Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Авиация россии. Российский истребитель шестого поколения изменит принципы войны в воздухе Новый российский самолет 6 поколения

Авиация россии. Российский истребитель шестого поколения изменит принципы войны в воздухе Новый российский самолет 6 поколения

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.

В начале весны 2017 года начались первые разработки по боевому самолету 6-го поколения, вооружённого электромагнитными пушками пушками. Эти уникальные машины в сочетании с другими роботизированными комплексами обеспечат России глобальное превосходство над любым противником на Земле на долгие десятилетия.

Основная часть боевых самолетов будущего будет беспилотной. Аппараты способные развивать гиперзвуковую скорость, смогут сбиваться в стаи, где человек останется необходимым, но самым слабым звеном. Беспилотные истребители смогут неделями барражировать в воздухе, при необходимости выходя в ближний космос .

Об этом и многом другом рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев .

- Что будет представлять собой самолет 6-го поколения?

Боевой самолет 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах - пилотируемом и беспилотном.

Основной принцип применения этого самолета - так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолетов будет один-два пилотируемых, остальные - беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полетные функции, начиная от взлета до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолет 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у летчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.

Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолет-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полета 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.

Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?

КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь "борт" (бортовое радиоэлектронное оборудование - прим. ТАСС). Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надежность и эффективность всей системы.

Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.

- Что это за элементы?

К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.

Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные друзья идут примерно по тому же пути.

- То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?

Я думаю, да, и на F-35 тоже.

- Эта красивая концепция самолета 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ ?

Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.

С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолетов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы четко понимаем, что самолет 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.

По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолетов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Летчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время маневров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.


Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолета 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие (сверхвысокочастотное - прим. ТАСС). В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, летчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек - это тоже в какой-то степени "прибор", работающий на основе приема и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.

Защита делается уже сегодня - экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.

Кроме того, боевой самолет 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полета. 6-е поколение боевых летательных аппаратов - это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолет будет приходиться 5-10 беспилотных.

- Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?

- Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолету?

Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.

- К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?

Было заявлено, что первый полет самолет 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.

- Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.

Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано "радиоэлектронное поражение", и только в скобках "радиоэлектронное подавление".

Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.


Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации.

Если мощность этого сигнала еще повысить, то мы загоним радиоприемный тракт в режим так называемого насыщения - это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают - не успели восстановиться.

С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приемный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.

Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для ее использования на самолете?

На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолет - это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии. Преобразовав ее в СВЧ-сигнал, с учетом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.

- На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?

Беседовал Дмитрий Решетников

На совещании по вопросам развития военной авиации вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил о том, что с истребителем пятого поколения Т-50 ПАК ФА все нормально, он уже требует минимального конструкторского сопровождения. В связи с чем ОКБ Сухого сосредоточилось на разработке истребителя шестого поколения.

Эффект от этого сообщения решил усилить главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев , заявивший, что российские специалисты ведут работы по созданию истребителя седьмого поколения. Можно предположить, что это из арсенала новомодной гибридной войны, поскольку о седьмом поколении самолетов, видимо, не слишком знают и наши прославленные авиаконструкторы.

А вот о шестом поколении не только можно, но и нужно поговорить. Дело в том, что появление нового самолета уже не за горами. ОКБ Сухого обещает создать летающий прототип к концу 20-х годов. Американцы намерены предъявить новинку в 30-е годы. Причем в этом направлении собираются двигаться параллельными курсами и Boeing, и Lockheed Martin. Намерены «ввязаться в драку» и конструкторы ОКБ Микояна. Также амбиционные планы есть у китайцев, французов и японцев.

Никаких четких критериев относительно того, каким должен быть самолет шестого поколения не существует. Тут придется руководствоваться тем, что уже известно о перспективных разработках, а также здравым смыслом. Относительно того, что же планирует сделать ОКБ Сухого, не известно. Существуют лишь эскизные проработки, с которыми ознакомили Дмитрия Рогозина. Но он «военную тайну» не разглашает.

Хотя военные футурологи высказывают свое видение проблемы. Многие говорят о том, что самолет должен быть гиперзвуковым, то есть достигать скорости в 5 М. И тут уже ТРД с форсажной камерой не обойтись. Потребуются ракетные ускорители. Делать их твердотопливными — слишком дорого. К тому же это не будет способствовать нормальному выполнению боевых задач, поскольку твердотопливный ускоритель предназначен для одноразового включения. Использование жидкостных РД слишком нетехнологично, поскольку перезаправка двигателя низкокипящими компонентами — это слишком громоздкая задача. В данном случае вылет по тревоге становится проблематичным.

Правда, есть высококипящие компоненты. Но и такой РД доставит конструкторам массу проблем. Во-первых, два двигателя — ТРД и РД — это для истребителя большая весовая нагрузка. Она усугубляется тем, что РД пожирает громадное количество топлива и окислителя, которыми необходимо заправлять самолет.

Возникает и еще одна проблема — разогрев самолета при гиперзвуковом полете. Легендарный перехватчик «Валькирия», который не пошел в серию, на скорости 3 М разогревался до 3 тыс. градусов. В связи с чем он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали. Та же самая история была и с нашим ракетоносцем Т-4, у которого расчетная скорость была 3,2 М. При гиперзвуковой скорости потребуется теплоизоляция корпуса. Собственно, она была установлена на американский разведчик SR-71, который развивал скорость в 3,4 М. Но и это полностью не решит температурную проблему. Необходимо будет защитить турбореактивный двигатель от перегретого воздуха, приходящего из воздухозаборников.

И еще одно обстоятельство усугубляет проблему. Самолет шестого поколения, в соответствии с распространенным мнением, должен быть сверхманевренным. Существующим ракетопланам, обвешанным теплозащитными пластинами, гораздо проще бороться с перегревом. За счет маневрирования гиперсамолет будет нагреваться дополнительно.

Как видим, комплекс проблем, связанных с гиперзвуковым полетом, слишком значителен. Поэтому можно предположить, что они смогут быть решены для седьмого поколения самолетов.

При этом следует учитывать, что малозаметность, присущую самолетам пятого поколения, для шестого поколения никто не отменял. Но она вступает в противоречие с тем, о чем мы говорили выше. Стелс-технологии ухудшают летные качества самолета. Что прекрасно иллюстрирует американский истребитель F-35, который все никак не доведут до ума. При этом конструкторы Lockheed Martin утверждают, что маневренность в их самолете не главное. Упор делается на раннее обнаружение самолета противника при скрытном положении своего и превентивный обстрел высокоточными ракетами.

Так что тут компромисс неизбежен: и малозаметность, и маневренность скорее всего будут не идеальными. Из чего можно предположить, что у каждой страны будет свой самолет, особенности которого будут определены военными, разрабатывающими концепцию применения: какие качества главные, какими можно слегка пренебречь. Собственно, то же самое мы наблюдаем сейчас на примере Т-50 ОКБ Сухого и F-35 Lockheed Martin. Наш истребитель маневреннее. Американцы делают ставку на малозаметность, хотя она в нынешнем ее виде не представляет проблем для ЗРС С-400 и тем более для ЗРС-500. В то же время, для отражения дальних ракетных атак, на которые уповают американцы, Т-50 запредельная маневренность не нужна.

Истребитель Т-50 (Фото: Александр Рюмин/ТАСС)

Предполагается, что самолет будущего будет способен работать и в ближнем космосе. Для ракетного двигателя это непроблематично.

Вполне понятно, что новая машина должна обладать искусственным интеллектом. Причем более развитым, чем тот, который присутствует у беспилотников, которыми руководят операторы. Самолет должен самостоятельно принимать решения в боевых условиях. Но все равно без присутствия человека тут не обойтись. Дело в том, что связь с наземным оператором дальше, чем на расстоянии в 200−300 километров, реализовать не просто, даже если использовать самолетные и спутниковые ретрансляторы. Потому что тут играет роль и надежность связи в условиях массированных боевых действий.

Вырисовывается такая концепция. Один и тот же самолет будет выпускаться в двух модификациях — беспилотной и пилотируемой. При таком варианте группу вылетающую на задание беспилотников будет сопровождать пилотируемая машина. В то же время беспилотный вариант более предпочтителен, поскольку такой самолет способен совершать полет со значительно большими перегрузками, чем те, которые может выдержать пилот.

И, наконец, еще два качества, без которых не может обойтись самолет будущего. Он должен быть оснащен более эффективным вооружением. Свободно падающие бомбы будут списаны. Среди ракет должны преобладать гиперзвуковые с высокой маневренностью. А также с таким уровнем интеллекта, который позволит с легкостью обыгрывать ныне существующие средства ПВО. Возможно появление лазерного и электромагнитного оружия.

Также существенно возрастают требования к взаимодействию каждого конкретно самолета на базе многоуровневой компьютерной связи не только с самолетами авиационного звена, но и с участвующими в бою сухопутными силами, с силами ВМФ, ПВО и пр., и пр. То есть будет реализован принцип сетевого сражения, в котором важнейшую роль играют системы связи и компьютеры.

Практически у всех участников гонки за создание первого самолета шестого поколения в портфеле находятся лишь концепции и эскизные зарисовки. Однако США на этом фоне лидируют. Компания Boeing, сердитая на Lockheed Martin за проигранный тендер на создание F-35, со здоровой злостью вырвалась вперед. Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet.

Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан. И в 2013 году был представлен новый макет.

Планер представляет собой летающее крыло без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь на виражах.

О типе двигателя ничего не сообщается. Но, можно предположить, что это все же ТРД, а не РД. Он, как и на истребителях пятого поколения, обеспечивает сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но, вероятно, гиперзвуковой она не будет.

К существенной новизне относится «умная обшивка» — корпус самолета напичкан не только всевозможными датчиками, но и радиоэлектроникой. Самолет двухместный с двумя двигателями. Также прорабатывается версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км.

В феврале прошлого года выяснилось, какого рода компромиссы избраны для создания новой машины. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесения ударов с больших дистанций при помощи новых видов вооружения. Возможно, истребитель будет вооружен лазерным или электромагнитным оружием. Правда, непонятно, хватит ли для этого на борту энергии. В принципе, примерно тот же компромисс американцы заложили в F-22 и F-35. Но на сей раз они решили поступиться еще и скрытностью.

Boeing реализует и еще один похожий проект — F-X для ВВС. Он должен заменить истребители F-22. Макет визуально не отличается от военно-морского. И больше сказать о нем пока нечего.

08:22 04.02.2015

Россия занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев.

В ожидании будущего - Россия занялась проектирование истребителя 6-го поколения. Российский производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработки для боевого самолета шестого поколения, сообщил замгендиректора концерна Владимир Михеев. По его словам, речь идет о двух версиях самолета: пилотируемого и беспилотного.Фото: defense.com О том, что российские авиаконструкторы приступили к разработке самолета шестого поколения, стало известно в августе 2013 года. В июле прошлого года Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщили - предприятие рассчитывает, что первый отечественный образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов. В США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/ F Super Hornet.Фото: defense.com Согласно предварительным оценкам американского министерства обороны, боевой самолет шестого поколения должен быть малозаметным и сверхманевренным. Предположительно, перспективный /истребитель сможет развивать гиперзвуковую скорость (более пяти чисел Маха, около 5,8 тысячи километров в час). Пилотирование аппарата должно быть опциональным. В канун открытия международного аэрокосмического салона МАКС-2013 в подмосковном Жуковском бывший главком Военно-Воздушных сил Петр Дейнекин подтвердил, что в России начата разработка истребителя 6-го поколения. Не раскрывая сроков его появления и технических характеристик генерал-армии подчеркнул, что эта машина станет беспилотной.Фото: defense.com Пикантность и американских, и российских оценок состоит в том, что ни та, ни другая сторона так до конца не понимает, что именно хочет получить в итоге. Это очень отчетливо видно вокруг двух машин 5-го - самого последнего поколения авиационной техники F-22 Raptor и Т-50. Российские специалисты, не скрывают, что Т-50 квинтэссенция всего современного, что есть в российской боевой авиации. Это прежде всего самая совершенная на сегодняшний день аэродинамическая схема, фюзеляж с большим использованием композитных - радиопоглощающих материалов (технология СТЕЛС).По словам конструктора Т-50 Александра Давиденко, доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%. По поверхности самолета - 70%. По его словам, широкое применение композитов в конструкции самолета позволило снизить его массу, а также существенно облегчить подготовку серийного производства. «Благодаря применению композитных материалов существенно сократилось количество деталей: по сравнению с самолетом Су-27 количество деталей уменьшилось в четыре раза, - сообщил телеканалу ЗВЕЗДА конструктор. - Это же позволило существенно снизить радиолокационную заметность самолета». Фото: Марина Лысцева В КБ «Сухого» говорят о «беспрецедентно низком уровне радиолокационной, оптической и инфракрасной «заметности» машины. Эффективная площадь отражающей поверхности у него равна 0,5 кв.м (у Су-30МКИ - 20 кв.м). Для понимания это означает, что на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, а отражение Т-50 в 40 раз меньше. Это соответствует показаниям F-22. Фото: Марина Лысцева Кроме того, в Т-50 стоит новейший радар на основе активной фазированной решётки позволяющий обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия. Двигатель 117С позволяющий иметь крейсерский сверхзвуковой полет, а также сверх маневренность истребителя в воздушном бою. И наконец, бортовая электроника, позволяющая интегрировать истребитель в цифровую - ситецентрическую систему ведения боевых действий. Набор этих факторов радикально отличает Т-50 от истребителей предыдущего 4-го поколения: Су-30, Су-35. И позволяет говорить, о том что в России создан истребитель 5-го поколения. Его испытания только идут. Принятие на вооружение первой серийной машины ожидают не раньше 2016 года.На этом фоне разговоры о новом - 6-м поколении выглядят хоть и жизнеутверждающими, но малообъяснимыми. Какие именно требования предъявляют российские военные к истребителям следующего поколения неизвестно. Собственно и с пятым, пока, не все ясно - машина проходит испытания. Многие из задуманных для нее систем еще не готовы. Пять истребителей Т-50 проходящих испытания всего лишь прототипы. На каждом из них разный набор оборудования. Каждый рассчитан под проверку тех или иных параметров. Каким будет конечный - серийный вариант никто не знает. Тем более, как отмечает источник телеканала ЗВЕЗДА в авиационной отрасли, что по тому же Су-35 можно судить, как долго может идти этот процесс.
Фото: Минобороны России «Военные постоянно меняют техзадание пытаясь получить «идеальный» самолет для непонятно каких условий применения», - говорит источник издания. Президент, генконструктор ОАО «РПКБ» Гиви Джанджгава, где была создана бортовая электроника истребителей Су-30, Су-35 и Т-50, согласен, что будущее боевой авиации за беспилотными авиационными комплексами. Причем многое, что должно быть в них быть реализовано уже создано и используется в российских истребителях.По заверениям разработчиков, Т-50 - практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий.Современные российские боевые самолеты могут совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности. Позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. При этом, машина не позволит летчику применить оружие, если его действие может повредить сам истребитель. Бортовой компьютер может решить и другую задачу - корректирует ошибки пилотирования не давая летчику выйти на критические режимы, при которых машина может свалиться в неконтролируемый штопор. Ну и наконец, при потере пилотом способности управлять самолётом в случае ранения или потери сознания, автоматически его катапультировать.По словам Джанджгавы, все это как раз элементы 6-го - беспилотного-роботизированного поколения авиатехники. Но вот стоит ли идти дальше? Конструктор согласен, что робот лучше человека. Подготовка пилота занимает годы и требует миллионных расходов. Его потеря серьезный удар по боеготовности армии. К тому же человек может заболеть, испытывать психологические трудности и в итоге оказаться неспособным выполнить боевую задачу. Робот готов воевать всегда и в любых условиях. Но так ли это?
Фото: Марина Лысцева Директор программ по беспилотным комплексам концерна «Вега» Аркадий Сыроежка - конструктор работающий над созданием российских беспилотных летательных аппаратов, в том числе и стратегического назначения, говорит, что «Ахиллесова пята» всех беспилотниуков в том, что они не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета в зависимости от изменения ситуации.Американского робота MQ-1 Predator готовит к вылету несколько месяцев. Если в ходе проведения боевого задания, что-то пойдет не так, машину тут же вернут на базу. Многомесячный труд сотен людей планировавших, готовивших боевой вылет специалистов оказывается пустым. Собственно так же как и не выполненной боевая задача. В тоже время летчик-испытатель Михаил Беляев уверен, что строевой летчик напротив способен не только адекватно оценивать изменение боевой ситуации, но и самостоятельно принять решения для выполнения поставленных перед ним задач. И несмотря ни на что выполнить их.Еще один нюанс - гиперзвук. До последнего времени его считали чуть ли не главным условием самолетов будущего. Но вот парадокс, главком ВВС России Виктор Бондарев рассказывая о перспективном стратегическом бомбардировщике, по мнению экспертов, он должен был быть гиперзвуковым, вдруг огорошил всех заявлением, что машина будет дозвуковой. И это при том, что предыдущий российский бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь» летает со скоростями в 2 тыс. км в час и может подниматься в ближний космос.Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Дальность их полета от 3 до 5 тыс. км. Или те, что придут им на смену. Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми. Фото: Марина Лысцева Собственно в истребительной авиации та же тенденция. F-22 имеет сверхманевренность, но воевать будет не пушками в ближнем бою, а ракетами не входя в зону действия систем ПВО противника и прямое соприкосновение с его истребителями.Летчик-испытатель истребителя Т-50 Сергей Богдан говорит, что истребитель 6-го поколения если и появится в России то не ранее, чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но все равно, от истребителя 4-го поколения до поколения 5-го прошло 35 лет», - объясняет он. При этом, перспективные самолеты действительно будут беспилотными, уверен Богдан, но «пилотируемая авиация еще будет жить долго».«От человека, пока, не отказываются, - замгендиректора концерна КРЭТ Владимир Михеев. - Минобороны только формирует техническое задание на этот самолет». Концептуальные споры конструкторов и пилотов отражают главное - никто, пока, толком не знает каким именно должен быть и какими свойствами обладать истребитель 6-го поколения. Эта тенденция присутствует и в оценках сегодняшнего 5-го поколения. F-22 создавался в пику холодной войны США и СССР. В ситуации, когда две сверх державы готовились к тотальному уничтожению друг друга. Достичь его можно было только технологическим превосходством.Но вот незадача, первый «Raptor» увидел «свет», когда и Москва, и Вашингтон решили, что они партнеры, а значит, глобальной войны между ними не будет. В итоге, программу закупок F-22 из-за стоимости сократили на две трети. Российское Минобороны так же не планирует массовых закупок Т-50 предпочитая покупать «старые», но технологически вылизанные, понятные в плане боевого применения, истребители поколения «4++»: Су-35 и МиГ-35. Аналогичная тенденция и ВВС США.Что же до 6-го поколения, то его судьба во многом связанно с появлением в мире соответствующего противника. Это может быть и новый истребитель Китая, превосходящий по своим характеристикам F-22 или Т-50, или какие либо инопланетные захватчики со своими летающими тарелками. И то и другое мало вероятно. Поэтому и Москва и Вашингтон еще долго будут думать над целесообразностью выделения гигантских сумм на разработку самолета, для которого банально нет боевых задач и что самое важное достойного противника.

Обсуждать создание истребителей шестого поколения стали практически сразу, как были обозначены основные конкуренты по пятому поколению истребительной авиации. Однако, несмотря на схожесть выполняемых задач, с появлением шестого поколения истребителей вырастут не только скорости и дальности боевой работы - изменится сам характер воздушного боя.

Технологический уклад

Принято считать, что на современном историческом этапе ключевые изменения в авиационной технике начинаются с истребителей четвертого поколения. Качественный скачок в проектировании истребительной авиации в этом случае был обусловлен не совсем обычным подходом к применению материалов. И хотя композиты на истребителях четвертого поколения «с ходу» применять не стали, в дальнейшем именно облегченные материалы (ПКМ) позволили выйти на качественно иные летные характеристики.

Однако над снижением массы и повышением прочности деталей работали так же активно, как и над внедрением перспективных материалов. Например, при производстве истребителей четвертого поколения Су-27 активно применялась сварка титановых деталей в аргоновой среде, высокотемпературная формовка и многие другие производственно-технологические нововведения, опробованные в создании силового шпангоута и панелей центроплана.

Появилась и электродистанционная система управления, благодаря которой стали возможны немыслимые ранее маневры с огромными перегрузками. Огромный потенциал для модернизации позволяет отечественным истребителям поколений 4, 4+ и 4++ оставаться в строю и выполнять сложнейшие боевые задачи, будь то перехват воздушных целей или поражение наземных - именно с четвертого поколения понятие «многоцелевой истребитель» начинает раскрываться в полной мере.

После пятого

Появление истребителей пятого поколения «подняло планку» для боевой авиации в целом. Увеличение скоростей и дальности полета, вооружение, укрытое во внутренних отсеках для обеспечения малозаметности, сулили огромные преимущества в бою. Другие изменения - внедрение «умных» систем управления, обнаружения и наведения также были подняты на качественно новый уровень и существенно упростили боевую работу для летчика.

Системы контроля и вооружение истребителей пятого поколения, включая лидеров этого направления - российский Т-50 и американский F-22, подчинены единой цели - выполнению боевой задачи с минимальным риском для техники и человека.

Специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность, РЛС с расширенным функционалом, дальностью и повышенным быстродействием призваны оперативно сформировать данные о цели и позволить человеку применить авиационное вооружение.

Замещая человека

Фантастические рассказы, написанные десятки лет назад, уже сформировали определенный облик авиации будущего. Писатели-фантасты многие годы назад предположили, что в войнах будущего человек сможет лишь наблюдать за ходом сражений, в то время как основную работу по части уничтожения противника возьмут на себя компьютеры.

Главным аспектом НИР по истребителю шестого поколения является так называемый «комибинированный» подход к созданию машин - разработка и производство пилотируемой и беспилотной версий, отличных друг от друга не только по БРЭО, но и по составу вооружения. Причем беспилотникам в этом отношении отдается явное предпочтение - «электронные мозги» во время критических нагрузок и скоростей не «грохнутся» в обморок, а значит, эффективность такого подхода в целом может оказаться значительно выше, чем в случае с пилотируемым самолетом. Эксперты поясняют, что значительно изменятся и скоростные характеристики полета таких «изделий» - истребитель шестого поколения будет летать на скоростях, близких к 5М, против текущих 2000 километров в час.

«Есть мнение, что такой комплекс будет только опционально пилотируемым - типовые задачи будут выполняться в беспилотном режиме, специфические - в пилотируемом», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский.

Использование беспилотных аппаратов в качестве основы для истребительной авиации может в буквальном смысле слова переписать существующие подходы к проведению воздушного боя.

Как отмечают эксперты, БВБ - ближний воздушный бой - после появления истребителей шестого поколения будет проводиться на еще более высоких скоростях и запредельных углах атаки, а из состава вооружения истребителей шестого поколения, ввиду новых возможностей, за ненадобностью может быть исключена авиационная пушка.

Умный борт

Разработка истребителей шестого поколения предполагает, помимо прочего, не только огромную работу по вооружению и бортовым комплексам обороны (включая средства РЭБ), но и внедрение новых аппаратных и программных решений. Учитывая сроки реализации программы и объем входящих/исходящих данных, БЦВМ истребителя шестого поколения должна будет обрабатывать в тысячу раз больше информации, чем аналогичные комплексы на истребителях четвертого и пятого поколения вместе взятые.

«Что касается аппаратной стороны вопроса, то на рубеже 2030-2035 годов решать такие задачи, вероятно, смогут сверхпроизводительные квантовые компьютеры, которые, безусловно, разрабатываются и с прицелом на военное применение», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» профессор математики, кандидат математических наук Андрей Гордеев.

Однако стоит учитывать, что военная техника «потребляет» в значительной степени меньше вычислительной мощности, чем научные и коммерческие проекты. Это означает, что первые прототипы истребителей шестого поколения могут появиться с БЦВМ, основанными на существующих аппаратных решениях. Главным в таких вопросах, как поясняют эксперты, останется отработка хорошего программного обеспечения и защищенные каналы связи.

Другим важным отличием и характерным признаком истребителей шестого поколения станут относительная автономность и независимость летательных аппаратов.

«Возможность беспилотного применения как раз и является одним из отличий авиации шестого поколения. Управление в этом случае должно осуществляться автономно - не дистанционно, как сейчас у большинства БПЛА, а с применением искусственного интеллекта», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Василий Кашин.

Звездные войны в атмосфере

Другими важными решениями, облегчающими боевую работу авиации шестого поколения, могут стать принципиально иные комплексы обнаружения и бортовое вооружение истребителя. В ходе авиакосмического салона МАКС-2017 советник первого заместителя гендиректора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев рассказал телеканалу «Звезда» о работах над изделиями на основе радиофотоники, которые будут применяться в том числе и на истребителе шестого поколения.

По словам Михеева, по заказу Фонда перспективных исследований при правительстве Российской Федерации КРЭТ создает так называемую РОФАР - радиооптическую фотонную антенную решетку.

«Радиооптическая антенная решетка позволит реализовать новые возможности радиолокации. Это сверхширокополосность, серьезная устойчивость к различного вида помехам и достаточно высокая мощность», – рассказал Михеев.

Комплекс, который называют «глазами» истребителя шестого поколения, по словам Михеева, отправится на испытания уже через полгода, однако уже сейчас можно говорить о качественно ином уровне реализации БРЭО, который российским специалистам дает радиофотоника.

Окончательный облик истребителя шестого поколения еще не сформирован, однако уже сейчас можно предположить, что перспективный самолет в значительной степени будет отличаться от всего, что человек когда-либо создавал ранее. По сути, разработчикам предстоит заново изобрести самолет, ведь даже простое увеличение скоростных режимов повлечет за собой колоссальные изменения в конструкции планера, материалах, из которых планер будет изготовлен, и далее по цепочке.

В истории с истребителями шестого поколения человеку отводится роль командира, управляющего группой летательных аппаратов, обозначающего зоны ответственности, но не рискующего собственной жизнью. Именно к этому, по словам экспертов, боевая авиация шла на протяжении десятилетий развития.