Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Атомные подводные лодки - сравнение проектов. Атомные подлодки типа «Огайо Ремонты и модернизации

Атомные подводные лодки - сравнение проектов. Атомные подлодки типа «Огайо Ремонты и модернизации

Постройка и служба

Место строительства

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

4 х 533 мм типа Mark 48 Торпедное
4 х 533 мм типа Mark 48 Носовые ТА
10 шт Число торпед
Ракетное вооружение для лодок SSBN-726 - SSBN-733 с момента производства до модернизации.

24 × баллистические ракеты типа Trident I C-4 ,каждая содержит до 8 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью 7 400 км

Ракетное вооружение для SSBN-734 и последующих лодок, для лодок SSBN-730 - SSBN-733 после модернизации

24 х баллистические ракеты типа Trident II D-5 ,каждая содержит до 12 ядерных боевых блоков (типа W76 (100 кт в тротилловом эквиваленте) или W88 (от 300 до 475 кт в тротилловом эквиваленте)) индивидуального наведения с максимальной дальностью до 11 300 км

Ракетное вооружение для модификации SSGN

До 22 пусковых шахт с 7 ракетами типа Tomahawk каждая, в сумме до 154 ракет. шт

Ракетное

Подводные лодки типа Ohio - относятся к классу подводных лодок с атомным вооружением, используемых ВМС США. В данный момент насчитывается 18 подводных лодок этого типа - 14 (SSBN) с баллистическими ракетами на борту и 4 (SSGN), которые были переоборудованы в носители крылатых ракет типа Tomahawk в рамках выполнения договора об ограничении вооружений.

Общие сведения

Подводные лодки типа "Ohio" являются самыми большими подводными лодками за всю историю ВМС США. Только два класса подводных лодок ВМС РФ имеют большее водоизмещение: спроектированная в СССР атомная подводная лодка ТК-208 «Дмитрий Донской» , обладающая в более чем в два раза большим водоизмещением, и российские подводные лодки класса «Борей» , имеющие примерно на 25 % большее водоизмещение, однако подводные лодки типа "Ohio" способны нести больше ракет, чем остальные подводные лодки: 24 ракеты типа «Trident» на 1 лодку, против 16 ракет для класса «Борей» (20 для «Борей проекта 955А») и 20 для АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской»

Подводные лодки типа "Ohio" были спроектированы специально для проведения военных патрулей. Каждая подводная лодка обеспечена двумя полными экипажами - «золотым» и «синим» - каждый из которых обычно выходит в боевое дежурство длительностью от 70 до 90 суток. С целью уменьшения времени простойки подводной лодки в порту при смене экипажа и пополнении запасов на лодках имеются три погрузочных люка (в носовом, ракетном и кормовом отсеках) для обеспечения пополнения крупногабаритных партий запасов и обеспечения доступа для техобслуживания. Такая конструкция с тремя люками делает возможным быстрое перемещение паллет с провиантом, модулей для замены (ремонта) оборудования, и различных технических систем, необходимых для техобслуживания лодки, тем самым уменьшая время, необходимое для пополнения запасов и технического обслуживания подводных лодок.

Конструкция подводных лодок типа "Ohio" позволяет проводить капитальный ремонт примерно каждые 15 лет, срок службы изначально был равен 30 годам, и жизненный цикл лодки выглядел таким образом:

  • 14 лет службы
  • 2 года - капитальный ремонт с заменой топлива в реакторе
  • 14 лет службы

В 1995 году была запущена программ увеличения срока эксплуатации, в рамках которой срок эксплуатации увеличился до 42-44 лет. Суть программы заключалась в том, что в течение первого и второго сроков службы вместо одного из межпоходовых технических обслуживаний добавлялся 4-х месячный ремонт ERP (Extended Refit Period) для проведения профилактических работ без замены ядерного топлива в реакторе. Так как эксплуатация лодок оказалась не настолько интенсивная, как изначально предполагалась, срок до замены ядерного топлива был увеличен до 20 лет. Таким образом, жизненный цикл подводных лодок типа "Ohio" на 2009 год имел следующий вид:

  • 14 лет службы
  • 4 месяца ERP (Extended Refit Period)
  • 6 лет службы
  • 2 года ERO (Engineering Refueling Overhaul) с заменой топлива в реакторе
  • 6-месячный цикл испытаний
  • 20 летний срок эксплуатации, с 4-месячным ERP (Extended Refit Period)

ВМС США располагает в целом 18 подводными локами типа "Ohio" , в их числе 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN) и 4 подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN). Подводные лодки SSBN так же известны как подводные лодки Trident и обеспечивают морскую составляющую триады ядерных сил США. Каждая такая подводная лодка может быть экипирована до 24 баллистическими ракетами подводных лодок типа Trident II D-5 . Каждая подводная лодка SSGN способна нести до 154 крылатых ракет типа Tomahawk или комплект противокорабельных ракет «Гарпун».

История создания

Подводные лодки типа "Ohio" строились модульным методом на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Род-Айленд, а затем собирались в верфи Гротона, штат Коннектикут.

Первые восемь подводных лодок типа "Ohio" были оснащены 24 баллистическими ракетами для запуска с подводных лодок типа Trident I C-4 . Начиная с девятой подводной лодки данного типа, USS Tennessee (SSBN-734) , все последующие лодки оснащались более крупными трехступенчатыми ракетами типа Trident II D-5 . Ракеты типа Trident I C-4 способны нести до восьми боевых блоков индивидуального наведения, в то время как ракеты типа Trident II D-5 способны нести до 12 боевых блоков, тем самым являясь более разрушительными и более точными, нежели Trident I C-4 . Начиная с USS Alaska (SSBN-732) в 2000 году ВМФ США начал переоборудование первых восьми подводных лодок для перевода их с оснащения ракетами Trident I C-4 на оснащение ракетами Trident II D-5 , это переоборудование было завершено в 2008 году.

Первые восемь построенных подводных лодок базировались на Тихом океане в составе 17-й эскадры на базе ВМБ Бангор для замены подводных лодок, оснащенных ракетами типа Polaris A3 (ПЛАРБ типов «George Washington» и «Ethan Allen» ), которые впоследствии были выведены из эксплуатации. Остальные десять подводных лодок изначально базировались в ВМБ Кингс-Бей в состав 20-й эскадры подводных лодок для замены ПЛАРБ типов «James Madison» и «Benjamin Franklin» с ракетами Poseidon и Trident I C-4 . Во время переоборудования первых четырех подводных лодок в SSGN (см. ниже) пять подводных лодок - USS Pennsylvania (SSBN-735) , USS Kentucky (SSBN-737) , USS Nebraska (SSBN-739) , USS Maine (SSBN-741) , USS Louisiana (SSBN-743) - были перебазированы из ВМБ Кингс Бэй в ВМБ Бангор. Последующие перебазирования преследовали стратегические цели США.

В 2011 году подводные лодки типа "Ohio" выполнили 28 боевых патрулей. Каждый патруль длился в среднем 70 дней. С августа по декабрь 2010 года подводная лодка USS Maine (SSBN-741) выполнила 105-дневное патрулирование, на данный момент являющееся самым продолжительным.

Переоборудование SSBN/SSGN

Согласно договора о сокращении вооружений, США разрешалось иметь в боевом составе только 14 подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами из имеющихся 18. По той простой причине, что списывать почти новые лодки экономически невыгодно, было принято решение о переоборудовании первых четырех построенных подводных лодок типа "Ohio" - USS Ohio (SSGN-726) , USS Michigan (SSGN-727) , USS Florida (SSGN-728) , USS Georgia (SSGN-729) - в носители крылатых ракет морского базирования и подразделений сил специальных операций и переименовании их в SSGN.

Лодка USS OHIO во время ее переоборудования в SSGN

Во время переоборудования подводные лодки «SSGN Ohio» были оснащены устройствами для крепления с наружной части корпуса до двух усовершенствованных средств доставки боевых пловцов, которые в ВМС США называются Advanced SEAL Delivery System (ASDS) . Вместо аппаратов ASDS данные подводные лодки так же могут оснащаться одним-двумя сухими прочными укрытиями (англ DDS - Dry Deck Shelter ) для водолазов, которые крепятся к переходным люкам вместо устройств ASDS .

Для обеспечения базирования, высадки и эвакуации, а также руководства действиями группы сил специальных операций ВМС США на подводных лодках «SSGN Ohio» были спроектированы специальные отсеки, в которых располагались центр управления операциями, жилые кубрики для спецназовцев и места для хранения их снаряжения и вооружения (в качестве «кладовых» могут использоваться и некоторые пусковые шахты, но тогда боекомплект крылатых ракет, естественно, будет сокращаться (см. ниже)), лазерный тир для спецназовцев, специальное оборудование для поддержания в норме сердечно-сосудистой системы спецназовцев. Так же реализована возможность размещения в пусковых шахтах беспилотных летательных аппаратов ADM-160 MALD взамен крылатых ракет.

Таким образом, после переоборудования подводных лодок типа "Ohio" в многоцелевой вариант (SSGN) лодки имели следующую конфигурацию:

Первые две ракетные шахты (№ 1 и 2) были переоборудованы в камеры для боевых пловцов / водолазов (каждая шахта-камера способна вместить до девяти человек в соответствующем снаряжении, используемом для выхода боевых пловцов или легких водолазов в водную среду);

Средние восемь ракетных шахт (с № 3 по № 10) были переоборудованы для использования в качестве отсеков хранения вооружения и снаряжения размещаемой на борту атомохода группы сил специальных операций ВМС США и/или могут использоваться при соответствующем переоборудовании для хранения и применения крылатых ракет;

Остальные 14 ракетных шахт (с № 11 по № 24) были переоборудованы под многозарядные установки вертикального пуска крылатых ракет, в каждой из которых может быть размещено до семи транспортно-пусковых контейнеров для крылатых ракет Tomahawk . Таким образом, наименьшее количество крылатых ракет составляет 98 штук. В том же случае, если ракетные шахты № 3 −10 будут также использованы под крылатые ракеты боезапас возрастает до 154 единиц.

Командование ВМС США получило в свое распоряжение действительно уникальный инструмент для решения поставленных перед ним задач. Наиболее точно и красочно это охарактеризовал один из американских адмиралов, заявивший на правах анонимности газете «Defence weekly», что "в рамках одной субмарины мы имеем возможность выбрать либо «молот» (154 крылатых ракеты морского базирования), либо же «скальпель» (60-100 человек военно-морского спецназа)".

26 сентября 2002 года, руководство ВМФ США заключило с компанией Electric Boat , которая занималась переоборудованием подводных лодок в SSGN-вариант, контракт на 442.9 миллиона долларов на первую фазу переоборудования подводных лодок. Эти средства покрывали только начальную фазу переоборудования для первых двух подводных лодок. Последующие платежи составили 335 миллионов долларов в 2002 финансовом году, 825 миллионов долларов в 2003, 936 миллионов долларов в 2004, 505 миллионов долларов в 2005 и 170 миллионов долларов в 2006 финансовом году. Таким образом, общищй объем финансирования программы переоборудования 4 подводных лодок составил немного более 3,2 миллиардов долларов, или более 800 миллионов долларов за лодку.

Во вспомогательную энергетическую установку входят дизель-генератор мощностью 1,4 МВт и резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с. фирмы Magnatek , обеспечивающие движение в случае отказа главной энергетической установки.

Вспомогательное оборудование

При первоначальном проектировании подводные лодки типа "Ohio" получили гидроакустический комплекс AN/BQQ-6 , в который входит ряд гидроакустических станций. Основой является активно-пассивная гидроакустическая станция AN/BQS-13 со сферической антенной диаметром 4,6 м, состящей из 944 гидрофонов. Пассивная шумопеленгаторная гидроакустическая станция AN/BQR-23 содержит 104 гидрофона, размещенных по окружности лобового обтекателя. Так же имеется пассивная гидроакустическая станция AN/BQR-15 ,оснащенная буксируемой антенной ТВ-29 длиной 47,7 м на тросе длиной 670 м. Для навигации используется активная ГАС AN/BQR-19 , в сложной обстановке или при противоминных операциях используется активная ГАС малой дальности действия AN/BQS-15 . В надводном режиме используется радар AN/BPS-15A .

Далее, при модернизации по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все американские подводные лодки, в том числе типа "Ohio" , получили комплекс AN/BQQ-10 . Вместо четырех гидроакустических станций использовалась общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf) , которая также обладает возможностями «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation ), что позволяет формировать и обмениваться с другими кораблями флота гидрографической картой выского разрешения (разрешение позволяет различать мелкие объекты типа мин). Первая лодка типа "Ohio" прошла эту модернизацию осенью 2000 года.

Так же имеются системы для оповещения об акустическом и радиолокационном облучении. Для фиксации акустического облучения используется станция AN/WLR-10 , для фиксации радиолокационного облучения в надводном положении используется стация AN/WLR-8(V)5 с диапазоном работы 0,5-18 ГГц.

Лодки оснащаются перископами Kollmorgen Type 152 и Type 82

Вооружение

Ракетное вооружение

Фото запуска ракеты Trident II D-5

Основным вооружением подводных лодок «SSBN Ohio» являются 24 баллистические ракеты Trident II D-5 под управлением системы хранения и пуска ракет Mk35 mod 1 . Первые восемь построенных лодок оснащались менее совершенными ракетами Trident I C-4 , однако 4 из них в рамках договора о сокращении вооружений были переоборудованы в носители крылатых ракет (SSGN Ohio ), остальные 4 были переоснащены ракетами Trident II D-5 . Система пуска состоит из шахтных пусковых установок, подсистемы выброса баллистических ракет, подсистемы контроля и управления пуском, погрузочного оборудования для ракет.

Открытые ракетные шахты

Закрытые ракетные шахты

Для обеспечения возможности установки ракет типа Tridet II D-5 ракетная шахта была увеличена по сравнению с предыдущими версиями ПЛАРБ подводными лодками типа Lafayette до диаметра 2,4 м и длины 14,8 м. Сверху шахта закрывается крышкой, обеспечивающей герметизацию шахты и рассчитанной на то же давление, что и прочный корпус. На крышке так же расположены четыре контрольно-наладочных лючка для проведения осмотров. Крышки шахт оснащены гидравлическим приводом и специальным механизмом блокировки для предотвращения несакционированного доступа. Внутри шахты установлен пусковой стакан, накрытый мембраной, которая предовтращает попадание воды внутрь при открывании крышки. Мембрана изготавливается из фенольной смолы, армированной асбестом, при запуске ракеты мембрана автоматически разрушается с помощью установленных на ее внутренней стороны профилированных зарядов взрывчатого вещества. Штекерный разъем нового типа автоматически отсоединяет ракету от систему управления огнем в момент пуска ракеты. Система управленися огнем Mk 98 ,установленная на подводные лодки данного типа возволяет перевести все 24 ракеты в состояние минутной готовности за 15 минут, в течение которых система производит расчет стрельб, загружает полученные данные в ракету и производит предстартовую проверку всех систем. Вычислительный комплекс имеет достаточную мощностью для одновременного перенацеливания всех 24 ракет.

Баллистическая ракета Tridet II D-5 может быть оснащена двумя типами боевых блоков - W76 мощностью 100 кт и W88 мощностью 475 кт. При максимальной загрузке ракета данного типа способна забросить 8 блоков W88 или 14 блоков W76 на расстояние 7360 км. На данный момент, согласно договора о сокращении вооружений, ракеты на подводных лодках не могут нести больше 8 боеголовок, поэтому с целью достижения максимальной дальности ракеты оснащаются шестью W88 или восемью W76

Пуск ракет осуществляется следующим образом - перед пуском в шахте создается избыточное давление с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). Газ, выходя из ПАДа поступает в нижнюю часть пускового стакана и выталкивает ракету с ускорением около 10g. Скорость при выходе ракеты из шахты примерно равна 50 м/с. При начале движения ракеты происходит разрыв мембраны, и в шахту начинает поступать забортная вода. После выпуска ракеты крышка шахты закрывается и начинается процесс откачки воды из шахты в специальную заместительную цистерну. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, и после выхода из воды по данным датчика ускорения включается двигатель первой ступени. В штатном режиме двигатель включается на высоте 10-30 м над уровнем моря.

Пуск ракет может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины до 30 м, при скорости хода до 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Для удержания лодки в стабильном положении при пуске ракет производится управление работой гироскопических стабилизаторов и перекачка водного балласта.

Лодки, переоборудованные в многоцеловой вариант - «SSGN Ohio» - могут нести на борту до 154 крылатых ракет типа Tomahawk дальностью полета на сверхмалых высотах до 2500 км.

Минно-торпедное вооружение

Все лодки имеют четыре торпедных аппарата для самообороны. Они находятся в носовой части лодки слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект входит десять торпед Mk-48 , которые могут использоваться против подводных лодок и надводных кораблей.

Представители

Название и номер Эмблема Названа в честь Дата закладки Спуск на воду Дата вступления в строй Текущий статус Фото
USS Ohio (SSGN-726)

штат Огайо 10 апреля 1976 7 апреля 1979 11 ноября 1981

USS Michigan (SSGN-727)

штат Мичиган 4 апреля 1977 26 апреля 1980 11 сентября 1982 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

USS Florida (SSGN-728)

штат Флорида 4 июля 1976 11 ноября 1981 18 июня 1983

USS Georgia (SSGN-729)

штат Джорджия 7 апреля 1979 6 ноября 1982 11 февраля 1984 в строю, базируется на Норфолк

USS Henry M. Jackson (SSBN-730)

сенатор Генри Джексон 19 января 1981 15 октября 1983 6 ноября 1984

USS Alabama (SSBN-731) штат Алабама 14 октября 1980 19 мая 1984 25 мая 1985 в строю, базируется на Бангор (17 эскадра подводных лодок)

USS Alaska (SSBN-732)

штат Аляска 9 марта 1983 12 января 1985 25 января 1986 в строю, базируется на Кингс-Бей

USS Nevada (SSBN-733)

штат Невада 8 августа 1983 14 сентября 1985 16 августа 1986 в строю, базируется на Бангор (19 эскадра подводных лодок)

Подводные лодки типа «Огайо» в настоящее время являются единственным типом стратегических ракетоносцев в составе американского флота. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа «Огайо» были введены в строй с 1981 по 1997 годы. Всего было построено 18 подводных лодок. По проекту каждая из этих лодок несет на борту по 24 межконтинентальных трехступенчатых твердотопливных баллистических ракеты «Трайдент», оснащенных разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

10 апреля 1976 года на верфи компании Electric Boat началось строительство новой атомной стратегической субмарины для американского флота - SSBN 726 OHIO, которая стала головной в крупной серии однотипных ПЛАРБ, которые были разработаны в соответствии с программой «Трайдент». Опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы по проекту нового стратегического ракетоносца проводились в Америке с 26 октября 1972 года, а заказ на постройку головной лодки серии был выдан уже 25 июля 1974 года. В настоящее время все 18 построенных по данному проекту лодок остаются в составе американского флота. 17 лодок были названы в честь штатов США, а одна лодка, SSBN-730 Henry M. Jackson, была названа в честь сенатора Генри Джексона.


Специально для базирования новых подводных лодок в США провели модернизацию двух баз. Одна на побережье Тихого океана - Бангор, сегодня это ВМБ Китсап (образована в 2004 году путем слияния базы подводных лодок Бангор и ВМБ Бремертон) в штате Вашингтон, вторая на побережье Атлантического океана - ВМБ Кингс-Бей в штате Джорджия. Каждая из двух этих баз рассчитана на обслуживание 10 ПЛАРБ. На базах было установлено необходимое оборудование для приема и выгрузки с лодок боезапаса, текущего ремонта и технического обслуживания субмарин. Созданы все условия для обеспечения отдыха личного состава. На каждой базе были построены учебно-тренировочные центры для подготовки персонала. Они могли обучать до 25 тысяч человек каждый год. Установленные в центрах специальные тренажеры позволяли отрабатывать процессы управления субмариной в разнообразных условиях, включая торпедные и ракетные стрельбы.

Атомные подводные лодки типа «Огайо» относятся к лодкам третьего поколения. В рамках работ по созданию лодок третьего поколения в США смогли добиться максимальной унификации своих подводных сил, сведя количество классов подводных лодок к двум: стратегические АПЛ и многоцелевые АПЛ (по одному проекту лодок в каждом классе). Стратегические ракетоносцы типа «Огайо» обладали традиционной для американских атомных подводных лодок однокорпусной конструкцией, отличаясь от многоцелевых лодок достаточно сильно развитой надстройкой. При создании лодок этого поколения пристальное внимание было уделено снижению шумности субмарин и совершенствованию их радиоэлектронного, особенно гидроакустического вооружения. Особенностью реакторов АПЛ третьего поколения стало то, что их ресурс удалось увеличить в 2 раза по сравнению с реакторами лодок предыдущего поколения. Установленные на новых лодках реакторы могли непрерывно работать на полной мощности в течение 9-11 лет (у стратегов) или 13 лет (у многоцелевых АПЛ). Предыдущие реакторы не могли работать больше 6-7 лет. А учитывая реальные режимы работы, которые были гораздо более щадящими, АПЛ третьего поколения могли служить без перезарядки активной зоны реактора до 30 лет, а в случае выполнения одной перезарядки - 42-44 года.

Чтобы оценить размеры стратегических ракетоносцев типа «Огайо» достаточно сказать, что длина их корпуса составляет 170 метров, это практически 1,5 футбольных поля. При этом данные лодки считаются и одними из самых бесшумных в мире. Однако уникальными их делали не размеры и бесшумность, а состав размещенного на борту ядерного - 24 баллистических ракеты. До сих пор ни одна подводная лодка в мире не может похвастаться наличием такого внушительного арсенала (российские АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей» несут на борту 16 ПУ баллистических ракет Р-30 «Булава»).

Первые 8 АПЛ типа «Огайо» были вооружены баллистическими ракетами «Трайдент I C4», последующие лодки получили ракеты «Трайдент II D5». Позднее в ходе проведения планового капитального ремонта субмарин 4 лодки первой серии были перевооружены на МБР «Трайдент II D5», а еще 4 лодки были переоборудованы в носители крылатых ракет «Томагавк».

Энергетическая установка данных ПЛАРБ была построена на основе реактора S8G восьмого поколения. В обычном режиме работы две турбины мощностью 30 000 л. с. через редуктор вращали вал с гребным винтом, обеспечивая субмарине скорость подводного хода - 20-25 узлов. Однако изюминкой лодок этого типа был малошумный режим работы, когда циркуляционные насосы первого контура реактора останавливались и он переходил на естественную циркуляцию. Турбины и редуктор останавливаются и разобщаются от вала при помощи специальной муфты. После этого в работе оставались только два турбогенератора мощностью по 4000 кВт каждый, вырабатываемая ими электроэнергия, пройдя через выпрямительный преобразователь, подавалась на гребной электродвигатель, вращавший вал. В таком режиме лодка развивала скорость хода, достаточную для бесшумного проведения патрулирования. Такая же схема постройки энергетической установки используется и на АПЛ четвертого поколения.

Описание конструкции лодок типа «Огайо»

Лодки типа «Огайо» имеют корпус смешанной конструкции: прочный корпус субмарины имеет цилиндрическую форму с оконечностями в виде усеченного конуса, он дополнен обтекаемыми оконечностями, в которых были расположены сферическая антенна ГАК, балластные цистерны и гребной вал. Верхняя часть прочного корпуса лодки была покрыт легкой проницаемой обтекаемой надстройкой, которая закрывает ракетные шахты, а также разное вспомогательное оборудование на корме и гибкую буксируемую антенну ГАС, находящуюся в кормовой оконечности. Из-за сравнительно небольшой площади легкого корпуса, подлодка считается однокорпусной. По мнению американских специалистов, такая конструкция ПЛАРБ создает меньшие гидродинамические шумы и позволяет достичь максимально большой скорости малошумного хода в сравнении с двухкорпусными подводными лодками. Корпус лодки разделяется на отсеки плоскими переборками, каждый из отсеков делится на несколько палуб. В носовом, ракетном и кормовом отсеках были предусмотрены погрузочные люки. Рубка лодки сдвинута к носовой части, на ней установлены горизонтальные рули крыловидной формы, в кормовой части оперение лодки крестообразное, на горизонтальных рулях смонтированы вертикальные планшайбы.

Прочный корпус субмарины был сварен из секций (обечаек) конической, цилиндрической и эллиптической формы с толщиной 75 мм. В качестве материала использовалась высокопрочная сталь марки HY-80/100, обладающая пределом текучести 56-84 кгс/мм. Для увеличения прочности корпуса на лодке была предусмотрена установка кольцевых шпангоутов, которые разнесены по всей длине корпуса. Также корпус лодки получил специальное антикоррозийное покрытие.

Основу силовой установки лодки составляет ядерный реактор - двухконтурный водо-водяной реактор под давлением (PWR) типа S8G, который был спроектирован инженерами компании General Electric. Он состоит из стандартного набора частей для реакторов данного типа: корпуса реактора, активной зоны, отражателя нейтронов, стержней управления и защиты. Паротурбинная силовая установка включает в свой состав две турбины мощностью по 30 000 л.с. каждая, редуктор, конденсатор, циркуляционный насос и паропроводы. Обе паротурбинных установки работают на один вал, при этом высокая скорость вращения турбин с помощью редуктора понижается до 100 оборотов в минуту, после чего при помощи муфты передается на гребной вал, который приводит во вращение семилопастной винт диаметром 8 метров. Гребной винт обладает скошенными лопастями серповидной формы с пониженной скоростью вращения, что позволяет уменьшить шумы на скорости патрулирования. Также на борту имеются два малооборотных многополюсных турбогенератора, мощностью 4 мВт каждый, они вырабатывают электроэнергию с напряжением 450В и частотой 60 Гц, которая с помощью преобразователя переменного тока в постоянный обеспечивает питанием гребной электродвигатель (в таком режиме работы паротурбинные установки не вращают гребной винт).

Основным вооружением ПЛАРБ типа «Огайо» стали межконтинентальные баллистические ракеты, размещенные в 24 вертикальных шахтах, которые расположены в два продольных ряда сразу за ограждением выдвижных устройств. Шахта МБР представляет собой стальной цилиндр, который жестко закреплен в корпусе подлодки. С целью возможности установки на борт ракет «Трайдент II» ракетная шахта изначально была увеличена по сравнению с лодками предыдущего проекта, ее длина составляет 14,8 метра, диаметр - 2,4 метра. Сверху шахта закрывается крышкой, оснащенной гидравлическим приводом, она обеспечивает герметизацию шахты и рассчитана на тот же уровень давления, что и прочный корпус субмарины. На крышке находятся 4 контрольно-наладочных лючка, которые предназначены для проведения плановых осмотров. Специальный механизм блокировки призван обеспечить защиту от несанкционированного доступа, и управляет открытием технологических лючков и самой крышки.

Пуск МБР «Трайдент» может осуществляться с 15-20 секундным интервалом с глубины погружения до 30 метров, при скорости хода лодки примерно 5 узлов и волнении моря до 6 баллов. Все 24 ракеты могут быть выпущены за один залп, при этом испытательные пуски всего боекомплекта лодки за один залп в США никогда не осуществлялись. В воде происходит неуправляемое движение ракеты, после выхода ее на поверхность согласно данным датчика ускорений активируется двигатель первой ступени. В штатном режиме включение двигателя осуществляется на высоте около 10-30 метров над морской поверхностью.

Запуск ракеты Trident II D-5

Ракеты Trident II D-5 могут оснащаться боевыми блоками двух типов - W88 мощностью 475 кт каждый и W76 мощностью 100 кт каждый. При максимальной нагрузке одна ракета может нести 8 боевых блоков W88 или 14 боевых блоков W76, обеспечивая максимальную дальность полета - 7360 км. Использование на ракетах специальной аппаратуры астрокоррекции вместе с повышением эффективности навигационной системы позволило добиться кругового вероятного отклонения для блоков W88 - 90-120 метров. При поражении ракетных шахт противника может использоваться так называемый способ «2 по 1», когда на одну шахту МБР одновременно нацеливается два боевых блока с разных ракет. При этом при использовании блоков W88 мощностью 475 кт вероятность поражения цели составляет 0,95. При использовании блоков W76 вероятность поражения цели при том же способе «2 по 1» составляет уже 0,84. С целью достижения максимальной дальности полета баллистических ракет на их борту обычно устанавливается 8 боевых блоков W76 или 6 боевых блоков W88.

Для самообороны каждая лодка была оснащена 4 ТА калибра 533 мм. Данные торпедные аппараты находятся в носовой части субмарины слегка под углом к диаметральной плоскости. В боекомплект лодки включены 10 торпед Mk-48, которые могут применяться и против надводных кораблей, и против подводных лодок вероятного противника.

В рамках модернизации субмарин по программе A-RCI (Acoustic Rapid COTS Insertion) все ГАК лодок типа «Огайо» были модернизированы до варианта AN/BQQ-10. Вместо 4-х ГАС была использована общая станция типа COTS (commercial-off-the-shelf), обладающая открытой архитектурой. Такое решение позволяет в будущем облегчить процесс апгрейда всей системы. Первой модернизацию прошла лодка «Аляска» осенью 2000 года. Новая система, помимо всего прочего, получила возможность проведения «гидроакустического картографирования» (PUMA - Precision Underwater Mapping and Navigation). Это позволяет ПЛАРБ создавать гидрографическую карту высокого разрешения и обмениваться ею с другими судами. Разрешающая способность установленной на борту аппаратуры позволяет различать даже небольшие объекты типа мин.

Для оповещения экипажа об акустическом облучении применяется специальная станция AN/WLR-10. Совместно с ней в тот момент, когда лодка находится в надводном положении, применяется станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/WLR-8(V)5, работающая в диапазоне 0,5-18 ГГц. Также подлодка получила 8 пусковых установок Mk2, предназначенных для постановки акустических помех и станцию гидроакустического противодействия AN/WLY-1. Основным предназначением данной станции является автоматическое обнаружение, классификация и последующее отслеживание атакующих торпед и подача сигнала на применение средств гидроакустического противодействия.

В течение 2002-2008 годов первые 4 лодки типа «Огайо» (SSGN 726 Ohio, SSGN 727 Michigan, SSGN 728 Florida, SSGN 729 Georgia), которые были вооружены МБР «Трайдент I» были переоборудованы в ПЛАРК. В результате проведенной модернизации каждая из лодок может нести на борту до 154 крылатых ракет «Томагавк». При этом 22 из 24 имеющихся шахт были модернизированы под вертикальный пуск крылатых ракет. В каждой такой шахте можно разместить по 7 КР «Томагавк». В то же время две ближайших к рубке шахты были оснащены шлюзовыми камерами. К этим камерам могут стыковаться мини-подлодки ASDS или модули DDS, предназначенные для выхода боевых пловцов в тот момент, когда АПЛ находится в подводном положении. Данные средства могут быть установлены на лодку как вместе, так и по отдельности, общим количеством не более двух. При этом за счет их установки частично блокируются шахты с крылатыми ракетами. К примеру, каждая ASDS блокирует сразу три шахты, а более короткий модуль DDS - две. В составе подразделения для спецопераций (морских котиков или морских пехотинцев) лодка может дополнительно транспортировать до 66 человек, а в случае проведения краткосрочной операции количество десантников на борту лодки можно довести до 102 человек.

В настоящее время ПЛАРБ типа «Огайо» продолжают удерживать пальму первенства по числу размещенных на их борту ракетных шахт - 24 и до сих пор считаются одними из самых совершенных в своем классе. Согласно оценкам специалистов, среди построенных стратегических ракетоносцев по уровню шумности с этим лодками могут соперничать лишь французские лодки типа «Триумфан». Высокая точность МБР «Трайдент II» позволяет поражать не только сухопутные МБР, но и всю номенклатуру высокопрочных целей типа углубленных КП и шахтных пусковых установок, а большая дальность пуска (11 300 км) позволяет ПЛАРБ типа «Огайо» нести боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океане в зоне господства собственных ВМС, что обеспечивает лодкам достаточно высокую боевую устойчивость. Сочетание малой стоимости содержания и высокой эффективности данных подводных лодок, вооруженных МБР «Трайдент II», привела к тому, что морские стратегические силы занимают в настоящее время лидирующие позиции в ядерной триаде США. Вывод из эксплуатации последней лодки типа «Огайо» запланирован на 2040 год.

Тактико-технические характеристики ПЛАРБ типа «Огайо»:
Габаритные размеры: длина - 170,7 м, ширина - 12,8 м, осадка - 11,1 м.
Водоизмещение - 16 746 т (подводное), 18 750 т (надводное).
Скорость подводного хода - 25 узлов.
Скорость надводного хода - 17 узлов.
Глубина погружения - 365 м (рабочая), 550 м (предельная).
Силовая установка: атомная, водо-водяной реактор типа GE PWR S8G, две турбины по 30 000 л.с., два турбогенератора по 4 мВт, дизель-генератор мощностью 1,4 мВт.
Ракетное вооружение: 24 МБР Trident II D-5.
Торпедное вооружение: 4 ТА калибра 533 мм, 10 торпед Мк-48.
Экипаж - 155 человек (140 матросов и 15 офицеров).

База "Кингс-Бей" для обслуживания ПЛАРБ тира "Огайо", приписанных к Атлантическому Флоту ВМС США

Источники информации:
http://armyman.info/flot/podvodnye-lodki/18956-podvodnye-lodki-tipa-ogayo.html
http://bastion-karpenko.ru/ohio-ssbn-726
http://korabley.net/news/atomnye_podvodnye_lodki_sravnenie_dvukh_proektov/2012-04-16-1167
https://xpda.com/kingsbay (фото)
По материалам из открытых источников.

Министр обороны США Эштон Картер во время посещения базы субмарин в Гротоне (шт. Коннектикут) заявил о мировом превосходстве американского подводного флота. Это превосходство относится в первую очередь к главным конкурентам — ВМФ России и Китая. Но при этом продемонстрировал дипломатическое благоразумие, выразив надежду на то, что «эти страны никогда не станут агрессорами».

Картер подчеркнул, что, несмотря на «сравнительно высокий технологический потенциал России и КНР, США сохранят превосходство и в будущем».

У высших военных американских чиновников есть два типа заявлений «для общественности». Причем противоположной направленности. Когда они выступают перед Конгрессом с целью повысить размер оборонного бюджета, то утверждают, что русские и китайцы сильны сверх меры, и необходимо срочно догонять их. При выступлении перед военнослужащими какой-либо базы для поднятия их военного духа требуется говорить о мощи американского оружия, пред которым бессильны коварные русские и китайцы. Истина, разумеется, находится посередине.

Развитие атомных подводных флотов России и США, которые в качестве главной задачи предполагают ядерное сдерживание, шло с различными скоростями. И у России, а ранее — у СССР, еще и в рваном темпе. Происходило это от того, что концепции развития ядерных триад — наземные МБР, подводный флот, стратегическая авиация — у США и СССР были разными. Изначально мы сделали ставку на мощные баллистические ракеты шахтного базирования. США же с начала 60-х годов планомерно развивали атомный подводный флот, который имеет громадное преимущество — скрытность даже в современных условиях, когда космос «бороздят» многочисленные шпионские спутники.

К середине 60-х годов в составе ВМС США находилась 41 ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами). Вооружены они были ракетами «Поларис-3», имеющими дальность 4600 км, с разделяющимися на три заряда (по 200 кт) боеголовками. Советский Союз бросился в погоню. В результате к середине 70-х годов был достигнут паритет. А к 1980 году мы вырвались вперед: в то время на вооружении ВМФ СССР находились 62 ПЛА с 950 ракетами против 40 американских с 668 ракетами.

По вооружению советские субмарины сравнялись с американскими. На лодках проекта «Кальмар» были установлены 16 ракет Р-29Р. Ракета была способна доставить семь зарядов по 0,1 Мт на расстояние до 6500 км. Максимальное отклонение от цели не превышало 900 м. В случае использования моноблочной боеголовки мощностью 0,45 Мт дальность стрельбы достигала 9000 км.

В 90-е годы по отечественному стратегическому подводному флоту был нанесен мощный удар. Нанесли его не американские ВМС, а «родное» руководство страны. Логика была примерно такая: зачем иметь мощную армию, если Ельцин регулярно летает к другу Биллу? Подводный флот стремительно сокращался. И не только из-за выработки ресурса, но и в связи с отсутствием финансирования на его содержание. Количество стратегических субмарин, способных нести боевое дежурство, сократилось до семи.

Но при этом необходимо учитывать, что существенное ослабление подводной составляющей ядерной триады не стало драматичным. Поскольку в 90-е годы стали появляться наземные мобильные МБР «Тополь», обладающие значительной скрытностью. У США же наземные ядерные средства существенно слабее и уязвимее российских.

Сейчас дело выправляется. Но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент ВМФ России располагает 14-ю ПЛАРБ. 11 из них досталось в наследство от Советского Союза. Это лодки третьего поколения проектов «Кальмар» и «Дельфин». «Кальмар», разработанный в середине 70-х годов, конечно, изрядно морально устарел. На нем применяются все те же, вышеупомянутые жидкотопливные ракеты Р-29Р. Правда, есть сведения о том, что эта ракета вскоре будет заменена на Р-29РМУ2.1 «Лайнер», обладающей значительно большей боевой мощью.

«Дельфин» — более подвинутая лодка. На ней в результате модернизации были установлены ракеты Р-29РМУ2 «Синева», которые обладают абсолютным мировым рекордом по энергонасыщенности — это отношение энергии ракеты к ее массе. Ракета была принята на вооружение в 2007 году. Ее дальность 11500 км. Вооружена десятью разделяющимися боеголовками по 100 кт каждая. У «Лайнера», принятого на вооружение в 2014 году, количество разделяющихся боевых блоков доведено до 12-и.

А совсем недавно в российский подводный флот начали поступать лодки четвертого поколения проекта 955 «Борей». Сейчас их три — «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». В следующем году ожидается передача Тихоокеанскому флоту «Князя Владимира». До 2020 года предполагается поступление еще четырех. Таким образом, парк российских ПЛАРБ будет состоять из 19 лодок. Ну, или из 17-и, возможно, будет списана пара «Кальмаров».

На вооружении ВМС США находятся 18 ПЛАРБ. Это лодки «Огайо», относящиеся к третьему поколению. Самой молодой из них 20 лет, самой старой — 35. При этом обновления парка американских стратегических субмарин до середины 20-х годов не предусмотрено. В середине нулевых годов в соответствии с международным договором 4 лодки были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». И, следовательно, у американцев в действительности 14 ПЛАРБ. То есть столько же, сколько и у России сейчас. А к 2020 году будет меньше.

Однако у американских субмарин более высокий ядерный потенциал. Российские лодки вооружены 16-ю МБР, американские имеют на борту 24 ракеты «Трайдент-2». При этом «Трайдент» улетает на пару тысяч километров дальше, чем «Булава», устанавливаемая на «Бореях». И имеет большую мощность: 8×475 кт против 15×150 кт. Однако «Булава» менее уязвима для средств ПРО, обладая коротким активным участком полета, настильной траекторией и более совершенными средствами радиоэлектронной борьбы. Правда, «Булава» пока еще проходит испытания, и они далеко не идеальные. Так что тут масса нюансов.

Но сама лодка «Борей» однозначно совершеннее, чем «Огайо». Она меньше шумит: на ней использовано новейшее шумопоглощающее покрытие, наряду с винтом имеется водометный движитель. У лодки «Борей» более совершенное гидроакустическое и навигационное оборудование, выше уровень автоматизации.

Подводя итог, необходимо признать, что за счет того, что в ВМФ России бОльшую долю составляют лодки более старые, чем «Огайо», стратегический сегмент подводного флота США, действительно, имеет превосходство. Хоть и не столь значительное. Однако к концу десятилетия, когда будут достроены все заложенные «Бореи», ситуация изменится на противоположную.

USS Georgia (SSGN-729) класса «Огайо» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАРБ «Борей» и «Огайо»

Длина: 170 м — 170 м

Ширина: 13,5 м — 12 м

Водоизмещение надводное: 14720 т — 16740 т

Водоизмещение подводное: 24000 т — 18700 т

Скорость надводная: 15 узлов — 17 узлов

Скорость подводная: 29 узлов — 25 узлов

Рабочая глубина — 400 м — 375 м

Предельная глубина: 600 м — 550 м

Экипаж: 107 человек — 155 человек

Автономность: 90 суток — 70 суток

Силовая установка: 190 МВт — н/д

Вооружение: 6 ТА, торпеды, крылатые ракеты — 4 ТА, торпеды

Ракетное вооружение: 16 МБР «Булава» — 24 МБР «Трайдент-2»

Многоцелевые

Существуют еще один тип атомных подводных лодок, перед которыми ставятся не стратегические, а оперативные и оперативно-тактические задачи. То есть они должны уничтожать надводные корабли и субмарины противника и наносить удары по береговым целям, используя при этом крылатые ракеты и торпеды. Такие лодки делятся на подклассы в зависимости от используемого типа вооружений — либо с крылатыми ракетами, либо с торпедами, либо и с крылатыми ракетами, и с торпедами. Именно эти субмарины и должны принимать участие в боевых действиях на море в ходе локальных войн.

В этом сегменте у ВМС США «масса» однозначно выше, чем у российского подводного флота. Что предопределено концепцией построения флота для страны, считающей себя мировым жандармом. Правда, по части качества последнего поколения многоцелевых субмарин вполне можно говорить о паритете. Именно это и имел в виду министр обороны Картер, говоря о нашем высоком технологическом потенциале.

ВМС США располагает 56-ю многоцелевыми ПЛА. 39 из них это «старослужащие» лодки «Лос-Анджелес», они начали поступать в подводный флот в 1976 году. Относятся к третьему поколению. Вооружены крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» (в общей сложности на борту у каждой от 12 до 20 ракет), а также торпедами. Всего были построены 62 лодки, сейчас они выбывают со скоростью 1−2 в год. К концу 30-х годов все субмарины этого типа будут выведены из состава ВМС. И останутся только лодки 4-го поколения в количестве тридцати штук.

Упор сделан на лодки нового, четвертого, поколения. К ним относятся «Вирджиния» (12 штук) и «Сивулф» («Морской волк») (3 штуки).

ПЛА «Сивулф» начали штучно выпускаться в конце 90-х годов. Каждая лодка стоит 4,5 млрд. долларов. Поэтому серия была ограничена тремя субмаринами. Дороговизну вполне оправдывает качество лодки. Она самая бесшумная в мире. И имеет самый большой боезапас крылатых ракет и торпед. Причем от лодки к лодке производились определенные доработки, в связи с чем первая субмарина серии («Морской волк») проигрывает по возможностям третьей («Джимми Картер»). Да и наш «Ясень» практически не уступает в возможностях первенцу серии.

Что же касается «Вирджинии», то она, хоть и была разработана позже, уступает «Сивулфу». Соответственно, и стоит дешевле — 1,8 млрд. долларов. Российский «Ясень» по боевым возможностям находится где-то посередине между «Морским волком» третьей модификации и «Вирджинией», выигрывая у последней по малошумности и используемому вооружению. Однако разрыв невелик, поскольку обе лодки относятся к четвертому поколению. При этом следует учитывать и качество вооружения. Установленные на «Ясене» крылатые ракеты «Калибр» более эффективны, чем американские «Томагавки», оружие далеко не первой свежести.

Это, конечно, прекрасно. Однако в настоящий момент ВМФ России располагает лишь одной лодкой этого проекта — «Северодвинск». На подходе еще три. Всего же к 2020 году предполагается довести количество «Ясеней» до восьми. К этому моменту американцы построят еще пару «Вирджиний». Счет не в нашу пользу.

Не в нашу пользу и счет лодок третьего поколения. У американцев это 39 вышеупомянутых ПЛА «Лос-Анджелес». У нас — «Щука-Б», «Кондор», «Барракуда» и «Антей». И лодки второго поколения «Щука». В общей сложности их 36. Приплюсовав сюда один «Ясень» получаем 37. У США — 56.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) "Северодвинск" класса "Ясень" (Фото: Владимир Ларионов/ТАСС)

Так что по части этого сегмента атомного подводного флота министр обороны Картер прав: США впереди. Однако помимо атомных лодок существуют еще и дизельные, от которых американцы отказались в 60-е годы. У нас же дизельные лодки не только сохранились, но и продолжают строиться и развиваться. В составе ВМФ России находятся 23 лодки. Значительная часть которых — модернизированная «Варшавянка». Да, она уступает по возможностям атомным лодкам. Однако на ней установлена грозная крылатая ракета «Калибр». И это самая бесшумная в мире дизель-электрическая лодка. Так что определенный вклад в потенциал подводного флота они вносят. И соотношение сил между России и США отнюдь не критическое.

Необходимо также сказать, что с 2025 года предполагается начать строительство дизельной лодки «Калина» с двигателем, которому для работы не требуется кислород. Это так называемый двигатель Стирлинга. Такая лодка сможет находиться под водой без всплытия порядка месяца. И, соответственно, по своим возможностям будет приближаться к ПЛА.

SSN-776 Гавайи класса «Вирджиния» (Фото: wikipedia.org)

И в заключение о том, что Картер постоянно сравнивает мощь ВМС США с подводными флотами России и Китая, разделяя их запятой. Можно ли будет говорить о превосходстве, если сложить потенциалы РФ и КНР? Вот в чем вопрос. Китай в настоящий момент располагает 14-ю атомными подводными лодками. И с большим энтузиазмом строит новые.

МПЛАТРК «Сивулф» (Фото: wikipedia.org)

ТТХ ПЛАТРК «Ясень», «Вирджиния» и «Сивулф»

Длина: 140 м — 115 м — 108 м

Ширина: 13 м — 10,5 м — 12,2 м

Водоизмещение надводное: 8600 т — 7000 т — 7500 т

Водоизмещение подводное: 13800 т — 8000 т — 9100 т

Скорость надводная: 16 узлов — н/д — 18 узлов

Скорость подводная: 31 узел — 29,5 узлов — 34 узла

Рабочая глубина — 520 м — н/д — 480 м

Предельная глубина: 600 м — 490 м — 600 м

Экипаж: 64 человека — 120 человек — 126 человек

Автономность: 100 суток — н/д — н/д

Вооружение: 10 ТА, 30 торпед;32 ПУ КР — 4 ТА, 26 торпед; 12 ПУ КР — 8 ТА, 50 торпед или 50 КР.

Один известный пчеловод Альберт Эйнштейн однажды обронил крылатую фразу: «Пока будут живы пчелы, будет жив и род человеческий ». В каком-то смысле, то же можно сказать и об атомных подводных лодках. Эти ракетно-ядерные пчелы день и ночь трудятся, бороздя глубины мирового океана, и именно от них зависит стратегическая выживаемость любой державы. Но что мы знаем о и чьи ядерные «жала» круче.

американские стратегические атомные подводные лодки класса «Огайо»

Длина атомных подводных лодок класса «Огайо » впечатляет — 170 м. Это почти полтора футбольных поля, и они считаются одними из самых бесшумных субмарин в мире. Но уникальными их делает не это, а количество размещенных на борту ядерных ракет — 24. Таким арсеналом не может похвастаться ни одна субмарина на планете.

Впервые атомные подводные лодки вышли в море в начале 80-ых и до сих пор бороздят мировой океан. Первая АПЛ «Огайо » была введена в строй в ноябре 1981 года, а восемнадцатая и последняя по счету АПЛ «Луизиана » — осенью 1997 года.

Несмотря на внушительные размеры обнаружить такие субмарины очень сложно, потому что они практически бесшумны. Американским кораблестроителям удалось добиться этого за счет особой конструкции легкого корпуса подлодки. Легкий корпус это внешняя оболочка атомной подводной лодки, которая полностью закрывает основной корпус и делает подлодку обтекаемой. Пустота между корпусами заполняется водой. Это делает субмарину плавучей и очень маневренной. Именно такая особенность конструкции американских подводных лодок сделала их настолько бесшумными, что гидроакустические станции противника засечь эти подлодки практически не в состоянии.

Во время патрулирования даже рулевые не знают, где находиться атомная подводная лодка, это знают всего лишь несколько человек. Чрезвычайный режим секретности не позволит обнаружить АПЛ. Атомные подводные лодки класса «Огайо » могут находиться под водой почти неограниченное время, единственное, что может ограничить срок похода АПЛ — это запасы провизии. Ядерного топлива атомной подводной лодке хватает на 20 лет.

Но главной гордостью атомных подводных лодок, за что они получили еще одно название своего класса, являются баллистические ракеты системы «Trident». Длина каждой из них составляет 13 м, вес 65 тонн. Они обладают по настоящему разрушительной силой и могут уничтожить противника на дистанции до 10000 км. Ракета «Trident» оснащена десятью независимыми ядерными боеголовками, причем каждой из них можно задать отдельное направление. Таким образом, всего одна атомная подводная лодка может контролировать обширную территорию диаметром 20000 км.

Экипаж субмарины — 172 человека.

атомная подводная лодка с ракетами «Tomahawk»

Однако вскоре американские военные специалисты согласно договору СНВ-2 переоснастят атомные подводные лодки класса «Огайо», заменив ядерные ракеты Trident на ракеты Tomahawk. По мнению экспертов без ядерных ракет останутся самые старые подлодки «USS Ohio» (SSBN726), «USS Michigan» (SSBN 727), «USS Florida» (SSBN 728), «USS Georgia» (SSBN 729). Это не нарушит баланс ядерной мощи США, так как 50 процентов ракетно-ядерного потенциала Америки останется в глубинах мирового океана.

Благодаря новым взглядам на будущее американской морской мощи, вполне современные и очень дорогие класса «Огайо » оставлять без дела, а тем более пускать на слом неразумно. Поэтому без своего главного калибра подлодки превратятся в большие многоцелевые субмарины с атомной энергетической установкой. По мнению военных экспертов АПЛ «Огайо » приспособят для участия в конфликтах в любых регионах планеты. Подмостками их нового театра должны стать районы континентального шельфа и мелкие моря. Мощные атомные подводные лодки «Огайо» будут нести целый арсенал ракет «Томагавк», который превысит 130 единиц. Этот потенциал будет полностью соответствовать новой прибрежной литоральной стратегии США. Американские аналитики уверены, что массированный удар «Tomahawk» не сможет блокировать ни одна страна в мире, тем более в ближайшие годы ожидается появление нового поколения этих крылатых ракет. Их дальность возрастет в два раза, а полетная скорость в 5 раз. Ракеты «Томагавк» XXI века будут сверхзвуковыми и если необходимо могут быть перенацелены еще в полете на другие объекты.

атомные подводные лодки «Акула»

В Российской Федерации с американскими атомными подводными лодками может сравниться подводная лодка третьего поколения «Северсталь » типа «Акула ». Субмарину построили в 1989 году. Это . Она ровно в два раза больше АПЛ класса «Огайо ». Экипаж 150 человек. Внутреннее пространство настолько велико, что на подводной лодке имеется сауна.

На борту подлодок этого типа (классификация НАТО «Typhoon ») размещаются настоящие гиганты — баллистические ракеты «Вариант», вес которых достигает 90 тонн. В каждой из них по 10 ядерных боеголовок с индивидуальным наведением, причем запустить их можно с интервалом в несколько секунд. А значит, на противника может обрушиться настоящий поток мощи и огня. Но самое главное сила этого удара будет в 1400 раз больше, чем бомбы, сброшенной на Хиросиму. Такую атаку не сможет отразить ни одна противовоздушная оборона в мире. Правда, дальность у этой ракеты 8500 км, но и этого достаточно чтобы уничтожить цель на другом континенте. На атомной подводной лодке «Акула » их 20 единиц. Кроме того российские межконтинентальные ракеты «Вариант» можно запускать с глубины 55 метров. Это лучший показатель в мире. Удачным залпам не может помешать и неблагоприятная погода. Вооружение этой подлодки настолько мощное, что во время холодной войны за атомными подводными лодками этого класса пристально следили надводные корабли НАТО, а также специальные

«Ты лжец, Нам-Бок, ибо все знают, что железо не может плавать»
/Джек Лондон/


Уважаемые товарищи, наверняка, многие из вас посещали военно-морские салоны, поднимались по неудобным трясущимся сходням на палубы огромных кораблей. Бродили по верхней палубе, рассматривая пусковые ракетные контейнеры, раскидистые ветви радаров и прочие фантастические системы.
Даже такие простые вещи, как толщина якорной цепи (каждое звено с пудовую гирю) или радиус обметания стволов корабельной артиллерии (размером поболее дачных «шести соток») могут вызывать у неподготовленного обывателя искренний шок и недоуменее.

Размеры корабельных механизмов просто Огромны. Подобные штуки не встречаются в обычной жизни – о существовании этих циклопических предметов мы узнаем только во время визита на корабль в очередной День ВМФ (День Победы, в дни проведения Санкт-Петербургского международного военно-морского салона и т.п.).
Действительно, с точки зрения отдельно взятого человека, маленьких или больших кораблей не существует. Морская техника поражает своими габаритами – стоя на пирсе рядом с пришвартованным корветом человек выглядит как песчинка на фоне огромной скалы. «Крошечный» 2500-тонный корвет выглядит как крейсер, а «настоящий» крейсер имеет вообще паранормальные размеры и выглядит как плавающий город.

Причина данного парадокса очевидна:

Обычный четырехосный ж/д вагон (полувагон), нагруженный до краев железной рудой, имеет массу порядка 90 тонн. Очень громоздкая и тяжелая штука.

В случае с 11 000-тонным ракетным крейсером «Москва» мы имеем всего лишь 11 000 тонн металлических конструкций, кабелей и топлива. Эквивалент - 120 железнодорожных вагонов с рудой, плотно сконцентрированных в едином массиве.


Якорь подводного ракетоносца пр. 941 "Акула"


Как вода удерживает ЭТО?! Боевая рубка линкора "Нью-Джерси"


А ведь крейсер «Москва» еще не предел – американский авианосец «Нимиц» имеет полное водоизмещение 100 с лишним тысяч тонн.

Воистину, велик Архимед, чей бессмертный закон позволяет держаться этим громадинам на плаву!

Большая разница

В отличие от надводных кораблей и судов, которые можно увидеть в любом порту, подводная компонента флота обладает повышенной долей скрытности. Субмарины сложно увидеть даже во время захода в базу – во многом благодаря особому статусу современного подводного флота.

Ядерные технологии, опасная зона, государственная тайна, объекты стратегической важности; закрытые города с особым паспортным режимом. Все это не прибавляет популярности «стальным гробам» и их славным экипажам. Атомные лодки тихо гнездятся в укромных бухточках Заполярья или скрываются от посторонних глаз на побережье далекой Камчатки. О существовании лодок в мирное время ничего не слышно. Они не годятся для военно-морских парадов и пресловутой «демонстрации флага». Единственное, что умеет делать эти гладкие черные корабли – убивать.


Малышка С-189 на фоне "Мистраля"


Как же выглядят «Батон» или «Щука»? Насколько велика легендарная «Акула»? Правда ли это, что она не помещается в океане?

Выяснить данный вопрос довольно трудно – никаких наглядных пособий на этот счет нет. Музейные субмарины К-21 (Североморск), С-189 (Санкт-Петербург) или С-56 (Владивосток) являются полувековыми «дизелюхами» времен ВОВ* и не дают никаких представлений о реальных размерах современных подлодок.

*даже сравнительно «свежая» С-189 постройки 1950-х годов создана на базе трофейного немецкого «Электробота»

Читатель наверняка почерпнет много интересного из следующей иллюстрации:


Сравнительные размеры силуэтов современных подлодок в едином масштабе


Самая толстая «рыбина» – тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула»).

Ниже – американская ПЛАРБ типа «Огайо».

Еще ниже – подводный «убийца авианосцев» проекта 949А, т.н. «Батон» (именно к этому проекту принадлежал погибший «Курск»).

В левом нижнем углу притаилась многоцелевая российская АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»)

А самая маленькая из представленных на иллюстрации лодок – современная немецкая ДЭПЛ «Тип 212».

Конечно, наибольший интерес публики связан с «Акулой» (она же - «Тайфун» по классификации НАТО). Лодка действительно поражает воображение: длина корпуса 173 метра, высота от днища до крыши рубки равняется 9-этажному дому!

Надводное водоизмещение – 23 000 тонн; подводное – 48 000 тонн. Цифры ясно указывают на колоссальный запас плавучести – для погружения «Акулы» в балластные цистерны лодки закачиваются более 20 тыс. тонн воды. В результате, «Акула» получила на флоте забавное прозвище «водовоз».

При всей кажущейся иррациональности данного решения (для чего ПЛ такой большой запас плавучести??) «водовоз» имеет свои особенности и даже достоинства: в надводном положении осадка чудовищного монстра немногим больше, чем у «обычных» подводных лодок - около 11 метров. Это позволяет заходить в любые места базирования, без риска наскочить на мель, и пользоваться всей имеющейся инфраструктурой для обслуживания АПЛ. Кроме того, огромный запас плавучести превращает «Акулу» в мощный ледокол. При продувании цистерн, лодка, по закону Архимеда, с такой силой «прет» наверх, что её не остановит даже 2-метровый слой прочного, как камень, арктического льда. Благодаря данному обстоятельству, «Акулы» могли нести боевое дежурство в самых высоких широтах, вплоть до районов Северного полюса.

Но даже в надводном положении «Акула» удивляет своими габаритами. А как иначе? – самая крупная лодка в мировой !

Можно долго восхищаться акульим видом:


"Акула" и один из РПКСН семейства 677



Современный РПКСН проекта 955 "Борей" на фоне исполинской рыбины


Причина проста: под легким обтекаемым корпусом скрываются две подлодки: «Акула» выполнена по схеме «катамаран» с двумя прочными корпусами из титановых сплавов. 19 изолированных отсеков, дублированная ГЭУ (каждый из прочных корпусов имеет независимую ядерную паропроизводящую установку ОК-650 тепловой мощностью 190 МВт), а также две всплывающие спасательные капсулы, рассчитанные на весь экипаж…
Что и говорить – в плане живучести, безопасности и удобства размещения личного состава этот плавучий «Хилтон» был вне конкуренции.


Погрузка 90-тонной "кузькиной матери"
Всего в боекомплект лодки входило 20 твердотопливных БРПЛ Р-39

Огайо

Не меньше удивления вызывает сравнение американского подводного ракетоносца «Огайо» и отечественного ТРПКСН проекта «Акула» - неожиданно выясняется, что их габариты идентичны (длина 171 метр, осадка 11 метров)… при этом водоизмещение отличается в разы! Как же так?

Никакого секрета здесь нет – «Огайо» почти вдвое уступает по ширине советскому монстру – 23 против 13 метров. Тем не менее, назвать «Огайо» маленькой лодкой было бы несправедливо – 16 700 тонн стальных конструкций и материалов внушают уважение. Подводное водоизмещение «Огайо» еще больше – 18 700 тонн.

Убийца авианосцев

Еще один подводный монстр, чье водоизмещение превзошло достижения «Огайо» (в/и наводное – 14 700, подводное – 24 000 тонн).

Одна из самых мощных и совершенных лодок Холодной войны. 24 сверхзвуковые крылатые ракеты со стартовой массой 7 тонн; восемь торпедных аппаратов; девять изолированных отсеков. Рабочий диапазон глубин – более 500 метров. Скорость подводного хода свыше 30 узлов.

Для того, чтобы разогнать «батон» до таких скоростей на лодке применена двухреакторная ГЭУ – днем и ночью страшным черным огнем горят урановые сборки в двух реакторах ОК-650. Суммарное энерговыделение 380 Мегаватт – достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией город на 100 000 жителей.


"Батон" и Акула


Два "батона"


Но насколько оправданно было строительстве подобных монстров для решения тактических задач? Согласно распространенной легенде, стоимость каждой из 11 построенных лодок достигала половины от стоимости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»! При этом «батон» был ориентирован на решение чисто тактических задач – истребления АУГ, конвоев, нарушения вражеских коммуникаций…
Время показало, что для подобных операций наиболее эффективны многоцелевые АПЛ, например –

Щука-Б

Серия советских атомных многоцелевых лодок третьего поколения. Самое грозное подводное до появления американских АПЛ типа «Сивулф».

Но, вы не подумайте, что Щука-Б так уж мала и тщедушна. Размер – значение относительное. Достаточно сказать, что крошка не помещается на футбольном поле. Лодка огромна. Надводное водоизмещение – 8100, подводное – 12 800 тонн (на последних модификациях оно увеличилось еще на 1000 тонн).

В этот раз конструкторы-проектировщики обошлись одним реактором ОК-650, одной турбиной, одним валом и одним гребным винтом. Превосходная динамика сохранилась на уровне 949-го «батона». Появился современный гидроакустический комплекс и роскошный комплект вооружения: глубоководные и самонаводящиеся торпеды, крылатые ракеты «Гранат» (в перспективе – «Калибр»), ракето-торпеды «Шквал», ПЛУР «Водопад», толстые торпеды 65-76, мины… при этом, огромным кораблем управляет экипаж всего из 73 человек.

Почему я говорю «всего»? Просто пример: для управления современной американской лодкой-аналогом «Щуки» - непревзойденным подводным киллером типа «Лос-Анджелес» требуется экипаж в составе 130 человек! При этом, американка, как водится, до предела насыщена радиоэлектроникой и системами автоматизации, а её размеры меньше на 25% (водоизмещение – 6000/7000 тонн).

Кстати, интересный вопрос: почему американские лодки всегда имеют меньшие размеры? Неужели всему виной «советские микросхемы – самые большие микросхемы в мире»?!
Ответ покажется банальным – американские лодки имеют однокорпусную конструкцию и, как следствие, меньший запас плавучести. Именно поэтому у «Лос-Анджелесов» и «Вирджиний» так мала разница в значениях надводного и подводного водоизмещения.

В чем заключается разница между однокорпусной и двухкорпусной лодками? В первом случае, балластные цистерны располагаются внутри единого прочного корпуса. Такая компоновка забирает часть внутреннего объема и, в определенном смысле, негативно влияет на живучесть подводного корабля. И, разумеется, у однокорпусных АПЛ гораздо меньший запас плавучести. В то же время, это делает лодку маленькой (насколько может быть мала современная АПЛ) и более тихой.

Отечественные лодки, традиционно, строятся по двухкорпусной схеме. Все балластные цистерны и вспомогательное глубоководное оборудование (кабеля, антенны, буксируемые ГАС) вынесены за пределы прочного корпуса. Ребра жесткости прочного корпуса также располагаются с наружной стороны, экономя драгоценный объем внутренних помещений. Сверху все это прикрыто легкой «оболочкой».

Достоинства: резерв свободного пространства внутри прочного корпуса, позволяющий реализовать особые компоновочные решения. Большее количество систем и оружия на борту лодки, повышенная непотопляемость и живучесть (дополнительная амортизация при близких взрывах и т.д.).


Хранилище ядерных отходов в Сайда-губе (Кольский п-ов)
Видны десятки реакторных отсеков подводных лодок. Безобразные "кольца" - не что иное, как ребра жесткости прочного корпуса (легкий корпус предварительно снят)


Недостатки у данной схемы тоже имеются и никуда от них не спастись: бОльшие габариты и площадь смачиваемых поверхностей. Прямое следствие - лодка громче шумит. А уж если возникнет резонанс между прочным и легким корпусом…

Не стоит обольщаться, услышав про обозначенный выше «резерв свободного пространства». Внутри отсеков российских «Щук» по-прежнему нельзя гонять на мопедах и играть в гольф – весь резерв был потрачен на установку многочисленных герметичных переборок. Количество обитаемых отсеков на российских лодках обычно колеблется в пределах 7…9 единиц. Максимум достигнут на легендарных «Акулах» - целых 19 отсеков, без учета герметичных технологических модулей в пространстве легкого корпуса.

Для сравнения – прочный корпус американских «Лос-Анджелесов» делится герметичными переборками всего на три отсека: центральный, реакторный и турбинный (естественно, не считая системы изолированных палуб). Американцы, традиционно, ставят на высокое качество изготовления корпусных конструкций, надежность оборудования и квалифицированные кадры в составе экипажей подлодок.

Вот такие ключевые различия школ подводного кораблестроения по разным сторонам океана. А лодки по-прежнему огромны.


Здоровенная рыбина. Американская многоцелевая АПЛ типа "Сивулф"


Еще одно сравнение в одинаковом масштабе. Оказывается, "Акула" не так велика по сравнению с атомным авианосцем типа "Нимиц" или ТАВКР "Адмирал Кузнецов" - размеры авианесущих кораблей совершенно паранормальны. Победа техники над здравым смыслом
Маленькая рыбка слева - ДЭПЛ "Варшавянка"


Транспортировка вырезанных реакторных отсеков АПЛ


Новейшая российская многоцелевая АПЛ К-329 "Северодвинск" (принятие в состав ВМФ запланировано на 2013 год).
На заднем плане видны две проходящие утилизацию "Акулы"