Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Неустрашимый сторожевой корабль. Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

Неустрашимый сторожевой корабль. Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

В истории российского военно-морского флота одно из ведущих мест занимает боевая служба сторожевых кораблей. Этот тип военных кораблей считается самым массовым во флоте. Огромен и круг задач, которые выполняют корабли этого класса. Сторожевики всегда находились на передовых позициях, охраняя безопасность морских коммуникаций и морские рубежи нашей страны.

В Советском Союзе на повестке дня была военно-морская стратегия, предусматривающая активную оборону собственных морских рубежей. Для этой цели лучше всего подходили сторожевики, которые в основном использовались для обороны прибрежных акваторий. Для выполнения боевых задач кораблям не требовалась ни большая автономность плавания, ни мощное вооружение. Однако появление в море большого количества ударных соединений американского флота и кораблей стран НАТО, вынудило советское военно-морское командование искать новые технические средства борьбы. Ответом на усиление военно-морской мощи вероятного противника должны были стать сторожевые корабли проекта 11540.

Основные цели новых сторожевиков Ярослав мудрый и Неустрашимый

Новые сторожевики, которые планировалось передать в состав Балтийского флота, должны были стать самыми сильными и мощными кораблями на Балтийском морском театре. Основная цель, которая ставилась перед ними, заключалась в контроле акватории Балтийского моря. Не исключался выход сторожевиков на океанские просторы для обеспечения безопасности судоходства и перехвата судов противника на дальних рубежах.

Поставленные цели требовали увеличения размеров и водоизмещения боевых кораблей. Необходимо было создать сторожевой корабль, способный длительное время находиться в море и который бы обладал превосходящей огневой мощью. Суда предыдущего проекта 1135 наглядно продемонстрировали конструктивные особенности сторожевых кораблей нового типа, которые нужно было либо улучшить, либо модернизировать. Внесение в проект целого ряда технических новшеств и увеличение водоизмещения кораблей стали поводом перехода кораблей проекта 11540 в класс фрегатов.

Техническое задание на строительство новых сторожевиков поступило в 1981 году. Разработчиком проектной документации стало Зеленодольское ПКБ. На тот период судостроительные мощности Советского Союза позволяли строить в больших количествах военные корабли водоизмещением до 4 тыс. тонн. Сторожевой корабль нового проекта должен был строиться с учетом всех конструктивных особенностей и новшеств, которыми обладали однотипные суда в иностранных флотах. В качестве ориентира были выбраны американский фрегат типа «Оливер Перри» и немецкий корабль типа «Бремен». В окончательном виде проект 11540 получил шифр «Ястреб». Согласно классификации НАТО, новые сторожевики считались фрегатами, т.е. многоцелевыми боевыми кораблями большого радиуса действия.

Новые боевые единицы после вступления в строй должны были заменить на боевом дежурстве сторожевики проекта 1135. На плечи фрегатов типа «Ястреб» возлагались задачи поиска вражеских подлодок и их уничтожение. Наличие мощного противокорабельного вооружения и системы ПВО обеспечивало новым кораблям выполнение следующих задач:

  • осуществление охраны морских коммуникаций;
  • противолодочная оборона и дальнее патрулирование;
  • осуществление ударов по береговым объектам;
  • поддержка сухопутных войск во время проведения десантных операций.

Входя в состав оперативных соединений флота, фрегаты проекта 11540 должны были обеспечить охрану походного ордера от ударов кораблей и подлодок вероятного противника.

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Для справки: первоначально планировалось, что суда подобного типа станут самыми массовыми в Советском военно-морском флоте. Планы предусматривали постройку 70 кораблей в течение 10 лет. Для этого должны использоваться мощности 7 судостроительных предприятий страны.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2019 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

Новые корабли типа «Ястреб» отличало увеличенное водоизмещение. В соответствии с проектной документацией фрегат должен был иметь штатное водоизмещение 3,5 тыс. тонн. СКР «Неустрашимый», спущенный на воду в 1990 году имел длину по ватерлинии 117 м. и ширину 14 м. По водоизмещению корабль соответствовал параметрам сторожевиков проекта 1135. Расходы на строительство нового фрегата составили 80 млн. рублей (цены на 1988 г.).

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Работа энергетической установки обеспечивала кораблю экономичный ход со скоростью 18 узлов. При работающей форсажной группе корабль мог развивать максимальную скорость до 31 узла. Двигаясь экономичным ходом, новый сторожевик имел дальность плавания 3,5 тыс. миль. Судно могло беспрерывно находиться в море до 30 суток. Экипаж корабля по штату боевого расписания составлял 214 матросов и офицеров.

Вооружение сторожевых кораблей проекта 11540

Первоначально корабли проекта 11540 планировалось вооружать только противолодочным и артиллерийским вооружением. Первый корабль серии, фрегат «Неустрашимый» имел на вооружении только минно-артиллерийское вооружение, главным образом рассчитанное на борьбу с подлодками противника. Ракетно-противолодочный комплекс «Водопад» представлял собой систему способную вести огонь, как торпедами, так и противолодочными ракетами на дальности до 120 км. Противолодочная борьба должна была вестись с помощью РБУ-6000 «Смерч-2», многоствольного реактивного бомбомета.

В качестве вспомогательного вооружения на главной палубе в районе полубака устанавливалось 100 полуавтоматическое артиллерийское орудие АК-100. Для ведения дальней разведки корабли типа «Ястреб» имели в своем составе авиационную группу, которая состояла из вертолета Ка-27 .

В дальнейшем, пытаясь увеличить боевые возможности сторожевиков и пытаясь превратить их в универсальные боевые корабли, Высшее военно-морское командование потребовало усилить вооружение судов. Второй корабль серии «Ярослав Мудрый», вступивший в строй уже в 2009 г, имел на вооружении противокорабельный ракетный комплекс «Уран». Фрегат теперь получил возможность успешно противостоять на море превосходящему противнику.

Ракетные контейнеры установили в средней части корпуса. Для этого потребовалось увеличить длину корпуса корабля. Все остальное вооружение корабля сохранилось прежнее. Увеличились возможности радиолокационного оборудования корабля и средства связи.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2019-начало 2019 года.

Второй корабль серии СКР 727 — «Ярослав Мудрый» — входит в состав Балтийского флота и находится на боевом посту.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Международный парад парусных судов и военных кораблей "Руанская Армада" в пятый раз стартует в субботу во Франции, передает корреспондент РИА Новости.

Сторожевой корабль (СКР) Балтийского флота ВМФ России "Неустрашимый" ‑ многоцелевой боевой корабль типа фрегат, способный решать широкий круг задач. Уникальность корабля состоит в том, что он единственный из 70 запланированных кораблей по проекту "11540". Основной функцией корабля является обеспечение противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны. Корабль предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок, обеспечения противокорабельной и противолодочной обороны боевых кораблей и судов в море, нанесения ударов по кораблям и судам в море и базах, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.

История создания.

СКР "Неустрашимый" был построен на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Работа над проектом корабля началась еще в середине 1970‑х гг. Главный конструктор Николай Яковлевский создал корабль, не уступающий по своим боевым возможностям лучшим зарубежным кораблям класса фрегат.

Строительство началось 25 марта 1987 года. На воду корабль был спущен 25 мая 1988 года, в этом же году был сформирован экипаж. Корабль вступил в строй 28 декабря 1990 года и 14 марта 1991 года был включен в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ).

Тактико‑технические характеристики корабля.

Длина корабля ‑ 129, 6 м, ширина ‑ 15.6 м, стандартное водоизмещение ‑ 3 210 т, полное водоизмещение ‑ 4 200 т, максимальное водоизмещение ‑ 4 350 т. Его полная скорость - 30 узлов (55,5 км/ч), экипаж ‑ 210 человек, в том числе 35 офицеров.

Корпус корабля разбит на 12 отсеков водонепроницаемыми переборками. Корабль имеет две мачты и две дымовые трубы. Корпус и надстройка стальные. При создании корабля использовались технологии по снижению акустической заметности. Корабль имеет на вооружении уникальные ракетные комплексы противолодочного и зенитного оружия, универсальную 100‑мм артиллерийскую установку, торпедные аппараты и реактивные бомбометные установки, шесть противолодочных торпед или ракет "Водопад‑НК". Корабль снабжен радиоэлектронным вооружением: системами радиосвязи, боевой информационно‑ управляющей системой, навигационной системой, системой управления ракетным комплексом, системой управления огнем комплексов ПВО, РЛС дальнего обнаружения.

Судно может нести на борту палубный вертолет "Ка‑27". Главной задачей этой машины является поиск, обнаружение и поражение подводных лодок; вертолет может также использоваться при проведении поисково‑спасательных операций, эвакуации раненых и перевозки срочных грузов.

За 15 лет "Неустрашимый" посетил более десяти иностранных портов в восьми странах Европы. Он регулярно участвует в международных военно‑морских учениях BALTOPS, где отрабатываются навыки проведения миротворческих операций на море. В июне 1995 года корабль участвовал в праздновании 100‑летия Кильского канала (г. Киль, Германия) и совершил прохождение по каналу в парадном строю участников ("Неустрашимый" ‑ первый российский корабль, прошедший Кильский канал во второй половине XX века).

С 1994 года СКР "Неустрашимый" в составе корабельной ударной группы неоднократно завоевывал призы главнокомандующего ВМФ по противовоздушной, противолодочной обороне и артиллерийской подготовке. Неоднократно "Неустрашимый" объявлялся лучшим кораблем на Балтийском флоте (2000, 2005, 2006, 2007).

Высокую оценку судна подтверждает и тот факт, что в 2003 году именно СКР "Неустрашимый" обеспечивал официальный визит президента РФ, Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина в порт Лондон. На борту корабля президент подписал ряд международных договоров. В сентябре 2006 года "Неустрашимый" принял участие в церемонии по перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II.

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» - видео

Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным - 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок - 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте - от 5 до 4000 м.
Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля - противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами - от 5 до 35 км, торпедами - от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части - 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:
поиск и обнаружение подводных лодок;
определение координат целей;
опознавание и связь с подводными лодками;
классификацию подводных целей;
обнаружение торпед;
выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.

Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
противовоздушная оборона;
противоракетная оборона;
навигационная безопасность плавания;
управление вертолетом при выполнении боевых задач;
управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД - суммарная мощность, л.с. 2х М90 - 40 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М70 - 17 000

Скорость хода наибольшая, узлов
30

Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР

Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4x8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2x8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов - калибр 2x2 - 30-мм

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1x1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60

Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6x1 - 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 1 х 12 - 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»

Тактико-технические характеристики

Сторожевой корабль «Неустрашимый»
Водоизмещение: 3450 т. стандартное, 4250 т. полное.
Размерения: длина 131,2 м, ширина 15,5 м, осадка 4,8 м.
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя - два мощностью 48 620 л. с. и два мощностью 24 210 л.с.).
Скорость хода: 30 уз.
Дальность плавания: 5190 миль при 16 уз.
Вооружение: одноорудийная 100-мм АУ; четыре восьми зарядные УВП ЗУР SA-N-9, два ЗРАК CADS-N-1 (30-мм АУ/ПУ. ЗУР SA-N-11) (зарезервировано место для четырех ПУ по четыре ПКР SS-N-25); шесть 533-мм однотрубных ПУ для ПЛУР SS-N-15 и/или торпед, одна РБУ-1200; две рельсовые направляюще для постановки мин; вертолет Ка-27
РЭВ: РЛС - трехкоординатная обзорная «Тор Plate», две навигационные «Palm Frond», управления стрельбой - ЗУР «Cross Sword», ПКР/АУ «Kite Screech-В»; системы опознавания «свой - чужой» «Box Ваr» (четыре) и «Salt Pot» (две); восемь систем РЭБ/РЭП; 10 ПУ ложных целей.
Экипаж: 210 человек.

Сторожевой корабль (по западной классификации фрегат УРО) «Неустрашимый», единственный представитель проекта 1154 «Ястреб», был построен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и передан флоту в 1993 году. Планировалось построить не менее четырех кораблей этого типа. Второй корпус был спущен на воду в 1991 году, но позднее его продали на металлолом для оплаты долгов предприятия. Третий корпус спустили на воду в 1993 году незаконченным, чтобы освободить место для ремонта норвежского торгового судна, и позднее, по всей видимости, прекратили его достройку.

Предполагалось, что корабли этого типа дополнят в составе флота СКР типа «Кривак» (проект 1135) и заменят МПК типа «Гриша» (проект 1124). Проект СКР «Неустрашимый» базируется на СКР типа «Кривак-3», но крупнее его, имеет современные средства обнаружения и системы вооружения, а также все необходимое для базирования вертолета. Его основным предназначением является борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также охрана корабельных соединений и конвоев.
Корабль имеет удлиненный корпус с относительно большой высотой надводного борта в носовой оконечности. Форштевню придан значительный наклон, что сводит к минимуму возможность повреждения якорями бульбового обтекателя, а относительно небольшой развал бортов в носовой оконечности способствует уменьшению бортового слеминга и брызгообразования. Скуловые кили и успокоители качки с выдвижными рулями способствуют улучшению мореходности корабля.


Корабль оснащен системой пуска противолодочных ракет «Водопад-НК» (кодовое обозначение НАТО SS-N-15 «Starfish») и торпед. На нем зарезервировано место для установки четырех ПУ по четыре ПКР «Уран» (SS-N-25 «Switchblade»). ЗРК «Клинок» состоит из четырех восьми зарядных УВП с ракетами SA-N-9 «Gauntlet» и расположен позади 100-мм АУ АК-100. ПВО в ближней зоне обеспечивает зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик/ Каштан», включающий систему управления и две огневые установки, каждая из которых состоит из двух 30-мм АУ (боекомплект 600 снарядов), восьми зарядной ПУ ЗУР 9М311 (SA-N-11 «Grison»), РЛС управления стрельбой «Hot Flash» и оптоэлектронной системы наведения «Hot Spot».

Для поражения подводных целей в состав вооружения корабля входит 10-ствольная реактивная бомбометная установка РБУ-1200, установленная на надстройке позади ПУ ЗУР «Клинок». Ее заряжание противолодочными и противоторпедными ракетами осуществляется из погреба с помощью подъемника. ПЛО в дальней зоне осуществляет вертолет Ка-27 ОКБ им. Н. И. Камова (кодовое обозначение НАТО «Helix»), для базирования которого на корабле имеются вертолетная площадка и ангар.

Полным ходом идут модернизация и ремонт одного из лучших кораблей Балтийского флота — СКР «Неустрашимый».Уже второй год подряд экипаж встречает день рождения корабля, который отмечается 24 января, у причальной стенки Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Дело в том, что в рамках контракта с Министерством обороны калининградские корабелы в течение двух лет проведут большой объем работ по ремонту и модернизации корабля. Существенное обновление коснется оборудования электромеханической, штурманской и радиотехнической боевых частей, а также систем вооружения.

Стоит отметить, что подобных по объему ремонтных работ на заводе не проводилось последние 25 лет, а корабль не проходил такого комплексного обновления с момента своей постройки.О том, что на корабле полным ходом идет ремонт, видно издалека. Корма, борта, надстройки усыпаны выкрашенными маркерной краской заплатками. На палубе громоздятся ящики с ЗИП, сварочные аппараты, лежат отслужившие свой век трубы водяных и паровых магистралей сторожевика.Как рассказал исполняющий обязанности командира БЧ-5 старший лейтенант Артем Сироткин, работа кипит не только на верхней палубе, но и внутри корабля. В прошлом году было проведено предварительное докование корабля, определено его техническое состояние. В настоящее время на «Неустрашимом» идут демонтаж оборудования и отправка его на предприятия и в сервисные организации, а также установка уже отремонтированных систем и агрегатов.— Два маршевых двигателя законсервированы и находятся на корабле, — уточнил офицер. — Представители завода их уже осмотрели. Два форсажных двигателя выгружены и отправлены на ремонт. Из пяти вспомогательных энергетических дизель-электрических установок часть уже отремонтирована и установлена на корабле.Ремонт — это забота не только представителей предприятий. Личный состав СКР «Неустрашимый» обеспечивает проведение всех огневых работ. Рядом с рабочими всегда находится военнослужащий с огнетушителями, сюда же подводится пожарная линия. Члены экипажа также сами участвуют в ремонте корабля. Так, старшина моторной команды мичман Андрей Белинский вместе с подчиненными контролирует выполнение работ на дизель-генераторах. В случае необходимости моряки помогают представителям предприятий-контрагентов. Такое взаимодействие позволяет военнослужащим досконально разобраться в конструктивных особенностях оборудования, изучить особенности его работы. В кормовом машинном отделении, где идет ремонт редукторов, старшим является старшина машинной команды мичман Сергей Пеняев. В дизель-генераторном отсеке корабля личным составом ведется подготовка к приему и установке новых отремонтированных дизелей. Здесь работы выполняются под руководством старшего матроса контрактной службы Антона Мешкова.О масштабах работы свидетельствует и такой факт — например, в системе подачи пресной воды предстоит заменить примерно 200 клапанов. Также меняют участки трубопровода, электронасосные агрегаты. Два пожарных насоса отправлены в ремонт. Два — ждут своей очереди. Будет проведен косметический ремонт всех коридоров и боевых постов, а также большей части кают. Заводчане полностью заменят систему освещения корабля. В соответствии с графиком проводится ремонт систем навигации, связи и вооружения…Конечно, при таких объемах ремонтных работ не бывает без трудностей. Так, по словам командира корабля капитана 3 ранга Евгения Овсянникова, особенность нынешнего ремонта заключается в том, что впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре. В январе турбины с «Неустрашимого» были отправлены на предприятие. Туда же прибудут флотская комиссия и корабельные специалисты БЧ-5, чтобы убедиться в полноте и качестве проведенного ремонта. Ведь завод в Самаре впервые выполняет столь необычный заказ. Как известно, раньше ремонтные работы производились на заводе в украинском городе Николаеве. Да и для балтийцев это также первый опыт сотрудничества с авиаремонтным предприятием.Понятно, что наибольший груз ответственности и объемы работ, конечно же, лежат на личном составе электромеханической боевой части корабля, командиром которой является старший лейтенант Вячеслав Опенченко. Много забот у исполняющего обязанности старшего помощника командира корабля капитан-лейтенанта Владислава Галицкого. Добрых слов заслуживает настоящий специалист по корпусным и сварочным работам мичман Андрей Кузьменко. А вообще весь экипаж СКР «Неустрашимый» работает как один целый организм — дружно и слаженно. Впрочем, по-другому на флоте и не бывает.А что касается годового праздника, то капитан 3 ранга Евгений Овсянников сообщил, что он пройдет почти незаметно.— День поднятия Андреевского флага отметим экипажем в узком кругу, — уточнил офицер. — Гостей приглашать не станем. Тем более что показать им пока нечего. На корабле полным ходом ведутся работы. На данный момент план ремонта выполнен примерно на 30%. Многое еще предстоит сделать. Верю, что настоящий праздник на корабле состоится в январе 2016 года, когда СКР «Неустрашимый» после ремонта и модернизации вернется в боевой состав соединения надводных кораблей Балтийского флота.Владимир Дашевский, «Страж Балтики».