Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  «Буцефал» стал сильнее. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко Машины на базе

«Буцефал» стал сильнее. Что собой представляет украинский бтр, который испытал порошенко Машины на базе

Новые украинские бронетранспортеры с гордостью представили на Украине, однако в Сети к машинам отнеслись с изрядной долей скепсиса. Что же касается противников ВСУ – непризнанных республик ДНР и ЛНР – то они и вовсе не восприняли новинку всерьез.

Как заявил официальный представитель Народной милиции ЛНР Андрей Марочко, против БТР-4 «Буцефал» можно выходить даже со стрелковым оружием. При этом, напомнил он, Украина ранее пыталась предложить своих «Буцефалов» иностранным покупателям, но машины вернули из-за недоработок в конструкции. Таким образом, он дал понять, что новость о переправке БТР-4 на линию фронта не стала для ополчения Донбасса поводом даже для малейших волнений.

Известно, что бронетранспортер БТР-4 разрабатывали на Украине с 2002 года. В 2016 он успешно прошел испытания, в том числе и на воде – при спуске в водохранилище дошел до буйков и вернулся на берег. Впрочем, этот факт ничуть не прибавил машине очков в глазах пользователей Сети, которые позволили себе отпустить в адрес новинки украинской оборонной промышленности весьма едкие комментарии.

Источник фото - prntscr vz.ru

Источник фото - prntscr vz.ru

Кроме того, досталось и названию техники – БТР-4, который предложили называть БТР-404.

Источник фото - prntscr ria.ru

Впрочем, некоторые отметили, что ничего критичного на фото «Буцефалов» не увидели, ведь с виду новый БТР выглядит как самый обычный бронетранспортер советского образца.

Источник фото - prntscr vz.ru

Бронетехника России и мира фото, видео смотреть онлайн значительно отличалась от всех предшественников. Для большого запаса плавучести заметно увеличили высоту корпуса, а для улучшения остойчивости ему в поперечном сечении была придана трапецеидальная форма. Нужную пулестойкость корпусу обеспечивала катаная цементованная броня с дополнительно закаленным наружным слоем марки КО ("Кулебаки- ОГПУ"). При изготовлении корпуса применялась сварка броневых листов с внутренней мягкой стороны, для облегчения сборки применялись специальные стапели. Для упрощения монтажа агрегатов верхние броневые листы корпуса сделали съемными с уплотнением на тканевых прокладках, смазанных суриком.

Бронетехника второй мировой войны в которой экипаж их двух человек размещался вблизи продольной оси в затылок друг другу, но башня с вооружением была смещена на 250 мм к левому борту. Силовой агрегат смещен к правому борту таким образом, что доступ для ремонта двигателя был возможен изнутри боевого отделения танка после снятия предохранительной перегородки. В корме танка по бортам располагались два бензобака емкостью по 100 л., а непосредственно за двигателем – радиатор и теплообменник, омываемые забортной водой при движении на плаву. На корме, в специальной нише, располагался гребной винт с водоходными рулями. Баланс танка был подобран таким образом, что на плаву он имел небольшой дифферент на корму. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Бронетехника СССР в январе 1938 г. по ходатайству начальника АБТУ Д. Павлова вооружение танка должно было быть усилено путем установки 45-мм полуавтоматической пушки или 37-мм автоматической пушки, причем в случае установки полуавтомата экипаж должен был быть увеличен до трех человек. Боекомплект танка должен был состоять из 61 выстрела для 45-мм пушки и 1300 патронов к пулемету. КБ завода № 185 выполнило два проекта по теме "Замок", в качестве прототипа которых использовался шведский танк "Ландсверк-30".

Бронетехника вермахта не избежала неприятностей с форсированием двигателя. К сказанному можно добавить только то, что указанный кризис был преодолен фактически только в 1938 г., для чего танк получил не только форсированный двигатель. С целью усиления подвески в нем были применены более толстые листы рессор. Пошли резиновые бандажи из неопрена – отечественного синтетического каучука, начато изготовление траков из стали Гартфильда горячей штамповкой, введены закаленные ТВЧ пальцы. Но все эти изменения в танк были введены не одномоментно. Корпус танка с наклонными бронелистами изготовить в срок не удалось. Однако коническая башня улучшенной защиты была подана вовремя, и танк с прежним корпусом, усиленной подвеской (за счет установки более толстых листов рессор), форсированным двигателем и новой башней поступил на испытания на НИБТполигон.

Современная бронетехника шла под условным индексом Т-51. В нем был сохранен процесс перехода с гусениц на колеса, как у прототипа, – опусканием специальных рычагов с колесами без выхода человека. Однако после корректировки требований к танку, сделавших его трехместным (решено было сохранить дублирующее управление у заряжающего), и усиления его вооружения до уровня БТ колесный ход по типу "Ландсверка" реализовать оказалось уже невозможным. Кроме того, трансмиссия колесного привода танка была чрезмерно сложной. Поэтому вскоре работы по теме "Замок" велись уже над танком Т-116, в котором "переобувание" производилось по типу БТ – снятием гусеничных цепей.

За 2012 год уже обращался к теме разработки Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) перспективного бронетранспортера БТР-4 «Буцефал». Сегодня публикуем материалы по очередной модификации, получившей усиленную защиту.

Специально для «ВПК» была предоставлена более подробная информация по последнему варианту БТР. Официальная презентация запланирована на выставке IDEX-2013, которая будет проводиться с 17 по 21 февраля в выставочном комплексе Abu Dhabi National Exhibition Centre (ADNEC) в ОАЭ.

Основные отличия

Первое, что бросается в глаза, у модификации «МВ» изменена конфигурация корпуса в носовой части. Теперь она полностью закрыта броневой сталью. Отсутствуют бронестекла и боковые двери. Посадка водителя и командира осуществляется через отдельные люки. Командирский находится справа по ходу движения от водительского. В кормовой части установлена аппарель, которая позволяет не только увеличить скорость посадки и высадки десанта, но и использовать БТР в качестве перевозчика крупногабаритных грузов, таких как дополнительные боекомплекты и запчасти. В аппарели имеется дополнительная дверь, так что десант может покидать машину и без опускания грузовой площадки. Но основным отличием бронетранспортера БТР-4МВ от предыдущих моделей семейства является наличие в базовом исполнении баллистической защиты по стандарту STANAG 4569 Level 3. Броня выдерживает попадание пули 7,62х54 на дальности 30 метров при скорости 854 метра в секунду. В лобовой проекции защита соответствует уровню «3+» и выдерживает попадание пули 12,7х99 на дальности 30 метров при скорости 914 метров в секунду. Кроме того, она усиливается за счет увеличенного угла наклона лобового листа, толщина бронирования при этом не менялась. Последнее позволило выдержать центровку машины на уровне БТР-4.

Имеется возможность устанавливать дополнительные виды защиты (в том числе керамическую и динамическую) с обеспечением четвертого и пятого уровней в соответствии со стандартами НАТО. Согласно STANAG 4569 Level 4 противопульная защита выдерживает попадание пули калибра 14,5x114 на 200 метров при скорости пули 911 метров в секунду. Защита пятого уровня этого стандарта держит попадание снарядов 25–30-мм пушек на дальности свыше 500 метров.

По мнению ряда экспертов, противоминная защита остается недостаточной. Она соответствует уровню «3а» (под любым колесом) и «3b» (под днищем). Обеспечиваетcя защита при подрыве противотанковой мины фугасного действия с массой заряда восемь килограммов взрывчатого вещества. Это данные с испытаний, проводимых МО ВСУ перед принятием машины на вооружение.

Назначение

Машина используется для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки. Оснащаемые подразделения должны быть способны вести боевые действия в различных климатических и тактических условиях, в том числе в случае применения противником оружия массового поражения, днем, ночью, на дорогах с различным покрытием и при полном бездорожье. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от -40 до +55 градусов по Цельсию.

Амфибийные возможности позволяют преодолевать водные препятствия вплавь при волнении до трех баллов. БТР-4МВ могут использовать подразделения морской пехоты. C усилением бронирования до четвертого и пятого уровней амфибийность машины теряется в связи с увеличением боевой массы. Габариты машины позволяют перевозить ее железнодорожным транспортом и самолетами военно-транспортной авиации соответствующей грузоподъемности, а также осуществлять движение по дорогам общего пользования без сопровождения.

Компоновка

Бронетранспортер имеет колесную формулу 8х8. Отделение управления находится в носовой части, моторно-трансмиссионное – в средней, совмещенное десантно-боевое – в корме.

В отделении управления располагаются рабочие места водителя и командира, а также органы управления. На крыше – люки над рабочими местами. Водительский люк-лаз оборудован перископическими приборами наблюдения (ПН). Вместо центрального ПН может устанавливаться прибор ночного видения. Водитель способен управлять БТР с приоткрытым люком. В лобовом листе, напротив места командира, располагается шахта люка с блоками приборов наблюдения. Органы управления остались аналогичными базовой модели.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) устанавливается двигатель с автоматической гидромеханической трансмиссией и раздаточной коробкой, а также другими подсистемами. Между правым бортом и перегородкой МТО имеется лаз из отделения управления в десантно-боевое, позволяющее покидать БТР командиру и водителю через кормовую дверь в экстренных ситуациях. Могут устанавливаться двигатели мощностью 480–600 лошадиных сил (по желанию заказчика – 3ТД, Deutz, Iveco или другие). При установке двухтактного дизеля 3ТД производства Завода имени Малышева и разработки Харьковского конструкторского бюро по двигателестроению (ХКБД) применяется крыша МТО с инжекционной системой охлаждения и выхлопом на левый борт. При выборе импортных четырехтактных двигателей система охлаждения вентиляторная с выходом глушителя на правый борт. Мощность силовой установки позволяет развивать скорость 110 километров в час (на плаву 10). На представленном образце использован двигатель Deutz с вентиляторной системой охлаждения.

В десантно-боевом отделении есть аппарель с автоматической системой открытия и закрытия, а также с вмонтированной кормовой дверью для аварийного покидания машины. На крыше десантного отделения имеются верхние люки. В бортах сделаны бойницы, закрывающиеся бронированными крышками, для ведения стрельбы из личного стрелкового оружия. В верхних люках также имеется бойница. Индивидуальные сиденья десантников крепятся к крыше десантного отсека и могут располагаться вдоль бортов напротив друг друга или по центру машины в сторону бортов. Места быстросъемные, позволяют проводить трансформацию десантного отсека под различные задачи, в том числе для перевозки грузов. В боевом отделении установлен башенный боевой модуль (ББМ) «Парус» разработки ХКБМ. Возможна установка модулей других производителей.

Боевой модуль БМ-7 «Парус»

Разрабатывался как дальнейшее развитие ББМ «Штурм». Была поставлена задача уменьшить время зарядки ленточного питания пушки и увеличить боекомплект, а также максимально уменьшить габариты модуля в боевом отделении. Состав вооружения идентичен базовому варианту («Штурм»), но боекомплект 30-мм пушки увеличен до 300 снарядов. «Парус» является дистанционно управляемым. Основные достоинства в том, что он не занимает места внутри корпуса, а также есть возможность полностью осуществлять все операции обслуживания изнутри машины, не покидая корпуса. Модуль оснащен оптико-телевизионным прицельным комплексом и панорамным прибором наблюдения командира, наведение выполняется наводчиком или командиром с помощью СУО «Трек-М».

Модуль вооружения является автономным. Управляется как наводчиком, так и командиром с помощью электромеханических приводов. Наблюдение и прицеливание выполняются с использованием оптико-электронных (низкоуровневых телевизионных) приборов. Командир имеет отдельное панорамное устройство наблюдения, поиска цели и целеуказания «Панорама-2П» и пульт для дублированного управления вооружением через прицельные приборы наводчика. Панорамная камера с возможностью подъема на высоту до 0,5 метра над башней и круговым обзором используется командиром для целеуказания наводчику.

Приводной механизм размещается внутри башни боевого модуля. Оптико-электронный модуль панорамного прибора (ОЭМ ПП) установлен в углублении на башне боевого модуля на пластине приводного механизма. «Парус» может оснащаться системой постановки завес «Линкей».

Оценка проекта

Штатный экипаж БТР-4МВ состоит из двух-трех человек: водителя и командира-оператора ББМ или водителя, командира и оператора, а также от шести до восьми мотострелков в зависимости от установленного боевого модуля. Бронетранспортер способен вплавь форсировать водные преграды. В этом случае приводится в движение двумя водометными движителями, установленными в кормовой части корпуса по бортам. Для преодоления водной преграды водитель, не выходя из бронетранспортера, активирует водоотражательный щиток и включает водооткачивающие насосы.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем руля. Для повышения маневренности четыре передних колеса выполнены рулевыми. Бронетранспортер оборудован централизованной системой регулировки давления в шинах, что дает возможность водителю быстро менять давление для преодоления трудных участков бездорожья. Также на БТР-4МВ установлены автоматическое противопожарное оборудование в моторно-трансмиссионном отделении и система кондиционирования воздуха. Изнутри отделение управления и боевое обшиты кевларом, предотвращающим ранение солдат от сколов брони. Подобная компоновка помогает быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии. Это позволяет иметь широкое семейство машин.

Давать оценку семейства БТР-4 и, в частности, модификации «МВ» в настоящее время рано, так как в последнем случае создан только опытный экземпляр, которому предстоит пройти полный цикл испытаний. Но потенциал, заложенный в проект, пока не полностью исчерпан, а локальные доработки позволяют в кратчайшее время получать новую модель бронетранспортера с минимальными затратами по производству, но с повышением тактико-технических характеристик. Опыт, полученный харьковскими конструкторами, может быть востребован и в РФ, в том числе для организации тендеров с привлечением альтернативных разработчиков бронетехники.

Украинский плавающий бронетранспортер БТР-4 «Буцефал» разработан в начале 2000-х годов Харьковским конструкторским бюро машиностроения им. А.А.Морозова. Бронетранспортер БТР-4 предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 «Буцефал» используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 «Буцефал» может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Бронетранспортер может выполнять поставленные задачи как днём, так и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья. Диапазон рабочих температур окружающего воздуха от −40 до +55 °C. Принят на вооружение в 2011 году. Стоимость одного БТР-4 в среднем от 25 до 29 млн. рублей.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
Масса:
— 17,5+3% т (с противопульной защитой)
— 25+3% т (с дополнительной бронёй)

Тип и модель двигателя: двухтактный дизель 3TD
Скорость:
— 110 км/ч (шоссе)
— 60 км/ч (просёлок)
— 10 км/ч (в воде)

Мощность двигателя: 500 л.с.
Запас хода: 690 км
Подвеска: колесная 8×8
Вместимость (чел.): Экипаж: 3 (водитель, командир, стрелок); Десант: 7-9

Бронетранспортёр БТР-4 имеет три отделения :
Переднее -отделение управления
Среднее - моторно-трансмиссионное отделение
Заднее - боевое и десантное отделения
Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъёмность шасси бронетранспортера позволяет создавать не только варианты исполнений и семейство машин, но и устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

ВООРУЖЕНИЕ :
— Боевой модуль «Гром» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 1х30 мм гранатомет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер».

— Боевой модуль «Шквал» — 1×30 мм автоматическая пушка, 1×7,62 мм пулемет, 4хПТУР «Конкурс» или «Барьер», либо 2хПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.

— Боевой модуль «БАУ-23» — 2х23 мм автоматические пушки, 1×7,62 мм пулемет.

— Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1×30-мм пушка ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет, пулемет калибра 7,62-мм и спаренная установка противотанкового управляемого вооружения «Барьер» с максимальной дальностью полета ракеты 5500 м.

Бронетранспортер БТР-4 имеет несколько модификаций :
БТР-4К — командирский вариант БТР-4
БТР-4КШ — командно-штабной вариант БТР-4
БСЭМ-4К — бронированная санитарно-эвакуационная машина на базе БТР-4
БРМ-4К — боевая разведывательная машина на базе БТР-4
БРЭМ-4 — ремонтно-эвакуационная машина на базе БТР-4
МОП-4К — машина огневой поддержки на базе БТР-4
БТР-4Е — экспортный вариант БТР-4
БТР-4КЕ — экспортный вариант БТР-4К
БТР-4КШЕ — экспортный вариант БТР-4КШ
БСЭМ-4Е — экспортный вариант БСЭМ-4К
БРЭМ-4Е — экспортный вариант БРЭМ-4

В декабре 2009 года Ирак заключил договор с Украиной на поставку 420 машин:
— 270 в БТР-4 С БМ-7 «Парус»,
— 80 командных машин БТР-4К,
— 30 командно-штабных машин БТР-4КШ,
— 30 бронированных медицинских машин БСЭМ-4К,
— 10 бронированных эвакуационных машин БРЭМ-4.
В конце 2010 года первая партия из-за проблем с орудиями была задержана, после чего 1-я и 2-я партии были слиты в одну. В результате первая партия из 26 машин прошла приёмку в марте 2011 года, а 20 апреля отправлена в Ирак.

/По материалам morozov.com.ua и ru.wikipedia.org /

Не клевещите на Буцефал (Украинский БТР-4 - удар по самолюбию оборонщиков РФ)

Большая часть предприятий советского ВПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С того времени украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации. В частности, гордость русской «оборонки» крайне задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит российские аналоги?

Вот он какой

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному - ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же русский, как Т-80УД - украинский. Оба - советские.

В российских СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер - БТР-3.
Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени О. О. Морозова в рамках ОКР « Ладья», впервые продемонстрировали на выставке « Аэросвит» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 - плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.
Максимальная боевая масса - 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой - до 25 тонн. Экипаж - три человека: командир, оператор, водитель. Десант - 7-9 человек.
Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву - 10 километров в час, запас хода по топливу - 690 километров.
БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения « Парус», в состав которого входят 30-мм автоматическая пушка, спареный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы - пять километров).
Предусмотрена возможность оснащения машины и другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23.
Бронетранспортер может использоваться в условиях применения противником оружия массового уничтожения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЕМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно- эвакуационной (БСЕМ-4К) и других.
Главная же особенность « Буцефала» - широко распространенная во всем мире компоновочная схема, которая принципиально отличается от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней - моторно-трасмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника.
Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии, быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет напомнить, что такая компоновка принята в качестве стандарта в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения
В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 « Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЕМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЕМ-4.
В конце 2010 года отправление первой партии бронетранспортеров было задержано по причине незначительных проблем с пушкой, после чего отправку машин 1 и 2-й партий объединили в одну.

В сбое виновата не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты по Ираку не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки принятия « Буцефалов» на более поздний срок.
Первая объединенная партия (26 машин) была принята только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приему 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 - 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не столь однозначна. По итогам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в заявленном количестве машин, поскольку реально македонской армии требует не более 80 бронетранспортеров.
И здесь, как «чёртик из табакерки», выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящемуся контракту. В частности, он сообщил: «Defense Solutions становится членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония является важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предусматривается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит снабжение консорциума разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь, среди прочего, идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системе управления огнем и, возможно, вооружении.
Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, который отвечает стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500-4000 машин средней стоимостью 1,5-2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждал, что даже с полностью интегрированными технологиями, БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по расходам на эксплуатацию и станет замечательным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН. Таким образом, можно сделать вывод, что американцы допускают продвижение нового изделия на восточноевропейский рынок, а также поставку его своим союзникам в «горячие точки», например в Ирак и Афганистан. Такой «зигзаг удачи» мог бы стать новым уникальным этапом в развитии украинской легкой бронетехники.
Но после всех заявлений о намерениях, никакой новой информации по македонскому контракту или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 не появилось.

Болезненная реакция
Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На оборонной выставке KADEX-2012, которая проходила в Астане 3 мая 2012 года, государственные компании двух стран - «Укроборонпром» и « Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В целом планируется изготовить 100 машин: 10 - в текущем году, 90 - в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании « Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки и с постепенным увеличением количества комплектующих и запасных частей, которые будут изготовляться казахстанской стороной, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного - Россия уже давно потеряла монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особенного повода нет - практически одновременно с БТР-4, Казахстан заключил из Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР- 82. Не хотят казахстанские товарищи «класть все яйца в одну корзину» и правильно делают. Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое - болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, выражая удивление по поводу приобретения Астаной «ненадежных» украинских бронетранспортеров, ищут в этом соглашении коррупционный след.
Позволительно спросить: а чем российская техника более надежна? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Флага и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. О. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Считает ли кто-то серьезно, что уровень технической культуры в России более высок, чем на Украине?

Стоило бы задуматься
Еще один « экспертный» опус: « Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезный шаг в сторону современной концепции колесного бронетранспортера в сравнении с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 обременен рядом откровенно отсталых или неудачных технических решений. «Кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, выступающая сильно вперед, имеет недостаточную защищенность и не соответствует современным требованиям противоминной защиты».

Читая подобный вывод, точно не знаешь, что делать - смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82, в сущности, заимствованная от БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточная да и о противоминной защите говорить не придется. По большому счету - это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка « улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы изменять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и так далее.
Разработчики, похоже, как и раньше, собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно бросив на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, обеспокоенным успехами БТР-4 (невзирая на истерию) на мировом рынке вооружений, вместо того, чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, стоило бы задуматься: почему машина, которая отвечает стандартам НАТО (а теперь в мире это подобие знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем здесь дело? Судя по всему, в том, что в Украине нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и выдумывать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, которая мешает созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и так далее лучшими в мире.
Конечно же, БТР-4 - не предел совершенства, в машине немало недостатков и детских болезней. Однако ключевым в его оценке является уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастаться не могут. К примеру, достаточно успешно продвигается в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, который стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее, в отсутствие предложений от российского ВПК, эта машина уже заинтересовала и Министерство обороны РФ, которое собирается закупить 500 таких экземпляров. А вот БТР-4 Россия уже точно не закупит. Впрочем, это тема для отдельного разговора.