Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Что представляет собой праздник в честь Бахуса? Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений Дионис и Артемида.

Что представляет собой праздник в честь Бахуса? Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений Дионис и Артемида.

Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия
Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма "В" еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.

В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.


Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 - 28). Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.

По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдавалась смертному. Впоследствии Зевс отомстил сестрам Семелы, наслав всякого рода бедствия на их сыновей.
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.

Дионис нашел виноградную лозу и научил людей делать вино.
Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

После этого Дионис через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники - тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Ноm. VII).
В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий ("плющ", "плющевой"), "виноградная гроздь" и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Диониса отражено в его оборотничестве и представлениях о Дионисе-быке (618 920-923) и Дионисе-козле. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земля был фаллос.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родил Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием.

С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"], били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680 - 770).

Дионис славится как Лиэй ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061 - 1152).
На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Диониса, бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1)

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3).

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Менады (M a i n a d e z, "безумствующие"), вакханки, бассариды · спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом. Полуобнаженные, в шкурах пятнистого оленя, со спутанными волосами, часто подпоясанные задушенными змеями, они в безумном восторге взывают к Дионису Бромию ("Шумному") или к Дионису Плющевому, восклицая "Вакх, Эвое".

Они растерзывают в лесах и горах диких животных и пьют их кровь, как бы приобщаясь к растерзанному божеству. Тирсами менады выбивают из скал и земли молоко и мед, нередки человеческие жертвы. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису.

Источником мифов о менадах является трагедия Еврипида "Вакханки", но уже у Гомера Андромаха, узнавшая о гибели Гектора, названа "менадой с сильно бьющимся сердцем" (Гомер "Илиада", XXII 460 след.).

Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала по югу Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.

Вакханалия проводилась тайно, её посещали только женщины, которые собирались в роще Симилии возле Авентийского холма 16-го и 17-го Марта. Позже на церемонию стали приходить и мужчины, а торжества начали проводиться пять раз в месяц.

Дурная слава этих празднеств, на которых планировалось множество различных преступлений и политических тайных сговоров, которую отчасти распространял Сенат — так называемый, Senatus consultum de Bacchanalibus (надпись на бронзовой табличке, найденной в Калабрии в 1640 г.) — способствовала запрещению Вакханалии на территории всей Италии, кроме отдельных особых случаев, которые должен был одобрить непосредственно Сенат.

Несмотря на тяжёлое наказание, налагаемое на нарушителей данного постановления, Вакханалия не была искоренена, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время. Кроме Диониса, Вакх приравнивается к Либеру (а также к Либеру Патеру). Либер («свободный») был богом плодородия, вина и роста, он был женат на Либере. Праздник в его честь назывался Либералия, он праздновался 17 марта, но согласно некоторым мифам, праздник отмечался и 5 марта.

Празднества эти соединялись с диким, исступлённым разгулом самых низших животных страстей и нередко сопровождались насилиями и убийствами. В 186 году сенат принял против них самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и заточений (Ливий, 29, 8-18). Совершенно искоренить эти безнравственные мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения шумных попоек, и в этом смысле употребляется и в России.

Источников информации много, в том числе: http://www.greekroman.ru, http://mythology.sgu.ru, http://myfhology.narod.ru, http://ru.wikipedia.org

Легенды о Бахусе дошли даже до Индии после завоевания Востока Александром Македонским. Религиозные мистерии в честь славились своей распущенностью и безнравственностью.

Праздник в честь Бахуса послужил вдохновением для многих художников. Тициан, Рубенс, Караваджо, Веласкес, Врубель запечатлели на своих полотнах образ бога виноделия и его шумные празднества.

В одном из мифов Бахус становится мужем Ариадны, которую оставил Тесей. Но вскоре молодая жена умерла. Безутешный Бахус корону своей возлюбленной забросил высоко в небо. Там бессмертные боги закрепили ее - так, по легенде, появилось созвездие Корона Ариадны.

Бахус - бог виноделия

В римской мифологии Бахус является богом вина и виноделия, покровителем урожая. Его супругой была богиня Либера, которая помогала виноградарям. Бахус в именуется Дионисом, Вакхом. Он изображается в античной скульптуре, живописи в виде юноши с гроздьями винограда в руках. Его скипетр увит плющом, а в колесницу запряжены пантеры или леопарды.

Еще совсем молодым был назначен Бахус богом виноделия. Занимался его воспитанием и образованием сатир Силен - получеловек, полукозел. Он во всех путешествиях и странствиях находился рядом с юным Дионисом.

Праздник в честь Бахусав античные времена сопровождался традиционным жертвоприношением, весельем, обильными возлияниями.

История возникновения праздника

Бахус и Либера почитались простым народом. В их честь проводились многочисленные мероприятия. Праздник в честь Бахуса из античных времен отмечался 16-17 марта. В городах и селах звучали веселые шутки и песни. Особенностью праздника было принятие чудесного напитка - виноградного вина.

Торжественные мероприятия именовались дионисиями, либералиями, вендемиалиями, вакханалиями. Праздник в честь Бахусапослужил основой для театральных представлений. Вступление хоров, облаченных в козьи шкуры, привлекало множество жителей. Певцы исполняли дифирамбы в честь Бахуса и Либеры. Позднее из дифирамбов, по преданию, возник жанр трагедии (это слово означает «песнь козлов») и комедии.

Как происходит празднование

По античной легенде именно Бахус, римское божество, научил человека делать из винограда вино. Оно избавляло от тревог и забот, снимало моральные устои. Поэтому вакханалии ассоциируются с безудержным, опьяняющим экстазом.

Вино использовалось во время религиозных обрядов для единения бога и человека. Вакханалии сопровождались опьянением, разнузданными оргиями, ритуальными танцами и восхвалением Бахуса.

Изначально вакханалии проходили тайно. В них принимали участие только женщины. Позднее к ним присоединились мужчины и празднества стали проводиться гораздо чаще - 5 раз в месяц.

Двоюродный брат Бахуса царь Пенфей хотел запретить нечестивые празднества. Они часто сопровождались насилием и убийством. Пенфей был растерзан обезумевшими вакханками. Его мать Агава в состоянии опьянения приняла сына за животное и возглавила его убийство.

В 186 году Сенат принял жесткие меры по искоренению этого разгульного празднества. Волна ссылок, казней прокатилась по Италии. Но полного искоренения безнравственных мистерий правительство не добилось.

Миф о рождении Бахуса

По мифам античного мира мать Бахуса, земная женщина Семела, сгорела в огне. Новорожденного спас его отец - бог Юпитер. Из большой любви к Семеле Юпитер взял ее душу на небо и сделал бессмертной богиней.

Ненависть Юноны, жены Юпитера, не знала границ. Чтоб уберечься от ее гнева, Юпитер упросил Меркурия отнести Бахуса к нимфам, чтоб те берегли малыша.

Когда еще совсем юного Диониса назначили богом вина, он создал для себя большую свиту. В нее входили нимфы, сатиры, фавны, мужчины и женщины, поклонявшиеся божеству.

Праздник в честь Бахуса из античных времен представлял собой веселую и шумную пирушку. Бог виноделия любил путешествовать. Его свита передвигалась вместе с ним по разным городам и странам, показывая, как нужно возносить хвалу Бахусу. Процессия играла на дудках, била в цимбалы, угощая вином всех желающих.

Праздник Бахуса в современном мире

Античный праздник в честь Бахусадошел и до наших времен. Во Франции собирает многочисленные толпы желающих принять участие в соревнованиях. Катание винных бочек, парады винных братств и орденов, мастер-классы по виноделию - такие мероприятия не обходятся без пира во славу Бахуса.

В Италии во время традиционного честь Бахуса был открыт на площади фонтан с вином. Это событие привнесло радость в ряды горожан. Фонтан работал каждый вечер в течение всех карнавальных дней.

В Бахуса приурочен к сбору урожая винограда. Он сопровождается выступлениями фольклорных ансамблей, демонстрацией ремесел. Теплое пражское вино во время празднования продается на каждом углу.

Вакх или Бахус, в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим сказаниям, Вакха считают сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у которой он появляется в элевсинских мистериях. Вследствие распространенного в Греции виноделия культ Вакха укоренился довольно прочно, особенно между сельским населением.

Проказник Вакх, 1622, Рени Гвидо

Вакх, 1596, Караваджо

По предположению некоторых историков, Вакх изначально был греческим богом, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской религии. Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом живой силы природы, а также – бог вина и его возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового, свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым празднеством – Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в Афинах свое празднество – Антестерия, праздник цветов.


Молодость Вакха, 1884, Вильям-Адольф Бугеро

Все мифы и рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, – все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и веселья. Ночные празднества в честь Вакха совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за какое-то животное.

Это и подобные ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (так называемые менады неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях Вакху приносились даже человеческие жертвы. Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.

Сказания о Вакхе приобрели особое распространение после завоевания всего Востока Александром Македонским, когда культ Вакха был перенесен даже в Индию.
В Риме много позже было введено греческое мистическое служение Вакху (так называемые вакханалии), которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности. Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в руке. Более позднее искусство изображало Вакха юношей, мягкого, нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.

Римский бог вина Вакх (в другом произношении – Бахус, у греков – Дионис) олицетворял собой виноделие и виноград. Культ его пришёл в Элладу и Рим из Азии и распространился гораздо позже культа остальных богов. Он получал значение по мере того, как распространялась культура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой или Кибелой и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.

Мифы древней Греции. Дионис (Вакх). Чужой в родном городе

В Древней Греции примитивное искусство ограничивалось только изображением головы Бахуса или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым образом старого Вакха в роскошном, почти женском платье, с открытым и умным лицом, держащим в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя , первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве тип юноши с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой. Выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности, длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках, тело лишено всякой одежды, небрежно наброшена только козья шкура, ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь), в руках у него легкая палка, обвитая виноградными ветками, напоминающая скипетр.

В позднейшие времена Вакх довольно часто является на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе – полулежа или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердой походкой пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием «Сарданапал», благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя – настоящий тип восточного Вакха.

В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха, картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа . Плиний рассказывает, что консул Муммий первый познакомил римлян с эллинскими произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама , предложил заплатить за Вакха, написанного Аристидом, шестьсот тысяч денариев. Пораженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь неизвестной ему чудесной силой, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храме Цереры. Это была первая иноземная картина, публично выставленная в Риме.

На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей во всем блеске молодости и красоты. Выражение его лица мечтательное и томное, тело его покрыто шкурой молодого оленя; он также очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаши и вакхические маски – его обычные атрибуты. Всё это – эмблемы изготовления вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьянения. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он так же, как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при приготовлении вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего. Уже судя по тому, как легко удалось Одиссею усыпить циклопа , дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем теперешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду, и только в виде весьма редкого исключения пили чистое вино.

Вакх и Ариадна. Картина Тициана, 1520-1522

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, видна систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу , как бы намекая этим на целебные свойства, которые греки приписывали вину.

Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа об этом боге. Присутствие осла Силена объясняется тем, что демон Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так реветь, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, гравированных камнях и барельефах, изображающих торжественные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык – символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.

Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона , этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы трагедии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти праздники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остроумные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики винограда – актерами. Многочисленные маски, которые древние часто украшали надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха как изобретателя античной трагедии и комедии . На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести, и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли.

Таким образом, божество, олицетворявшее вначале только вино, стало символом человеческой жизни. Чаша – один из атрибутов Вакха – имела мистическое значение: «Душа, – объясняет ученый, исследователь мифов Кейзер, – выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и желание возвратиться в небесную обитель».

Сохранилось много барельефов, а также и живописных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разнообразны. Так, например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружали шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры – одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и музыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственности, доходившим даже до преступлений, что сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил характер скромного, чисто сельского праздника, и только впоследствии превратился он в роскошную оргию, с эксцессами менад .

Триумф Вакха и Ариадны. Художник Карраччи, 1597-1602

Особенно роскошно и великолепно устраивались шествия Вакха в Александрии. Чтобы дать хотя бы слабое понятие об этой процессии, довольно упомянуть, что в ней, кроме богато одетых представителей всех народностей Греции и Римской империи , принимали участие представители чужеземных стран и, кроме целой толпы переодетых сатиров и силенов верхами на ослах в процессии участвовали сотни слонов, быков, баранов, много медведей, леопардов, жирафов, рысей и даже гиппопотамов. Несколько сот человек несли клетки, наполненные всякими птицами. Богато украшенные колесницы со всеми атрибутами Бахуса чередовались с колесницами, изображающими всю культуру винограда и выделку вина – до громадного, наполненного вином пресса включительно.