В настоящий момент русские продолжают играть заметную роль в жизни Азербайджана. С мая 1993 года в стране действует официально зарегистрированная русская община Азербайджана, успешно работает Российский информационно-культурный центр (РИКЦ). В нем проводятся методические семинары для учителей русского языка, проводятся конференции, “круглые столы”, олимпиады по русскому языку, художественные выставки, встречи с интеллигенцией России и других стран и т.д.

Армяне

По сведениям “Кавказского календаря”, на 1891 год в Баку проживали 24490 армян, при общей численности населения 86611 человек (28,3%). Численность армянского населения в Бакинской губернии “составляла 119526 человек, из коих 42921 человек – в уездах (преимущественно Гейчайском и Шемахинском), и 76605 армян – на территории Бакинского градоначальства” (Кавказский календарь, Тифлис, 1917, с. 182). Общее число армян к 1917 году на территории современного Азербайджана было порядка 450 тысяч человек.

После революции 1917 года в России армяно-азербайджанские столкновения привели к бегству армян из Азербайджана. По всесоюзной переписи 1979 года, в Азербайджанской ССР проживали 6026515 человек, из которых 475486 армян (8%). Спустя 10 лет, в 1989 году их число сократилось на 85000 человек. Армяне составляли основное население НКАО, и районов, непосредственно примыкающих к НКАО и в Баку.

По подсчетам одних экспертов, на основании итогов переписи населения 1989 года, число азербайджанских граждан армянского происхождения в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана составляло 120086 человек, а по итогам переписи населения 2009 года в Азербайджане, за исключением Нагорного Карабаха, их число составило 220 человек. Большинство из них (140) человек проживают в Баку. По другим данным, армян в Баку до 30 тысяч человек.

Грузины (ингилойцы) – одна из древнейших этнических групп Азербайджана, в настоящее время проживает в Гахском, Загатальском и Балакенском районах. Современный ингилойский язык – это восточный диалект грузинского языка. Примерно три четверти ингилойцев – мусульмане (сунниты), остальные – христиане православного толка. Ингилойцы появились в Азербайджане во второй половине XIX века в результате проводимой ассимиляционной политики христианизации и грузинизации населения региона.

Немцы

Переселение немцев, в основном из Швабии, в Азербайджан происходило в 1819 году. Они основали две колонии: Еленендорф и Анненфельд (ныне это города Гейгель и Шамкир). Большинство немцев были крестьянами. В 1886 году 1717 немцев проживали в Баку, внося свою лепту в социально-экономическую структуру города того периода. Накануне Первой мировой войны численность немцев в Баку составляла 5452 человека. После начала войны произошла первая волна эмиграции немцев из Азербайджана, а в первые годы советской власти – вторая, почти на 50%. Но в дальнейшем их число вновь возросло и достигло к 1931 году в Баку 7275 человек. Волна депортации дошла до немцев нашей страны осенью 1941 года.

Украинцы

Начало появления украинцев на территории современного Азербайджана относится ко времени Персидского похода Петра I (1722-1723 годы). Более всего казаков появилось в данном регионе после ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи. Освоение нефтяных месторождений в конце XIX века вызвало миграцию населения, в том числе и украинского, на территорию нефтеносного Абшеронского полуострова и в сельские районы Азербайджана. В конце XIX века украинская диаспора Азербайджана насчитывала около 30 тысяч человек.

Причина большого притока украинцев на территорию Азербайджана – это Первая мировая война, события 1917 года, гражданская война, голод на Украине (1932-1933 годы), Вторая мировая война. Украинские специалисты принимали участие в строительстве Сумгайытского трубопрокатного комбината, Гянджинского алюминиевого завода, Мингячевирского водохранилища и ГЭС, в прокладке Самур-Девечинского канала, в освоении нефтяных промыслов Каспийского моря. По данным переписи 1989 года, украинцы были четвертой по численности этнической группой Азербайджана, она насчитывала 32,5 тысячи человек. В настоящее время действуют две украинские организации “Украинская община в Азербайджане имени Т.Г.Шевченко” и “Украинский конгресс Азербайджана”.

Поляки

Поляки в Азербайджане появились уже после раздела Польши (1772 год). В это время Россия вела войну на Кавказе, и в качестве вынужденных рекрутов сюда привлекались молодые мужчины из всех оккупированных территорий, в том числе из Польши. В 1813 году в Азербайджан была пригнана партия пленных поляков разбитой армии Наполеона в количестве 10 – 12 тысяч человек. К началу XX века в Закавказье было переселено 17264 человека. Некоторые ссыльные поляки были полностью лишены свободы и содержались под арестом в Загатальской крепости и на острове Наргин. Многие поляки прибывали в Азербайджан по долгу службы, среди них были путешественники – натуралисты, изучавшие флору и фауну Кавказа, и геологи. Они принимали активное участие в жизни бурно развивающегося Баку. В связи с этим интересны следующие факты. В 1889 году только в канцелярии бакинского губернатора работали 10 поляков.

В 1879 – 1894 годах обязанность городского главы исполнял поляк С.И. Деспот-Зенович. Плодотворно работали архитекторы, ученые, инженеры. В конце XIX века поляки занимали второе по численности место после русских. Они были самой образованной нацией. В 1913 году 52,2% всех поляков, живущих в Баку, были служащими города. С установлением советской власти в Азербайджане многие поляки покинули страну. Только после распада СССР у поляков в Баку появилась возможность объединения. В 2002 году образовалась польская община “Полония – Азербайджан”.

Татары

По последним данным переписи населения, в Азербайджане проживают около 30 тыс. татар, основная масса которых сосредоточена в Баку. Еще до революции в Баку сложилась большая прослойка татарской интеллигенции. В годы советской власти татарское население пополнилось за счет бежавших от голода в Поволжье в 20-е годы. В 1989 году был создано Общество татарской культуры “Туган тел”.

Евреи

На протяжении истории на территории Азербайджана жили евреи, принадлежащие к разным этнолингвистическим группам: горские евреи, ашкенази и грузинские евреи. С 1810 года ашкенази начинают селиться в Баку. В 1835 году, по официальным данным, в Губинском уезде проживали 2774 евреев. По переписи 1897 года в Баку насчитывался 2341 еврея. В период существования Азербайджанской Демократической Республики в 1918-1920 годах в состав правительства входил еврей Евсей Гиндес, занимавший пост министра здравоохранения АДР. Евреи Азербайджана практически никогда не сталкивались с какими-либо проявлениями антисемитизма в стране.

Многие представители еврейской общины Азербайджана принимали и принимают активное участие в политической, культурной, социальной и экономической жизни страны. В настоящее время в Азербайджане действует несколько синагог, функционируют отделение международной еврейской организации “Сохнут”, общество “Азербайджан-Израиль”. Ими, при содействии еврейских общин и посольства Израиля в Баку, проводится множество культурных мероприятий, издается еврейская литература, организовываются различные творческие коллективы. В образовательном центре на 450 ученических мест преподаются основы еврейской культуры.

Горские евреи из Губы

Заметное место в этнической мозаике Азербайджана занимают горские евреи, но, поскольку они говорят на татском языке, их называют иногда и татами-иудеями, живущими в стране с незапамятных времен. Как и на всем постсоветском пространстве, в Азербайджане в последние несколько десятилетий наблюдалась тенденция к сокращению числа евреев вследствие их большого миграционного оттока в Израиль и западные страны. Численность евреев в Азербайджане с максимальных 41,2 тыс. в 1939 году, сократилась до 30,8 тыс. в 1989 году. Общая численность горских евреев в мире оценивается в 250000 человек.

Греки

Первые греческие поселения в Азербайджане появились в Карабахе в селе Мехмана, после русско-турецких войн. В 1897 году в Бакинской губернии проживали 278, а в Елизаветпольской – 658 греков. В 1923 году в Азербайджане среди городского населения проживали 1168 греков. В настоящее время в Баку функционирует Культурный центр греков Азербайджана. Число греков насчитывается 535 человек (176 семей), в основном проживающих в Баку, есть также семьи в Сумгайыте, Хачмазе, Губе, Гахе, Гяндже.

Дагестаноязычные (шахдагские) народности

Самым пестрым является национальный состав северной части страны, где наряду с азербайджанцами проживают народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них лезгины, аварцы и цахуры.

Лезгины

По данным переписи населения 1989 года, в Азербайджане проживали 171,4 тысячи лезгин. Они компактно проживают в северо-восточных районах Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказа. Наиболее велика их численность в Гусарском районе, где лезгины составляют 90,7% от всего населения – 73,3 тысячи человек. В соседнем Хачмазском районе живут 26 тысяч лезгин, почти столько же – в Габалинском районе. Значителен процент лезгинского населения также в Губинском, Исмаиллинском и Гейчайском районах. В 2009 году численность лезгин в Азербайджане составила 180,3 тысячи человек.

Аварцы живут в Балакенском и Загатальском районах. По данным же 1999 года, их численность составила 50,9 тысячи человек.

Цахуры – народ, близкородственный лезгинам – живут в Загатальском и Гахском районах. По данным переписи 1989 года, в Азербайджане их было 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тыс. человек.

Есть, однако, и такие народы, которые практически не представлены в самом Дагестане. Это малые по численности этносы, близкородственные лезгинам – крызы, хиналыгцы, будухцы, удины . Первые три народа проживают в Губинском районе (так называемый Шахдагский ареал). Их родина – высокогорье, однако значительная их часть переселилась на равнину. Это выходцы из горных селений Хыналыг, Будух и Крыз, которые относятся к числу самых высокогорных и труднодоступных селений Кавказа.

Удины живут в селе Нидж Габалинского района. Согласно переписи 2009 года, удинов в Азербайджане было 3800 человек, а всего их (в России, Армении, Казахстане) около 10 тысяч человек. Происхождение удин восходит к древнему албанскому племени утиев. Исповедуют христианство православного и григорианского толка.

Еще один дагестанский народ – лакцы – в Азербайджане проживает в основном в крупных городах – Баку и Сумгайыте, места компактного расселения этого народа находятся исключительно в Дагестане.

Отдельного изучения требует вопрос о численности в Азербайджане рутульцев – дагестанского народа, родственного лезгинам. По данным последней советской переписи, рутульцев в Азербайджане было 850 человек. Помимо вышеперечисленных дагестанских народов, в Азербайджане проживает также небольшая группа табасаранов.

Ираноязычные народности – это талыши, таты и курды . Занимаемую территорию они населяют с незапамятных времен.

Талыши

Талыши – народ, являющийся потомками древнего коренного населения Кавказа, имеющий иранское происхождение. Проживают в Лянкяранском, Астаринском, Лерикском и Масаллинском районах, а также в Баку и Сумгайыте. По данным переписи 1999 года, численность талышей составляла 80 тысяч человек.

Курды

Курды проживают в Лачинском и Кяльбаджарском районах, а также в Нахчыванской АР. В 2009 году численность курдов составляла чуть более 6100 человек.

Таты

На территории Абшеронского, Хызынского, Девечинского, Губинского районов проживают группы небольшого по численности народа – татов. По данным переписи 1989 года, татов было чуть больше 10 тысяч человек.

Цыгане (карачи)

До революции 1917 года они проживали в Нахчыване, в Гейчайском и Губинском уездах (2399 человек). До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джабраиле. В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Карачи.

Азербайджанский народ

Азербайджанцы, или Azarbaijanis - тюркский народ, живущий, главным образом, в северо-западном Иране (более 30 млн) и Азербайджанской Республике (около (9,5 млн), так же в соседних государствах- Грузии(около 600 тыс), России (около2 млн), Туркмении (более 30 тыс) и ранее в Армении (около 500 тыс). Азербайджанцы - преобладающе шиитские мусульмане и имеют смешанное культурное наследие включая тюркские, иранские и белые элементы.

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами - гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., - и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI-XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Многие исследователи полагают, нынешние азербайджанцы - также отюреченные потомки части древних племён кавказской Албании и иранцев южного Азербайджана. На это указывает и генетический анализ mtDNA , т.е. нынешнее население Азербайджана ближе к европейцам, чем к жителям Востока.
Во многих отношениях азербайджанцы - евроазийцы

В настоящее время приблизительная численность азербайджанской диаспоры в мире составляет более 50 миллионов. Политическая, экономическая и социально-культурная деятельность наших соотечественников, проживающих на пяти континентах мира так же различна, как и страны, в которых они проживают. Актуальность темы азербайджанской диаспоры сохраняет на повестке дня вопрос, связанный с выяснением географии распространения азербайджанцев и уточнение численности наших соотечественников.
Отсутствие конкретных статистических данных в этой области проистекает из объективных реалий. До начала ХХ века азербайджанцы, переезжавшие в соседнюю Россию, принимались и регистрировались там как "татары", а переехавшие в Турцию как "азербайджанские тюрки". У наших соотечественников, проживающих в южном Азербайджане, шёл процесс самоидентификации как "иранских подданных".

Эта ситуация привела в итоге к восприятию азербайджанцев, проживающих в зарубежных странах, как составной части русской, тюркской и персидской диаспоры. В подобной ситуации наши соотечественники столкнулись с угрозой ассимиляции с диаспорами других народов.

Однако, несмотря на столь серьезные проблемы и сложности, азербайджанцы всегда сохраняли свою национальную принадлежность, старались не утрачивать связь с исторической Родиной. На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором.

Так, большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана - с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально - экономическую деятельность.
Вторым континентом с обширной географией распространения азербайджанской диаспоры и численному составу является Европа. По последним статистическим данным, численность азербайджанцев в Турции и России составляет миллионы, в Украине и Белоруссии, Германии, Великобритании сотни тысяч, Польше, Испании, Австрии, Албании, Финляндии, Португалии более десятков тысяч человек. Численность азербайджанцев, расселившихся в других западных странах, колеблется в пределах 2-10 тысяч. Большинство наших соотечественников, поселившихся в Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии и Германии, - это азербайджанцы, переехавшие из Турции. Большинство же наших соотечественников, проживающих в Великобритании, Чехии, Словакии, Польше, Австрии, Эстонии, Беларуси, России, Украине, Молдове и Франции - родом из Северного Азербайджана.

Третья большая часть азербайджанской диаспоры поселилась на Азиатском континенте. Численность их в Бангладеш, Индии, Афганистане, Палестине, Иордании, Республиках Средней Азии достигает сотен тысяч, Индонезии, Йеменской Арабской Республике, Йеменской Демократической Республике, Китае, Объединённых Арабских Эмиратах, Омане, Саудовской Аравии и Сирии десятков тысяч, а в Ираке - одного миллиона человек.

Численность азербайджанцев, расселившихся в Африке составляет сотни тысяч, а в Судане 17000 человек. В целом, за последнее время появились факты, свидетельствующие о существовании наших соотечественников в Южно-Африканской Республике и Заире.
Имеются сведения о проживании около 10000 азербайджанцев на Австралийском континенте.

Численность азербайджанцев по различным странам мира приведена в нижеуказанной таблице (по приблизительным подсчетам):

1. США 1.000.000
2. Республика Албания 12.000
3. Федеративная Республика Германии 300.000
4. Австралийский Союз 8.000
5. Австрийская Республика 19.000
6. Республика Аргентина 12.000
7. Народная Республика Бангладеш 170.000
8. Королевство Бельгия 13.000
9. Республика Беларусь 8000
10. Объединённые Арабские Эмираты 55.000
11. Бирма 7.600
12. Республика Болгария 64.400
13. Великобритания 70.000
14. Бразильская Федеративная Республика 74.000
15. Королевство Бутан 1.500
16. Республика Чехия 2.000
17. Китайская Народная Республика 30.000
18. Королевство Дании 56.000
19. Республика Эстония 1.800
20. Афганистан 430.000
21. Народно-Демократическая Республика Алжир 260.000
22. Республика Финляндия 11.600
23. Французская Республика 70.000
24. Республика Грузия 600.000
25. Республика Индия 300.000
26. Республика Индонезия 44.600
27. Иорданское Хашимитское Королевство 410.000
28. Республика Ирак 800.000
29. Исламская Республика Иран 30.000.000
30. Республика Ирландия 4.000
31. Государство Испания 14.000
32. Королевство Швеция 20.000
33. Швейцарская Конфедерация 15.000
34. Итальянская Республика 30.000
35. Республика Канады 174.000
36. Государство Кувейт 18.000
37. Республика Казахстан 90.000
38. Республика Кыргызстан 16.000
39. Латвийская Республика 1.700
40. Литовская Республика 1.500
41. Венгерская Республика 26.000
42. Республика Мальта 2.500
43. Соединённые Штаты Мексики 26.000
44. Арабская Республика Египет 850.000
45. Республика Молдова 5.000
46. Республика Монголия 4.800
47. Королевство Нидерландов 20.000
48. Королевство Норвегии 50.000
49. Султанат Оман 19.000
50. Республика Узбекистан 60.000
51. Исламская Республика Пакистан 350.000
52. Польская Республика 10.000
53. Республика Португалия 8.000
54. Республика Румыния 44.000
55. Российская Федерация 2.000.000
56. Саудовская Аравия 40.000
57. Словакия 2.000
58. Суданская Демократическая Республика 17.000
59. Сирийская Арабская Республика 92.500
60. Республика Таджикистан 13.400
61. Турецкая Республика 3.000.000
62. Республика Туркменистан 33.300
63. Республика Украина 500.000
64. Япония 10.000
65. Новая Зеландия 2.000
66. Йеменская Демократическая Республика 26.000
67. Йеменская Арабская Республика 32.000
68. Югославия 5.900
69. Греческая Республика 12.400

Азербайджанский язык объединяет азербайджанцев и взаимно понятен с туркменским (Кэшкаем) и анатолийским турецким языком (включая диалекты, на которых говорят иракские туркмены), которые принадлежат группе Oghuz (или Западный)- группе тюркских языков. Древние жители области говорили на Древнем языке Azari. В XI в н.э. в результате завоеваний сельджуков племена тюркских языков Oghuz начали преодолевать иранское плато и устремились на Кавказ и Анатолию В результате создалось новое языковое поле, в основу которого легли тюркские языки Oghuz., смешенные с другими местными диалектами, а также с персидским языком.
Самые ранние азербайджанские письмена прослеживаются ещё до великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви (1141-1209 гг), который заложил основу классического азербайджанского языка. Как свидетельствуют источники, уже в XIII-XIV вв. на азербайджанском языке говорило большинство жителей Азербайджана. Не только к югу от реки Куры, но и к северу от нее, в Ширване преобладал азербайджанский язык. Немало сведений дают об этом и итальянские авторы, посетившие Азербайджан в тот период.
В XIII-XIV вв. культурная роль азербайджанского языка значительно возросла. По мнению известных востоковедов, он стал литературным языком для разноплеменного тюркоязычного населения Ирана, Ирака и отчасти восточного региона Малой Азии. На азербайджанском языке писали поэты, жившие вне пределов Азербайджана - Нур Хасан, Бурхан ад-дин Сивасский и др. В XV в. азербайджанский язык еще сохранял свое международное значение. А столица государства Тебриз был к тому же, как пишет профессор Манчестерского университета К.Э. Босворт, крупным центром учености, где особое предпочтение оказывалось естественным наукам

Большинство азербайджанцев - шиитские мусульмане. Религиозные меньшинства включают мусульман. В тоже время достаточное число азербайджанцев, проживающих в современном Азербайджане не относят себя к истовым ревнителям какого-либо направления ислама - описывают себя как культурные мусульмане. Есть небольшое количество Суфиев Naqshbandi среди мусульманских азербайджанцев. Христианское число азербайджанцев приблизительно 5,000 в стране и состоит главным образом из недавних новообращенных. Некоторые Азербайджанцы из сельских районов сохраняют предисламские анимистические верования, такие как неприкосновенность определенных мест и почитание определенных деревьев и скал. В традициях республики Азербайджан от других религий часто празднуются в дополнение к исламским праздникам, включая Norouz и Christmas.

Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года)

Юнусов А.
(опубликовано на сайте Института этнологии и антропологии РАН по адресу: http://www.iea.ras.ru/topic/census/mon/yunus_mon2001.htm)

Последняя перепись, проведенная в СССР в 1989 году, зафиксировала тогда в Азербайджане представителей 112 национальностей и малых этнических групп, всего 7021 тысячу человек. При этом основную часть населения республики - 5805 тысяч человек или 83% населения - составляли азербайджанцы. Далее по численности в стране шли русские, армяне и лезгины. В конфессиональном отношении более 87% населения составляли в тот период мусульмане (шииты и сунниты), 12% - христиане (православные и григориане) и 0,5% - иудеи.

Однако с того времени в Азербайджане произошли серьезные военно-политические и социально-экономические события, которые вызвали массовое перемещение населения внутри страны и за его пределы. Было ясно, что демографическая ситуация в Азербайджане за последние после переписи 1989 г. годы кардинально изменилась. Но насколько и как - это не было ясно. Хотя еще 22 февраля 1996 года президент Гейдар Алиев подписал распоряжение №442 о подготовке и проведении переписи, его все время отодвигали на неопределенный срок. Были серьезные опасения в том, что перепись даст нам реальные данные в условиях продолжающегося конфликта с Арменией из-за Нагорного Карабаха и колоссальной трудовой миграции населения в поисках средств к существованию. И, тем не менее, при финансовой поддержке ООН с 27 января по 3 февраля 1999 года власти республики осуществили эту перепись населения, результаты которой только-только становятся достоянием гласности. Из запланированных 10 томов в конце 2000 года были опубликованы 6 фолиантов. Для нашей темы особенно важны 3-й и 4-й тома, в которых приводится информация о проживающих в Азербайджане народах и этнических группах.

Итак, судя по данным переписи 1999 года, ныне в стране проживают 7953,4 тысячи человек, из них 7205,5 тысячи или 90,6% составляют азербайджанцы. Как видим, за истекшие 10 лет число азербайджанцев в стране возросло почти на 8% и стало еще более преобладающим. При этом в сельских районах, а также в Нахчеванской АР и крупных городах азербайджанцы составляют в среднем 96-99% населения. И лишь в столице азербайджанцев зафиксировано относительно мало - 88% населения города. Карабахский конфликт и последовавшие вслед за этим кровавые события, а также трудовая миграция привели к серьезным структурным изменениям среди азербайджанцев. В результате, женщины ныне составляют большинство (50,9%) и еще больше азербайджанцев (51,2%) стало жить в городах, в основном в крупных. Отъезд из страны т.н. "русскоязычных" азербайджанцев привел к тому, что возросло число азербайджанцев, которые говорят на родном языке - с 99,1% в 1989 году до 99,7% в 1999 году. Только 2,7 тысячи (0,04%) азербайджанцев ныне считают русский язык родным.

С другой стороны, формально азербайджанцы имеют хорошие перспективы: средний возраст нации - 27 лет, пожилых и нетрудоспособных азербайджанцев старше 60 лет не очень много (8,5%). Однако при внимательном изучении данных переписей выясняется, что это соотношение основано лишь благодаря преобладанию женского населения. И не все здесь благополучно. Так, резко возросло количество разводов: если в 1989 г. среди азербайджанцев было зафиксировано 11,3 тысячи разводов, то десять лет спустя таковых оказалось 64,7 тысячи, т.е. количество разводов за этот период среди азербайджанцев возросло почти в 6 раз! Наряду с этим резко возросло количество одиноких, особенно среди женщин в возрасте 20-39 лет. Если учесть, что подавляющее большинство разводов также отмечено среди лиц в возрасте 20-39 лет, то налицо серьезный кризис в семейно-брачных отношениях.

А какова ситуация у других народов Азербайджана? Начнем с русских, которые в 1989 году были вторыми по численности после азербайджанцев. В Азербайджане русские традиционно подразделялись на три неравные по численности группы. Первую составляли раскольники (молокане, субботники, духоборы, баптисты и др.), которые появились в Азербайджане после 1832 года и расселялись в сельских районах. К началу 20 века в Азербайджане было 46 русских сел раскольников. Вторая группа русского населения была связана с превращением г. Баку в конце 19 века промышленный центр Закавказья, а третью составили семьи военнослужащих бывшей Советской Армии, расквартированных в основном в городах, в первую очередь в столице. По данным переписи 1979 года, тогда в Азербайджане проживало 475,3 тысячи (7,9% населения республики) русских, в основном в Баку, Гяндже и Сумгаите, а также в Шемахинском, Исмаиллинском и Ленкоранском районах. С начала 80-х годов начался отток русских из республики, в основном по экономическим причинам и в результате последняя советская перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане чуть больше 392,3 тысячи русских (5,6% населения республики), из них 295,5 тысячи человек - в Баку.

Социально-политические процессы, произошедшие в Азербайджане в конце 80-х - начале 90-х гг., значительно усилили отток русских из республики. Война с Арменией, ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, внутриполитическая нестабильность, экономический кризис, резкое сужение сферы применения русского языка и возрастание психологической дискомфортности этой группы населения страны привели к тому, что в первые годы независимости Азербайджана русские во многом оказались отчуждены от политической жизни страны. В результате, перепись 1999 года показала, что число русских сократилось за эти десять лет в три раза и теперь их осталось в Азербайджане 141,7 тысячи человек, составляя всего 1,8% населения республики. Правда, русские и сегодня по-прежнему играют заметную роль в жизни Азербайджана. Однако, есть и тревожные факторы: не считая армян, о которых речь ниже, только у этой категории населения страны существует весьма существенная разница в соотношении полов - среди русских число мужчин составляет всего 37%, тогда как женщин - 63%. Причем в основном преобладает старшее поколение и в результате средний возраст русского населения составляет 41 год, тогда как средний возраст у остальных народов колеблется в пределах 26-34 лет. Отнюдь не случайно у русских очень много зафиксировано людей старше трудоспособного возраста - 23,4%.

Вместе с тем, количество разводов за эти 10 лет возросло всего в 2,5 раза, что не свидетельствует о серьезном кризисе семьи у русских в Азербайджане, учитывая аналогичные показатели у азербайджанцев и других народов республики. Чуть больше 18% русских в Азербайджане одиноки, но эта высокая цифра возникла в основном за счет представителей старшего поколения, тогда как процент одиноких в возрасте 20-39 лет незначителен (2,3%), особенно среди женщин. Подавляющее большинство русских (95,1%) сегодня проживает в городах, в основном в Баку, где проживает 84,3% русских. При этом по численности русские уверенно занимают второе после азербайджанцев места в Баку (составляя 6,7% населения столицы), Гяндже (0,9% населения города) и Сумгаите (1,7% населения города). Они главным образом квалифицированные инженерно-технические работники, служащие, многие заняты в государственных, научных и образовательных учреждениях. Во многом это объясняется тем, что у русских один из самых высоких показателей количества людей (6,0%) с высшим образованием в стране. Поэтому в ближайшее время "русский фактор" будет по-прежнему играть существенную роль в социальной жизни Азербайджана. Из сельских районов больше всего русских проживает в Исмаиллинском (1,8% русского населения), Хачмазском (1,0%), а также в Кедабекском, Джалилабадском и Геранбойском районах Азербайджана.

Процент другого народа славянской группы - украинцев, в Азербайджане не очень значителен. По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживает 29 тысяч украинцев. Практически все они проживают в Баку и только незначительная часть в Сумгаите и других городах и районах страны. При этом показатели украинцев не очень-то отличаются от показателей русских. Следует отметить только факт сильной русификации украинцев: лишь 32,1% украинцев отметили украинский язык в качестве родного, тогда как 67,0% таковым посчитали русский язык.

До начала карабахского конфликта армяне являлись самой крупной после азербайджанцев и русских этнической общностью страны. В 1989 году их было 390,5 тысячи человек или 5,6% населения. При этом большинство армян проживало в бывшем НКАО (145,5 тысячи человек) и столице (179,9 тысячи человек) республики. После начала карабахского конфликта и последовавших кровавых событий численность армян в Азербайджане резко сократилась, и ныне они проживают в основном в Нагорном Карабахе. Правда, долгое время официальные власти Азербайджана сообщали, что вне территории Нагорного Карабаха в республике проживает от 30 до 40 тысяч армян. Что же показала перепись 1999 года? Оказывается, ныне в Азербайджане проживает 120,7 тысячи армян! Однако внимательное изучение статистических данных переписи по районам показывает, что речь идет практически об армянах, живущих в Нагорном Карабахе. Но и эта цифра дана ориентировочно, и явно завышена. Даже по армянским данным, сегодня в Нагорном Карабахе проживает от 60 до 100 тысяч армян. Трагикомизм данных переписи об армянах заключается в том, что с одной стороны указывается, что 35,5 тысячи или 29,4% армян - это дети в возрасте до 14 лет, с другой тут же отмечается, что средний возраст армян республики равен 57 годам! На самом деле перепись затронула лишь тех армян, которые проживали вне оккупированной территории, а это действительно на сегодня пожилые люди, члены смешанных семей. И тогда, если иметь в виду информацию об армянах, проживающих вне Нагорного Карабаха и оккупированных территорий, тогда выясняется, что армян сегодня в республике осталось всего 645 чел. (36 мужчин и 609 женщин), больше половины из которых (378 человек или 59% армян в Азербайджане) живет в Баку, а остальные в сельских районах. Хотя на деле, реально численность армян вне Нагорного Карабаха должна быть чуть больше, в пределах 2-3 тысяч, поскольку многие сменили фамилии и не попали в материалы переписи.

Особый интерес для исследователей представляют данные переписи о кавказской группа этносов в Азербайджане. К ней относятся лезгины, аварцы, цахуры, удины, ингилойцы, крызы, будуги и хыналыгцы, издавна проживающие в республике. Ведущую роль в этой группе играют лезгины. В основном они проживают на северо-востоке Азербайджана, в бассейне реки Самур и на восточных отрогах Большого Кавказского хребта. Накануне падения СССР лезгины были четвертыми по численности после азербайджанцев, русских и армян в Азербайджане, их в 1989 году насчитывалось 171,4 тысячи человек или 2,4% населения республики. Эти данные все время оспаривались лидерами лезгинских движений ("Садвал" в РФ и "Самур" в Азербайджане), которые приводили цифры в 600-800 тысяч человек. Однако перепись 1999 года показала, что численное и процентное соотношение лезгин осталось по сути неизменным: было зафиксировано 178 тысяч лезгин или 2,2% населения страны. Вряд ли однако это данные реально отражают численность лезгин. Наши исследования, проведенные в 1994-1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250-260 тысяч человек. Так или иначе, но теперь, по данным переписи 1999 года, лезгины уверенно стали вторыми после азербайджанцев народом Азербайджана. Основная масса лезгин (41,2%) проживают в Гусарском районе, где они составляют абсолютное большинство - 90,7% население района. Кроме того, 14,7% лезгин ныне проживает в столице, столько же - в Хачмазском районе. Достаточно много лезгин также проживает в Исмаиллинском, Губинском, Габалинском, и Гейчайском районах. В целом, большинство лезгин (63,3%) зафиксировано в сельских районах страны. Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18-59 лет (55,9% лезгин) и младше трудоспособного (33,2% лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин - 29 лет.

Аварцы. Это - наиболее крупная, после азербайджанцев, этническая общность, в основном проживающая на северо-западе страны в Шеки-Закатальской зоне. По переписи 1989 года их было 44,1 тысячи человек. За истекшие 10 лет, численность авар осталась практически неизменной и ныне составляет 50,9 тысячи человек или 0,6% населения республики. Проживают они в основном в двух районах - Закатальском (51%) и Белаканском (48%). Причем в основе своей аварцы сельчане (92,1%), в городах проживает только 7,9% авар.

В этой Шеки-Закатальской зоне живут близкие по языку к лезгинам цахуры. В 1989 году их было зафиксировано 13,3 тысячи человек. Десять лет спустя их численность достигла 15,9 тысячи человек или 0,2% населения республики. В основном они проживают в Закатальском районе (81%), а также в Гахском (18%). Также, как и аварцы, цахуры в своей основе сельские жители: только 17% живут в городах Закатала и Гах, остальные 83% - в селах.

Еще одной этнической общностью, расселенной на северо-западе Азербайджана, являются ингилойцы. Это весьма интересный с научной точки зрения народ, о происхождении которого до сих пор идут споры и очень многое не ясно. Считается, что это - один из древних местных народов, которые в раннем средневековье приняли православную ветвь (грузинскую) христианства и со временем перешли на грузинский язык. Позже, в 17-18 вв. грузиноязычное население здесь приняло ислам и получило азербайджанское имя "ингилой", т.е. "новообращенные". В 19 веке после покорения края Российской империей многие ингилойцы опять приняли христианство. В настоящее время мусульманская часть ингилойцев считает себя азербайджанцами, христианская - грузинами. При этом быт, многие черты культуры абсолютно схожи. В советское время ингилойцы не фиксировались в переписях, но по некоторым данным, в 1989 году в Азербайджане проживало до 10 тысяч ингилойцев. Проблема была в том, что в переписях большинство ингилойцев записывали себя или записывались как азербайджанцы, а меньшинство - грузинами. По переписи 1999 года в Азербайджане зафиксировано 14,9 тысячи грузин. Если не считать 2,5 тысячи грузин, проживающих в основном в Баку, а также г. Гяндже, остальные живут в районах, и это - ингилойцы. Таким образом, можно говорить о грузиноязычных ингилойцах, живущих в сельских районах, а именно - Гахском (7,5 тысячи человек), Закатальском (3 тысячи человек) и Белаканском (2 тысячи человек).

Восточнее Шеки-Закатальской зоны, на севере Азербайджана расположены Габалинский и Огузский районы Азербайджана, где живут удины. По вере они являются приверженцами григорианской ветви христианства, и это обстоятельство наложило серьезный отпечаток на их быт и жизнь, поскольку и армяне относятся к этой ветви христианства. Вот почему в быту удины были триязычны: говорили на удинском, армянском и азербайджанском языках. По переписи 1989 года в СССР проживало 8 тысяч удин, из них в Азербайджане - 6,1 тысячи человек, большинство (4,5 тысячи человек) в селе Нидж Габалинского района. После начала карабахского конфликта некоторая часть удин также покинула страну и расселилась в основном в России. Перепись 1999 года зафиксировала 4,2 тысячи удин, проживающих в основном в селе Нидж, а также 104 человека в Гахском районе. В подавляющем большинстве это сельские жители.

На высокогорье, у восточной подошвы горы Шахдаг, на территории Кубинского района Азербайджана проживает группа этносов, известная как "шахдагская". Этими малочисленными народами являются хыналыгцы, будуги и крызы - жители горных селений Будуг, Крыз и Хыналыг, откуда они и получили свои имена. Кроме того сегодня часть будугов проживает также еще в двух селах района - Дали Гая и Гюней Будуг, а крызы - в селениях Алик, Джек и Гапут Ергюдж. Все эти села находятся в труднодоступных высокогорных местах, что сказалось на их быте и культуре. В частности, по языку будуги и крызы очень близки к лезгинам, но есть и различия. А вот хыналыгский язык занимает особое место, хотя и относится к кавказской группе языков. В переписях они также не отмечались, в том числе и в последней 1999 года. Но считается, что их в общей сложности около 10 тысяч человек.

Иранская группа народов Азербайджана включает в основном татов, курдов и талышей. На северо-востоке Азербайджана находится ареал расселения татов. Их язык относится к иранской группе и близок к фарси. Само имя народа имеет тюркское происхождение: так тюрки в средние века называли оседлое, в основном городское, ираноязычное население в Азербайджане. По вере они в течение столетий разделились на три группы: большинство приняло ислам и ныне таты-мусульмане составляют основную часть населения поселков на Апшеронском полуострове вокруг Баку (из 40 поселков на полуострове - 33 татские), в Исмаиллинском раойне (села Лагидж, Баскал, Зарнава). Таты-мусульмане также проживают в Хызынском, Дивичинском, Губинском и некоторых других районах. Достаточно отметить такой факт: при завоевании Россией г. Баку, в начале 19 века все население города (8 тысяч человек) составляли таты. В результате длительного исторического совместного проживания татов-мусульман и азербайджанцев возникло много общих черт в их культуре и быту. Среди татов-мусульман азербайджанский язык получил столь широкое распространение, что вызвало значительные изменения в их этническом самосознании. Многие из них себя считают азербайджанцами и во многом утеряли татский язык и самосознание. Это сказывалось всегда на итогах переписей. Так, в 1931 году было зафиксировано 60,5 тысячи татов, а уже в 1989 году их количество сократилось до 10 тысяч. Десять лет спустя, в 1999 году, лишь 10,9 тысячи человек признали себя татами. При этом дома они используют татский язык (83% татов отметили татский язык в качестве родного), в повседневной жизни - азербайджанский.

Вторую группу татов составили те, кто принял иудаизм и кого стали именовать в республике горскими евреями. Правда, в течение столетий среди них шел такой сильный процесс смешения с евреями, что сегодня они себя отождествляют с евреями. В результате, перепись 1989 года зафиксировала в Азербайджане 30,8 тысячи евреев, из них 5,5 тысячи - горских евреев. В основном они проживали в Кубинском районе, а также Гусарском, Хачмазском и Огузском и г. Баку. Правда, эта цифра вызывала сильные сомнения и считалось, что на деле евреев, вместе с горскими, в Азербайджане проживало тогда не менее 60 тысяч человек. По данным Еврейского агентства Сохнут, за период с 1989 по 1999 годы из Азербайджана уехало 31,3 тысячи евреев, то есть больше, чем проживало 10 лет назад. Соответственно, в Азербайджане евреев больше не должно было остаться. Однако перепись 1999 года зафиксировала 8,9 тысячи евреев. Правда, на этот раз в переписи евреи не подразделялись и потому трудно сказать, сколько среди них горских.

Третью группу татов составили те, кто принял григорианскую ветвь христианства. Они проживали в селах Матраса (Шемахинский район) и Килвар (Хачмазский район), за годы советской власти практически арменизировались и после начала карабахского конфликта покинули страну, уехав в основном в Армению и Россию.

На самом западе Азербайджана традиционно жили курды. По переписи 1989 года их было 12,2 тысячи человек. Карабахский конфликт внес в их жизнь самые серьезные изменения: вначале в 1988-1990 годах около 11 тысяч курдов-мусульман были депортированы из Армении вместе с азербайджанцами и они расселились в основном среди своих соотечественников в регионе их проживания (Лачинский, Кельбаджарский, а также Кубатлинский и Зангеланский районы). А в 1992-1993 годах все эти районы были оккупированы армянской армией и в результате курды стали вынужденными переселенцами. При этом часть курдов, в основном бежавшие в 1988-1989 годах из Армении, в начале 90-х годов покинули страну и переселились на Северный Кавказ. Остальные вначале направились в Баку (почти 45% курдов), затем, по мере стабилизации политической ситуации в стране, значительная часть курдов переехала в Карабах, в основном в Агджабединский район, где ныне проживает почти 80% курдов. В целом, по переписи 1999 года, в Азербайджане ныне проживает 13,1 тысячи курдов. На деле, представляется, что их число должно быть больше, по некоторым экспертным оценкам, в пределах 50-60 тысяч человек. Однако проблема заключается в том, что курды ни в одном из указанных районов проживания никогда не составляли большинство, во всех по численности явно преобладали азербайджанцы. Еще в начале 20 века многие курды использовали даже в быту азербайджанский язык, и в результате среди них быстро шел процесс азербайджанизации. Перепись 1999 года показала, что лишь 48,9% курдов отметили в качестве родного языка курдский. Это самый худший после украинцев показатель среди народов Азербайджана, во многом объясняющий факт ассимиляции курдов.

Талыши расселены на юго-востоке Азербайджана, в основном в Ленкоранском, Ярдымлинском и Астаринском районах, а также в Масаллинском и Лерикском районах. В советские времена они не всегда попадали в переписи. Так, в 1926 году было зафиксировано 77,3 тысячи (3,3% населения Азербайджана) талышей, в 1939 году их число возросло до 87,5 тысячи человек. Однако 20 лет спустя, в 1959 году, официально талышей осталось всего 100 чел. В 1970 и 1979 годах они вообще исчезли из списка народов СССР. Вновь они появились в переписях в 1989 году, и теперь оказалось их всего 21,2 тысячи человек или 0,3% населения республики. За последние 10 лет произошли сильные изменения в самосознании талышей, изменилась также и общественно-политическая ситуация в республике, и в результате в переписи 1999 года было зафиксировано проживание в стране 76,8 тысячи талышей или 1% населения республики. Правда, думается, что численность талышей в Азербайджане на деле также должна быть больше. По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей. В своей массе это жители сельских районов (97,4% талышей). Судя по переписи, 48% талышей живет в Масаллинском районе и 33% - в Ленкоранском. Остальные - в Лерикском, Астаринском и Ярдымлинском районах. Кроме указанных южных районов Азербайджана, перепись показала наличие части талышей в городах Сумгаит и Баку.

Наконец, следует отметить народы, входящие в тюркскую этническую группу, которая включает в себя в основном азербайджанцев, а также татар и месхетинских турок. Татарская община, составлявшая по переписи 1989 года 28,6 тысяч человек (0,4% населения республики), начала формироваться в Азербайджане со второй половины 19 века, но особенно в 20 веке. За последние 10 лет численность татар осталась почти неизменной и составляет сегодня 30 тысяч человек. Проживают они главным образом в Баку (28 тысяч человек) и Сумгаите (800 человек), а также в других городах. При этом они сохраняют свой родной язык и в то же время свободно владеют азербайджанским и русским языками.

Месхетинские турки или турки Ахыска, родственные по языку и культуре азербайджанцам, были депортированы в 1944 году указом Сталина со своей исторической родины Грузии в республики Средней Азии. После смерти Сталина в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР и турки получили право на переезд во все республики СССР, кроме Грузии. Тогда-то они впервые появились в Азербайджане, но как азербайджанцы. Позже, в 70-е годы они стали прибывать и как этнические турки. К 1989 году перепись зафиксировала в Азербайджане 17,7 тысячи турок, 96% которых жили в сельских районах. Еще 30-40 тысяч турок жили, будучи записанными как "азербайджанцы". В том же 1989 году, после погромов в Узбекистане в Азербайджан хлынула вторая волна турок, но уже в качестве беженцев. В настоящее время в общей сложности в республике зафиксировано 48 тысяч беженцев турок из Узбекистана, которые расселились в сельских районах, в основном в Саатлинском и Сабирабадском районах. По данным общества турок "Ватан", в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как "турки" и "азербайджанцы", а также беженцы. Перепись 1999 года внесла ясность в отношении количества граждан страны, зафиксированных как этнические турки: таковых оказалось 43,4 тысячи человек или 0,5% населения республики. При этом на этот раз стало больше горожан -11,8%, хотя большинство (88,2%) по-прежнему живет в сельских районах, в основном Саатлинском (33% турок), Сабирабадском (14% турок) и Хачмазском (11% турок). Кроме того, они живут в Бейлаганском, Дивичинском, Шамкирском и др. районах страны.

Таковы краткие результаты итогов переписи 1999 года. Как видим, имевшиеся сомнения об итогах переписи подтвердились. Данные о не-азербайджанцах вызывают сомнения. Особенно это касается данных о численности армян, а также лезгин, талышей и курдов. В то же время, абсолютно не нашел своего отражения факт колоссальной трудовой миграции населения и в первую очередь азербайджанцев. Ведь, по некоторым данным, от 2 до 2,5 млн. граждан, в основном азербайджанцев, а также лезгин, талышей и горских евреев фактически отсутствуют в республике и в поисках средств к существованию проживают в других странах, в первую очередь в России. Однако в переписи учитывалось лишь постоянное население, но нет никакой информации о наличном. Все это вынуждает относится к итогам переписи 1999 года в Азербайджане с известной долей осторожности.